Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Павлова О.С. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИ В СТИЛЕ И ДЕКОРЕ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИФФУЗИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ВАРИАЦИИ  В  СТИЛЕ  И  ДЕКОРЕ  РУССКОГО  НАРОДНОГО  КОСТЮМА  КАК  УНИКАЛЬНОЕ  ЯВЛЕНИЕ  КУЛЬТУРНОЙ  ДИФФУЗИИ

Павлова  Ольга  Сергеевна

старший  преподаватель,  НОЧУ  ВПО  «Липецкий  Институт  Управления»,  г.  Липецк

E-mail: 

 

REGIONAL  VARIATIONS  IN  STYLE  AND  DECOR  OF  THE  RUSSIAN  NATIONAL  COSTUME  AS  AN  UNIQUE  PHENOMENON  OF  CULTURAL  DIFFUSION

Pavlova  Olga

senior  lecturer  of  Lipetsk  Institute  of  Management,  Lipetsk

 

АННОТАЦИЯ

Описываются  особенности  народного  костюма  регионов  Черноземья,  анализируются  их  характерные  черты.  Выявленные  отличия  в  элементах  русского  народного  костюма  Черноземья,  по  мнению  автора,  позволяют  говорить  о  региональных  вариациях  русского  народного  костюма  как  об  уникальном  явлении  культурной  диффузии.

ABSTRACT

The  features  of  national  costume  of  Chernozem  regions  are  described,  their  characteristics  are  analyzed.  It  is  argued  that  the  identified  differences  in  elements  of  Russian  national  costume  of  Chernozem  regions  allow  speaking  about  regional  variations  of  Russian  folk  costumes  as  a  unique  phenomenon  of  cultural  diffusion.

 

Ключевые  слова:  русский  народный  костюм;  традиция;  разнородность  населения;  региональные  различия;  культурная  диффузия.

Keywords:  Russian  national  costume;  tradition,  the  heterogeneity  of  peoples;  regional  differences;  cultural  diffusion.

 

Актуальность  и  проблематика  изучения  русского  народного  костюма  как  уникального  явления  культуры  обусловлена  тем,  что  любой  народный  костюм  выступает  бесценным,  неотъемлемым,  накопленным  веками,  достоянием  культуры  любого  народа  мира,  проходя  в  своём  развитии  путь,  тесно  связанный  как  с  историей  народа,  так  и  эстетическими  взглядами  и  воззрениями  создателей  костюма.  При  этом  народный  костюм  —  это  не  только  живой,  броский  и  яркий  самобытный  элемент  культур,  но  также  и  синтез  различных  видов  декоративно-прикладного  творчества. 

В  формировании  традиций  покроя,  орнамента,  колорита,  особенностей  вышивки  в  русском  народном  костюме  большую  роль  сыграли  такие  факторы,  как  специфика  географической  среды,  климата  и  разнообразие  в  хозяйственных  укладах  многочисленных  населявших  территорию  России  народов  [1,  с.  26].  Нельзя  отрицать  и  местные  культурные  и  историко-социальные  процессы,  способствующие  становлению  особых  черт  декора  в  русском  народном  костюме.  Таким  образом,  локальные  социокультурные  сообщества,  проживающие  в  одном  государстве,  но  занимающие  различные  позиции  в  географическом,  климатическом,  культурном  аспектах,  явились  создателями  и  хранителями  традиций  национального  русского  костюма  как  системной  целостности. 

Русский  народный  костюм,  в  целом  имея  уникальный,  неповторимый  образно-стилевой  характер,  имеет  характерные  отличия  не  только  по  сравнению  с  костюмами  других  народов,  но  даже  и  по  местам  расселения  в  регионах.  Кроме  того,  при  всей  своей  целостности  и  единообразии  русский  народный  костюм  даже  в  одной  местности  может  показать  значительные  расхождения  в  стиле  и  декоре  [5,  с.  32].  Здесь  можно  говорить  не  столько  о  русском,  сколько  о  региональном  костюме  России.  Покажем  это  на  примере  разнообразий  в  конструктивном  и  декоративно-художественном  оформлении  русского  народного  костюма  Черноземья. 

Рубахи  народного  костюма  Тульской  и  Рязанской  губерний  состояли  из  нескольких  полотнищ  (три  или  четыре),  швы  соединения  которых  располагались  спереди  и  по  бокам  [2,  с.  217].  В  этих  губерниях  были  распространены  туникообразные  рубахи  с  косыми  и  прямыми  оплечьями  (поликами).  Стан  таких  рубах  состоял  их  трех  цельных  полотнищ.  Центральное  полотнище,  образуя  плечевую  линию,  перегибалось  посередине  по  утку,  при  этом  по  линии  сгиба  делался  вырез  или  разрез,  чтобы  удобно  было  надевать  рубаху  через  голову.  К  боковым  сторонам  центрального  полотнища  присоединялись  еще  два  полотнища,  выполняющие  функции  рукавов  (рукава  —  в  прямую  пройму). 

