Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рысаева С.Ф. РЕАЛИЗМ КАК ОСНОВА МЕМОРИАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ГОРОДА КЕМЕРОВО // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РЕАЛИЗМ КАК ОСНОВА МЕМОРИАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ГОРОДА КЕМЕРОВО

Рысаева Светлана Фаритовна

соискатель кафедры истории отечественного и зарубежного искусства, ФГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул

E-mail: svetlana2603@mail.ru

 

Реалистические тенденции в искусстве XX века характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, которые отрази­лись и при выполнении мемориальной скульптуры. «Способность искусства правдиво, неприкрашенно изображать человека и окружа­ющий его мир в жизнеподобных, узнаваемых образах, при этом, не копируя пассивно и бесстрастно натуру (в отличие от натурализма), а отбирая в ней главное и стремясь передать в видимых формах сущностные качества предметов и явлений» [2, с. 743]. Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям, и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода.

В первой трети ХХ века в отечественном искусстве, которое было подвержено жесткой цензуре, эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства установкам идеологии и политики¸ пропаганды. Социалистический реализм — основной художественный метод, теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины 1930-х — начале 1980-х гг. Он был официально одобрен на 1-м Всероссийском съезде советских писателей (1934) партийными органами в литературе и искусстве. «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, истори­чески-конкретного изображения действительности в её революцион­ном развитии» (Из Устава СП СССР, принятом на первом съезде СП, 1934 г.)» [1] Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций реализма не только в литературе, но и живописи, скульптуре вплоть до 80-х годов. М. Лившиц утверждал, что «советское искусство открывает новую страницу истории реализма, но эта новизна содержания и формы не имеет ничего общего с буржуазным псевдоноваторством, анархической антикультурой» [3, с. 302]. Несмотря на догматизм и регламентирован­ность искусства, многим талантливым художникам удалось в эту эпоху создать значительные произведения, которые составили славу советского искусства и литературы и вошли в сокровищницу мирового искусства (в скульптуре В.И. Мухина, Н.В. Томский, С.Т. Конёнков, Е.В. Вучетич и многие другие). К концу 1980-х гг. с изменением политической ситуации социалистический реализм становится историко-культурным термином.

Художественные проблемы, стоящие перед советскими художниками, напрямую стояли и перед художниками Кузбасса, и если прежде пафос развития искусства региона заключался в желании утвердить свою принадлежность к общему руслу в развитии искусства страны, то теперь художники края хотят быть по-своему примечательными. В. Откидач отмечает, что «скульптура в Кузбассе долгое время не получала должного развития. …длительное время не было художников с высокой профессиональной подготовкой. Скульптура была уделом энтузиастов, часто самодеятельных, или художников, временно по воле судьбы оказавшихся в Кузнец­ком крае» [4].

Творчество первых скульпторов в Кемерово Г.С. Трофимова, Г.Н Баранова начинается вместе с первыми живописцами и графиками в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Они являются основополож­никами в развитии скульптуры Кузбасса. Вместе с выпускниками Института имени И.Е. Репина в 1957 году прибыл в Кузбасс и скульптор Б.А. Пленкин, проработавший здесь четыре года. В 1958 году возвращается на родину А.И. Брагин, окончивший Кишиневское художественное училище, в 1960 году приезжает в Кемерово выпускник Харьковского института Н.Н. Михайловский. В 1970-е годы Кемеровская организация Союза художников РСФСР пополнилась скульпторами-выпускниками московских и ленинград­ских вузов: в 1971 году приезжает Р.И. Корягин, в 1972 году — В.Н. Петухов, в 1974-м — А.П. Хмелевский, в 1979-м — В.В. Треска.

Так складывается отряд скульпторов Кузбасса, который ведет сегодня поиск новых выразительных средств в пластическом искусстве, позволяющих достичь динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого харак­терного. Процесс творческого поиска сопровождался проявлением определенных формальных приемов (монументализма, схематизма). Лаконизм используемых художественных средств одновременно сблизил многие станковые произведения с монументальным искусством. Благодаря этому, монументальное искусство сегодня становится источником идей, образов, которые обогатили архитектурно-пространственную среду города Кемерово.

Особое место среди монументальных памятников Кемерово занимает мемориальная скульптура, посвященная памяти человеческой трагедии.Прошедшая война продолжает волновать людей старшего поколения и молодых художников. Тема памяти трактуется в современном искусстве чаще всего не прозаически-предметно, а символически. Художники создают многочастные произведения мемориального характера. Скульпторы стараются расширить спектр изобразительных средств, используют декоративные возможности фактуры и цвета различных материалов, ищут оригинальное, неканоническое решение образа. Каждый мастер монументальной мемориальной скульптуры имеет разные стилевые концепции.

Первыми мемориальными памятниками в Кемерово стали «Обелиск героям Гражданской войны» (скульптуры В. Петухов и Н. Михайловский, 1967), состоящий из геометрических объемных форм — куба, тор, усеченной пирамиды, на вершине которой прикреплена звезда; мемориал воинам-кузбассовцам, павшим в годы Великой Отечественной войны, (скульпторы А. Щербаков, Н. Ковальчук, 1970). Памятник «Скорбящая мать» (скульптор Г.С. Трофимов, 1971), посвященный заводчанам завода «Коксохим», погибшим за Родину, установлен на территории промышленной зоны. Обелиск воинам-рабочим АТЗ, павших в годы ВОВ (скульптор В.И. Блинов, архитектор Б.П. Лерман, 1978) состоит из вертикальной стелы, стоящей на низком постаменте.

Тема Великой Отечественной войны отражена в мемориальных памятниках скульптора А.П. Хмелевского. Это — «41-й год», «Погибшим посвящается» (1975), монумент «Знамя Победы» (металл, выколотка, 1985), «Погибшим в эвакогоспиталях» (данная работа — нереализо­ванный проект), памятник «Труженикам тыла» (сталь и медь с бетонным наполнением, 2005).

Скульптурная композиция «Скорбящий воин» (скульптор В.Ф. Нестеров, архитектор Б.П. Лерман, 1985) была установлена в жилом районе «Южный» на месте нового кладбища. На низком постаменте изображен в полный рост советский воин-победитель, с каской в согнутой в локте правой руке. Скульптору удалось передать поступательное движение вперед, развивающиеся сзади складки плаща подчеркивают пластику динамики монументального памятника.

В первой половине XX века установлен мемориал в честь кузбассовцев, погибших в локальных войнах и военных конфликтах (скульптор В.В. Треска, архитектор Б.П. Лерман, 2004). Компози­ционно памятник построен в двух направлениях: вертикаль — изображенный в полный рост воин на фоне взрыва, оторванный от земли и навечно уходящий ввысь и горизонталь — гранитную плиту с выгравированными на ней фамилиями 351 погибших воинов.

Мемориальный памятник, поставленный в честь погибших сотрудников милиции, расположен у здания УВД г. Кемерово (скульптор В.В. Треска, 2004). На вертикальной стеле изображена скорбящая мать, на горизонтальной — импровизированный Вечный огонь, рядом с которым выбиты памятные строки и имена погибших 15 милици­онеров. Второй памятник — каменная часовня Георгия Победоносца (автор проекта художник Е.М. Тищенко) в память о погибших сотрудниках уже всей кузбасской милиции. Оригинальная одноглавая постройка, интересный пример современной церковной архитектуры, близкой к архитектуре стиля модерн.

Тема памяти воплощена скульпторами Кемерово и, в частности, мемориальной доске, «…отличающейся в некотором отношении гораздо большей сложностью, чем обычная скульптура. Так соединяются психологичность, декоративность, объем и цвет, небольшой размер и необходимость дать достаточное обобщение, зачастую монументального характера» [5, с 31]. Скульпторы воплощают в своих произведениях образ человека, внесшего значительный вклад в процветание Кузбасса — Герои ВОВ, видные политические деятели, работники культуры и здравоохранения и многие другие.

Мемориальные доски художники воспринимают как искусство, для которого характерны небольшие размеры, плоская форма, обладающая только лицевой стороной. Изображение и надписи выполняются в виде выпуклого и вогнутого рельефа. Для этого вида искусства характерны поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия изображений, использованием различных материалов для изготовления. Помимо металлов (меди, бронзы) при их изготовлении используют мрамор, керамику, гипс и т. д.

Здесь необходимопредставить кемеровских скульпторов, принявших активное участие в изготовлении мемориальных досок.

Высоким профессионализмом отличаются доски скульптора Алексея ПавловичаХмелевского (1951—2009 гг.). В первую очередь, это мемориальные доски, посвященные работникам культуры: Н.И. Бачинину (художник, 1997), художник-пейзажист изображен на фоне живописного горного рельефа — Шории, воспетом во многих картинах мастера; А.Н. Кирчанову (художник, 1989), народный художник России представлен со всеми атрибутами искусства, тем самым подчеркивая его значимость для кузнецкого края. Профессионально выполнена доска народному артисту России А.К. Боброву (1989, утрачена). Интересны по композиционному решению и передаче образа доски хирурга М.А. Подгорбунского, писателя В.Г. Рудина (1998), шахтостроителя И.В. Баронского (1989), скульптора Н.Г. Баранова. Выполненные в технике чеканки по алюминию, в этих досках А.П. Хмелевской часто пользуется техническим приёмом, когда фон, на котором находится изображение, имеет неопределённый характер. Такой зыбкий фон художники-медальеры начали использовать в своих работах, когда стали отходить от традиций классической медали. Этот приём, наряду с другими нововведениями, позволял наиболее полно выразить авторскую индиви­дуальность и своеобразное видение окружающей действительности.

Владимиром Федоровичем Нестеровым (р. 1948) выполнена доска С.М. Кирову, установленная по улице Кирова, 12 на здании банка. Доска отличается рельефом сложной конфигурацией, фон изображен из волнообразных складок революционного знамени, из которых четко и ясно выходит монументальный образ Кирова с напряженными скулами, плотно сжатыми губами и высоким лбом, окаймленным густыми волосами.

Валерии Васильевич Треска (р. 1951) является автором монумен­тальных и станковых произведений, медалей, плакет. Работает в камне, дереве, металле. В.В. Треска выполнил большое количество мемориальных досок, установленных на домах улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны, но сегодня, к сожалению, утраченных. Это — доски, выполненные из алюминия: молодогвардейцам У. Громовой, О. Кошевому, Герою Советского Союза кемеровчанину В.И. Мызо, Шпагину, интернационалисту-афганцу Кузнецову.

С новым развитием современной скульптуры, с ее настойчивым стремлением жить и в интерьере, и в открытом пространстве городской среды связанно творчество Рудольфа Ивановича Корягина (р. 1941). Совместно с Хмелевским А.П. принимал участие в создании мемориальной доски Боброву К.А. (1999, утрачена).

Таким образом, становление мемориальной скульптуры города Кемерово шло под прямым влиянием русской реалистической школы и в русле пластической программы советского искусства.

 

Список литературы:

  1. БСЭ. Социалистический реализм. — 3-е издание. — Т. 24. М., 1976. — С. 235.
  2. Культурология. Энциклопедия / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. — В 2-х т. — Том 2. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 1183 с.
  3. Лившиц М. Партийность и реализм. — Собрание сочинений в трех томах. — Том III. М.: Изобразительное искусство,1988. — С. 286—302.
  4. Откидач В.А. Художники Кузбасса. Л.: Художник РСФСР, 1984. — 192 с.
  5. Салтыков А.Б. Избранные труды; предисловие М. Некрасовой. М.: Советский художник, 1962. — 727 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.