Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЯЗЫК СОВРЕМЕННОГО ПЛАКАТА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Гладун Ольга Дмитриевна
канд. искусствоведения, доцент, директор Черкасского областного художественного музея, г. Черкассы
MODERN LANGUAGE POSTER: DEVELOPMENT TRENDS
Gladun Olga
candidate of Art, Associate Professor, Director of the Cherkasy regional museum of Art, Cherkasy
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается знаковая специфика плаката, функции и задачи визуального языка. Выявлены некоторые тенденции развития на современном этапе.
ABSTRACT
The article discusses the specifics of the sign poster, functions and tasks of the visual language. Identified some trends at present.
Ключевые слова: графический дизайн; плакат; знак; визуальное сообщение.
Keywords: graphic design, poster, sign, a visual message.
Увеличение информационных потоков — характерная черта настоящего времени. В силу своего постоянного уплотнения информационно-коммуникативное пространство прибегло к визуализации информации, способной обеспечить ее лучшую концентрацию и эмоциональное, энергетическое воздействие. Благодаря эмоциональности визуальные тексты способны к гораздо большей мотивации и манипуляции.
Основной чертой новой картины мира становится коммуникативность. Соответственно, претерпевает изменения визуальный язык искусства как средства коммуникации в принципе [2]. Известно, что определяющую роль в изменении языка изобразительного искусства и дизайна играют социально-культурные трансформации. Наступление массовой культуры, с ее демократичностью, всеобщностью и доступностью, привело к поиску языка универсальной коммуникации, не обусловленного стилистическими, культурными, политическими и другими правилами и требованиями. Эти процессы актуализировали развитие знаков, символов.
Создание знака — древнейший творческий опыт, идущий со времен прошлого всех культур и народов. Знак обеспечивает универсальность и динамику прочтения информации — за несколько секунд знак должен привлечь внимание, быть декодированным и остаться в памяти [1].
Благодаря исторически сложившимся условиям, изобразительное искусство сформировало особую знаковую систему, благодаря которой можно хранить идеи во времени. Благодаря знаку, информация становится лаконичной, универсальной, доступной: человек привык символизировать явления бытия в знаковой форме.
В современных условиях непонятное человеку и им непознанное, имеет свойство сначала становиться знаком. Пример тому — современная реклама, в которой, чем креативнее выбрано решение, тем вероятнее, что массовая аудитория начнет воспринимать его как знаковую единицу.
Плакат — быстрое, энергичное, знаковое сообщение, вместе со своими производными (билборд, банер, рекламная листовка) — стал неотъемлемой частью новейшего визуального пространства. Он активно формирует зрительные стереотипы в рекламе, городской среде, социальной сфере. Свидетельством того, что плакат развивается и востребован, есть многочисленные международные выставки: их темы охватывают практически весь спектр социальных, экологических, культурных и нравственных проблем общества, что делает актуальной тему исследования.
Так, исследуя изобразительный аспект визуального языка графического дизайна, Е. Калашникова делает выводы, что современный плакат был создан на знаковой основе, фундамент которой закладывался в 1960 годы. А графический дизайн своим интернациональным характером обязан не столько современным информационным технологиям, как возникновению «знакового фундамента», на котором основывается его современное развитие. Генезис знаковости современного плаката (1960-е годы) — время создания социальных и понятийных визуальных символов [3, с. 12]. Исследовательница отмечает, что степень условности в плакате гораздо больше, чем в станковой графике и живописи. Здесь визуальные символы являются опознавательными знаками. Она обращает внимание на то, что в конце 50-х и в 60-х годах XX века получили изобразительную форму, стали классикой, символы общечеловеческих ценностей: голубь, оливковая ветвь, лавровый венок, сердце, планета [там же].
По своей природе и функциям плакат есть визуальный message, максимально доступный и простой для прочтения-понимания. Главная его цель — оперативно и результативно донести конкретную идею-информацию. Автор плаката, выделяя лишь необходимое в изображении, создает визуальный знак, потом воспринимаемый зрителем. Используя символы, знаки, хотя и по-разному стилизованные, но обобщенно ясные для понимания, дизайнеры всего мира создали унифицированную знаковую систему, легко доступную и понятную большинству зрителей. Хотя, за счет новейших тенденций (элементы игры, интерактивность), сообщающих плакату и его производным дополнительные функции, плакат может считываться не так легко и быстро. Различные виды и уровни информации требуют разного внимания к объекту-коммуникации [1].
Для большей эффективности воздействия плаката ведутся поиски новых методов привлечения внимания. Сегодня они все чаще основаны на знании психологических механизмов восприятия информации, требуя от зрителя интеллектуальной деятельности, побуждая осмыслить и запомнить увиденное. Привлекая психологию к созданию плаката, современные авторы ненавязчиво, не напрямую создают условия для изменения настроения зрителя, вызывают необходимые эмоции, нужные для коммуникативного процесса.