В  Калужской  губернии  были  широко  распространены  рубахи  с  прямыми  поликами.  Их  изготовляли  из  четырех  полотнищ  (по  два  полотнища  спереди  и  сзади),  которые  сбирались  вокруг  горловины.  Рукава  представляли  собой  цельные  полотнища,  дополненные  ластовицами.  Зачастую  рукава  делали  широкими,  присборенными  у  запястья  и  завершающимися  манжетами.  Подол  рубахи  декорировался  оригинальным  тканым  узором,  а  позднее  —  вышивкой  техникой  в  полный  крест  или  полукрест.  При  этом  в  девичьих  рубахах  подобным  образом  расшивался  вокруг  весь  подол,  а  в  женской  рубахе  подол  расшивался  только  спереди,  так  как  сзади  и  по  бокам  рубаха  закрывалась  поневой.  У  пожилых  женщин  низ  рубахи  не  украшался  вообще  [2,  с.  218]. 

В  Орловской  губернии  народный  костюм  состоял  из  рубахи,  поневы,  передника,  нашейных  украшений,  пояса,  обуви  и  головного  убора,  необыкновенного  и  оригинального  по  форме,  цвету  и  фактуре.  Рубаха  изготавливалась  из  хлопчатобумажной  фабричной  ткани,  шилась  с  отложным  воротником.  Вокруг  воротника  —  односторонняя  частая  сборка  в  виде  защипов.  Неповторимый  орнамент  рубахи  создавался  за  счет  вышивки  цветной  шерстью  в  виде  зеленых,  бледно-желтых  и  пурпурных  полос.  У  рубахи  были  ажурные  рукава,  украшенные  цветной  ленточной  гирляндой,  которая  пришивалась  внизу  рукавов.  Выше  гирлянд  из  цветных  лент  рукава  перехватывались  подвязками,  это  создавало  эффект  напуска  над  перехватом  и  спадания  декоративной  нижней  части  рукава  веером.  По  низу  рукавов  и  линии  пришива  рукавов  к  лифу,  а  так  же  по  краю  воротника,  прокладывалось  узкое  фабричное  кружево.  Дополняли  костюм  наплечные  накладки,  представляющие  собой  прямоугольники  с  закругленными  углами,  собранные  из  лент.  Эмоциональный  настрой  костюма  создавался  красочным  решением  —  большими  плоскостями  красного  цвета  с  присутствием  белой  рубахи,  темно-синей  поневы  и  желтого  цвета.  Все  это  озвучено  вкраплением  зеленого  цвета  и  создает  целостную  цветовую  композицию  [2,  с.  225]. 

Для  костюма  Курской  губернии  характерно  слияние  черт  костюма  древнейшего  населения  губернии  и  польско-литовских  выходцев.  Женщины  носили  рубаху,  юбку,  поневу,  передник.  Из  тонкой  черной  шерстяной  домотканины  шили  сарафаны.  Лиф  такого  сарафана  декорировался  вышивкой  шерстяными  цветными  нитями,  блестками,  а  различными  цветными  полосками  атласа,  парчи,  кашемира  —  лиф  и  низ.  Женские  рубахи  часто  выполнялись  с  рукавами  длиннее  рук  и  завершались  длинными  узкими  манжетами.  Иногда  широкие  рукава  по  низу  собирались  в  частые  сборки,  закрепляемые  манжетами.  В  частые  сборки  собирали  также  рубахи  и  вокруг  горловины.  Декор  рубахи  —  красная  вышивка  крестом  в  сочетании  с  белым  кружевом,  наложенным  на  кумач.  В  качестве  навесных  украшений  применялись  бусы  [6,  с.  369].  Пояс  —  шерстяной,  тканный,  в  полоску  кушак,  концы  которого  с  бахромой.  Головная  повязка  из  цветного  ситца.  Обувь  —  кожаные  туфли.  Костюм  отличается  красочностью,  причем  обилие  цвета  и  различных  декоративных  решений  не  дробит  единый  образ.  Объединяющим  началом  является  темный  цвет  сарафана,  придающий  целостность  и  графическую  выразительность.  С  другой  стороны,  темный  фон  сарафана  высвечивает  его  декор,  который  созвучен  красному  цвету  декора  рубахи  и  головной  повязки. 

Одежда  жителей  Воронежской  губернии  изготавливалась  из  конопляных,  шерстяных  и  крапивных  тканей.  В  воронежском  народном  костюме  обязательно  присутствуют  три  цвета  —  белый,  красный  и  черный. 

Итак,  в  Черноземье,  при  всей  своей  целостности  и  единообразии,  русский  народный  костюм  показывает  значительные  расхождения  в  стиле  и  декоре.  Если  обратиться  к  историческому  экскурсу  по  вопросам  заселения  Черноземья,  то  можно  отметить,  что  придя  в  регионы  Черноземья  из  различных  частей  русского  государства,  люди  принесли  характерные  только  для  них  черты  культуры  и  быта.  Проживая  совместно,  они  непрерывно  обменивались  особенностями  своей  культуры,  что  наложило  существенный  отпечаток  на  быт  и  культуру  населения  регионов  Черноземья. 

Обращение  к  истории  Черноземья  позволяет  отметить,  что  в  Бронзовом  веке  на  территории  Черноземья  проживали  представители  Абашевской  археологической  культуры,  возможно,  по  мнению  В.П.  Загоровского,  «индоевропейской»  культуры  [4,  с.  87].  В  Железный  век  Черноземье  заселяли  балтские  народы  юхновской,  бондарихинской  и  колочинской  культур.  На  рубеже  нашей  эры  в  степях  Черноземья  появляются  такие  народы,  как  сарматы,  а  их  потомками  стали  аланы,  позже  признавшие  власть  средневекового  государства  Хазарии.  Впоследствии,  после  разгрома  хазар,  на  территориях  Черноземья  селятся  печенеги  —  союз  племён,  который  образовался  в  результате  смешения  самарских  и  угро-финских  племен  с  кочевниками-тюрками.  В  1032  году  был  основан  город  Курск,  в  1146  году  был  основан  Елец.  Затем,  в  связи  набегами  кочевников,  земли  приходят  в  упадок  и  становятся  известны  как  территория  под  названием  «северная  оконечность  Дикого  Поля»,  где  практически  отсутствовало  постоянное  население  и  преимущественно  располагались  кочевники-ногайцы.  А  В  XV  в.  некоторые  из  регионов  Черноземья  входили  в  состав  Великого  литовского  княжества  Джаголдай.  Я.Е.  Водарский  отмечает,  что  Черноземье,  по  мере  укрепления  Московского  государства,  в  конце  XVI  века  превратилось  в  территории  южной  границы  государства,  где  была  организована  система  крепостей:  в  1585  году  была  построена  пограничная  крепость  Воронеж,  в  1596  году  —  Белгород,  в  1593  году  —  Старый  Оскол,  в  1594  году  —  Валуйки.  Именно  с  конца  XVI  века  началось  интенсивное  заселение  Черноземья. 

Таким  образом,  регионы  Черноземья  отличаются  разнородностью  населения,  что  значительно  сказалось  на  традициях  русского  народного  костюма.  Для  костюмов  Тамбовской,  Белгородской  и  Курской  губерний  характерно  слияние  черт  костюмов  балтов  и  печенегов  как  древнейшего  населения  этих  губерний  и  польско-литовских  выходцев.  Воронежская  же  область  отличается  большим  разнообразием  в  традициях  русского  народного  костюма  вследствие  хаотичного  заселения  края  в  конце  XVI  века.  Воронежская  область,  или  «Дикое  поле»,  заселялась  отпрысками  боярских  родов,  служилыми  людьми,  пушкарями,  стрельцами,  черкесами  (выходцы  из  Украины),  вольными  казаками  [3,  с.  267].

Элементы  синтеза  различных  видов  декоративно-прикладного  творчества  отдельных  локальных  групп,  когда-либо  населяющих  территории  Черноземья,  позволил  русскому  народному  костюму  Черноземья  донести  региональные  вариации  традиционных  элементов  вышивки,  кроя  и  орнамента,  особенностей  использования  украшений  и  материалов,  свойственных  традициям  русской  одежды  Черноземья. 

Таким  образом,  выявлена  связь  становления  и  развития  традиционного  русского  народного  костюма  Черноземья  с  социокультурными  особенностями  региона  посредством  механизмов  взаимодействия  различных  культур  народов,  когда-либо  заселявших  территории  Черноземья.  Анализ  специфических  черт  в  стиле  русского  народного  костюма  Черноземья  и  историко-культурного  значения  традиций  русского  народного  костюма  в  Черноземье  позволяет  говорить  о  нем  как  об  уникальном  явлении  культурной  диффузии. 

 

Список  литературы:

1.Андреева  А.Ю.,  Богомолов  Г.И.  История  костюма.  Эпоха.  Стиль.  Мода.  СПб.:  «Паритет»,  2001.  —  120  с.

2.Будур  Н.  История  костюма.  М.:  Олма-Пресс,  2001.  —  480  с.

3.Водарский  Я.Е.  Население  России  в  конце  XVII  —  начале  XVIII  века.  М.:  Наука,  1977.  —  452  с.

4.Загоровский  В.П.  История  вхождения  Центрального  Черноземья  в  состав  Российского  государства  в  XVI  веке.  Воронеж:  Изд-во  ВГУ,  1991.  —  272  с.

5.Каршинова  Л.  Русский  народный  костюм.  Универсальный  подход  /  Л.  Каршинова  М.  Белые  альвы,  2005.  —  64  с.

6.Пармон  Ф.М.  Русский  народный  костюм  как  художественно-конструкторский  источник  творчества.  М.  Легпромбытиздат,  1994.  —  268  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий