Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Яковец И.А. К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

К  ВОПРОСУ  О  РАЗРАБОТКЕ  КОНЦЕПЦИИ  РАЗВИТИЯ  СОВРЕМЕННОГО  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  МУЗЕЯ

Яковец  Инна  Александровна

канд.  искусствоведения,  доцент  кафедры  дизайна  Черкасского  государственного  технологического  университета,  г.  ЧеркассыУкраина

E-mail: 

 

CONCERNING  THE  DEVELOPMENT  OF  THE  CONCEPT  OF  DEVELOPMENT  CONTEMPORARY  ART  MUSEUM

Yakovets  Inna  Aleksandrovna

candidate  of  arts,  associate  Professor  of  the  chair  of  design  Cherkassy  State  Technological  University,  Cherkassy,  Ukraine

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассмотрены  современные  тенденции  деятельности  и  развития  музейных  учреждений.  На  материалах  конкретного  регионального  музея  проанализирована  концепция  развития  художественного  музея  как  динамичной  институции  нового  типа.

ABSTRACT

The  article  considers  the  modern  trends  of  the  activity  and  development  of  Museum  institutions.  On  materials  of  a  particular  regional  Museum  of  the  conception  of  the  development  of  the  art  Museum  as  a  dynamic  institution  of  a  new  type.

 

Ключевые  слова:  музей;  концепция  развития;  музейный  проект;  инновационные  формы  работы;  Черкасский  областной  художественный  музей.

Keywords:  Museum;  concept  development;  project  of  Museum,  innovative  forms  of  work;  Cherkassy  region  art  Museum.

 

Исследование  места  и  роли  музея  в  современном  поликультурном  пространстве  определяется,  прежде  всего,  актуальностью  этого  вопроса,  а  также  появлением  новых  контекстов  его  обсуждения;  обусловлено  потребностями  общества  и  активизацией  музейной  деятельности,  ее  трансформацией,  изменением  миссии  музея,  которые  продиктованы  требованиями  времени,  с  одной  стороны,  и  отсутствием  глубоких  научных  исследований,  с  другой.  Развитие  информационно-коммуникативных  технологий,  в  свою  очередь,  обусловило  их  распространение  и  в  музейной  сфере,  что  стало  одной  из  главных  причин  трансформации  музейных  учреждений.  На  современном  этапе  перестройка  отношений  между  музейными  учреждениями  и  обществом  заключается  в  том,  что  на  смену  пассивному  отражению  действительности  приходит  активное  воздействие  на  нее  [4].

Как  известно,  именно  музей  является  сокровищницей  исторического  и  культурного  наследия,  а  музейные  экспонаты  —  носителями  бесценной  информации  об  истории,  культуре,  искусстве  края.  Состояние  современного  социума,  как  в  Украине,  так  и  в  мире,  все  чаще  позволяет  говорить  о  нашем  времени  как  о  поворотном  моменте  в  истории.  В  связи  с  этим  возникает  необходимость  поиска  новых  ориентиров,  направлений  развития.  Одним  из  путей  решения  этой  задачи  может  служить  создание  музеев  нового  типа,  в  частности,  художественных,  которые  выполняют  не  только  традиционную  функцию,  но  являются  научными  и  духовными  центрами,  музеев,  которые  предлагают  новое  видение,  новое  осмысление  той  или  иной  проблемы,  музеев,  которые  развивают  новую  тему.

Музей,  а  особенно  художественной,  является  сложным  и  многоплановым  феноменом.  В  западноевропейской  культуре  музей  не  только  выполняет  функции  по  сбору  и  хранению  артефактов,  но  и  является  отражением  определенной  социокультурной  ситуации  во  всем  многообразии  ее  научных,  эстетических,  педагогических,  идеологических,  рекреационных,  экономических  аспектов.

Сегодня  музеи  в  их  привычном  формате  (стена,  картина,  музейная  бабушка  под  ней)  практически  изживают  себя,  постепенно  превращаясь  в  мультимедийные  центры,  арт-клубы,  которые  объединяют  любителей  самых  разных  форм  искусства.

Во  второй  половине  XX  —  начале  XXI  вв.  проблема  музея  в  Украине  приобретает  особую  остроту.  Это  связано,  в  первую  очередь,  с  тем,  что  его  традиционные  формы,  окончательно  сложившиеся  в  конце  XIX  —  начале  XX  вв.,  перестали  соответствовать  изменившейся  культурной  ситуации,  что  привело  к  переосмыслению  основных  принципов  музейной  работы  и  поисков  ее  новых  форм.  Результатом  данного  процесса  явилось  возникновение  в  современном  искусствоведении  и  музееведении  ряда  новых  теоретических  концепций,  которые  пересматривают  много  ключевых  моментов  музейной  практики.

Так,  создание  современного  художественного  музея  требует  разработки  новой  научной  концепции  развития,  которая  определяется  его  общественным  назначением.  Социальные  функции  музея  вытекают  из  самого  понятия  «музей».  Международный  совет  музеев  (ІСОМ)  дает  следующее  определение:  «музей  —  это  неприбыльная  постоянно  действующая  организация,  которая  служит  обществу  и  его  развитию,  и  для  этого  собирает,  хранит,  исследует,  популяризирует  и  экспонирует  материальное  и  нематериальное  наследие  человечества,  а  также  объекты  окружающей  среды,  с  целью  изучения,  обучения  и  для  эстетического  удовольствия»  [1,  с.  16].  Статья  1  Закона  Украины  «О  музеях  и  музейном  деле»  определяет  музей,  как  научно-исследовательское  и  культурно-образовательное  учреждение,  созданное  для  изучения,  сохранения,  использования  и  популяризации  музейных  предметов  и  музейных  коллекций  с  научной  и  образовательной  целью,  привлечения  граждан  к  ценностям  национального  и  мирового  культурного  наследия  [3].

«Одним  из  важных  условий  существования  современных  музеев  является  их  способность  реализовать  свою  новую  миссию.  Перед  музеем  стоит  задача  мыслить  на  высоте  своего  времени,  отвергнув  аргументы  типа  «так  было  всегда»,  то  есть  не  использовать  не  актуальные  еще  вчера  методы  и  мерки,  а  понимать  музей  как  часть  мировой  динамики,  резонирование  с  миром»  [5,  с.  69].

Ярким  примером  современного  художественного  музея,  который  стоит  на  пути  активной  модернизации  своей  деятельности,  можно  считать  Черкасский  областной  художественный  музей  (Украина),  который  находится  на  новом  этапе  развития. 

Черкассы,  украинская  провинция  с  нечеткими  контурами  собственной  культурной  и  экономической  специфики,  благодаря  выгодному  географическому  положению,  могучему  потенциалу  и  активности  нового  поколения  искусствоведов,  педагогов,  ученых,  художников,  дизайнеров,  творческой  молодежи  сегодня  постепенно  превращается  в  город,  который  претендует  на  роль  культурного  центра  не  только  Среднего  Поднепровья,  но  и  становится  одним  из  самых  оживленных  художественных  «перекрестков»  всей  Украины,  активно  сотрудничает  с  современными  музеями  России,  Европы,  США.

Возможность  достижения  поставленных  стратегических  задач  региональной  экономической  и  культурной  политики  неразрывно  связано  с  уровнем  развития  коммуникационной  инфраструктуры  города  Черкассы.  В  понятие  инфраструктуры  при  этом  включаются  и  энергетические,  транспортные,  информационные  и  культурные  коммуникации.  Одно  из  ключевых  мест  среди  них  должен  занять  главный  музей  региона,  а  именно  —  художественный  музей.

Согласно  поставленной  музеем  цели  —  трансформация  деятельности  на  новом  этапе  его  развития  и  создание  динамичной  институции  —  новой  Концепцией  развития  Черкасского  областного  художественного  музея  (2010  г.)  определены  следующие  задачи  деятельности:

·дальнейшее  развитие  направления  музейной  работы  как  социально  востребованной  формы  сохранения,  изучения  и  трансляции  историко-культурных  смыслов,  воплощенных  в  музейных  экспонатах;

·разработка  научной  доктрины  деятельности  на  основе  новой  концепции  деятельности  музея  путем  комплексного  подхода  к  ее  реализации;

·доработка  новой  концепции  образовательной  деятельности  музея  как  коммуникативной  системы,  возможности  оптимального  сочетания  социальной,  культурной,  традиционной  и  инновационной  составляющих  деятельности;

·изменения  кадровой  политики  —  от  классического  руководителя-ученого  —  к  эффективному  менеджеру;

·экспериментирование;  использование  «немузейних»  видов  деятельности:  менеджмента,  маркетинга,  фандрейзинга,  Паблик  Рилейшнз;  включение  междисциплинарных  контекстов  в  опыт  музейной  работы;

·пополнение  знаний  из  инновационных  методов  работы  со  зрителем;  внедрение  нового  инструмента  адаптации  музейных  объектов  для  различных  категорий  посетителей,  разных  способов  и  уровней  их  восприятия;  применение  новых  средств  отображения  информации:  формирование  электронных  экспозиций,  использование  интерактивных  систем  для  посетителей  и  средств  мультимедиа  в  художественных  экспозициях  и  т.  п.;

·развитие  музейного  персонала  и  просветительской  деятельности:  повышение  квалификации  путем  обучения  в  аспирантуре  с  целью  получения  ученой  степени  кандидата  искусствоведения;  стажировки  и  профессиональные  поездки  как  в  Украине,  так  и  за  ее  пределами;  приглашение  отечественных  и  зарубежных  специалистов  для  проведения  семинаров,  тренингов  и  ведущих  современных  украинских  экспертов  по  выставочной  деятельности  и  музейному  делу;  рабочие  встречи  с  музейщиками  ведущих  музеев  мира  по  целью  обмена  опытом;  организация  четвертой  и  пятой  культурно-образовательных  программ  художественной  направленности  по  странам  Европы  для  музейщиков  Черкасс  и  студенческой  молодежи  с  посещением  ведущих  музеев  различного  профиля;

·комплексное  обновление  музейных  экспозиций:  разработка  новых  экспозиционных  художественных  решений  (дизайна  выставочных  помещений  и  нового  выставочного  оборудования),  информационного  наполнения  экспозиций  с  учетом  проекта  новой  общей  навигации  музейного  пространства;

·дальнейшее  интенсивное  развитие  коммуникации  с  посетителями,  СМИ,  потенциальными  донорами;  развитие  партнерства:  привлечение  социальных  сетей,  активизация  познавательных  программ  (проведение  круглых  столов  и  лекций,  разработка  новых  телепрограмм,  в  частности  на  ТРК  «Рось»  и  др.);  проведение  совместных  выставок  с  музеями  Украины  и  зарубежными  музеями  современного  искусства  и  творческих  пленэров  для  художников  разных  регионов  Украины  с  привлечением  иностранных  художников;

·осознание  специфики  статуса  музея,  особенностей  реагирования  на  законы  рыночной  экономики  и  превращение  музея  в  успешное  предприятие;

·разработка  методики  развития  современного  музея  с  целью  превращения  его  в  динамичную  культурную  институцию.

Рассмотрим  более  подробно  некоторые  аспекты  работы  черкасского  художественного  музея.  Его  деятельность  за  последние  два  года  существенно  изменилась:  началось  внедрение  новых  информационных  технологий,  музей  получил  выход  в  интернет-пространство;  расширились  научные  связи  музея  с  учеными  других  музеев,  с  кафедрами  и  преподавателями  черкасских  университетов  и  колледжей,  высших  учебных  заведений  Киева,  Харькова,  Херсона.  В  музей  все  чаще  стали  обращаться  как  к  центру,  обладающему  культурологической  и  художественной  информацией,  которая  хранится  в  собраниях  музея.  На  расширение  информационной  базы  музея  была  направлена  научно-исследовательская  работа  последних  двух  лет;  издание  печатной  продукции  вышло  на  новый  профессиональный  уровень  [2].

Одним  из  традиционных  направлений  исследовательской  работы  музея  является  научная  разработка  выставочных  проектов.  Приведем  перечень  названий  наиболее  значимих  и  весомых  проектов  музея  в  течение  2010—2012  годов:  «Три  крапки»  —  фестиваль  современного  актуального  искусства  и  графического  дизайна;  «Визуальность  в  контексте  культурных  практик»  —  Всеукраинская  научно-практическая  конференция;  сотрудничество  с  арт-центром  «Я  Галерея»,  основатель  и  директор  П.  Гудимов  (мероприятия:  (художественный  проект,  круглые  столы,  творческие  встречи)  в  рамках  II  Фестиваля  современного  актуального  искусства  и  графического  дизайна  «Три  крапки»;  Всеукраинский  форум  «Дизайн-образование  2010»;  ежегодная  областная  выставка  детского  изобразительного  искусства  школ  эстетического  воспитания  Черкасской  области  ко  дню  рождения  Т.  Шевченко  (проводится  в  течение  20  лет);  «Это  любовь»  —  социально-художественный  проект  ко  дню  Святого  Валентина;  «Про  хвосты»  —  областной  художественно-экологический  проект,  посвященный  животным;  «Художественная  карта  Черкасщины»;  «Диалоги»  —  молодежный  художественный  проект;  ежегодная  выставка  «Новые  поступлення»;  «Летняя  школа»:  серия  лекций  и  мастер-классов  по  мультимедийному  дизайну  (М.  Опалев,  Харьковская  государственная  академия  дизайна  и  искусств);  выставки  экологического  плаката;  Международная  акция  «Ночь  в  музее»;  благотворительные  аукционы;  художественные  проекты  в  рамках  сотрудничества  с  дирекцией  художественных  выставок  Министерства  культуры  Украины  и  многие  другие.

Таким  образом,  можно  сказать,  что  сегодня  работа  музея,  определяемая  новой  концепцией  его  развития,  музейные  проекты  и  разнообразные  мероприятия,  которые  проводятся  в  нем,  направлены  на  охват  различных  целевых  и  возрастных  аудиторий.  Поскольку,  музей  должен  быть  интересным  для  всех,  его  развитие  должно  быть  разновекторным.  Все  инновационные  формы  работы  эффективны  только  в  комплексе,  неотделимые  одна  от  другой,  а  главная  задача  трансформации  музейных  учреждений  заключается  в  сохранении  сущности  музея  (изучение  и  хранение  культурных,  исторических,  художественных  и  других  ценностей)  при  значительном  видоизменении  форм  и  методов  его  деятельности.

Эффективность  взаимодействия  музея  с  обществом  и  социальными  институтами  зависит  от  его  переосмысления  как  открытой  формы,  что  требует  нового  понимания  его  социальной  роли,  расширение  социальных  функций  музея  и  музейного  менеджмента  и  маркетинга,  т.  е.  такое  преобразование  отношений  между  музейными  учреждениями  и  обществом,  когда  музей  уже  не  является  пассивным  отражением  культуры,  а  он  является  ее  создателем.

 

Список  литературы:

  1. Аартс  Г.  Що  таке  музей?  /  Герман  Аартс  //  Музей:  менеджмент  і  освітня  діяльність.  —  Львів:  "Літопис”,  2009.  —  С.  16—22.
  2. Гладун  О.Д.,  Пушонкова  О.А.,  Яковець  І.О.  Стратегія  діяльності:  динамічний  музей  //  Музейний  альманах.  Наукові  матеріали:  статті,  есе  /  Черкаський  обласний  художній  музей.  —  Черкаси:  Брама-Україна,  2012.  —  №  3.  —  С.  7—10.
  3. Про  музеї  та  музейну  справу.  Закон  України  від  29  черв.  1995  р.  №  249  /  95-ВР  //  Культурна  спадщина  України.  Правові  засади  збереження,  відтворення  та  охорони  культурно-історичного  середовища:  зб.  офіц.  док.  —  К.:  Істина,  2002.  —  С.  49—58.
  4. Яковець  І.О.  Експозиційна  діяльність  та  дизайн  експозиції  в  музеях:  особливості  сучасного  стану  в  Україні  //  Музейний  альманах.  Наукові  матеріали:  статті,  есе  /  Черкаський  обласний  художній  музей.  —  Черкаси:  Ю.А.  Чабаненко,  2010.  —  №  1.  —  С.  12—15.
  5. Яковець  І.О.  Концепція  розвитку  сучасного  музею:  динамічний  музей  /  І.О.  Яковець,  О.Д.  Гладун  //  Вісник  ХДАДМ:  Зб.  наук.  пр.  —  Харків:  ХДАДМ,  2012.  —  №  7.  —  С.  68—71.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.