Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Игнатова Л.П. МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ: ОТ МАССОВОСТИ К КАМЕРНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВСЕУКРАИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ И ПЕСЕННОЙ ПОЭЗИИ «ОБЕРЕГ») // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНОЕ  ДВИЖЕНИЕ  В  СОВРЕМЕННОЙ  УКРАИНЕ:  ОТ  МАССОВОСТИ  К  КАМЕРНОСТИ  (НА  ПРИМЕРЕ  ВСЕУКРАИНСКОГО  ФЕСТИВАЛЯ  АВТОРСКОЙ  ПЕСНИ  И  ПЕСЕННОЙ  ПОЭЗИИ  «ОБЕРЕГ»)

Игнатова  Лариса  Петровна

канд.  иск.,  доцент  Восточноевропейского  национального  университета  имени  Леси  Украинки,  г.  ЛуцкУкраина

E-mail: 

 

MUSICALLY  –  FESTIVAL  MOVEMENT  IN  CONTEMPORARY  UKRAINE:  FROM  MASS  CHARAKTER  TO  THE  CHAMBERNESS  (FOR  EXAMPLE,  THE  ALL-UKRAINIAN  FESTIVAL  OF  ART  SONG  AND  SUNG  POETRY  "OBEREG")

Ignatova  Larysa

candidate  of  Art  Criticismassociate  professor  of  Lesya  Ukrainka  Eastern  European  National  University,  Lutsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  эволюция  музыкально-фестивального  движения  в  современной  Украине  и  на  примере  Всеукраинского  фестиваля  авторской  песни  и  песенной  поэзии  «Оберег»  выводятся  его  основные  тенденции:  от  массовости  к  камерности. 

ABSTRACT

This  article  considers  the  evolution  music  festival  movement  in  modern  Ukraineand  by  the  example  of  the  All-Ukrainian  festival  of  art  song  and  sung  poetry  "Obereg"  shows  its  main  trends:  from  mass  character  to  the  chamberness.

 

Ключевые  слова:  музыкально-фестивальное  движение,  Всеукраинский  фестиваль  авторской  песни  и  песенной  поэзии  «Оберег»,  массовость,  камерность.

Keywords:  musicalli-festival  movement,  All-Ukrainian  festival  of  art  song  and  sung  poetry  "Obereg",  mass  character,  the  chamberness.

 

Украинская  культура  в  конце  80-х  —  начале  90-х  годов  прошлого  века  переживает  новый  всплеск  национального  возрождения.  Инициированный  высокообразованными  слоями  интеллигенции,  которая  пошла  традиционным  путем  актуализации  патриархально-элитных  ценностей,  современный  Ренессанс  неожиданно  начал  формироваться  в  среде  массовой  культуры,  «родив  национальную  поп-  и  рок-музыку,  авторскую  песню»  [5;  6].  Характерно,  что  эти  процессы  начали  пробиваться  «снизу»,  создав  активное  фестивальное  молодежное  движение  в  регионах.  Возникают  такие  музыкальные  фестивали  как  «Оберег»,  «Владимир»,  «Тарас  Бульба»,  «Мельник»,  «Шлягер  Украины»,  «Мария»,  позже  «Таврийские  игры»,  «На  волнах  Свитязя»,  «Червона  рута»,  концептуальным  зерном  которых  становится  создание  украинской  молодежной  музыкальной  культуры.  Однако  именно  на  региональных  фестивалях  «множество  любителей  получили  возможность...  спеть  не  утвержденное  разношерстным  начальством,  а  то,  что  сердце  желало»  [7],  именно  в  регионах,  не  перенасыщенных  культурной  информацией  и  перегруженных  традиционным  образовательным  уровнем,  инспирируется  творческая  инициатива,  где  прослеживаются  ростки  нового  свежего  музыкального  мышления.  Волынь  в  этом  отношении  можно  назвать  пионером.  Ведь  «Оберег-89»  был  проведен  в  Луцке  за  четыре  месяца  до  первой  «Червоной  руты»  и  всколыхнул  всю  Украину.  Возвращаясь  к  событиям  двадцатилетней  давности,  можно  констатировать,  что  Всеукраинский  телевизионный  фестиваль  песенной  поэзии  и  авторской  песни  «Оберег»,  который  был  направлен  на  подъем  патриотического  духа  и  национального  самосознания,  впервые  основным  условием  провозгласил  пение  только  на  украинском  языке  и  живым  звуком.  «Оберег»,  наверное,  единственный  фестиваль  в  Украине,  до  сих  пор  у  одних  вызывающий  всепоглощающее  восхищение,  а  других  —  непримиримое  негодование  и  беспокойство.  Каждое  новое  его  проведения  «пробивало»  себе  право  на  существование. 

Первая  обереговская  акция  в  1989  г.  проводилась  в  два  дня,  где  концерт  украинских  бардов  проходил  с  18  до  6  часов  утра  следующего  дня  —  всю  ночь.  Второй  фестиваль  «Оберег»  (1990  год)  значительно  расширяет  свою  географию,  а  также  получает  международную  огласку.  Впервые  в  Луцк  приезжают  директор  украинских  программ  радиостанции  «Свобода»  в  Мюнхене  Богдан  Нагайло,  дуэт  Алексея  и  Славки  Павлишин  из  Загреба  (Югославия),  Василий  Чинч  (Злин,  ЧСФР).  Массовость  мероприятия  отмечалась  еще  и  тем,  что  настоящим  жюри  на  фестивале  выступали  сами  слушатели.  В  конце  песенных  марафонов,  иногда  продолжающихся  5-6  часов,  они  возвращали  свои  карточки  предпочтений  в  оргкомитет,  а  специальная  комиссия  подсчитывала  голоса.  Интересно,  что  «такое  демократическое  решение  часто  совпадало  с  мнением  профессионалов»  [4].  В  1991  году  состоялся  третий  «Оберег».  Впервые  на  фестивале  выступают  такие  интересные  личности  как  Ольга  Богомолец  (Киев),  Эдуард  Драч  (Черкассы),  Игорь  Жук  (Киев),  Владимир  Семенов  (Киев),  Зоя  Слободян  (Ивано-Франковск),  Александр  Резник  (Киев)  и  другие.  Постоянными  участниками  являются  Василий  Жданкин,  Александр  Смык,  дуэт  «АС»,  Олег  Покальчук,  Станислав  Щербатых. 

  Анализируя  стилевые  и  жанровые  особенности  представленных  произведений,  наблюдается  некоторый  отход  от  мощного  «сценического  песенного  монолога».  Вместе  с  тем,  предпочтения  отдаются  «камерно-бытовому  песнярству»  —  З.  Слободян,  В.  Семенов  и  создателям  «камерного  гитарослова»  —  И.  Жук,  О.  Богомолец,  И.  Козаченко  [5;  6].  Начиная  с  четвертого  «Оберега-92»,  фестиваль  получает  статус  телевизионного.  Ведущей  жанровой  направленностью  становится,  по  классификации  А.  Резника,  поэтическая  песня  (сочетание  в  одном  лице  автора  поэзии  и  музыки),  песенная  поэзия  или  бардовское  композиторство  (создания  песен  на  чьи-то  стихи)  [5].  Поэтому  концепция  фестиваля  укладывается  в  сценарий  с  поэтическим  названием  «Три  путешествия  в  сад  песен»  по  аналогии  с  творчеством  Г.  Сковороды.  Закономерно,  что  приоритетность  принадлежала  неокобзарям  —  Петру  Приступову,  который  написал  песни  на  стихи  Г.  Сковороды  и  исполнил  их  под  собственное  сопровождение  реконструированной  старинной  ладковой  кобзы,  а  также  —  Василию  Жданкину.  Его  можно  назвать  настоящим  новатором  кобзарского  исполнительства.  Ведь,  применяя  на  гуслях  приемы  гитарной  игры,  Василий  на  украинско-фольклорную  основу  накладывает  джаз-  и  рок-интонации.  Впрочем,  кульминацию  своего  развития  «Оберег»  получает  в  1993  году.  Пятый  фестиваль  имеет  четкую  творческую  концепцию  —  лабиринт  как  герметическая  структура  украинской  культуры  в  целом.  С  этой  целью,  на  фестиваль  были  приглашены  представители  украинской  литературной  (Евгений  Сверстюк,  Оксана  Забужко,  Владимир  Цибулько,  Юрий  Покальчук,  Богдан  Жолдак,  София  Майданская)  и  музыкальной  (Владимир  Губа,  Йозеф  Ерминь,  Александр  Резник)  элиты.  В  рамках  устроенной  организаторами  фестиваля  пресс  конференции,  на  которую  были  приглашены  искусствоведы,  литературоведы,  барды-исполнители,  представители  СМИ,  произошло  бурное  обсуждение  современного  состояния  украинской  культуры  и  музыкальной  в  частности  в  контексте  герметической  процессуальности.  В  результате,  было  доказано,  что  украинская  культура  всегда  находилась  в  герметическом  состоянии.  Как  следствие,  неизвестная  широкой  общественности  музыка  новейших  композиторов  ХХ  века  и  украинских  в  частности.  Именно  такие  произведения  впервые  волынской  публике  представляли  Владимир  Губа,  Йозеф  Ерминь. 

Шестой  фестиваль  «Оберег-94»  был  последним,  который  собрал  своих  старых  друзей,  так  называемая  домашняя  «тусовка».  Кроме  отечественных  исполнителей,  на  фестивале  выступили  зарубежные  —  дуэт  Ника  Коулдри  и  Джима  Дэн  (Оксфорд),  а  также  «BABYTRIO»  (Лондон).  Они  продемонстрировали  современную  английскую  поп-музыку  интеллектуально-виртуозного  некоммерческого  направлении. 

Таким  образом,  фестиваль  песенной  поэзии  и  авторской  песни  «Оберег»  стал  эпицентром  национального  музыкального  движения  конца  80-х  —  начала  90-х  годов  ХХ  века.  Он  сумел  удовлетворить  массовый  спрос  на  национальное  песенное  искусство  с  возможностью  исполнителя  обнародовать  свои  творения.  Более  того,  массовость  этого  мероприятия  в  то  время  заключалась  еще  и  в  том,  что  небольшая  горстка  молодых  людей  сумела  в  своем  творчестве  аккумулировать  надежды  и  желания  массового  слушателя,  вслух  сказать  то,  на  что  надеялось  большинство  граждан  страны.  Впрочем,  авторская  песня  как  мощный  центр  городского  фольклора  и  поборник  национального  возрождения  в  середине  90-х  годов  ХХ  века  теряет  свою  приоритетность  и  на  авансцену  выходят  другие  фестивали,  которые,  кроме  украинской  песни,  заботятся  прежде  всего  о  коммерческой  выгоде,  постепенно  теряя  свою  массовость  и  высокую  общественно-культурную  миссию  [1]. 

Однако  ситуация  в  украинской  музыкальной  культуре  начинает  резко  меняться  в  конце  первого  десятилетия  третьего  тысячелетия.  Экономический,  а  в  Украине  еще  и  политический,  кризис  повлиял  на  все  сферы  деятельности  общества,  в  том  числе  и  музыкальную.  Фестивальное  движение  от  массовых  шоу-зрелищ  возвращается  к  камерному  высказывания.  Указанная  тенденция  наблюдается  опять  же  на  фестивале  авторской  песни  и  песенной  поэзии  «Оберег»,  который  через  двадцать  лет  возобновил  свою  деятельность  в  городе  Луцке,  изменив  как  форму,  так  и  место  своего  проведения.  Фестиваль  возобновил  свою  работу  в  2009  году  в  форме  концертов-встреч  с  отдельными  исполнителями-обереговцамы.  Заслуга  в  этом  принадлежит  бывшему  директору  фестиваля  Алексею  Левченко,  который  создал  уникальный  гостинично-ресторанный  комплекс  семейного  типа  “Zaleski”,  имеющий  свою  историю.  Интерьер  помещения  стилизованный  под  театральный  проект.  И  не  случайно,  ведь  поляк  Александр  Залески  в  межвоенный  период  прошлого  века  имел  собственную  украинскую  бродячую  театральную  труппу,  а  его  жена  Нина  из  казацкого  рода  Нетяг  была  талантливой  в  ней  актрисой.  Это  —  дедушка  и  бабушка  Алексея  Левченко.

Сегодня  отель  позиционирует  себя  как  культурно-художественный  клуб,  в  салонном  зале  которого  в  последнюю  пятницу  каждого  месяца  собирается  изысканная  публика  —  врачи,  учителя,  ученые,  художники,  журналисты,  бизнесмены.  Одним  словом,  здесь  собирается  та  публика,  которой  не  безразлично,  что  слушать,  как  слушать  и  кого  слушать.  «Фрески  в  Zaleski»,  как  назвала  это  собрание  волынская  журналистка  Валентина  Штинько,  имеют  своих  сторонников,  которые  без  дополнительной  рекламы  приходят  на  очередные  встречи  [3].

Следует  отметить,  что  за  три  года  существования  салонная  форма  постоянно  действующего  фестиваля  позволила  разносторонне  познакомиться  как  с  личностью  художника,  так  и  его  творческой  деятельностью.  Уже  состоялись  встречи  с  бывшими  лауреатами  и  участниками  «Оберега»  Игорем  Жуком,  Ольгой  Богомолец,  Зоей  Слободян,  Левко  Бондарем,  Олегом  Покальчуком,  Александром  Смыком  [2],  Василием  Жданкиным,  Эдуардом  Драчем,  которые  сегодня  представляют  тип  так  называемого  ренессансного  художника,  сочетая  в  одном  лице  несоединимое:  барда,  поэта,  песенника,  композитора,  культурно-  и  общественно-политического  деятеля,  врача,  журналиста,  историка,  социального  психолога  [7].  Кроме  исполнителей  авторской  песни  в  салоне  Zaleski  побывали  известные  писательницы  и  поэтессы  Оксана  Забужко,  Ирэн  Роздобудько,  актер  Владимир  Смотритель. 

  Однако,  творческие  встречи  в  салоне  Zaleski  не  ограничиваются  только  авторами-исполнителями  песенной  поэзии  и  актерами.  Объектом  внимания  все  чаще  становится  камерная  музыка.  Первая  такая  встреча  состоялась  с  Анной  Нужей  и  Андреем  Васиным.  Анна  Нужа  (виолончель)  —  заслуженная  артистка  Украины,  лауреат  многих  национальных  и  международных  конкурсов,  в  том  числе:  1  премия  международного  конкурса  им.  Лысенко,  1  премия  международного  конкурса  «Music  World»  (Италия),  и  др.  С  2008  года  является  постоянным  участником  инструментального  ансамбля  ArtLine  Trio.  Андрей  Васин  (фортепиано),  солист  Национального  Дома  органной  и  камерной  музыки,  с  2008  года  является  постоянным  участником  ArtLine  Trio.  Следующими  представителями  камерного  исполнительства  были  швейцарский  виолончелист  Денис  Северин,  профессор  Женевской  государственной  консерватории  и  Высшей  Школы  Музыки  Берна,  где  преподает  виолончель,  камерную  и  старинную  музыку,  и  киевские  музыканты  Татьяна  Павличук-Тышкевич  (ф-но)  и  Кирилл  Шарапов  (скрипка),  которые  являются  соорганизаторами  уникального  квартета  «Kiev-Tango-Project».  Лучане  первые  в  Украине  познакомились  с  премьерной  концертной  программой  коллектива  «Аргентинское  танго»,  посвященной  90-летию  со  дня  рождения  известного  аргентинского  композитора  Астора  Пьяцоллы.  Незабываемым  остался  вечер  с  Мирославой  Которович  и  Сергеем  Топоренко  —  солистами  Национального  камерного  оркестра  «Киевские  солисты».  Мирослава  Которович  —  украинская  скрипачка,  стипендиат  «Моцарт-Академии»  (Краков,  Польша).  2011  —  лауреат  Художественной  премии  «Глодоськое  сокровище».  Сергей  Топоренко  —  украинский  скрипач-виртуоз.  С  2001  года  сотрудничает  с  симфоническим  оркестром  «Филармония  наций»  (дирижер  —  маэстро  Юстут  Франтц,  Германия).

Итак,  подводя  итоги,  отметим,  что  музыкально-фестивальное  движение  в  Украине  в  конце  80-ых  —  начале  90-ых  годов  начиналось  как  мощное  массовое  возрожденческое  явление,  когда  последователи  кобзарско-лирницкой  традиции  становились  основными  трибунами  и  поводырями  нации.  Тем  не  менее,  через  двадцать  лет  независимости  украинская  культура  постепенно  от  массовости  переходит  к  камерности,  меняя  как  форму  своего  существования,  так  и  место  проведения.  Большие  кинозалы  и  стадионы  заменяются  небольшими  уютными  гостиными,  которые  напоминают  салоны  европейской  знати  конца  XVIII—XIX  веков. 

 

Список  литературы:

  1. Ігнатова  Л.П.  Тенденції  розвитку  музичної  культури  Волині  наприкінці  ХХ  —  початку  ХХІ  століття  //  Дис…  канд..  мист.  —  К.,  2006.  —  С.  178—190.
  2. Ігнатова  Л.П.  Лицарство  по-українськи  //  Віче.  —  Жовтень  2009.  —  №  39.  —  С.  9. 
  3. Малімон  Н.  Фрески  у  «Залєскі»  /  День.  —  №  241.  —  30  грудня,  2010.  —  С.  1.
  4. Матвійчук  А.  Поки  —  на  ентузіазмі!  //  Музика.  —  1993.  —  №  7.
  5. Різник  О.  Українська  авторська  пісня  //  Укр.  культура,  1993.  —  №  2.  —  С.  14—15.
  6. Різник  О.,  Кольцова  К.  Вчорашня  криза  сьогодення  //  Укр.  культура.  —  1993.  —  №  7.  —  С.  3—4.
  7. Рубан  М.  «На  украинском  языке»  //  Укр.  культура.  —  1991.  —  №  11.  —  С.  3—5.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом