Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2013 г.)
Наука: Культурология
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ
Рисенберг Ольга Феликсовна
аспирант кафедры музеологии и культурного наследия, хранитель фондов музея Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург
SOCIAL AND CULTURAL FUNCTIONS OF MODERN PRIVATE MUSEUMS
Olga Risenberg
postgraduate student of the Department of museology and cultural heritage, the museum's curator of the St. Petersburg State University of Culture and Arts, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является попытка выявления специфики социально-культурных функций частных музеев. Используя методы анализа и синтеза, рассматривается процесс преобразования частной коллекции в частный музей, проанализированы социально-культурные функции частных музеев в современных условиях, выявлены их особенности. На основании изложенного материала автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего изучения феномена частного музея как перспективного сектора музеологии, существенно расширяющего границы музейного мира.
ABSTRACT
The purpose of this paper is an attempt to identify the specific socio-cultural functions of private museums. In the application of the methods of analysis and synthesis through the process of converting a private collection in a private museum, analyzed the social and cultural functions of private museums in modern conditions, revealing their features. Based on the above material, the author comes to the conclusion that further study of the phenomenon of the private museum as a promising sector of Museology, significantly expanding the boundaries of the museum world.
Ключевые слова: частные музеи; социально-культурные функции; культурная идентификация; социокультурное пространство; культурная коммуникация.
Keywords: private museums; social and cultural functions; cultural identity; social and cultural space; cultural communication.
В настоящее время во всем мире отмечается так называемый «музейный бум», обусловленный процессами глобализации и демократизации общества, порождающими стремление к сохранению культурного наследия [13]. Результатом становится возникновение новых музеев и учреждений музейного типа, в том числе, по инициативе частных лиц [12]. Превращение частных коллекций в частный музей связано также со стремлением к демонстрации и популяризации коллекций, желанием сделать их доступными для изучения.
В связи с постоянно растущим числом частных музеев как в России, так и за рубежом, становится актуальным изучение специфики социально-культурных функций подобных музеев. Однако прежде чем рассматривать данный вопрос, следует определиться с самим понятием частного музея, а также с культурно-историческими предпосылками возникновения данного феномена.
Если обратиться к «Словарю актуальных музейных терминов», можно встретить следующее определение частных музеев: «группа музеев, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения» [10, с. 64].
Возникновение и развитие музеев детерминировано естественными потребностями человека: потребность в выживании рода определила социальные действия, направленные на накопление и передачу образцов производственной культуры, техники и технологии последующим поколениям; потребность в безопасности провоцировала стремление к коллекционированию и использованию достижений других народов в совершенствовании оружия; потребность в социальных связях стимулировала обмен дарами и, по мере их накопления, создание коллекций. Потребность в признании подвигнула многочисленных коллекционеров открывать людям доступ в свои «святилища», создавая первые частные музеи. Сакральное отношение к социальной памяти у человека сохранялось во все времена, что и зафиксировано в музее как особом общественном явлении [1, с. 90].
Таким образом, музей призван решать социальные задачи, выступая собирателем, хранителем и популяризатором культурного наследия. В этой миссии проявляются основные социально-культурные функции музея: научно-документальная, охранная, исследовательская, образовательно-воспитательная [7, с. 75]. Названные функции являются наиболее часто встречающимися в музейной работе, что дает основание назвать их базовыми функциями, присущим музеям любого типа [9, с. 211].
Данные функции дополняются рядом других: аксиологическая, информационная, эстетическая, коммуникационная, идеологическая, познавательная, развивающая, популяризаторская, развлекательная [8, с. 76]. Однако существует мнение, что весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных функций — документирования и образовательно-воспитательной функции [7].
Однако происходящие под влиянием исторических процессов перемены постепенно меняют условия формирования социокультурной среды, что, в свою очередь, ведет к поискам новых форм музейной деятельности.
Характеризуя современную социокультурную ситуацию как противоречивую и изменчивую, многие исследователи отмечают в российском обществе кризис национальной идентичности, необходимость преодоления которого признается очевидной [5].
Таким образом, музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение. Возрастает роль частных музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной самоидентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Отражая изменения в обществе и культуре, частные музеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности [6, c. 127].
Современные частные музеи, благодаря большей гибкости в организации работы, по сравнению с государственными музеями, являющимися более консервативными учреждениями, а также, благодаря широчайшему спектру узконаправленных тематик коллекций, фактически становятся центрами образования, коммуникации, сохранения культурного наследия региона и творческих инноваций. Появление и развитие новых видов и форм музейной деятельности обусловлено глубоким пониманием создателей частных музеев специфики современного музейного мира: сегодня недостаточно учитывать только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов. Необходимо понимание деятельности музея как социокультурного института и важнейшего ресурса развития территории.
В течение ХХ века во всем мире получил широкое развитие и приобрел большую популярность новый тип музея – частный музей под открытым небом [3].Такие музеи в 2000-е гг. стали появляться и в России [11]. Результатом поиска новых форм взаимодействия музея и общества стало возникновение и деятельность частных экомузеев, которые создаются, прежде всего, для местного сообщества и силами местного сообщества. Ресурсом развития таких музеев является социальная активность местных жителей и их заинтересованность в сохранении уникальной специфики конкретной территории. Сегодня есть основания говорить о том, что экспонаты в таких музеях начинают восприниматься более чем музейный предмет, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку, а образуемый ими комплекс или коллекция становятся своеобразным историческим документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды [5, с. 125].
