Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сухоруков С.А. РОЛЬ РАЙМОНДО Д`АРОНКО В РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ СТАМБУЛА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

РОЛЬ  РАЙМОНДО  Д`АРОНКО  В  РАЗВИТИИ  АРХИТЕКТУРЫ  СТАМБУЛА  В  КОНЦЕ  XIX  —  НАЧАЛЕ  XX  ВВ.

Сухоруков  Сергей  Анатольевич

канд.  ист.  наук.,  зам.  Декана  факультета  искусств  по  научной  работе,  доцент  Санкт-Петербургского  Гуманитарного  Университета  Профсоюзов, 
РФ,  г.  Санкт
-Петербург

Е-mail: 

 

RAIMONDO  D'ARONCO'S  ROLE  IN  DEVELOPMENT  OF  ARCHITECTIRE  OF  ISTANBUL  AT  THE  END  OF  XIX  —  THE  BEGINNING  OF  THE  XX  CENTURY

Sukhorukov  Sergey

cаndidate  of  Science,  deputy  dean  on  scientific  affaires  at  the  Faculty  of  Arts,  assistant  professor  of  Saint-Petersburg  University  of  the  Humanities,  Russia,  Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены  особенности  построек  итальянского  архитектора  Раймондо  Д`Аронко  в  столице  Османской  империи.  В  1893  г.  молодой  и  многообещающий  архитектор  был  приглашен  в  Стамбул  султаном  Абд  ал-Хамидом  II.  Так  возник  дворец  Йылдыз,  Музей  янычар,  Имперская  школа  прикладного  искусства,  павильоны  для  II  Национальной  выставки.  Архитектор  занимался  восстановлением  Айя-Cофии  и  Большого  Базара,  разрушенного  землятресением  1894  г.  В  статье  анализируются  не  только  основные  достижения  архитектора,  но  и  нереализованные  проекты. 

ABSTRACT

The  specifics  of  constructions  by  the  Italian  architect  Raimondo  D’Arconco  in  the  capital  of  the  Ottoman  Empire  are  analised.  In  1893  the  young  and  promising  architect  was  invited  by  the  sultan  Abd  al-Hamid  II  to  Istanbul.  So  there  appeared  Yildyz  palace,  the  Museum  of  the  Janissars,  Imperial  school  of  applied  arts,  pavilions  for  the  Second  National  exhibition.  The  architect  was  engaged  in  restoration  of  Hagia  Sophia  and  the  Grand  Bazaar  destroyed  by  an  earthquake  in  1894.  Not  only  the  main  achievements  of  the  architect,  but  also  his  unrealised  projects  are  analyzed  in  the  article.

 

Ключевые  слова:  Раймондо  Д`Аронко;  Стамбул;  Йылдыз;  архитектура;  Османская  империя.

Кеуwords:  Raimondo  D'Aronco;  Istanbul;  Yildyz;  architecture;  Ottoman  Empire.

 

В  XIX  в.  в  архитектуре  Стамбула  начали  происходить  стремительные  перемены. 

Традиции  постепенно  уступали  место  новым  веяниям,  приходившим  из  Европы  [2,  c.  138].  На  месте  старых  построек  появляются  новые  здания.  В  Стамбул  начинают  приезжать  европейские  архитекторы,  которые  меняют  облик  столицы. 

В  1893  г.,  во  времена  правления  султана  Абд  ал-Хамида  II  (1876—1909),  в  Османскую  империю  был  приглашен  известный  итальянский  архитектор  Раймондо  Д`Аронко  (1857—1932). 

Турецкий  правитель  хотел  вывести  страну  на  новый,  более  качественный  уровень  развития.  Он  хотел  показать  достижения  в  сельском  хозяйстве.  И  Вторая  национальная  выставка,  которая  должна  была  состояться  в  1893  г.,  сумела  бы  продемонстрировать  успехи  Османской  империи  в  самых  разных  областях,  в  том  числе  и  в  архитектуре.  Павильоны  выставки  должны  были  поразить  гостей  и  жителей  столицы.  Султану  были  предоставлены  проекты  выставок,  которые  проводились  в  Европе,  и  от  многих  из  них  он  остался  в  восторге  (в  том  числе  от  той,  которая  проходила  в  Турине).  В  итоге  решено  было  связаться  с  послом  Италии,  который  рекомендовал  Раймондо  Д`Аронко  —  молодого,  но  многообещающего  итальянского  архитектора  для  участия  в  конкурсе. 

  Раймондо  Д`Аронко  получил  хорошее  образование  (Академия  изящных  искусств  в  Венеции).  С  успехом  принимал  участие  в  различных  архитектурных  выставках  (Венеция  —  1887,  Турин  –  1890,  Палермо  —  1891).  В  начале  90  гг.  XIX  в.  Раймондо  Д`Аронко  стал  одним  из  самых  молодых  и  многообещающих  архитекторов  Италии. 

Приехав  в  Стамбул,  архитектор,  скорее  всего,  не  догадывался,  что  в  течение  шестнадцати  лет  будет  возводить  завораживающие  красотой  и  своей  монументальностью  постройки. 

К  началу  конкурса  Раймондо  Д`Аронко  опоздал.  Другие  конкурсанты  уже  завершили  свои  проекты,  однако  он  попросил  султана  разрешение  на  участие  в  конкурсе  и  в  итоге  стал  победителем.  Что  из  себя  представляли  павильоны  той  выставки,  можно  представить  по  одной  из  гравюр  дворца  Долмабахче.  В  центре  находиться  павильон  в  барочном  стиле  (с  примесью  восточных  элементов)  c  двумя  боковыми  галереями.  В  постройке  использовались  различные  типы  материала,  как  традиционное  дерево,  так  и  конструкции  из  металла  и  стекла.  Также  существует  рисунок  углового  павильона,  с  завораживающим  видом  второго  этажа,  где  балкон  оформлен  изысканной  декоративной  решеткой  из  железа. 

Проведение  выставки  и  показ  возведенных  построек  были  крайне  важны  для  поднятия  имиджа  султана  (хотя  несколько  стран,  несмотря  на  все  старания  турецких  властей,  решили  ее  бойкотировать  из-за  существования  старых,  феодальных  порядков  в  Османской  империи). 

Этой  выставке  не  суждено  было  открыться.  10  июля  1894  г.  в  стране  произошло  мощное  землетрясение.  Почти  сразу  после  этого  бедствия  правительство  Османской  империи  обратилось  к  иностранным  архитекторам  за  помощью  в  восстановлении  разрушенных  построек.  Такая  просьба  была  направлена  и  итальянцу.  Была  создана  специальная  комиссия  для  осмотра  и  подсчета  стоимости  восстановления  разрушенных  зданий.  А  разрушения  были  немалые.  Пострадали  многие  постройки  Стамбула,  в  том  числе  и  правительственные:  министерства,  здания  таможни. 

В  центре  столицы  был  разрушен  Большой  Базар.  Восстанавливать  его  поручили  также  Раймондо  Д`Аронко  вместе  с  армянским  мастером  Карапети  Бальяном,  французским  архитектором  Александром  Валлори,  инженером  Бертиром  и  другими  членами  специально  созданной  комиссии.  Раймондо  Д`Аронко  и  Александр  Валлори  предложили  по  сути  революционные  изменения  в  восстановлении  Большого  Базара.  В  разрушенных  частях  Базара  решено  было  возвести  металлический  каркас,  которой  поддерживал  бы  кирпичную  крышу.  Были  проекты  и  других  архитекторов,  где  также  использовался  каркас  из  металла,  но  проект  Раймондо  Д`Аронко  и  Александра  Валлори  был  качественнее  и  приятнее  даже  с  эстетической  точки  зрения,  так  как,  например,  он  предполагал  использование  богатой  лепнины.  Применение  металлических  конструкций  —  редкость  для  Стамбула  того  времени.  В  итоге  были  использованы  готовые  чугунные  элементы  производства  венской  фирмы  Вагнер.

На  сегодняшний  день  не  известны  документальные  свидетельства,  в  которых  говорилось  бы  о  участии  Раймондо  Д`Аронко  в  восстановлении  таких  известных  мечетей  как  Голубая  мечеть,  мечеть  Баязида,  мечеть  Сулеймана  I.  Однако  архитектора  приглашали  на  обсуждения  этих  вопросов.  Единственная  реконструкция  культовой  постройки,  в  которой  участвовал  Раймондо  Д`Аронко  —  мечеть  Михримах.

Архитектор  был  вовлечен  также  в  восстановление  Айя-Софии.  Его  мнение  по  ее  реставрации  кардинально  отличалось  от  мнения  других  членов  комиссии,  среди  которых  был  и  знаменитый  Карапети  Бальян,  и  инженер  Бертир.  Он  выявил  критические  точки  в  главном  куполе  и  полукуполах  мечети.  Доказал,  что  в  некоторых  местах  собора  трещины  появились  еще  до  землетрясения.  Раймондо  Д`Аронко  очень  ответственно  подошел  к  изучению  данного  вопроса  —  лично  осматривал  поврежденные  места  и  использовал  обширную  литературу  по  истории  мечети.  Некоторые  книги  были  из  его  личной  библиотеки.  В  результате  он  также  предложил  использовать  конструкции  из  металла.  В  более  поздней  реконструкции  Айя-Софии  (1910—11  гг.)  Раймондо  Д`Аронко  был  привлечен  для  консультаций.  Кроме  того,  архитектор  был  ответственен  и  за  приведение  в  порядок  фонтана  Махмуда  I  во  внутреннем  дворе  Айя-Софии.

Итальянцу  заказывали  как  новые  проекты,  так  и  восстановление  зданий  самых  разных  предназначений,  например:  завод  по  производству  керамики  (1893—1907),  Музей  янычар  и  министерство  сельского  хозяйства  (1898),  фонтан,  посвященный  Абд  ал-Хамиду  II  (1901),  Имперская  школа  прикладного  искусства  и  т.  д. 

C  Раймондо  Д`Аронко  был  заключен  четырехлетний  контракт  на  работы  в  районе  Ипподрома.  Там  (в  северо-западной  части)  находилась  пострадавшая  после  землятресения  Имперская  школа  прикладного  искусства.  Также  на  этой  территории  должны  были  появиться  Музей  янычар  и  новое  министерство.  Что  касается  здания  Школы  прикладного  искусства,  ее  формы  оказались  более  простыми,  так  как  здание  не  выходило  на  площадь  и  было  скрыто  от  многих  глаз,  то  есть  было  решено  отказаться  от  парадного  фасада. 

Музей  янычар  был  построен  в  стиле  барокко.  Некоторые  формы  этой  постройки  можно  найти  в  более  ранних  зданиях  мастера.  Итальянский  архитектор,  скорее  всего,  использовал  формы  дверей  и  окон  из  внешней  галереи  мечети  Свет  Османа. 

Итальянец  создает  в  стиле  барокко  фонтан  (район  Топхане)  (1896—1901),  который  был  первоначально  расположен  около  Победной  мечети  (Нусриетие),  недалеко  от  архитектурного  шедевра  XVIII  в.  —  фонтана  Махмуда  I.  А  в  1902  г.  появились  еще  шесть  маленьких  изящных  фонтанов  в  привычном  и  любимом  для  него  стиле  барокко,  которому  он  продолжал  следовать.

Раймондо  Д`Аронко  работал  над  оформлением  входа  на  кладбище  Домокос  (1898),  над  интерьерами  мечети  Йени  Махалле  (1896—1900)  и  Музея  искусств  (1898).  Он  оформлял  одну  из  почитаемых  могил  в  коплексе  Эйуп  (1905).  Там  использовался  навес  из  кованного  железа,  который  повторяет  схему  куполов  в  Айя-Софии. 

Архитектор  достаточно  часто  обращался  к  знаменитой  византийской  базилике.  Ее  образ  вдохновлял  его  на  новые  проекты  такие  как,  например,  художественное  оформление  Ротонды  Чести  для  выставки  в  Турине  в  1902  г.  Он  продолжал  использовать  различные  комбинации  архитектурных  деталей  и  техник  и  часто  виртуозно  балансировал  между  западными  формами  и  восточными  мотивами.  Построенный  им  в  1905  г.  дворец  Низама  Султана  в  районе  Ортакой  (но  впоследствии  был  уничтожен)  отличался  подковобразными  окнами  под  широкими  карнизами  [3,  р.  427].  Также  Раймондо  Д`Аронко  был  автором  многочисленных  частных  домов.

Известный  комплекс  Йылдыз  является  одной  из  самых  известных  постройек  Раймондо  Д`Аронко  в  Турции.  Несмотря  на  то,  что  дворцовый  комплекс  Долмабахче  был  главным  административным  центром  страны  до  1922  г.  —  времени  исчезновения  Османской  империи  с  исторической  карты  мира,  с  1889  по  1909  гг.  султан  Абд  ал-Хамид  II  (1876—1909  гг.)  жил  и  управлял  страной  из  дворца  Йылдыз. 

Здание  дворца  было  возведено  далеко  от  центра  и  от  береговой  линии  (султан  Абд  ал-Хамид  II  испытывал  страх  перед  открытым  пространством  со  стороны  пролива  Босфор).  Территория,  прилегающая  ко  дворцу,  использовалась  для  различных  целей,  но  со  временем  была  превращена  в  огромный  парк,  где  любил  проводить  время  султан  [1,  c.  107]. 

Таким  образом,  Раймондо  Д`Аронко  грамотно  и  умело  использовал  свой  разносторонний  опыт,  как  приобретенный  в  Европе,  так  и  нарабатанный  в  Османской  империи.  Этот  синтез  прекрасно  виден  в  различных  его  постройках.  Десятки  новых  зданий  и  отреставрированных  знаменитых  классических  построек  стали  для  итальянского  архитектора  визитной  карточкой  и  оставили  яркий  след  в  истории  развития  архитектуры  Стамбула  конца  XIX  —  начала  XX  вв. 

 

Список  литературы:

  1. Сухоруков  С.А.  Архитектура  стран  ислама.  Традиции  и  новации.  СПб.:  Алетейя,  2014.  —  136  c.
  2. Сухоруков  С.А.  Европейское  влияние  на  турецкую  архитектуру  в  XIX  в.  (на  примере  религиозных  и  дворцовых  построек)  //  Проблемы  развития  зарубежного  искусства:  Науч.  Труды.  Вып.  29  /  Институт  им.  Репина.  СПб.,  2014.  —  С.  131—141.
  3. Goodwin  G.  A  history  of  Ottoman  Architecture.  London.  2003.  —  512  p.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий