Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лаврешкина Н.Ю. РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ РЕЖИССЕРА МУЛЬТИМЕДИА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

РОЛЬ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ  И  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  ПОДГОТОВКЕ  РЕЖИССЕРА  МУЛЬТИМЕДИА

Лаврешкина  Наталья  Юрьевна

rанд.  искусствоведения  доцент  кафедры  искусствоведения  Санкт-Петербургского  Гуманитарного  Университета  Профсоюзов,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

 

THE  ROLE  OF  GRAPHIC  LITERACY  AND  GRAPHIC  CULTURE  IN  MULTIMEDIA  PRODUCER’S  TRAINING

Natalya  Lavreshkina

candidate  of  Art  History,  Associate  Professor  of  Art  History  Chair,  St.  Petersburg  University  of  the  Humanities  and  Social  Sciences,  Russia,  St.  Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассмотрена  роль  изобразительной  грамотности  и  изобразительной  культуры  в  подготовке  режиссера  мультимедиа.  Раскрыта  специфика  преподавания  изобразительной  грамоты  на  современном  этапе.

ABSTRACT

The  article  deals  with  the  role  of  graphic  literacy  and  culture  in  multimedia  producer’s  training.  The  specificity  of  teaching  graphic  literacy  at  the  present  stage  is  revealed. 

 

Ключевые  слова:  изобразительная  грамотность;  изобразительная  культура;  художественные  средства;  изобразительный  язык.

Keywords:  graphic  literacy;  graphic  culture;  artistic  devices;  graphic  language. 

 

Парадокс  современного  этапа  становления  профессиональной  подготовки  режиссера  мультимедиа  том,  что  по  мере  все  большего  развития  технологий  создания  и  передачи  изображений  не  уменьшается,  а  напротив,  возрастает  значимость  базовых  форм  обучения  изобразительной  деятельности  и  интерес  к  ним.

В  истории  появления  фотографии,  был  момент,  когда  казалось,  что  фотография  заменит  собой  изобразительное  искусство.  Предполагалось  также,  что  развитие  новых  технологий  создания  изображений,  их  фиксации,  обработки  и  передачи  не  только  сделает  образ  видимого  мира  достоверным  и  моментально  достижимым,  но  и  сообщит  любому  пользователю  и  любой  работе  обязательные  художественные  качества,  претендующие  на  определенную  художественную  ценность.  Однако  с  развитием  фотографии  обнаружилось,  что  это  не  совсем  так.  То  есть  для  создания  художественно  значимого  образа  кроме  технических  средств  необходим  еще  целый  ряд  компонентов  и  условий.  Важнейшим  качеством  при  создании  художественного  образа  в  современных  медийных  искусствах  остается  способность  авторского  художественного  видения  и  связанная  с  ним  способность  художественного  высказывания.  Оба  указанных  компонента  теснейшим  образом  связаны  с  изобразительной  грамотностью  и  шире  —  с  изобразительной  культурой  в  целом.  Так  как  навыки  «видеть  художественно»  и  «умение  грамотно  художественно  воспроизводить  натуру  и  образы  фантазии»  должны  приводить  к  «умению  мыслить  художественно  в  образах»,  что  по  сути  дела  и  есть  область  изобразительной  культуры  конкретного  мастера.

Художественное  видение  представляет  собой  способность  целостного  понимания  конструктивных,  пластических,  анатомических,  колористических,  ритмических  и  т.д.  особенностей  натуры  как  пространственных  трехмерных  феноменов  видимого  мира  и  организованного  их  воспроизведения  в  двухмерном  пространстве  листа.  Сегодня,  как  и  в  истории  изобразительных  искусств,  формирование  художественного  видения  идет  в  неразрывной  связи  с  приобретением  художественных  навыков  в  процессе  вполне  целенаправленного  и  постоянного  тренинга.  В  этом  процессе  особую  роль  играют  методики,  позволяющие  понять  как  закономерности  натуры,  так  и  возможности  и  особенности  художественного  языка  конкретного  вида  изобразительной  деятельности  и  назначения. 

Сегодня,  как  и  в  истории  профессии,  способность  к  свободному,  авторскому  художественному  высказыванию,  как  показывает  опыт,  определяется  уровнем  изобразительной  подготовки.  Однако,  изобразительная  грамотность  как  качество  будущего  специалиста  —  это  не  только  набор  усвоенных  изобразительных  и  композиционных  приемов,  но  прежде  всего  способность  к  постановке  и  решению  определенных  художественных  задач,  понимание  особенностей  и  границ  применения  основных  художественных  средств,  умение  находить  выразительное  образное  решение.  Иными  словами  это  область  создания  художественного  целого  с  учетом  законов  изобразительной  грамоты.  Именно  эти  качества  не  могут  быть  сформированы  за  краткое  время,  поскольку  осмысление  и  применение  на  практике  художественных  закономерностей  требует  достаточно  большого  по  времени  практического  художественного  опыта.  Другим  важным  компонентом  указанного  процесса  является  возможность  обсуждения  качества  работ  и,  прежде  всего  их  удач  и  ошибок  с  профессионалами,  что  в  результате  должно  приводить  к  формированию  устойчивых  художественных  навыков,  переходящих  в  более  общее  качество  —  изобразительную  культуру,  связанную  с  конкретным  авторским  языком.

К  сожалению  бытующее  сегодня  ложное  представление  о  том,  что  многие  процессы  в  обучении  изобразительной  грамоте  можно  ускорить,  интенсифицировать  или  просто  отдельные  области  художественной  практики,  которые  не  вызывают  интереса,  можно  безболезненно  опустить,  негативно  влияет  на  уровень  художественной  подготовки  будущих  специалистов  и  значительно  обедняет  развитие  каждой  одаренной  художественной  личности.

В  обучении  изобразительной  грамоте  сегодня  все  чаще  видят  чудодейственный  мастер-класс,  отработку  конкретного  авторского  приема  или  тренировку  определенных  схем  изображения,  изобразительной  техники,  стилизацию.  Или  (что  еще  хуже)  —  способность  к  точному  тавтологическому  воспроизведению  картинки  с  фотографии  или  другого  носителя,  а  не  развитие  вкуса,  чувства  меры,  равновесия,  композиционного  чутья,  способность  к  ритмизации,  выразительному  колористическому  решению  и  т.  д.

Таким  образом,  обучение  изобразительной  грамоте  можно  определить  как  несколько  этапов  или  взаимосвязанных  ступеней.  Это:  умение  видетьумение  воспроизводить  образы  натуры  или  воображения  и  умение  мыслить  художественно.  Все  изобразительные  задачи  в  искусстве  взаимосвязаны,  поэтому  указанные  умения  и  способности  развиваются  и  формируются  одновременно  по  мере  усложнения  и  расширения  художественных  задач.

Изобразительная  грамотность  как  условие  свободного  авторского  высказывания  предполагает  также  понимание  возможностей  передачи  содержания  в  определенной  художественной  форме,  знакомство  с  образами  истории  искусств,  печатной  графики  и  рекламы,  дизайна  и  т.  д.,  в  которых  уже  решались  сходные  задачи.  Развитие  способности  к  оформлению  в  качестве  художественного  высказывания  определенного  образного  содержания  предполагает  не  только  изобразительную  грамотность,  но  и  шире  —  изобразительную  культуру  —  как  способность  к  более  широким  обобщениям,  к  созданию  более  развитых  ассоциативных  рядов,  способностью  более  точного,  целевого  и  адресного  высказывания,  а  как  следствие  —  возможность  быть  понятым.

Как  было  отмечено  выше,  формирование  изобразительной  грамотности  и  изобразительной  культуры  опирается  на  развитие  «умения  видеть»,  «умения  воспроизводить»  и  «умения  мыслить  художественно».  Нельзя  научиться  хорошо  рисовать,  только  развивая  глаз  и  способность  видения,  нельзя  использовать  только  чужой  пусть  выдающийся  исторический  или  современный  художественный  опыт  без  самостоятельной  практики.  Умение  мыслить  художественно  без  создания  художественных  произведений  тоже  по  определению  невозможно.  Таким  образом,  все  компоненты  развития  индивидуальной  изобразительной  культуры  тесно  взаимосвязаны.

В  свою  очередь,  очень  упрощая  можно  наметить  несколько  уровней  или  пластов  изобразительной  культуры,  способствующих  формированию  профессиональной  культуры  современного  специалиста  в  области  режиссуры  мультимедиа  условно  их  назвав: 

1-й  —  это  учебный  или  методический  уровень.  Поскольку  изобразительное  искусство  есть  язык,  который  связан  с  законами  композиции,  со  средствами  художественной  выразительности,  особенностями  восприятия  визуального  материала  и  его  воздействия  на  зрителя,  постольку  в  его  изучении  важны  методики,  т.  е.  последовательность  подачи  и  организации  материала.  Не  только  личное  творчество  по  законам  индивидуального  видения,  но  знакомство  с  профессиональным  языком  изобразительного  искусства,  прежде  всего  в  рамках  академической  системы.  Даже  при  самой  большой  одаренности,  становлению  таланта  больше  всего  способствует  трудолюбие,  постепенность  и  тщательность  проработки  этапов  подготовки,  тренировка  расширения  диапазона  колористических  и  тональных  возможностей,  технические  навыки  владения  материалом  и  т.  д.  В  современном  мире  все  более  ощутим  дефицит  времени  и  упорства,  чтобы  идти  путем  традиционной  постадийной  подготовки,  путем  длительного  изучения  и  штудирования  натуры.  Синдром  Онегина:  «упорный  труд  ему  был  тошен…»  —  почти  диагноз  отношения  к  обучению  рисунку  и  живописи,  в  котором  сегодня  все  больше  жаждут  видеть  чудодейственный  мастер-класс,  который  за  несколько  сеансов  даст  рецепт  универсальной  изобразительной  практики  на  все  времена  и  все  случаи  образов.

2-й  —  уровень,  без  которого  изобразительная  культура  невозможна  по  определению  и  который  должен  быть  задействован  в  процессе  обучения  рисунку  и  живописи  —  это  художественное  наследие  мировой  культуры,  ее  золотой  образный  запас,  память  человечества.  Он  может  быть  понят  как  «насмотренность»,  осведомленность  в  области  истории  визуальной  и  материальной  культуры,  который  в  языке  равен  словарному  запасу  и  нужен  для  решения  конкретных  художественных  задач.  Именно  он  открывает  возможность  пользоваться  опытом  искусства  в  целом  (или  конкретного  мастера)  и  дает  шанс  увидеть  любую  задачу  шире  в  ином  масштабе,  в  ином  измерении,  “sub  specie  aeternitatis”.  Кроме  того  знание  мировой  культуры  —  это  мост  через  вечность  —  условие  и  возможность  самообучения  и  самосовершенствования  личности,  расширения  ее  горизонтов.  Это  способность  увидеть  в  произведении  искусства  прошлого  не  только  образец  эмоционально  или  рационально  близкий  и  понятный,  но  и  соотнести  его  с  задачами  индивидуального  самовыражения.

Таким  образом,  знание  изобразительной  культуры  прошлого  в  этом  контексте  вполне  может  выступать  как  способ  самоидентификации  или  самораскрытия  творческой  личности.  Авторские  художественные  предпочтения  или  склонность  к  определенным  проявлениям  формы  и  способам  ее  художественной  организации  —  это  путь  к  обретению  собственного  изобразительного  языка,  путь  к  самовыражению  и  самореализации.

3-й  уровень  или  пласт  изобразительной  культуры  —  проблемный.  Теснее  всего  он  соотносится  с  термином  «современный».  Современная  культура  и  современное  искусство  в  качестве  наиболее  значимого  качества  сегодня  диктуют  актуальность,  но  то,  как  именно  эту  актуальность  понимать  и  как  расставлять  в  ней  акценты  —  это  уже  приоритет  индивидуальной  художественной  позиции,  следствием  которой  в  идеале  должна  быть  индивидуальность  художественного  высказывания.  Отличаясь  колоссальной  сложностью,  взаимообусловленностью  общекультурных,  исторических,  художественных,  политических,  социальных,  экономических  аспектов  искусство  сегодня  претендует  на  особую  роль:  в  частном  авторском  художественном  высказывании  —  дать  образ  мира  сегодня,  его  локальный  во  времени  индивидуальный  личностный  срез.

Как  в  истории  искусства  и  культуры,  так  и  на  их  современном  этапе  развития  наряду  с  элитарной  профессиональной  изобразительной  культурой,  ориентированной  на  более  или  менее  абстрактную  профессиональную  норму,  существуют  ее  реальные  профессиональные  формы.  Но  вместе  с  ними  бытует  уровень  низовой  художественной  культуры,  который  чрезвычайно  активно  выступает  в  качестве  источника  самопроизводства  образов  самыми  широкими  слоями  не  слишком  профессионально  образованных  людей,  но  зато  чутких  к  актуальным  способам  художественного  или  смыслового  высказывания.  Именно  это  демонстрирует  сегодня  Интернет,  социальные  сети  с  их  пассажем  образов,  которые  не  просто  влияют,  но  вполне  вероятно  скоро  будут  определять  базовый  уровень  понимания  художественной  культуры  обществом  в  целом.  В  этом  слое  влияние  вторичных  образов  культуры  огромно.  Можно  сказать  и  так:  если  фото  и  печатная  графика  начала  ХХ  века  воспринимались  как  вторая  природа,  ее  суррогат,  то  с  виртуализацией  образов  искусства  мы  имеем  дело  с  суррогатом  суррогата.  Я  вижу  в  этом  проблему,  чутко  отмеченную  еще  Вальтером  Беньямином  в  начале  ХХ  века,  который  указывал  на  то,  что  произведение  в  эпоху  технической  воспроизводимости  утрачивает  ауру  единственности,  тайну,  которая  требует  внимательности  прочтения  образа,  созерцательности,  глубины,  времени,  наконец,  которого  так  не  хватает.  Отсюда  тотальная  поверхностность  современной  культуры  вообще.  Сегодня  в  производстве  образов  наблюдается  бесконечное  их  разнообразие,  но  распознавание  образов,  утративших  силу  своего  воздействия,  делает  самые  возвышенные  образы  из  икон  культуры  —  банальными  продуктами  потребления.  Отсюда  тотальная  подверженность  современной  визуальной  культуры  моде,  которая  сама  по  себе  очень  легко  становится  способом  манипуляции  сознанием  масс.  В  этом  контексте  именно  изобразительная  культура  и  художественное  мышление  могут  стать  для  специалиста  в  области  мультимедиа,  экранных  искусств  и  т.  д.  той  базой  художественного  здоровья,  укорененности  в  традиции,  дефицит  которой  столь  ощутим  сегодня.

Есть  еще  один  важный  аспект  темы.  Если  даже  самым  беглым  образом  попытаться  охарактеризовать  общую  политику  государства  по  отношению  к  роли  изобразительной  культуры  —  то  самым  заметным  в  ней  будет  вопрос  о  целесообразности  ввести  всеобщий  ликбез  изобразительной  культуры  (Всеобщая  изобразительная  грамотность  в  России).  К  примеру,  первая  Всероссийская  конференция  «Наука,  образование,  инновации»  [1],  прошедшая  в  Москве  (ИНИОН  РАН)  8—10  ноября  2008  года  прошла  под  девизом:  «Нация,  которая  научит  своих  детей  рисовать  в  той  же  мере,  как  читать,  считать  и  писать,  превзойдёт  все  другие  в  области  наук,  искусств  и  ремёсел».  Дени  Дидро.  Ключевым  сообщением  этого  представительного  форума  был  доклад  Н.Б.  Покровского  «Всеобщая  изобразительная  грамотность  —  суперпроект  в  развитии  науки  и  образования».  По  материалам  конференции  вполне  можно  предположить,  что  в  обучении  языку  искусства  видят  сегодня  определенную  панацею  для  профилактики  многих  социальных  проблем.  Вместе  с  тем  нельзя  не  отметить  мифологическую  окраску  подобных  начинаний  и  потребность  более  широкого  обсуждения  этой  темы  научным  и  культурным  сообществом. 

Положительный  эффект  знакомства  с  процессом  изобразительной  деятельности  в  высшей  школе  основан  прежде  всего  на  понимании  ее  возможностей,  интенсификации  личного  уровня  освоения  ее  художественных  средств,  даже  без  достижения  профессионализма. 

Каковы  же  перспективы  развития  изобразительного  грамотности  и  изобразительной  культуры  сегодня?  Вполне  очевидным  представляется  их  дальнейшее  не  только  бытование,  но  и  востребованность  в  культуре.  Между  тем  до  недавнего  времени  это  представлялось  весьма  спорным,  так  как  в  условиях  компьютеризации,  развития  фотографии  и  других  технологий  создания  образов  казалось  неизбежным  затухание  к  ним  всякого  интереса.  Сегодня  в  изобразительном  искусстве  все  более  важным  представляются  его  возможности  как  языка  культуры  и  как  универсального  хранилища  памяти  человечества  в  форме  образов.  Вместе  с  тем  обучение  изобразительной  грамоте  и  изобразительной  культуре  может  выступать  в  качестве  прививки  художественного  вкуса,  противовесом  клюквенно-китчевым  формам  современной  культуры,  а  также  способом  гармонизации  личности  и  развития  эвристических  способностей,  а  также  как  возможность  самореализации  и  путь  к  красоте  мира  во  всех  ее  проявлениях. 

 

Список  литературы:

  1. Покровский  Н.Б.  Всеобщая  изобразительная  грамотность  –  суперпроект  в  развитии  науки  и  образования.  Тезисы  доклада  на  I  Всероссийской  конференции  «Наука,  образование,  инновации»  М.  ИНИОН  РАН.  8-10  ноября.  2008  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.лик-спб.рф/vigr.html  (дата  обращения:  11.03.2015).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.