Следствием интеграции частных музеев и социума является расширение образовательной функции музея. Частный музей, вынужденный выживать в непростых условиях информационной изоляции и критического отношения профессионального сообщества, наиболее подвержен поиску конкурентоспособных методов взаимодействия с аудиторией. Создание интерактивных экспозиций, постоянное внедрение новых музейно-педагогических программ, расширение границ за пределы экспозиционных форм работы способствуют преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации.
В условиях общей культурной и социальной дезорганизации создатели частных музеев видят свою миссию в том, чтобы дать людям ориентиры стабильности и надежности, являясь в сознании большинства одним из храмов культуры, аккумулирующим предметы гордости прошлого и настоящего. То есть, адаптируясь к изменяющимся условиям сам, музей может способствовать адаптации большого количество людей, являющихся его посетителями [2].
Таким образом, частный музей представляет собой разновидность целостной, целенаправленной системы со своей морфологией, функциями, динамикой. Формирование ее обусловлено духовными потребностями и соответствующими действиями, направленными на сохранение социальной памяти.
Социально-культурные функции частных музеев, в основном, соответствуют функциям музеев государственных: основу их деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые они выявляют, собирают, хранят, изучают и демонстрируют. Однако в их динамике наблюдается специфика состава коллекций, которые, чаще всего, можно характеризировать, как узконаправленные: примером могут служить такие частые музеи Петербурга, как Музей граммофонов и фонографов, Музей кукол, Музей игрушек; Музей утюга в городе Переславле-Залесском; Музей чайников в селе Веськово; Музей мыши в городе Мышкине и многие другие. Таким образом, большинство частных музеев можно отнести к так называемым «музеям одного предмета».
Также в тематике коллекций частных музеев прослеживается уникальная тенденция к фиксации технологии: Музей русской водки и Музей кофе в Санкт-Петербурге, музей Коломенская пастила в Московской области и другие [4, с. 5].
Рассматривая вопрос о специфике отбора предметов в коллекцию частного музея нельзя забывать об основополагающей особенности данного типа музея — коллекции и экспозиция носят личностную окраску основателя музея. Этот фактор сказывается также и на методах и формах работы с посетителями: так, в Музее граммофонов и фонографов экскурсовод читает юным посетителями сказки, написанные самим организатором музея — цирковым артистом В.И. Дерябкиным, а в Музее кукол фирменным знаком и любимцем посетителей стал пудель Артемон, принадлежащей директору музея, Г.Н. Варенюк.
Проведенные исследования позволяют резюмировать, что социально-культурная деятельность частных музеев имеет тенденцию к поиску новых форм, совмещая образовательные функции с рекреационными. При изучении феномена частного музея становится очевидно, что они образуют особый сектор музеологии, который может иметь очень интересные перспективы, учитывая разнообразие и специфику таких музеев. Однако феномен частного музея и специфика его работы еще недостаточно изучены современной музеологией. Анализ стратегий дальнейшего развития частных музеев невозможен без глубинного понимания этого явления. Следовательно, феномен частного музея, существенно расширяющий морфологию музейного мира, требует дальнейшего всестороннего изучения.
Список литературы:
- Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление// Социс. Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал. — 2004. — № 10. — С. 89—92.
- Бутакова Д.А., Гаврилова Н.И. Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. — 2011 — № 8 — С. 79—82.
- В Армавире появится частный музей под открытым небом [Электронный ресурс] // Аргументы и факты федеральный сайт. Кубань 26.06. 2012. URL: http://www.kuban.aif.ru/culture/news/56816 (дата обращения 03.07.2012).
- Маркина А. Музеи за свой счет? / А. Маркина// Деловой еженедельник КОМПАНИЯ. — 2011. — № 27 (664). — С. 5.
- Мастеница Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации. // Современный музей как важный ресурс развития города и региона. Тезисы Международной научно-практической конференции, Казань 12—13 сентября 2005. — С. 125—130.
- Музееведение. На пути к музею XXI века: Региональные проблемы развития музейного дела. — М., 1990. — 160 С.
- Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А. Сундиевой. — М.: Издательство «ВК»,2005. — 2-е изд. — 614 с.
- Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Социологические исследования. — 2003. — № 7. — С. 68—78.
- Поляков Т.П. Музейное проектирование и мифы XXI века // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. — М.: РИК, 2002 — С. 211.
- Словарь актуальных музейных терминов // Музей. — 2009. — № 5. — С. 47—68.
- Частный музей под открытым небом [Электронный ресурс] // Государственная телевизионная и радиовещательная компания Поморье 04.10.2011. URL: http://www.pomorie.ru/news/chastniy-muzey-pod-otkritim-nebom (дата обращения 03.07.2013).
- Laster P. The 10 Best Private Museums Worldwide [Электронный ресурс] / Paul Laster // FLAVORWIRE 25.07.11. URL: http://flavorwire.com/196371/the-10-best-private-museums-worldwide (дата обращения 11.06.2013).
- Will Private Museums Democratize Art?: Celebrating Crystal Bridges' First Birthday [Электронный ресурс] //HUFFPOST ARTS & CULTURE.7.07.13. URL: http://www.huffingtonpost.com/2012/11/02/privatemuseums_n_2049921.html (дата обращения 10.06.13).
дипломов
Оставить комментарий