Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Стрекаловская З.А. ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО КАК ФАКТОР НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЯКУТСКИЙ  ГЕРОИЧЕСКИЙ  ЭПОС  ОЛОНХО  КАК  ФАКТОР  НЕМАТЕРИАЛЬНОГО  КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДИЯ

Стрекаловская  Зоя  Андреевна

ст.  преподаватель  Арктического  государственного  института  искусств  и  культуры  г.  Якутск

E-mail:  betta

 

Россия  —  многонациональное  государство.  Сегодня  на  ее  территории  проживает  более  180  народов,  принадлежащих  к  разным  языковым  группам,  проживающих  в  различных  регионах  и  имеющих  своеобразный  уклад  жизнедеятельности.  В  современном  глобальном  мире  возникает  потребность  обратить  внимание  на  региональные  культуры,  которые  в  течение  столетий  аккумулировали  в  себе  национальные  традиции.  Одним  из  таких  регионов  является  Республика  Саха  (Якутия),  нематериальное  культурное  наследие  которой  отличается  уникальным  многообразием,  включающим  в  себя,  например,  героический  эпос  олонхо,  национальный  праздник  ысыах,  шаманство,  круговой  танец  осуохай,  варган-хомус  и  др.,  а  также  разнообразные  виды  народных  промыслов  и  ремесел.  Нематериальное  культурное  наследие  народа  саха  является  частью  общего  наследия  России  в  различных  областях  деятельности,  мощным  средством  сближения  народов,  этнических  групп  и  утверждения  их  культурной  самобытности. 

Изучение  культурного  наследия  имеет  глубокие  философские  традиции.  Понимание  культурного  наследия  формировалась  постепенно,  сначала  в  форме  размышлений  о  культуре  вообще,  и  только  затем  культурное  наследие  было  выделено  в  качестве  самостоятельного  объекта  исследования.  Понятие  «наследие»  вошло  в  употребление  еще  в  середине  XIX  в.  и  нашло  отражение  в  работах  зарубежных  и  отечественных  мыслителей.  В  своих  трудах  Ф.  Ницше  понимал  под  «наследием»  христианскую  религию,  в  утверждение  которой  люди  верят  без  каких-либо  доказательств  [8,  с.  306].

Также  во  второй  половине  XX  в.  в  мировой  практике  под  влиянием  интеграционных  процессов  культурное  наследие  стали  рассматривать  с  других  позиций.  Это  мы  можем  наблюдать  в  трудах  известных  ученых: 

·академик  Д.С.  Лихачев  считает,  что  наследие  есть  форма  закрепления  и  передачи  совокупного  духовного  опыта  человечества.  При  этом  он  четко  выделяет  две  его  составляющие:  духовные  (язык,  идеалы,  традиции)  и  материальные  (музейные,  архивные,  библиотечные  фонды,  памятники  археологии,  архитектуры,  науки  и  искусства,  памятные  знаки,  сооружения,  достопримечательные  места)  [6,  с.  27]; 

·Э.  Баллер  под  культурным  наследием  понимает  совокупность  связей,  отношений  и  результатов  духовного  производства  прошлых  исторических  эпох  [1,  с.  160]; 

·по  мнению  Ю.А.  Веденина,  наследием  является  эстетические  и  духовные  ценности,  запечатленные  в  книгах,  изделиях  прикладного  искусства,  обычаях  и  обрядах,  традиционные  формы  хозяйствования  и  природопользования,  т.  е.  все  то,  что  отражает  историю  развития  природы  и  культуры;  признается  ценным  в  научном  и  религиозно-духовном,  экологическом,  эстетическом  и  просветительском  отношениях  и  рассматривается  как  национальное  достояние  [2,  с.  79].

Как  видим,  понимание  культурного  наследия  столь  глубоко  и  многоаспектно,  с  трудом  умещается  в  рамки  термина.  Но  использование  в  культурологическом  дискурсе  предложенной  учеными  терминологии  дает  возможность  определить  функции  культурного  наследия. 

Из  вышесказанного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  культурное  наследие  состоит  из  таких  аспектов  прошлого,  которые  люди  сохраняют,  культивируют,  изучают  и  передают  следующему  поколению.  Культурное  наследие  —  это  то,  что  приобрело  ценность  в  прошлом,  и  ценность  того,  чего  ожидают  в  будущем.  Поскольку  эта  ценность  и  ее  ожидание  изменяются  с  течением  времени,  культурное  наследие  утвердилось  в  качестве  субъекта  динамического  изменения. 

Сам  термин  «культурное  наследие»  сравнительно  новый.  Его  появление  связано  с  принятием  на  XVII  сессии  Генеральной  конференции  ЮНЕСКО  Конвенции  ЮНЕСКО  «Об  охране  нематериального  культурного  наследия»  16  ноября  1972  г.,  где  впервые  раскрывается  состав  культурного  наследия:  «Культурное  наследие  включает  предметы  материальной  культуры,  памятники,  группы  зданий  и  территории,  обладающие  различной  ценностью,  включая  символическую,  историческую,  художественную,  эстетическую,  этнографическую  или  археологическую,  имеющие  научное  и  общественное  значение»  [4,  с.  282].

Между  тем  культурное  наследие  принято  подразделять  на  материальное  и  нематериальное.  Нематериальное  наследие  представляет  собой  совокупность  основанных  на  традиции  форм  культурной  деятельности  человеческого  сообщества,  формирующих  у  его  членов  чувство  самобытности  и  преемственности. 

Серьезные  шаги  по  теоретическому  осмыслению  проблемы  нематериального  наследия,  его  изучения  и  сохранения  были  сделаны  ЮНЕСКО  только  в  последние  годы  XX  в.  Спустя  49  лет  после  принятия  Конвенции  1972  года,  в  2003  г.,  на  32-й  Генеральной  конференции  ЮНЕСКО  была  принята  Конвенция  об  охране  нематериального  культурного  наследия.  В  материалах  Конвенции  2003  г.  в  ст.  2  приведено  следующее  определение  этого  понятия:  «Нематериальное  культурное  наследие  означает  обычаи,  формы,  знания  и  навыки,  а  также  связанные  с  ними  инструменты,  предметы,  артефакты  и  культурные  пространства,  признанные  сообществами,  группами  и,  в  некоторых  случаях,  отдельными  лицами  в  качестве  части  их  культурного  наследия.  Такое  нематериальное  культурное  наследие,  передаваемое  от  поколения  к  поколению,  постоянно  воссоздается  сообществами  и  группами  в  зависимости  от  окружающей  их  среды,  их  взаимодействия  с  природой  и  их  истории  и  формирует  у  них  чувство  самобытности  и  преемственности,  содействуя  тем  самым  уважению  культурного  разнообразия  и  творчеству  человека»  [5].

В  статье  Конвенции  2003  г.  к  нематериальному  культурному  наследию  отнесены:

·    устные  традиции  и  формы  выражения,  включая  язык  в  качестве  носителя  нематериального  культурного  наследия;

·     исполнительские  искусства;

·     обычаи,  обряды,  празднества;

·     знания  и  обычаи,  относящиеся  к  природе  и  вселенной;

·     знания  и  навыки,  связанные  с  традиционными  ремеслами  [5]. 

В  Конвенции  подчеркивается,  что  охрана  нематериального  культурного  наследия  —  сложный  процесс,  предполагающий  участие  многих  сторон,  в  первую  очередь  общин  и  различных  групп  населения,  являющихся  создателями  этого  наследия.  Эпос  как  крупнейший  жанр  устного  фольклора  любого  народа  по  своему  объему,  идее  и  содержанию  является  одним  из  наиболее  древних  и  находящихся  сегодня  на  стадии  исчезновения.  Следовательно,  по  данной  Конвенции,  он  нуждается  в  защите.

Как  известно,  эпос  (греч.epos  —  слово,  повествование)  трактуется  всеми  культурологическими  словарями  как  рассказ  о  событиях  прошлого,  построенный  по  принципу  гиперболизации.  И  хотя  классический  древнегреческий  эпос,  например,  и  дошел  до  нас,  благодаря  конкретному  авторству,  но  вместе  с  тем  автор  эпического  произведения  не  является  сочинителем  в  современном  смысле  этого  слова,  он  лишь  добросовестный  пересказчик,  чья  личность  и  авторская  позиция  остаются  в  тени  излагаемых  событий.

Самым  крупным  произведением,  синтезирующим  почти  все  основные  жанры  устного  творчества  якутов,  является  героический  эпос  олонхо.  Под  термином  «олонхо»  понимается  и  эпическая  традиция  в  целом,  и  отдельные  сказания,  записанные  (частично  или  полностью)  от  сотен  разных  носителей  устной  традиционной  культуры.  По  поэтике  и  содержанию  они  несколько  сродни  образцам  мирового  эпоса:  «Одиссее»,  «Энеиде»,  «Песни  о  Роланде»  и  т.  д.,  однако  между  собой  разнятся  по  величине:  некоторые  насчитывают  2—3  тысячи  строк,  другие  10—15  тысяч,  а  олонхо  Р.П.  Алексеева  «Алаатыыр  Ала  Туйгун»  состоит  из  56  тысяч  строк  [7,  с.  3].

Необходимость  изучения,  сохранения  и  актуализации  нематериального  культурного  наследия  остро  осознается  мировым  сообществом,  и  в  связи  с  этим  возрастает  роль  культурологической  науки.  Проблема  заключается  в  том,  что  объекты  нематериального  наследия  по  своей  специфике  поддаются  сохранению  гораздо  труднее,  чем  объекты  материальные.  Нематериальные  объекты  в  виде  традиций,  в  случае  нарушения  механизма  ее  передачи,  утрачиваются  навсегда  и  достаточно  быстро,  даже  на  протяжении  жизни  двух  поколений,  и  в  дальнейшем  возможна  только  его  реконструкция  и  в  редких  случаях  его  возрождение. 

Наблюдаемая  в  современном  обществе  тенденция  к  ослаблению  установок  на  поддержание  народных  традиций,  идущих  из  глубин  веков,  их  сохранение  и  актуализация  требуют  целенаправленных  и  сознательных  действий  со  стороны  сообществ  и  государства.  «Основными  методами,  позволяющими  осуществить  актуализацию  объектов  нематериального  культурного  наследия,  —  полагает  М.  Каулен,  —  являются:  Фиксация;  Ревитализация;  Реконструкция;  Экспериментальное  моделирование;  Имитационное  моделирование;  Конструирование»  [3,  с.  238].

В  продолжение  этого  вывода  отметим,  что  соотношение  форм  и  методов  актуализации  сохранения  нематериального  культурного  наследия,  его  использования  в  современной  социокультурной  практике  находится  пока  в  стадии  обсуждений.  Россия  приступила  к  работе  по  созданию  Государственного  Реестра  нематериального  культурного  наследия,  а  также  к  электронной  Инвентаризации  НКН  по  Программе  ЮНЕСКО.  Кроме  того,  на  практике  происходит  пересмотр  понятия  «нематериальное  культурное  наследие»,  его  основных  признаков  —  ценности  и  подлинности,  которые  определяются  параметрами  подлинности  материала,  ценностного  основания,  мастерства  исполнения,  формы  его  существования  и  окружения  (контекста).

Любой  феномен  нематериального  культурного  наследия  может  располагаться  в  любой  точке  бытования  среди  разных  народов.  В  этом  смысле  эпическое  наследие  народов  Республики  Саха  (Якутия),  в  частности,  якутский  героический  эпос  олонхо,  не  представляет  собой  исключения.  25  ноября  2005  г.  в  истории  народа  саха  произошло  событие  большого  общественного  и  культурного  значения  —  в  штаб  квартире  ЮНЕСКО  в  Париже  в  торжественной  обстановке  якутский  героический  эпос  олонхо  был  провозглашен  «Шедевром  Устного  Нематериального  Культурного  Наследия  Человечества».  Героический  эпос  олонхо  одним  из  первых  среди  тюрко-монгольского  эпоса  получил  статус  шедевра  ЮНЕСКО.  Решение  ЮНЕСКО  призывает  к  осознанию  ответственности  за  сохранение,  изучение  и  распространение  эпоса.  В  республике  было  объявлено  Десятилетие  олонхо  (2005—2015  гг.),  успешно  реализуется  Государственная  целевая  программа  по  изучению,  сохранению  и  возрождению  олонхо.  Принято  много  документов  и  проведено  важных  мероприятий,  в  том  числе  Закон  РС  (Я)  «О  сохранении  и  защите  эпического  наследия  народов  РС(Я)»  (2008  г.);  созданы  новые  учреждения  культуры  и  науки.  Установлен  Национальный  день  Олонхо  (25  ноября);  ежегодно  проводятся  Ысыахи  олонхо  (21  июня)  и  Декада  олонхо  (20—26  ноября).  Созданы  Театр  олонхо,  НИИ  «Олонхо»  при  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  Республиканский  центр  олонхо,  который  руководит  реализацией  ГЦП. 

Эти  крупные  республиканские  мероприятия  способствуют  популяризации  олонхо  среди  населения  и  будущих  поколений.  Основой  проведения  такой  успешной  масштабной  работы  стали  энтузиазм  и  поддержка  самого  народа  на  местах.  Именно  провозглашение  шедевром  любимого  в  народе  эпического  наследия  в  прошлом  вызвало  такое  народное  и  общественное  движение. 

В  целом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  в  культурологическим  дискурсе  о  нематериальном  культурном  наследии  важным  является  возвращение  к  духовным  истоком  прошлого,  что  определит  в  какой-то  мере  и  судьбу  культуры  настоящего  и  будущего.  Порой  кажется,  что  мы,  реконструируя  прошлое,  возвращаем  исторический  долг,  но  это  не  совсем  так.  В  реконструкции  прошлого  заключена  история  прошлого  и  настоящего.

Нематериальное  культурное  наследие  народов  Российской  Федерации,  в  частности  якутский  героический  эпос  олонхо,  являясь  важнейшей  составляющей  частью  национальной  культуры,  способствующей  формированию  толерантности,  основой  национального  самосознания,  укрепляющей  духовную  связь  поколений  и  эпох,  играет  ключевую  роль  в  формировании  культуры  Российского  государства.

В  конце  нужно  отметить,  что  культура  —  это  комплекс  определенных  духовных,  материальных,  интеллектуальных  и  эмоциональных  черт,  которые  характеризуют  общество  или  социальную  группу.  Они  включают  в  себя  не  только  искусство  и  письменность,  но  и  устные  способы  воспроизводства  ценностей  своей  культуры,  которые  были  отражены  в  жанрах  фольклора,  традициях  и  верованиях  ушедших  и  живых  народов.  В  этом  смысле  якутский  героический  эпос  олонхо  как  фактор  нематериального  культурного  наследия,  бесспорно,  находится  в  рамках  данного  определения. 

 

Список  литературы:

  1. Баллер  Э.А.  Социальный  вопрос  и  культурное  наследие.  —  М.:  Наука,  1987. 
  2. Веденин  Ю.А.  Культурный  ландшафт  как  объект  наследия.  —  СПб.:  Институт  Наследия,  2004. 
  3. Каулен  М.Е.  Нематериальные  объекты  наследия  в  современном  музее  //  От  краеведения  к  культурологии.  Российскому  институту  культурологии  7  лет.  Сб.  науч.  статей.  —  М.,  2002. 
  4. Конвенция  об  охране  всемирного  культурного  и  природного  наследия  (16  ноября  1972  г.)//Свод  нормативных  актов  ЮНЕСКО:  Конвенции  и  соглашения,  рекомендации,  декларации.  —  М.:  Международные  отношения,  1991.  —  629  с. 
  5. Конвенция  об  охране  нематериального  культурного  наследия  от  17  октября  2003  г.  //  Сайт  правозащитного  центра  Всемирного  русского  народного  собора  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pravovrns.ru  (дата  обращения  21.09.2012  г.)
  6. Лихачев  Д.С.  Декларация  прав  культуры  и  ее  международное  значение//  Наука  и  жизнь.  —  2006.  —  №  2.
  7. Никифоров  В.М.  От  архаического  олонхо  к  раннефеодальному  эпосу.  —  Новосибирск.:  Наука,  2010. 
  8. Ясперс  К.  Ницше  и  христианство.  Перевод  с  немецкого:  Т.Ю.  Бородай.  —  М.:  Медиум,  1994.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.