Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория языка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кожанов А.А. ЯЗЫК И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В ИССЛЕДОВАНИЯХВИЛЬГЕЛЬМА ФОН ГУМБОЛЬДТА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЯЗЫК  И  ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ТЕКСТ  В  ИССЛЕДОВАНИЯХВИЛЬГЕЛЬМА  ФОН  ГУМБОЛЬДТА

Кожанов  Александр  Александрович

аспирант  очного  обучения  Брянского  государственного  университета  им.  И.ГПетровского»,  гБрянск

E-mail: 

 

LANGUAGE  AND  POLITICAL  TEXT  IN  RESEARCH  BY  WILHELM  VON  HUMBOLDT

Kozhanov  Alexandr

postgraude  of  Bryansk  State  Academician  I.G.  Petrovsky  UniversityBryansk

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  политическому  тексту,  который  является  неотъемлемым  атрибутом  языка.  Предмет  рассмотрения  —  исследования  В.  Фон  Гумбольдта,  касающиеся  языковой  картины  мира,  представляющие  в  приведенных  условиях  политический  текст  как  отражение  языковой  картины  политического  мира.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  political  text  that  is  an  integral  part  of  language.  In  the  article  author  reviews  the  W.  von  Humboldt's  researches  of  language  picture  of  world,  representing  the  political  text  as  a  reflection  of  the  language  picture  of  the  political  world.

 

Ключевые  слова:  язык;  языковая  картина  мира;  политический  текст;  В.  Фон  Гумбольдт.

Keywords:  language;  language  picture  of  world;  political  text;  W.  von  Humboldt.

 

Особым  объектом  лингвистики  выступает  текст,  как  высшее  и  независимое  языковое  единство,  который,  являясь  результатом  целенаправленного  речевого  творчества,  представляет  собой  целостное  речевое  произведение,  коммуникативно-обусловленную  речевую  реализацию  авторского  замысла,  касаясь  той  или  иной  сферы  жизнедеятельности  человека:  политики,  экономики  или  другой  важной  для  человека  области.  Политические  тексты,  как  источники  сведений  о  естественной  политической  ситуации  в  жизни  общества,  обладают  особенной  ценностью.  Текст  влияет  на  политические  отношения,  так  как  он  обращен  к  массовой  аудитории,  содержит  актуальные  политические  проблемы,  для  которых  характерна  включенность  в  повседневную  практическую  жизнь,  а  также  является  достоверным  показателем  отражения  сознания  и  жизни  этноса. 

На  сегодняшний  день  лингвисты  рассматривают  «текст»  с  различных  точек  зрения.  Под  текстом  понимаются  любые  речевые  произведения,  как  в  письменной,  так  и  в  устной  речи.  Так,  Е.А.  Реферовская  рассматривает  коммуникативную  структуру  текста  и  проводит  его  лингвистическое  исследование,  А.С.  Штерн  изучает  вопросы  восприятия  текста  в  речевой  деятельности.

Политический  текст  является  неотъемлемым  атрибутом  языка  и  общей  картины  его  существования,  развития  и  функционирования.  Как  отмечает  С.Г.  Катаева,  «политические  процессы,  являясь  в  первую  очередь  процессами  коммуникативными,  конституируются  в  значительной  мере  с  помощью  языка»  [3,  с.  9],  из  чего  следует,  что  политический  текст  является  также  важным  звеном  политики.

Следует  отметить,  что  вопросы  взаимодействия  политики  и  языка  интересовали  еще  основоположников  лингвистики  как  науки,  в  частности  известного  языковеда  В.  Фон  Гумбольдта.  Выделяя  язык  как  часть  круга  фундаментальных  свойств  человека,  не  только  предназначенных  для  удовлетворения  элементарных  жизненных  потребностей,  но  также  интересов  и  целей  более  высокого  порядка  знаменитый  лингвист  и  прусский  политический  деятель,  Вильгельм  Гумбольдт  рассматривал  актуальные  вопросы  права,  политики,  философии,  «сохраняя  идейную  самостоятельность»,  которая  проявлялась  в  созданных  им  учениях  [2,  с.  7].

Гумбольдт  считал,  что  создание  языка  обусловлено  внутренней  потребностью  человечества.  Язык  —  не  просто  внешнее  средство  общения  людей,  поддержания  общественных  связей,  но  заложен  в  самой  природе  человека  и  необходим  для  развития  его  духовных  сил  и  формирования  мировоззрения,  которое  достигается  во  взаимосвязи  индивидуального  мышления  с  общественным  мнением.  Так,  по  Гумбольдту,  язык,  охватывающий  всякое  понятие  и  превращающий  предметы,  образуя  «языковую  картину  мира»,  тесно  переплетен  с  духовным  развитием  человечества  и  сопровождает  его  на  каждой  ступени  его  локального  прогресса  и  регресса,  выступая  средством  не  для  того,  чтобы  представлять  уже  открытую  истину,  но  чтобы  раскрывать  до  того  не  открытую.

И,  как  невозможно  исчерпать  содержание  мышления  во  всей  бесконечности  его  связей,  так  неисчерпаемо  множество  значений  и  связей  в  языке.  Гумбольдт  считает,  что  «помимо  своих  уже  оформившихся  элементов,  язык  в  своей  гораздо  более  важной  части  состоит  из  способов  (Methoden),  дающих  возможность  продолжить  работу  духа»  [1,  с.  82],  представляющего  собой  звено  длинной  цепи  взаимодействия  поочередно  обусловливающих  друг  друга  причин  и  следствий,  продлевающихся  через  долгие  столетия  до  современности  и  отражающих  в  политике,  праве,  искусстве  и  науке,  одну  большую  стихию  «духовной  силы»  народа.

Известен  тезис  Гумбольдта  «Язык  есть  не  продукт  деятельности,  а  деятельность».  Гумбольдт  выдвигает  динамическую  концепцию,  рассматривающую  язык  как  порождение  (Erzeugung),  как  деятельность  (Tätigkeit),  как  энергейю  (Energeia),  причем  деятельность  трактуется  из  энергейи,  понимаемая  не  просто,  как  речевая  деятельность  индивида,  а  как  действие  более  глобального  масштаба,  тем  самым  отмечая,  что  язык  —  одно  из  тех  явлений,  которое  стимулирует  человеческую  духовную  силу  к  постоянной  деятельности.

Так,  под  влиянием  философско-лингвистических  учений  предыдущих  столетий  и  множества  работ  известных  политиков,  государственных  деятелей,  мыслителей,  В.  фон  Гумбольдт  погружается  в  определение  цели  государства  и  рассмотрение  спектра  политических  проблем  сквозь  призму  потребностей  индивидуума,  выделяя  вопрос  о  конституции,  касавшийся  всех  политиков  Пруссии  и  Германского  союза.  Занимаясь  конституционной  проблемой,  Гумбольдт  рассуждал  о  достижения  единства  и  целях  сословно-земельных  учреждений,  их  формировании,  вводе  и  деятельности,  а  также,  вследствие  падающего  авторитета  дворянства  выделял  стремление  людей  попасть  в  ряды  государственных  чиновников,  приобретавших  больший  вес.  На  этом  фоне  было  необходимо  решить  ряд  важных  вопросов:  обретение  человеком  гражданского  смысла  своей  деятельности,  улучшение  управления,  уменьшение  затрат  на  деятельность  государственных  учреждений,  повышение  нравственности,  благ  сограждан.

Вместе  с  канцлером  Гарденбергом  В.  фон  Гумбольдт  принимал  участие  в  проекте  создания  единого  немецкого  государства,  который  был  представлен  в  дальнейшем  Венскому  конгрессу,  и  где  Вильгельм  великолепно  проявил  свои  дипломатические  способности,  отмечая,  что  «правительство  —  орган,  ограничивающий  влияние  сословных  учреждений,  что  и  ведет  к  равновесию  властей,  где  законодательная,  контролирующая  и  административная  деятельность  разделяются  между  органами  государства  и  органами  народа,  выбранными  в  различных  политических  подразделениях,  чтобы  те  и  другие,  находясь  всегда  под  верховным  надзором  правительства,  имея  точное  разграничение  прав,  сходились  в  общей  работе»  [4,  с.  192]. 

Гумбольдт  связывал  свои  политические  идеи  с  идеалом  гуманности,  нравственной  индивидуальностью.  Государство,  в  исследованиях  немецкого  ученого,  было  не  только  результатом  борьбы  всех  против  всех,  но  и  средством  для  просвещения  человека.  Так,  в  ходе  просветительской  деятельности  В.  фон  Гумбольдт  написал  такие  работы,  как  «Идеи  к  опыту,  определяющему  границы  деятельности  государства»,  «Об  учреждении  земельных  сословных  конституций  в  прусских  государствах»;  в  целях  формирования  общественного  мнения  —  известное  сочинение  «О  пределах  государственной  деятельности»,  структурообразующим  принципом  которого  была  индивидуальная  свобода.  Политик  обращал  внимание  на  отдельные  законодательные  акты  Германского  союза,  заявляя  о  необходимости  сочетания  большей  свободы  и  «непоколебимой  бдительности».

Размышляя  о  государственной  власти,  жизнедеятельности  человека  и  устройстве  государства,  В.  фон  Гумбольдт  не  забывал  о  тесной  связи  с  языком,  уделяя  особое  внимание  буквенному  письму  и  его  связи  со  строением  языка.  По  его  мнению,  первое  находится  в  прямом  соотношении  с  качествами  последнего,  и  его  изобретение  зависит  от  степени  совершенства  языка,  а,  в  конечном  счете  —  от  языковых  предпосылок.  Возвращаясь  к  действительной  сущности  языка,  как  не  продукта  деятельности,  а  деятельности,  В.  фон  Гумбольдт  отмечал,  чтописьмо,  помимо  пользы  от  его  употребления  в  той  или  иной  сфере  жизнедеятельности  и  распространения  знаний,  играет  важную  роль  в  отражении  языковой  картины  мира.  Это  подтверждают  множество  работ  В.  фон  Гумбольдта,  посвященных  различным  проблемам  в  сфере  языкознания  и  политики:  «Идеи  к  опыту,  определяющему  границы  деятельности  государства»,  «О  буквенном  письме  и  его  связи  со  строением  языка»,  «Характер  языка  и  характер  народа».  В  них  В.  фон  Гумбольдтом  усматривается,  как  проблема  языковой  картины  мира,  так  и  вопросы,  касающиеся  существующего  баланса  сил  власти,  политической  ситуации  в  стране,  что  свидетельствует  о  том,  что  мы  сталкиваемся  не  просто  с  текстами,  а  именно  с  политическими  текстами. 

Так,  например,  труд  В.  фон  Гумбольдта  «О  пределах  государственной  деятельности»  наполнен  индивидуальными  приемами  и  смысловой  нагрузкой,  выполняющими  свою  конкретную  задачу.  Имея  в  себе  систему  стереотипов,  сценариев,  ценностей,  политический  текст  выступает  атрибутом  политического  мира,  а,  поскольку  В.  фон  Гумбольдт  выделяет  в  своих  исследованиях  языковую  картину  мира,  то,  в  приведенных  условиях,  политический  текст  представляет  собой  языковую  картину  политического  мира.

Таким  образом,  с  точки  зрения  современной  лингвистики,  можно  с  уверенностью  сказать,  что  Вильгельм  фон  Гумбольдт,  как  языковед,  философ,  занимающийся  политической  деятельностью  и  создающий  труды,  в  которых  затрагиваются  актуальные  политические  проблемы,  убеждая  оппонентов  в  правильности  поставленных  проблем  и  предложенных  путей  их  решения,  а  также,  обращаясь  к  массовой  аудитории,  занимался  политическими  текстами.  В  подтверждение  сделанному  выводу  стоит  привести  слова  А.Е.  Фалилеева:  «Политический  текст  есть  многомерная  конструкция,  в  которой  сочетаются  фактологическая  основа  —  политические  события,  явления  в  общественной  жизни  страны,  государства,  мира,  способы  их  интерпретации  политическим  лидером,  оценка,  стилистические  приемы»  [5,  с.  117]. 

Следует  отметить,  что  В.  Гумбольдт  является  одним  из  первых  ученых-гуманитариев,  искавших  ответ  на  волнующий  мир  вопрос  на  стыке  наук:  рассмотрение  политико-правовых  идей  во  взаимосвязи  с  историей  и  лингвистикой,  а  также  другими  науками.  Изучение  наследия  В.  Гумбольдта  является  важным  моментом  для  постановки  конкретной  проблемы  своеобразия  политического  текста  с  точки  зрения  лингвистических  традиций  европейских  исследователей,  а  значит,  и  актуализирующегося  вопроса  сохранения  европейской  идентичности  в  целом.  В  настоящее  время  труды  немецкого  ученого  являются  предметом  оживленных  дискуссий  и  затрагивают  важнейшие  аспекты  общеязыковедческого,  политического  и  философского  характера.

 

Список  литературы:

  1. Гумбольдт  В.  фон.  Избранные  труды  по  языкознанию.  М.,  2000.  —396  с.
  2. Гумбольдт  В.  фон.  Язык  и  философия  культуры.  М.,  1985.  —  450  с.
  3. Катаева  С.Г.  Немецкий  политический  язык:  основные  направления  и  тенденции  развития:  на  материале  политической  лексики:  автореф.  дисс…д-рафилол.  наук.  М.,  2009.  —  42  с.
  4. Ростиславлева  Н.В.  Основатель  Берлинского  университета  В.  фон  Гумбольдт  как  мыслитель  и  политик  //  Новая  и  новейшая  история.  —  2009.  —№  3.  —  С.  192.
  5. Фалилеев  А.Е.  Политический  текст  как  феномен  культуры:  лингвокультурологический  анализ:  дисс.  канд.  культурологии.  Саранск,  2009.  —  143  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме