Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Прокусова Н.Н., Гафар Т.В. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПРИНЦИПЫ  ОБУЧЕНИЯ  ФОРМАЛЬНОЙ  КОМПОЗИЦИИ  В  СИСТЕМЕ  ДЕТСКОЙ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ШКОЛЫ

Прокусова  Наталья  Николаевна

магистрант  Волгоградского  государственного  социально-педагогического  университета,  г.  Волгоград

E-mail

Гафар  Татьяна  Викторовна

канд.  ист.  наук,  доцент  Волгоградского  государственного  социально-педагогического  университета,  г.  Волгоград

E-mail

 

Грамотно  выстроенная  структура  творческого  процесса,  основывающаяся  на  таких  основополагающих  методических  принципах  как  последовательность,  преемственность,  интеграция,  обеспечивает  результативность  работ  учащихся,  занимающихся  творческой  деятельностью.  В  рамках  именно  этих  категорий  может  быть  обеспечена  качественная  трансформация  мышления  учащихся  до  уровня  креативности,  обозначенной  в  ФГОС  как  одно  из  качеств,  которым  должен  обладать  выпускник  художественного  учебного  заведения.  В  условиях  современности,  в  ракурсе  активного  интереса  к  декоративности  и  дизайну  под  креативностью  подразумевается  способность  индивида  в  достижении  поставленной  цели  найти  более  оригинальное  (в  качественном  отношении)  и  наиболее  оптимальное  (по  затраченным  ресурсам)  решение,  способ,  путь,  который  приведет  к  необходимому  результату.

Следует  сказать,  что  развитие  образного  мышления,  творческого  воображения,  развитие  композиционных  навыков  в  повседневной  практике  по  рисунку,  живописи  и  композиции  —  цель  программы  по  декоративной  композиции  в  Камышинской  детской  художественной  школе.  Этой  же  цели  подчинена  работа  по  созданию  формальной  композиции  с  применением  средств  и  приемов  декоративности.  Для  выполнения  практической  работы  требуется  серьезная  разносторонняя  подготовка.  С  этой  целью  необходимо  обозначить  принципы  обучения  формальной  композиции.

Объект  исследования  —  процесс  обучения  формальной  композиции.

Предмет  исследования  —  общие  принципы  подготовки  учащихся  детской  художественной  школы  по  формальной  композиции.

Цель  исследования  —  определение  общих  принципов  процесса  художественно-проектного  формообразования  в  системе  детской  художественной  школы.

Задачи  исследования:

1.  Определить  общие  принципы  обучения  формальной  композиции;

2.  Применить  теоретические  основы  по  формальной  композиции  в  проектной  практической  деятельности  по  оформлению  класса. 

Методы  исследования:  теоретический  анализ  психолого-педагогической  литературы,  метод  проектной  деятельности,  эксперимент.

Историография:  По  определению  Т.В.  Котовича  («Энциклопедия  русского  авангарда»),  так  называемый  формальный  метод  сложился  в  Европейской  науке  в  последней  четверти  XIX  века  в  связи  с  осмыслением  нарастающих  изменений  в  художественной  практике.  В  это  время  на  первый  план  выдвигается  сосредоточенность  на  анализе  элементов  формы  и  приёмов  выразительности  [1].

Исследования  этого  вопроса  производились  учеными  и  исследователями  вузов  культуры  и  искусств:  Марчук  Валерий  Иванович  (Брестский  государственный  университет  им.  А.С.  Пушкина),  анализируя  научно-теоретические  концепции  выделил  три  основных  направления  исследования  по  возникновению  и  развитию  формальной  композиции,  О.В.  Чернышев  (Белорусская  академия  искусств)  дает  систематизированное  изложение  специальных  вопросов  теории  и  методики  освоения  основ  художественно-композиционной  грамоты  в  процессе  профессиональной  подготовки  дизайнеров,  в  том  числе  учащихся  детских  художественных  школ.

В  работах  Р.В.  Паранюшкина  (ВГСПУ),  Г.М.  Логвиненко  и  В.Б.  Устина  отмечается,  что  следует  большое  внимание  обращать  на  соподчиненность  декоративных  элементов.  В  декоративной  композиции  главные  элементы  выделяют  размером,  ярким  цветом  и  центральным  расположением.  Второстепенные  элементы,  дополняя  главные  и  оттеняя  их  ведущую  роль  и  значение,  должны  пластично  соединиться  с  ними  в  целостный  организм.

Эти  работы  по  обоснованию  формальной  и  декоративной  композиции  безусловно  необходимы  для  подготовки  любого  профессионального  художника,  для  изучения  богатого  исторического  опыта  художественно-композиционного  творчества  и  форм  его  теоретического  осмысления.  Однако  этого  явно  недостаточно  для  формирования  целостной  системы  знания  о  законах  художественно-композиционного  творчества  в  области  дизайна  (как  неизобразительного  вида  художественно-проектной  деятельности)  и  практического  развития  специфически  профессионального  чувства  композиции  у  будущего  дизайнера,  для  которого  она  выполняет  весьма  существенную  роль  в  становлении  проектного  мышления  и  овладении  методологическими  принципами  художественно-образного  формообразования.

Исходя  из  вышесказанного,  можно  говорить  об  относительной  новизне  исследования. 

Апробация  результатов  исследования:  Полученные  результаты  наблюдались  автором  в  педагогической  работе.

База  исследования:  Камышинская  детская  художественная  школа,  группа  учащихся  4  «Г»  класса.

Опираясь  на  три  основных  признака  формальной  композиции:  1)  единство;  2)  соподчинение;  3)  равновесие,  мы  выявили  базисное  определение  —  развитие  композиции  на  плоскости  в  двух  направлениях  —  по  вертикали  и  горизонтали,  где  глубина  выражена  не  явно,  образует  плоскостную  или  фронтальную  форму. 

Изучая  литературу,  мы  выделили  основные  категории  формальной  композиции:  1)  качественная  природа  (мера);  2)  степень  сложности  (качественная  и  количественная);  3)  масштаб  и  масштабность;  4)  объемно-пространственная  структура;  5)  пластика;  6)  цвет;  7)  фактура;  8)  тон. 

Для  оформления  класса  нами  были  выявлены  следующие  виды  формальных  композиций  и  техника  их  создания:

1.  Абстрактная  композиция  на  основе  «аморфных»  плоскостей  (формальная  аморфная  композиция); 

2.  Абстрактная  композиция  на  основе  геометрических  плоскостей  (формальная  геометрическая  композиция);

3.  Мозаичная  композиция  с  рельефом  (мозаика);

4.  Объемная  композиция  (формотворчество). 

Первая  поставленная  нами  задача  состояла  в  выявлении  принципов  организации  практической  подготовки  учащихся  художественной  школы  по  формальной  композиции,  которые  в  своей  совокупности  должны  обеспечить  органическую  связь  процессов  «ведения»  (т.  е.  теоретических  знаний  как  понятийно-логической  составляющей  творческого  процесса),  «видения»  (т.  е.  композиционного  чувства  как  художественно-образной  составляющей  творческого  процесса),  творчески  активному  «ведению»  процесса  художественно-проектного  формообразования  в  творческой  деятельности  учащегося  начального  художественного  образования  [4,  с.  13].  Это  достигается,  главным  образом,  за  счет  того,  что  конечный  результат  работы  учащихся  над  любым  практическим  заданием  по  формальной  композиции  должен  находиться  в  строгой  методической  зависимости  от  последовательного  движения  в  направлении:  понимание  —  чувствование  —  художественно-образное  воплощение  содержания  первых  двух  (т.  е.  понимания  и  чувствования)  в  гармонично  организованную  форму.  Следовательно,  если  между  этими  тремя  этапами  процесса  формообразования  существует  четкая  зависимость,  то  процесс  их  взаимодействия  как  раз  и  должен  составлять  суть  общей  методики  работы  учащихся  над  практическими  заданиями.  Ее  можно  представить  в  виде  логически  строгой  последовательности:  осознать-прочувствовать-выразить,  которая  характеризует  механизм  восприятия  и  поэтапного  формирования  интеллектуальных  действий  и  в  целом  соответствует  методологии  самой  дизайнерской  деятельности  как  взаимодействия  принципов  научного  (осознать),  художественного  (прочувствовать)  и  технического  (организовать)  творчества.  Данная  методика  позволяет  успешно  решать  не  только  педагогические  задачи  формирования  у  учащихся  способности  осуществлять  взаимосвязь  образного  и  логического,  но  и  создавать  необходимые  условия  для  превращения  приобретенного  ими  опыта  в  форму  профессиональной  интуиции  как  важнейшей  составляющей  проектной  культуры  дизайнера.  Осознанное  овладение  методикой,  построенной  на  данной  основе,  позволяет  учащимся  ДХШ  при  необходимости  целенаправленно  переходить  как  от  теории  к  методу  и  к  реальной  практике  их  творческой  деятельности,  так  и  наоборот.  Иными  словами,  уверенно  двигаться  не  только  от  содержания  к  форме,  от  представления  к  материальному  его  воплощению,  от  замысла  к  предмету,  но  и  в  обратном  направлении,  критически  оценивая  практику  современного  дизайна,  что  важно  для  будущего  дизайнера  в  его  дальнейшей  творческой  жизни.

Решение  второй  задачи  является  практическим  применением  теоретических  основ  по  формальной  композиции.  Результатом  стало  оформление  класса  в  детской  художественной  школе  г.  Камышина,  в  котором  и  проходят  занятия  учащихся.  В  ходе  проектной  деятельности  и  выполнения  дипломной  работы  выявлены  следующие  требования  к  выполнению  формальной  композиции:

1.в  каждой  конкретной  композиции  должен  чувствоваться  стиль  (выбранный  учащимися  самостоятельно  и  соответствующий  уже  существующим  фрагментам  оформления),  манера  переработки  предметов,  цветовой  строй  произведения;

2.следует  избегать  простого  копирования  предметов,  объект,  плоскость,  объем  должен  ассоциироваться  с  тем  или  иным  предметом;

3.необходимо  плоскости  и  объекты  расположить  так,  чтобы  в  совокупности  они  смотрелись  интересно.

Таким  образом,  учащиеся  осваивают  набор  приемов  и  техник  современной  графической  культуры,  которыми  в  дальнейшем  они  смогут  воспользоваться  в  самостоятельных  творческих  работах  и  проектах.

Следует  сказать,  что  метод  проектной  деятельности,  используемый  в  ходе  данного  эксперимента,  выявляет  обоснованность  методики  практического  применения  формальной  композиции  с  целью  получения  визуальной  целостностью  на  основе  нормативно  заданных  правил  и  простейших  схем  организации  и  способность  моделировать  процесс  ее  практического  функционирования  в  системе  творческого  мышления  и  практической  деятельности  учащихся.

В  заключении  отметим,  поставленные  задачи  можно  считать  решенными.  Мы  обозначили  проблемы  обучения  формальной  композиции:  несогласованность  методик  обучения  в  разных  школах  дизайна  и  оторванность  теории  обучения  от  практического  применения  в  дизайнерской  работе,  в  частности  при  оформлении  школьных  помещений.  Опираясь  на  изученную  литературу,  определили  общие  принципы  формальной  композиции  как  диалектическое  взаимодействие  научного  (осознать),  художественного  (прочувствовать)  и  технического  (организовать)  творчества.

 

Список  литературы:

  1. Котович  Т.В.  Энциклопедия  русского  авангарда.  Мн.:  Экономпресс,  2003.  —  424  с.
  2. Логвиненко  Г.М.  Декоративная  композиция:  учеб.  пособие.  М.:  ВЛАДОС,  2008.  —  144  с.
  3. Устин  В.Б.  Композиция  в  дизайне.  Методические  основы  композиционно-художественного  формообразования  в  дизайнерском  творчестве:  учеб.  пособие.  М.:  Астрель,  2007.  —  239  с.
  4. Чернышев  О.В.  Формальная  композиция.  Мн.:  Харвест,  1999.  —  312  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.