Основная идея плаката должна быть выражена максимально ясно и доступно, поскольку время его непосредственного воздействия на зрителя ограничено. Оперативность по срокам создания и процессам восприятия предъявляет особые требования к образному строю плаката и стилю его выполнения. Поэтому современный плакат начал тяготеть к простым и лаконичным художественным решениям. Авторы пользуются такими приемами, как сокращение глубины пространства, ограничения планов до одного-двух, минимально используют светотени, принимают локальные цвета, используют силуэтность изображения, простоту и резкость контура. Потому современные плакаты часто содержат максимально близкие и понятные знаки и символы, такие, как глаза, кисти рук, части тела, цветы, деревья, звезды, кресты и т. д. Довольно часто в работах художников разных стран наблюдаются повторы, использование авторами определенных символов, знаков, фигур. Это еще раз свидетельствует об «интернациональном характере единого информационного пространства» [3, с. 16].
Следует заметить, что современные плакаты многофункциональны, они выполняют рекламную, агитационную, информационную, справочную функцию. С каждым годом увеличивается объем работ, расположенных в виртуальной среде.
Современные плакаты разнообразны и по решению, как правило, они всегда повышено эмоциональны, метафоричны. Авторы используют сочетание различных тонов, фактур, создавая многообразие, многослойность (полифонию) изобразительного плана.
Плакатам присущи общие тенденции единого информационного поля, а именно: тенденция превращения с однозначного визуально-пластического сообщения в многозначное, которое, кроме актуальной, начинает содержать и потенциальную информацию; тенденция использования симулякров — вместительных символических, знаковых изображений, лишенных конкретного основания.
Новые формы развития плаката обусловлены развитием современной коммуникации: сейчас плакат может взаимодействовать с видео- и медиа-объектами, интерактивными акциями. Трансформируясь через медианосители, плакат меняется, становясь новым по форме, интерактивным.
Синтезируя новые возможности графики, используя фотографию, типографику, новейшие технологии, создаются интерактивные плакаты. Формируется пространственная среда, в которой скрыто большинство поверхностной информации, благодаря нынешним технологиям ее можно увидеть благодаря компьютеру, или даже мобильному телефону.
Одной из тенденций развития современного плаката является технология дополненной реальности. Плакаты с технологией дополненной реальности используют в афишах кино. Зритель поднимает телефон к плакату и с помощью специальной программы может видеть рекламный клип этого фильма в телефоне: плакат «оживает» и объекты в нем начинают двигаться. Используют эту технологию и в рекламе продуктов: на упаковках ставят не только QR-код, но и плакат с возможностью использования технологии дополненной реальности. Усиливая эмоциональное восприятие, плакат переходит в динамическое средство воспроизведения образа: анимацию, видео, в основе которых заложен единый с плакатом изобразительный принцип.
Сочетание плакатов с современными технологиями, такими как QR-код, анимация, позволяют утверждать, что современный плакат, благодаря расширению своих функционально-морфологических рамок, является перспективным объектом дизайнерских инноваций.
В основном QR-код используется как несамостоятельный знак, входящий в состав многосложного знака. Его размещают, сочетая с рекламным образом-изображением, текстом и ссылкой на сайт. Но, современные плакаты используют QR-код и как самостоятельный знак, не требующий дополнительной визуальной и текстовой трактовки. Графический вид кода со временем меняется, сейчас можно увидеть не только черно-белое изображение, но и цветные решения этого явления современной информационной культуры.
Использование закодированной информации, а именно QR-кодов, позволяет плакатам выйти на другой уровень информативности и интерактивности. Появление «отзыва» от плаката, возможности взаимодействия с ним, поднимает плакатное на искусство на новый уровень развития и способствует удержанию его актуальности. QR-код помогает привлечь внимание, позволяя закодировать и получить гораздо больше информации. Можно предположить, что со временем использование QR-кодов и других, еще не известных технологий кодирования информации, поможет решить проблемы экологической чистоты информационного пространства посредством уменьшения рекламного визуального «мусора».
В заключение, опираясь на исследование Е. Калашниковой [3], можно утверждать, что плакат был одним из источников возникновения современных визуальных знаков, символов-стереотипов, принятых сегодня во всем мире. Существование знаковой структуры единого информационного пространства, наличие универсальных кодов, которыми современные авторы пользуются в своих работах, подтверждают интернациональный характер языка плаката.
Таким образом, современному плакату присущи общие тенденции единого информационного поля: тенденция превращения однозначного сообщения в многозначное, тенденция использования знаковых конструкций, лишенных конкретного значения. Одной из ведущих тенденций развития визуального языка плаката может оказаться технология дополненной реальности. Появление «отзыва» от плаката, возможности взаимодействия с ним, переносит плакатное искусство на новый коммуникативный уровень развития. QR-код, позволяет выйти плакатам на другой уровень информативности.
Список литературы:
- Гладун О. Візуалізація інформації: інфографіка // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв: зб. наук. пр. / за ред. Даниленка В.Я. — Харків: ХДАДМ, 2012. — № 4. — С. 11—14.
- Гладун О.Д. К национальному вопросу в визуальном языке графического дизайна // Строгановские чтения. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М., Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, 2010. — С. 196—199.
- Калашнікова О.А. Зображальний аспект візуальної мови графічного дизайну (на матеріалі плаката): Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.07. — Х., 2011. — 20 с.
дипломов
Оставить комментарий