Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 02 сентября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ УКРАИНСКОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ
Гарайда Дарья Владимировна
магистр, Львовская национальная академия искусств г. Львов
THE PROBLEM OF AN INDIVIDUAL STYLE IN THE MODERN UKRAINIAN ART AND DESIGN
Dariya Harayda
holder of a master’s degree, Lviv National Arts Academy Lviv
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие стиля, как системы средств выражения идейно-художественной характерности произведения. Важным моментом является анализ проблемы индивидуального стиля, как одного из главных факторов выражения художественной натуры художника, дизайнера. Определены главные причины отсутствия индивидуальности в современном украинском искусстве. Также рассматривается влияние окружающей среды на формирование внутреннего мира художника, на результат его творчества.
ABSTRACT
The given article observes the notion of style as the system of creation character. The analysis of the problem of individual style is also parsed. Because it is one of the main factors of the expression of the painter or designer nature. The principal causes of the absence of individualism in the modern Ukrainian art are determined. The influence of the environ on a painter's interior world formation, on the result of his creative work is studied.
Ключевые слова: стиль; индивидуальность; художник; дизайнер; искусство; творчество.
Keywords: style; individuality; the artist; designer; art; creative work.
Реализация метода как системы главных идейно-художественных принципов в искусстве осуществляется с помощью сложного явления стиля. Именно метод предопределяет выбор и достижение определенного соотношения ведущих стилевых форм, и, наконец, конкретного, неповторимого стилевого решения произведения, сознание его эстетически значимой стилевой структуры, обладает определенной идейно-художественной характеристикой. Стиль — это совокупность главных идейно-художественных, композиционных особенностей творчества художника, проявляется в типичных для него идеях, темах, конфликтах, характерах, в своеобразии художественных приемов, изобразительно-выразительных средств.
Цель статьи — рассмотреть проблему индивидуального стиля художника как отдельной категории стиля. Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач как определение и анализ основных причин данной проблемы.
На тему стиля существует достаточно работ, авторы которых описывают его с философской и эстетической точек зрения. Особо следует отметить книгу Ю. Борева, в которой стиль характеризуется как категория эстетики. Как отмечает Власов, именно стиль выражает суть , уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи [2, c. 350]. Поэтому художественный стиль может занять первое место в ряду основных категорий искусствознания. Следует отметить, что понятие «стиля» является довольно распространенным и сложным, и в данной статье хочется выделить отдельную его категорию - индивидуальность, которая бы смогла охарактеризовать работу художников и дизайнеров, с помощью которой можно было бы легко узнать того или иного художника. В настоящее время возникает проблема индивидуальности скорее с практической точки зрения. И эту проблему нужно проанализировать, выявить основные ее причины, по которым сейчас современном дизайнеру и художнику трудно создать свой индивидуальный стиль.
Понятие стиля является многозначным в различных культурных сферах. И чем больше мы начинаем его разбирать, тем более усиливается его культурологический смысл. Стиль является отдельным звеном каждой культуры, отличает ее от всякой другой как конструктивный принцип построения культуры. При наличии культурного значения предмет находит свою стилистическую значимость. Стиль является феноменом, имеет место во всех сферах человеческой деятельности, в которых проявляется потребность в культурном самосознании и самоопределении. Системы средств выражения идейно-художественной характерности произведения образуют индивидуальные формы стиля и почерк художника, присущие только данному мастеру. По словам Власова, все стили связаны историей, их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях [2, c. 357].
Сейчас в современном мире, и дизайне в частности, нет какой-то определенной индивидуальности. Существует столько же миров, а значит, и стилей, сколько культур и людей. Для каждого человека в отдельности стиль — однажды существующее и никогда не повторяющееся переживание [1, c. 289].
В то же время в Украине на сегодняшний день очень много дизайнеров, художников, которые после окончания вуза просто начинают создавать одинаковые проекты, отталкиваясь от каких-то, усвоенных за время учебы, общих правил композиции. Устраиваясь на работу, их творчество полностью начинает зависеть от заказчиков. Это является одной из причин того, что художник не имеет возможности открыть себя, найти свой индивидуальный стиль. Весомым фактором здесь также служит отсутствие желания погрузиться в поиски чего-то нового, возможно даже не нового, а просто своего личного, что могло бы выделить художника в его творчестве. По мнению автора статьи, трудно сейчас назвать хоть одного современного украинского дизайнера, который бы сумел выделиться из толпы и произвести какую-то свою технику исполнения и подачи проектов. Для сравнения можно взять прошлый век, где каждый художник пытался выразить себя со своей личной стороны, конечно кому-то это удавалось лучше, кому-то хуже, но такой факт существовал. И теперь в данный период мы можем легко узнать того или иного архитектора, дизайнера, просто взглянув на проекты.
Возможно сейчас уже слишком много новых течений в искусстве, и художнику не просто организовать свое видение мира, остановиться на чем-то одном. Но все же каждый человек есть индивидуальность, и имеет какие-то свои определенные вкусы, от которых нужно отталкиваться. Зачем создавать какие-то непонятные, эклектичные проекты, инсталляции, набор случайных элементов, когда можно, например, обратиться в прошлое, в ту или иную эпоху, которая характеризовалась определенным стилем. Таким образом проще будет устроить свой внутренний мир и понять к чему стремится сам художник.
Произведения, созданные в определенную эпоху, обнаруживают сходство в характерных содержательных и материальных элементах. В стиле произведения искусства обязательно отражаются актуальные черты эпохи — ее особый исторический контекст, отношения этого автора к современными событиями. И каждую эпоху, каждый стиль можно охарактеризовать. Чего нельзя сказать о настоящем, его нельзя охарактеризовать каким-то одним главным стилем, здесь идет разветвление в тысячи стилей, которые даже невозможно запомнить, и дать им конкретную характеристику [3, c. 287].
В стиле художника всегда должны быть индивидуальные и не индивидуальные моменты. Не индивидуальные представляют собой проекцию элементов исторического ,жанрового и национального стилей. Индивидуальные — характеризуют только данного художника. В совокупности же и те и другие моменты составляют индивидуальный , неповторимый стиль мастера. Явление индивидуального стиля - итог сложного перекрещивания и опосредования многих факторов. Одним из таких факторов является техника искусства, как способов и приемов их обработки, система определенных материалов. Она также участвует в создании стиля. Техника есть частью цивилизации и в художественном творчестве работает как «тело» искусства, соединяясь с его «душой» — художественно-образным содержанием [1, c. 189].
Если говорить об авторском индивидуальном стиле, то, чем ярче и разностороннее человек, тем отчетливее проявляется стиль. Пикассо, Вествуд верны себе и узнаваемы, несмотря на разнообразие форм и творческих приемов, потому что сила их индивидуальности заложила фундамент этого разнообразия. Почему нет такого сейчас? Однако чем «сильнее» жанр, тем менее благоприятными становятся условия для отражения индивидуальности. И даже очень неординарная и уникальная личность не всегда сможет блеснуть всеми возможностями и гранями стиля. Итак, судить о масштабе и яркости стиля личности невозможно без учета масштаба стилевой ситуации, в которой он находится. Соответственно сейчас в нашем современном и в некоторой степени жестоком мире тяжело выразить свою индивидуальность. В наше время есть много талантливых людей, но им просто не дают возможности развить себя. Это касается и учебных заведений, которые не всегда могут направить студентов в правильную сторону. Поэтому стоит подумать над совершенствованием учебных программ, задач, которые бы больше интересовали студентов и позволили выразить себя, все свои творческие навыки и умения. Здесь также важную роль играет именно желание или не желание творить.
Современный человек наделен неограниченными возможностями: область его деятельности никем и ничем не ограничена, это определяет разнообразие искусства, его перенасыщение эклектикой. Художник творит, благодаря своим собственным впечатлениям о современном мире, он создает эклектику. Но парадоксальным образом (когда деятельность никем и ничем не ограничена) творческая личность сегодня больше не подчиняет себе моду, а слепо ей следует. Его стиль просто не успевает сформироваться. Ведь мода меняется с космической скоростью. ХХІ век — век информационных технологий, скоростей и динамического развития событий. Многие художники и дизайнеры не всегда воспринимают свою работу с художественной точки зрения, именно поэтому решить проблему индивидуального стиля сегодня чрезвычайно сложно.
Cписок литературы:
1.Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М,: Высш. шк., 2002. — 511 с.
2.Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 4-х тт. СПб.: Лита. — 2000—2001.
3.Мовчан В.С. Эстетика: учеб. пособие. М.: 2011. — 527 с.
дипломов
Оставить комментарий