Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
САКРАЛЬНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА В ИНТЕРЬЕРЕ ЦЕРКВЕЙ ГУЦУЛЬЩИНЫ: СИНТЕЗ ЦВЕТА И КРУГЛОЙ ПЛАСТИКИ
Стефюк Роман Григорьевич
заведующий отделением художественной росписи Косовского института прикладного и декоративного искусства Львовской национальной академии искусств, Украина г. Косов
E-mail:
SACRAL WOODEN SCULPTURE IN CHURCH INTERIOR OF HUTSULSHCHYNA: SYNTHESIS OF COLOR AND THREE-D PLASTICS
Roman Hryhorovych Stefyuk
head of the department of artistic painting, Ukraine Kosov
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются композиционно-стилевые особенности уникального художественного явления Украины — народной сакральной скульптуры в интерьере деревянных церквей. Проанализированы произведения объемной и рельефной дереворезьбы в обустройстве храмов Гуцульщины.
ABSTRACT
In this article the author considers peculiarities of art and style of folk sacral sculpture in wooden church interior as the unique phenomenon of art of Ukraine. He analyzes works of three-D and relief carving in decoration of the temples of Hutsulshchyna.
Ключевые слова: дереворезьба; сакральная скульптура; обустройство деревянных церквей; Гуцульщина.
Keywords: carving; sacral sculpture; wooden church interior; Hutsulshchyna.
Постановка проблемы. Художественное наследие Украины разнообразно и неповторимо. Каждый регион владеет уникальными шедеврами, созданными известными и неизвестными мастерами, которые вошли в сокровищницу мирового искусства. Одной из таких жемчужин творчества украинского народа является скульптура деревянных церквей Гуцульщины.
За последние десятилетия опубликовано немало художественных альбомов и научных трудов, посвященных древнему украинскому искусству, в частности, иконописи, вышивке, керамике, писанкарству. Однако деревянная скульптура, особенно сакральная, до сих пор остается вне поля зрения ученых.
В советских публикациях деревянная пластика освещена недостаточно из-за идеологических рассуждений искусствоведения того времени, поскольку она имела исключительно религиозный характер. Изъятая тоталитарным режимом из сферы духовной и материальной культуры, народная сакральная резьба не вошла в шеститомную «Историю украинского искусства» (К., 1960-ые гг.), искусствоведческие очерки, монографии, особенно те, которые выходили в течение последних десятилетий режима [3, с. 15]. Другие публикации в профессиональных изданиях и в периодической литературе при анализе западноукраинской скульптуры посвящены исключительно творчеству профессиональных мастеров, невзирая на то что большинство скульптур в гуцульских церквях создано народными мастерами, да и иллюстрированы они недостаточно [2, с. 27].
Принимая во внимание недолговечность дерева, потребность фиксации, исследования и реставрации художественной сакральной скульптуры требует срочных мероприятий, направленных на решение данной проблемы. Перед искусствоведческой наукой возникла необходимость создания программы привлечения к разработке концепции реабилитации церквей Гуцульщины и, в частности, такого уникального явления, как сакральная деревянная скульптура, широких кругов ученых, органов власти и церкви. Первоочередной задачей является системный анализ сохраненных архетипов, которые находятся в церквях региона и в запасниках музеев. Немало уникальных предметов художественной резьбы по дереву едва ли не ежедневно исчезают через безразличие и не осознание их художественной ценности. Немного места объемной резьбе отведено и в музейных экспозициях. Проведенные автором полевые исследования в селах Галицкой Гуцульщины позволили собрать достаточно большой научный материал, который дает возможность осуществить искусствоведческий анализ скульптуры деревянных церквей края.
Как известно, большинство деревянных скульптур в гуцульских церквях создано народными мастерами, однако системного исследования композиционно-стилевых особенностей такого уникального художественного явления, как народной скульптуры церквей Гуцульщины, до сих пор не осуществлено.
Цель данной статьи — анализ сохраненных произведений объемной и рельефной резьбы в обустройстве деревянных храмов Галицкой Гуцульщины.
Изложение главного материала. Территория Галицкой Гуцульщины сравнительно небольшая, однако ее взнос в культурное наследие Украины неоценим. Здесь находится значительная часть уникальных достопримечательностей архитектуры и большое количество объектов сакрального деревянного строительства.
В начале ХVІІ в. деревянную сакральную скульптуру можно было видеть преимущественно в католических храмах, в отделке украинских церквей ее использовали крайне редко. Однако декоративная резьба и скульптура постепенно проникают во внутреннее оформление церквей, становится привычным элементом обустройства их интерьера. Примерно за сто лет круглая пластика в отделке убранства храмов прошла путь от несмелых одиночных вкраплений до многофигурных скульптурных композиций [2, с. 8]. В отличие от таких видов народного искусства, как ткачество, обрядовая резьба, которые формировались в связи с определенными локальными традициями, в искусстве круглой пластики талантливый народный мастер мог проявить себя значительно полнее.
Много произведений скульптурной пластики сохранилось в церквях Верховинского района Ивано-Франковской области. Самую многочисленную группу сакральных деревянных скульптур представляют ангелы, серафимы и херувимы, которые служат декоративными элементами иконостасов. В их фигурках в полной мере проявилась фантазия народного мастера: стоячие фигурки ангелов, сидячие, с молитвенно сложенными руками. В церкви Св. Анны с. Бистрец Верховинского района (рис. 1) лики херувимов размещены на колоннах в верхней части иконостаса.
Рисунок 1. Фрагмент отделки Иконостаса из церкви Св. Анны с. Бистрец Верховинского района Ивано-Франковской области Украины
Две их динамические фигурки на столбах, по обе стороны райских ворот, будто показывают дорогу в Царство Божье. Цвета полихромии на деревянных скульптурах чистые. При входе из западной стороны размещены две фигуры ангелов с позолоченными крыльями. Вытянутыми руками они будто призывают верующих к Святой Литургии. Также лики херувимов присутствуют на предметах обустройства церкви: паникадиле, пятисвечниках, которые покрыты ярким, красочным полихромированием, настенной иконе «Распятие с предстоящими», которая, как и все предметы, выполнена в стиле «народного примитива» и тоже полихромирована.
Изображения херувимов едва ли не самые давние: на первое упоминание о них наталкиваемся в книге Исхода, где сказано, что сам Господь приказывает Моисею сделать ковчег завета и украсить его двумя херувимами с поднятыми крыльями [2, с. 25].
Интересные фигурки святых видим в отделке деревянного паникадила церкви Усекновения головы Ивана Крестителя с. Зеленое Верховинского района (рис. 2). На верхней короновидной части на каждом из четырех углов установлены фигурки ангелов.
Рисунок 2. Верхняя часть паникадила из церкви Усечения головы Иоанна Крестителя с. Зеленое Верховинского района Ивано-Франковской области Украины
В их руках — горны, которые будто извещают весь мир о рождении Иисуса Христа. Эти фигурки имеют характерные для народного стиля нарушенные пропорции (большая голова, мелкие конечности) и полихромированы.
В декоративной отделке светильника из с. Зеленое, рядом с ажурной (прорезной) резьбой, важное место занимает полихромия. Цветное решение несет эмоциональную выразительность. Автор удачно выбрал сдержанный колорит и соединил цвета между собой. Доминирующим является золотистый цвет, которым покрыта основная масса рамен паникадила. Использование красного и зеленого цветов свидетельствует о незаурядном вкусе народного мастера. Красный цвет созвучен с зеленым, который дополняет его, именно этими цветами удачно изобразил человеческие страсти Ван Гог [1, с. 126]. В росписи деревянного светильника народный мастер выбрал ограниченное количество цветов — красный, зеленый, золотистый. И этим он добился сдержанных цветовых соотношений, мягких гармоничных переходов [5, с. 115].
Нетрадиционным композиционным решением выделяется верхняя часть «паука» из церкви Пресвятой Троицы с. Ильцы Верховинского района. Двусторонняя объемно-пластичная резьба поражает смелостью своей композиции, свободной, несколько примитивной трактовкой сюжетных многофигурных композиций.
С одной стороны, в круге, как символе единства, бесконечности и завершенности, совершенства, автор разместил распятие Иисуса Христа с предстоящей фигурой Ивана Богослова (рис. 4). Первое изображение распятого
Рисунок 3. Фрагмент отделки иконостаса из церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Белые Ославы Надвирнянского района Ивано-Франковской области Украины
Иисуса Христа появилось в середине V в. на бронзовых дверях базилики св. Сабины в Риме, что на Авентийском холме [4, c. 16]. Однако, лишь в VIII—IX ст. распятие появилось в других странах Востока и Запада. Сцены с Распятием были особенно распространены на придорожных, процессионных, напрестольных, ручных и нагрудных крестах.
Сама трактовка Распятия является условной, решенной в наивной манере исполнения резьбы. Пропорции фигуры нарушены: голова увеличена, детали тела укорочены. Справа от Христа размещена фигура Ивана Богослова с молитвенно сложенными руками. Слева от Распятия изображена лестница, которая является атрибутом сцены «Снятие с креста», а не самого Распятия. Само Распятие и предстоящая фигура Ивана Богослова объемны. Лики фигур спокойные, добродушные и мягкие. Над Распятием прикреплена головка ангела с крыльями.
На обратной стороне размещена двуфигурная композиция — Богородица с Младенцем, самый распространенный тип Одигитрии. Средневековая сумрачность трагизма на ее лице полностью исчезла, зато в красных устах таится улыбка доброты, веры, надежды. Это не та Мария, которая проникается будущими страданиями своего Сына, но та, которая прозорливо видит Его воскресенье и вознесение на небо. Фигуры святых, как и на противоположной стороне, вписаны в круг — символ Солнца. Оно символизирует духовный свет Христа Спасителя, что отображено в литургических текстах (Евангелие Мт. 17.2; Ив. 8.12; акафист к Пресвятой Богородице; церковные гимны) [4, c. 21]. Святые лица преисполнены величия, нерушимого спокойствия, однако легкое движение и взгляд в направлении зрителей указывает на их нежное беспокойство о верующих: они как будто спускаются из небесных высот, чтобы вести нас дорогой спасения и дарить жизнь Вечную.
Чрезвычайно интересным, наряду с пластической отделкой «паука», является использование цветного полихромирования. Прекрасное красочное решение, удачно подобранная сдержанная гамма придают паникадилу особую неповторимость, праздничность и эмоциональную выразительность. Большинство деталей паука позолочено. Золотой цвет символизирует царство небесное. Использование позолоты создает атмосферу праздника, торжества, любви, единства воплощенного Бога Иисуса Христа.
Рисунок 4. Верхняя часть паникадила из церкви Пресвятой Тройцы с. Ильцы Верховинского района Ивано-Франковской области Украины
Прекрасным композиционным и цветным решением выделяются райские врата из церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Белые Ославы Надвирнянского района (рис. 3). В динамическую композицию ворот мастер удачно вписывает шесть фигур (Богородица, архангел Гавриил и четыре евангелиста). Фигурки, выполненные не в полном объеме, выступают над плоскостью и, благодаря яркой расцветке, приобретают особенную выразительность.
Выводы. Сакральная деревянная скульптура Гуцульщины — уникальное явление в истории украинского искусства. Самобытная народная культура проникла даже в те участки творчества, что традиционно принадлежали профессиональным художникам. Всматриваясь в лики святых, фигурки ангелов, серафимов, херувимов, мы узнаем тех, кто их создавал, их страхи и надежды, веру и любовь к своему неповторимому гуцульскому региону. Пластично-образная трактовка фигур святых, их непропорционально больших голов, уменьшенных рук и ног, выдают творцов этих артефактов как типичных народных мастеров. Сегодня возникает необходимость сохранения сакральной пластики, ее реставрации, системного исследования и анализа.
Пышная декоративная отделка, необычное конструктивно-пластическое решение, смелое применение многофигурных сюжетных композиций, использование в полихромировании нескольких цветов — все это делает гуцульских «пауков» уникальным явлением в области церковной пластики.
Введение народными мастерами в деревянную скульптуру полихромирования делает этот вид деревопластики уникальным и побуждает к более детальному изучению синтеза объема и цвета, иконографических и стилевых особенностей самобытной и неповторимой гуцульской круглой пластики.
Список литературы:
1.Гурская А.С. Язык и грамматика украинского орнамента: Учебно-методическое пособие / А.С. Гурская. К.: Альтернатива, 2003. — 144 с.
2.Деревянная скульптура Галичины ХVІІ—ХІХ ст.: Альбом. Сост. Ю. Юркевич. Львов: Институт коллекционерства украинских художественных достопримечательностей при НТШ, 2010. — 376 с.
3.Моздир М. Украинская народная мемориальная пластика / М. Моздир. Львов: Институт народоведения НАН Украины, 2009. — 288 с.
4.Станкевич Н.Е. Структура художественного текста креста // Тетради Народоведов, № 232. Львов, 2005. — С. 16.
5.Стефюк Р.Г. Архитектонические и художественно-стилевые особенности паникадила − главного светильника гуцульской деревянной церкви // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств [Текст]: зб. наук. пр. / под ред. Даниленка В.Я. Х. : ХДАДМ, 2011. — С. 112—115. (Искусствоведение: № 10).
дипломов
Оставить комментарий