Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Стрекаловская З.А. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА ОЛОНХО КАК ШЕДЕВРА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

КУЛЬТУРНЫЕ  ЦЕННОСТИ  ГЕРОИЧЕСКОГО  ЭПОСА  ОЛОНХО  КАК  ШЕДЕВРА

Стрекаловская  Зоя  Андреевна

старший  преподаватель  Арктического  государственного  института

искусств  и  культуры,  РФ,  г.  Якутск

E-mail: 

 

CULTURAL  VALUES  HEROIC  EPOS  OLONKHO  AS  A  MASTERPIECE

Zoya  Strekalovskaya

lecturer  of  the  Arctic  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Russia  Yakutsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  выявляются  основные  ценностные  характеристики  якутского  героического  эпоса  олонхо  как  шедевра  устного  и  нематериального  культурного  наследия  человечества,  получившего  данный  статус  в  ЮНЕСКО  (25  декабря  2005  года).  Сегодня  научное  изучение,  возрождение  и  популяризация  памятников  нематериального  культурного  наследия  становится  одним  из  приоритетных  направлений  культурологии  в  международном  аспекте.

ABSTRACT

The  paper  identifies  the  main  value  characteristics  Yakut  heroic  epos  olonkho  as  Masterpiece  of  the  Oral  and  Intangible  Heritage  of  Humanity  by  UNESCO  (25  December  2005).  Today,  the  scientific  study  of  the  revival  and  promotion  of  intangible  cultural  heritage  sites  is  becoming  one  of  the  priorities  in  the  international  aspect  of  Cultural  Studies.

 

Ключевые  слова:  ценность;  эпос;  олонхо;  феномен;  традиция.

Keywords:  value;  epic;  olonkho;  phenomenon;  tradition.

 

Развитие  современного  общества  подвержено  интенсивному  воздействию  модернизации  и  глобализации,  которые  объективно  воздействуют  на  исторически  сложившиеся  устои  и  традиции.  В  последние  годы  в  нашей  стране  особую  остроту  приобрела  сохранения  культурных  ценностей  любого  народа.  В  связи  с  этим  изучение  и  возрождение  нематериального  культурного  наследия  становится  одним  из  актуальных  направлений  культурологии.

Героический  эпос  олонхо  как  архаический  и  синкретичный  жанр  якутского  фольклора  является  уникальным,  ценностным  явлением  и  представляет  собой  феномен  устной  сказительской  традиции  народа  саха.

Существует  множество  определений  концепта  «ценность»,  приведем  из  них  наиболее  общее.  Культуролог  Б.И.  Кононенко  раскрывает  смысл  толкования  культурных  ценностей.  Под  термином  «культурные  ценности»  включает  нравственные  и  эстетические  идеалы,  нормы  и  образцы  поведения,  языки,  диалекты  и  говоры,  национальные  традиции  и  обычаи,  произведения  культуры  и  искусства  любого  народа,  создавшего  их  [1.  c.  219].

Исходя  из  этого,  по  отношению  к  героическому  эпосу  олонхо  как  многомерному  явлению,  со  следующими  ценностными  элементами,  включающие  историю,  язык,  народные  знания  и  умения,  обычаи  и  традиции,  обряды  и  ритуалы,  систему  многообразных  образов,  идеалы  и  быт,  философию  и  мировоззрение,  а  также  ранние  религиозные  представления  (культы,  магия,  шаманство)  якутского  народа. 

Ценностные  культурные  признаки  олонхо  как  шедевра  могут  быть  представлены  в  следующих  главных  аспектах:  происхождение  народа,  его  мировоззрение,  религиозные  представления,  искусство  исполнения,  социально-бытовая,  лингвистическая,  устно-поэтическая  и  музыкальная  характеристика  олонхо  как  жанра.  В  данной  статье  мы  остановимся  лишь  на  некоторых  ценностных  характеристиках  эпоса  олонхо  как  шедевра. 

Как  известно,  эпос  олонхо  возникло  в  глубокой  древности  и  относится  к  наиболее  архаическим  эпическим  памятникам  тюрко-монгольских  народов.  Мифология  олонхо  свидетельствует  о  его  глубокой  архаике,  когда  эпическое  творчество  было  непосредственно  связано  с  мифотворчеством.  Поэтому  олонхо  изобилует  разнообразными  мифологическими  персонажами,  обитающими  по  трем  эпическим  мирам,  такими,  как:  образы  божеств-айыы  Верхнего  мира,  духов-иччи  Среднего  мира,  злых  чудовищ-абаасы  Нижнего  мира,  животных  и  птиц,  приобретающих  различные  облики  в  трех  мирах.  Это  дало  возможность  некоторым  эпосоведам  определить  первоначально  якутский  эпос  даже  как  богатырскую  сказку.  Однако,  впоследствии  эпос  был  признан  как  героический  и,  по  определению  Е.М.  Мелетинского  как  архаический  эпос  олонхо  сохраняет  в  своей  поэтике  сказочно-мифологический  фон  [2,  с.  52]. 

Якутский  эпос  полноценно  может  воздействовать  на  слушателя  только  в  том  случае,  если  сказитель  (олонхосут)  ярко  и  синхронно  воплощает  в  своем  исполнении  древние  образы  и  сюжеты.  Эпический  речитатив  как  особая  манера  исполнительства  присущ  только  живому  исполнению,  создавая  перед  слушателями  яркую,  красочную  живописную  картину  героической  эпохи  древнего  мира.  Таким  образом,  олонхосут  выступает  не  только  как  актер,  в  совершенстве  владеющий  искусством  перевоплощения,  не  только  как  искусный  певец,  создающий  при  помощи  голоса  живые  образы,  но  прежде  всего  как  мастер  словесного  искусства,  обладающий  свободной  поэтической  импровизацией.  Якутские  олонхосуты  с  детства  в  совершенстве  владели  всеми  нюансами  поэтического  языка  родного  народа,  развивая  и  аккумулируя  его  богатство  именно  в  олонхо,  До  революции  существовал  «язык  олонхо»,  на  котором  разговаривали  целые  улусы  и  наслеги,  где  существовало  живое  бытование  олонхо,  где  были  сказительские  школы. 

Участник  Сибиряковской  экспедиции  политический  ссыльный  С.В.  Ястремский,  собравший  большое  количество  текстов  олонхо  в  центральных  улусах  дореволюционной  Якутии,  с  восторгом  писал:  «Здесь  в  олонхо…  мы  вступаем  в  очаровательный  мир,  полный  поэзии,  полный  могучих  красок…  Поразительно  могуче,  страстно,  полно  поэзии  бывает  олонхо»  [3,  с.  25]. 

Прежде  всего,  мастерство  сказителя-импровизатора  состоит  в  реализации  эпического  знания  в  момент  исполнения.  Под  эпическим  знанием  понимается  комплекс  знаний  олонхосутом  различных  сюжетов,  мотивов,  корпуса  эпических  формул  и  типических  мест,  системы  художественно-изобразительных  средств,  т.  е.  особого  эпического  архаического  язык  олонхо.  Такие  олонхосуты  могли  выступать  перед  аудиторией  с  большим  успехом,  варьируя  каждый  раз  свой  эпический  текст,  однако  строго  придерживаясь  канонов  устного  сказительства. 

Олонхосуты  —  талантливые  и  яркие  личности,  выполнявшие  определенную  общественную  и  культурную  функции.  По  социальному  положению  большинство  якутских  сказителей  были  выходцами  из  трудовой  среды.  В  прошлом  прибытие  олонхосута  в  гости  воспринималось  любителями  и  знатоками  олонхо  как  большое  праздничное  событие,  к  которому  готовились  заранее,  и  ожидали  с  неподдельным  нетерпением.

Исполнение  олонхо  характеризуется  определенными,  только  ему  присущими,  признаками.  Основу  его  составляет  поэтическая  импровизация,  включающая  в  себя  основные,  веками  отточенные  эпические  формулы.  Опираясь  на  них,  олонхосут  варьирует  словесный  текст  эпического  полотна.  Обычно  единицей  измерения  служило  исполнение  олонхо  «в  течение  одной  ночи»,  «в  течение  нескольких  суток»  и  т.  д.  Якутский  эпос  представляет  собой  монументальную  поющуюся  поэму,  если  учесть  больщой  объем  олонхо  от  20  000  до  50  000  поэтичсеких  строк,  где  большую  часть  объема  олонхо  занимают  песни-монологи  без  инструментального  сопровождения.  Как  отмечал  якутский  эпосовед  И.В.  Пухов,  талантливым  олонхосутом  был  тот,  кто  при  исполнении  олонхо  выдерживал  гармоничное  сочетание  речитативной  и  песенной  частей  олонхо. 

Песни-монологи  в  олонхо  играют  большую  роль,  постоянно  чередуясь  со  словесным  поэтическим  рядом.  Олонхо  включает  в  себя  все  богатство  традиционной  музыкальной  культуры  народа  саха.  Они  занимают  практически  половину  всего  поэтического  текста.  Каждый  персонаж  имеет  свой  особый  напев,  характер  которого  меняется,  смотря  по  обстоятельствам  развития  сюжета  олонхо.  Как  отмечают  исследователи-музыковеды,  песенные  разделы  олонхо  включают  два  основных  типа  якутского  этнического  пения:  «дьиэрэтии  ырыа»  (протяжная  песня)  и  «дэгэрэн  ырыа»  (народная  песня,  исполняемая  в  быстром  ритме).  В  манере  «дьиэрэтии  ырыа»  исполняются  песни  положительных  персонажей,  а  в  стиле  пения  «дэгэрэн  ырыа»  поют  кроме  положительных  персонажей,  также  многочисленные  слуги,  животные,  птицы,  мифологические  персонажи.  Отрицательные  персонажи  в  олонхо  в  основном  поют  в  стиле  шаманского  песнопения  «кутуруу»,  одного  из  разновидностей  горлового  пения.  Основу  якутского  эпического  пения  составляет  стиль  пения  «дьиэрэтии  ырыа»,  представляющий  собой  уникальный  феномен  горлового  пения  «кылысах»,  дошедший  до  наших  дней.

Следовательно,  олонхосут  является  не  только  сказителем  и  мастером  поэтической  импровизации,  но  и  прекрасным  певцом,  владеющим  всеми  стилями  якутского  народного  пения.  Он  должен  обладать  от  природы  хорошими  голосовыми  данными,  иметь  сильный  и  звучный  голос,  уметь  исполнять  „кылысах“  (особое  горловое  пение  якутов)  и  т.  д.  В  этом  плане  эпическое  исполнительство  может  восприниматься  как  уникальное  своеобразие  творчества  человека  в  виде  особой  культурной  ценности.

Героический  эпос  олонхо,  являясь  нематериальным  культурным  наследием,  формирует  общественные  идеи,  ценности  и  нормы  поведения,  поэтому  приобщение  будущего  поколения  к  олонхо  может  рассматриваться  как  средство  нравственно-мировоззренческого  и  философско-эстетического  воспитания  детей  и  молодежи.

Таким  образом,  ценностная  характеристика  олонхо  как  шедевра  многообразна  и  представляет  собой  устный  и  неповторимый  эпический  памятник  народной  жизни  и  древней  истории  народа  саха. 

 

Список  литературы:

1.Кононенко  Б.И.  Большой  толковый  словарь  по  культурологии  М.:  АСТ,  2003.  —  512  с.

2.Мелетинский  Е.М.  Происхождение  героического  эпоса.  Ранние  форы  и  архаические  памятники.  М.:  Восточная  литература,  2004.  —  464  с. 

3.Ястремский  С.В.  Образцы  народной  литературы  якутов.  Л.:  Академия  наук  СССР,  1929.  —  226  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий