Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 декабря 2012 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Жиделева К.А., Кириллова Н.Б. АРТ-РЫНОК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

АРТ-РЫНОК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Жиделева Ксения Андреевна

магистрантка

Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина,

 г. Екатеринбург

E–mail: fevralskaya90@mail.ru

Кириллова Наталья Борисовна

профессор, д-р культурологии

Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина

E-mail: urfo@bk.ru

 

Важнейшим фактором, оказывающим существенное влияние на культуру в России рубежа XX—XXI веков, является бизнес.Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает финансовую поддержку социальной сферы (наука, образование, культура) и её модернизацию.

Думается, что предпринимательство всегда играло и играет значительную роль в регуляции культурной деятельности. Основным механизмом влияния предпринимательства на сферу художественной культуры является рынок. В обществах с торговым обращением произведения культуры становятся в той или иной степени предметом купли–продажи, и само существование деятеля культуры становится связанным с коммерческими факторами. Производство на рынок означает, что предмет искусства становится товаром, соответственно и успех автора этого предмета определяется спросом на его продук­цию на рынке [1, с. 317].

Рыночная цена произведения искусства, предметного вопло­щения духовной культуры не находится в непосредственном отношении к его духовной ценности. Из истории жизни таких крупных писателей XIX века, как Бальзак, Пушкин, Достоевский, мы знаем, насколько неустойчивым было их финансовое положение. Споры между художником и продавцом имеют место и в наши дни, и лишь немногие деятели культуры могли добиться материального благополучия, если полагались только на рынок.

Хорошо известно и то, что на рынке преуспевающими могли и могут оказаться создатели далеко не лучшей продукции, которая пришлась по вкусу широкой публике. Так, великий голландский живописец Винсент Ван Гог скончался в нищете, никем не признанный, а впоследствии его картины побили на рынке все рекорды и продавались за миллионы долларов.

Освобождая деятелей культуры от диктатуры государства, рынок вместе с тем ставит его в сильнейшую зависимость от колебаний коммерческого спроса. Поэтому обратим внимание на особенности арт-рынка как социокультурного явления.

Понятие арт-рынка имеет узкое и широкое значение. Первона­чально под этим термином понимали оборот предметов, обладающих художественной ценностью (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Позднее этот термином стали использовать и для характеристики исполнительских искусств и других культурных услуг (например, музейных). Более корректно совокупность тех и других элементов рынка можно характеризовать как рынок художественный. Художественный рынок — способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Термин «арт-рынок» более правильно используется для обозначения понятия товарооборота произведений неисполни­тельского искусства. Все, что связано с оборотом художественно-культурных ценностей, следует определять рынком культурных услуг [2, с. 168].

На наш взгляд, в постсоветской России арт-рынок находится в стадии становления, но его потенциал достаточно велик. Известно, что русское искусство многие десятилетия было и остается конкурентоспособным в мировом культурном пространстве.

 Рынок изобразительного искусства— уже давно капиталоемкий рынок. Искусство сегодня представляется одной из заманчивых форм инвестирования.

Мы считаем, что современный арт-рынок — явление сложное. Если акцентировать его художественную сторону, то на первое место выходит эстетическая ценность произведение искусства, если эконо­мическую — его рыночная стоимость.

В связи с этим можно дать несколько определений арт-рынка:

1.Это общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке, система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, то есть культурный феномен, отражающий актуальные состояния общества, в которых задействованы, художник, экспертное сообщество, знающая публика и простые почитатели искусства.

2.Это характер и уровень развития института посредничества, или система взаимоотношений между художниками, дилерами, аукционными домами, ассоциациями и коллекционерами, заключа­ющаяся в товарном обращении предметов искусства.

Арт-рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие, регулирующие и художественно-эстетические функции.

Сегодня, развитие арт-рынка привело к тому, что актуальное искусство стало принципиально ориентироваться на современников. Современное искусство настолько разнообразно и концептуально, что нуждается в интерпретации. Более того, конкуренция настолько высока, что задействуются все возможные каналы и технологии формирования необходимого имиджа художника и его узнаваемости в обществе. Как следствие, информационная функция арт-рынка в рамках современного информационного общества, стала еще более актуальна. Появилось внушительное количество профильных и непрофильных СМК, обозревающих художественные события, а значит формирующих общественное мнение. Пресса и телевидение играют подчас определяющую роль в формировании имиджа и приобретении известности художников современности.

Стоит отметить, что информационная функция арт-рынка осуществляется и с помощью иных инструментов: ярмарок, выставок, фестивалей,на которых можно ознакомиться с творчеством того или иного автора. В данной связи возникает необходимость посреднической функции — это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведения и покупателем.

Арт-рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обоих сторон: художника и публики. Сегодня формами рыночных отношений между художником и покупателем являются: аукционные торгиискусством, художественные ярмарки, художественные салоны и галереи.

Стоит также отметить, что важнейшим условием успешного функционирования арт-рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктура арт-рынка, ключевыми фигурами которой являются производители художественного продукта и его потребители поэтому мы считаем, что особое значение среди субъектов арт-рынка имеют художест­венные музеи как государственные, так и частные, являющиеся организаторами культурных проектов (более подробно мы рассмотрим это в следующем параграфе нашей работы).

На наш взгляд, в условиях перехода российской экономики к рынку область культуры и искусства не могут быть изолированы от данного процесса. Искусство неизбежно становится частью рыночной экономики, вынуждено существовать по ее законам.

Специалисты оценивают этот процесс по-разному. Произошло четкое разделение всего современного искусства на «коммерческое» и «некоммерческое». Действительно, многие боятся «отчаянной коммерциализации» искусства после того, как к нему проснулся огромный интерес. Сейчас об этом ведется много споров в искусствоведческих аудиториях. Так, один из искусствоведов и арт-критиков Евгений Барабанов считает, что исходное заблуждение — отождествление капиталистического арт-рынка с рынком докапита­листическим: с «выгодами купли-продажи», с «жесткой конкурен­цией», со «стремлением к предпринимательству и наживе», с «жаждой наибольшей денежной выгоды» [3, с. 143].

Безусловно, с помощью фестивалей, выставок, ярмарок произве­дения искусства продавались и покупались, выступали эквивалентами и залогами, их коллекционировали, из них составлялись личные, корпоративные и национальные сокровищницы. Так было во всех докапи­талистических или раннекапиталистических обществах. Однако, на наш взгляд, арт-рынок —нечто иное. Прежде всего, это позднее изобретение, основанное, как и весь западный капитализм, на системе новоевропейской рациональности.

Мы считаем, что отечественный арт-рынок развивается, выходит на мировые позиции, но остается нерешенной проблема подачи материала и организации арт-проектов (фестивали, выставки). Нужно соблюдать баланс: с одной стороны расширять арт-рынок, с другой не потерять за этим рынком самой актуальности, значимости искусства.

Список литературы:

  1. Барабанов Е. Искусство на рынке или рынок искусства? [Текст]. /Е. Барабанов // Художественный журнал. — 2002. — № 46. — С. 10.
  2. Долгин А.А. Культура и рынок: современные тенденции [Текст].  /А.А. Долгин. — М.: Авеста, 2009. — 420 с.
  3. Ерасов Б.C. Социальная культурология [Текст]. / Б.Е. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1994. — 565 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.