Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карпович Л.И. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ  У  СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В  ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ  ОБРАЗОВАНИИ

Карпович  Любовь  Ивановна

cоискатель  Магнитогорский  государственный  университет,  РФ,  г.  Магнитогорск

E-mail:  luba2856@mail.ru

 

FORMATION  OF  ARTISTIC  CULTURE  IN  UPPER-FORM  PUPILS  IN  EXTENDED  EDUCATION

Lyubov  Karpovich

external  Doctoral  Candidate,  Magnitogorsk  State  University,  Russia,  Magnitogorsk

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассматривается  формирование  художественной  культуры  у  старшеклассников  в  дополнительном  образовании,  через  изучение  единого  «поля  понятий»  системы  «Искусство». 

ABSTRACT

The  article  deals  with  formation  of  artistic  culture  in  upper-form  pupils  in  extended  education  through  learning  one  “concept  field”  of  the  system  “Art”. 

 

Ключевые  слова:  старшеклассники;  дополнительное  образование;  художественная  культура;  единое  «поле  понятий»;  интеграция  в  системе  «Искусство».

Keywords:  upper-form  pupils;  extended  education;  artistic  culture;  one  “concept  field”;  integration  in  the  system  “Art”.

 

Система  образования  в  сфере  культуры  и  искусства  является  не  просто  частью  общей  системы  отечественного  образования  —  она  как  лакмусовая  бумага  выявляет  особенности  развития  общества  в  тот  или  иной  исторический  период.  В  настоящее  время  в  Российской  Федерации  функционирует  5370  детских  школ  искусств,  что  составляет  одну  треть  всех  учреждений  дополнительного  образования.  Согласно  статистике  последних  лет  число  ДШИ  заметно  сократилось:  в  1985  году  —  5890,  в  1990  году  —  6591,  в  2001  году  —  5837,  в  2008  —  5456  Кроме  ДШИ  сократилось  и  количество  творческих  объединений  в  дополнительном  образовании.  Утрата  такого  количества  не  может  не  сказаться  отрицательно  на  всей  вертикали  отраслевого  образования  и  общекультурной  ситуации  в  стране  в  целом.  На  протяжении  ХХ  века  дополнительное  образование  выполняло  важную  социально-экономическую  миссию,  в  первую  очередь  —  это  допрофессиональная  подготовка  детей,  выявление  наиболее  одаренных,  способных  в  дальнейшем  освоить  профессиональные  образовательные  программы  в  области  искусств  [2,  с.  3]. 

В  «Национальной  доктрине  образования»  Российской  Федерации  до  2025  г.,  Стратегии  развития  России  до  2020  г.,  отмечалось,  что  в  существующем  кризисе  образования  возможно  разрешить  формирование  новой  образовательной  парадигмы,  где  на  смену  рационализму  встанет  культурологическое  просвещение. 

Все  острее  встает  задача  общественного  понимания  необходимости  дополнительного  образования  как  открытого  вариативного  образования  и  его  миссии  наиболее  полного  обеспечения  прав  человека  на  развитие  и  свободный  выбор  различных  видов  деятельности,  в  которых  происходит  личностное  и  профессиональное  самоопределение  детей  и  подростков.  О  конкурентных  преимуществах  дополнительного  образования  в  сравнении  с  другими  видами  формального  образования  говорится  в  «Распоряжении  Правительства  Российской  Федерации»  от  4  сентября  2014  г.,  где  утвердили  Концепцию  развития  дополнительного  образования  детей  [3]. 

В  Красноярском  крае  планируется  разработка  новой  модели  дополнительного  образования  как  уникальной  и  конкурентоспособной  социальной  практики,  направленной  на  обеспечение  встречи  с  новыми  знаниями  через  иные  формы  образования  (неформального,  информального),  а  также  через  организацию  реальных  практик.  Новые  ориентиры  федеральной  политики,  творческий  потенциал  народа  определяет  уровень  развития  художественной  культуры,  научно-технического  достижения,  расцвет  искусства.  Поэтому,  формирование  художественной  культуры  личности  делается  задачей  первостепенной  государственной  важности. 

Важнейшей  задачей  краевой  образовательной  политики  является  создание  среды,  обеспечивающей  появление  и  распространение  инноваций  в  системе  дополнительное  образование.  Решение  этой  задачи  обеспечивает  инфраструктура  развития,  соответствующая  современным  требованиям.  Содержание  современных  подходов,  доминирующих  в  художественной  педагогике,  требует  особого  подхода,  поиск  проблем,  существующих  в  работе  с  детьми:  выразительности  в  выполнении  творческих  работ,  выявления  авторского  стиля,  формирования  художественного  видения  учащихся  как  основы  выполнения  произведения.  Создаются  и  вводятся  в  практику  педагогические  системы,  учитывающие  проблемы  детского  творчества  и  помогающие  развитию  и  формированию  художественной  культуры.  Системность  культуры  состоит  в  том,  что  каждый  элемент  культуры  связан  с  каждым  другим;  изменение  любого  существенного  элемента  культуры  неизбежно  влечет  за  собой  изменение  всех  других  элементов  культуры.

Изучение  психолого-педагогической  литературы  показало,  что  в  центре  внимания  исследователей,  в  основном  вопросы  духовного,  нравственного,  эстетического  воспитания  учащихся  общеобразовательных  школ,  а  проблемы  организации  этого  процесса,  особенно  исследование  художественной  культуры  у  старшеклассников  в  учреждениях  дополнительного  образования  все  еще  остаются  малоизученными. 

В  педагогике  понятие  «формирование  художественной  культуры»  получает  определение  применительно  к  культурологической,  эстетической,  и  социальной  компетенции,  которые  формируются  в  большей  степени  в  подростковом  и  юношеском  возрасте,  когда  складываются  основы  продуктивного  мышления,  самостоятельность  действий  и  реальная  личностная  потребность  в  творческой  деятельности.

Прошлое  художественной  культуры,  как  и  ее  будущее,  живет  в  полнокровии  настоящего,  данного  нам  в  острейших  гносеологических,  социальных,  нравственных  противоречиях.  В  силу  сложившихся  обстоятельств  в  настоящее  время  обострилось  противоречие  между  имеющейся  общественною  потребностью  в  старшеклассниках  с  высоким  уровнем  художественной  культуры  и  слабой  разработанностью  в  системе  дополнительного  образования  педагогических  условий  и  технологии  ее  развития.

Основными  причинами  этого  являются:

·     Недостаточное  понимание  роли  художественной  культуры  для  продуктивной  реализации  старшими  школьниками  в  художественной  деятельности  в  целом,  а  также  воздействие  художественной  культуры  на  всех  уровнях,  в  частности; 

·     Отсутствие  общепризнанного  понимания  художественной  культуры  как  комплексного  феномена,  требующего  специально  организованных  мер  по  ее  формированию  и  имеющего  значительный  потенциал  в  решении  проблемы  повышения  качества  образования;

·     Многолетнее  отсутствие  единых  требований  к  образовательному  процессу  в  дополнительном  образовании  крайне  негативно  отразилось  на  всей  системе  образования  в  сфере  культуры  и  искусства;

·     Преобладание  формального  подхода  к  процессу  формирования  художественной  культуры,  состоящего  в  подмене  системных  воздействий  на  художественное  образование  старших  школьников  использованием  отдельных  случайных  процедур,  дающих  лишь  общее  представление  о  сущности  данного  вида  деятельности;

·     Неразработанность  содержательного  и  методико-технологического  аспектов  в  формировании  художественной  культуры  у  старших  школьников,  составляющих  компетентность  знаний,  умений,  навыков,  значимых  личностных  качеств  в  процессе  их  обучения  по  изобразительному  искусству  в  дополнительном  образовании.

В  выпуске  «Дополнительное  образование  детей:  Нормативно-правовая  база»  за  2008  года,  были  обозначены  эти  проблемы,  находящиеся  в  состоянии  интенсивной  разработки.  Активизации  данного  процесса  в  настоящее  время  способствует  разрабатываемая  Академией  образования  концепция  государственного  стандарта  общего  образования.  Предлагаемые  ею  подходы  к  стандарту,  как  к  общественному  договору  и  инструменту  реализации  государственной  политики  в  области  образования,  позволяют  приступить  к  разработке  стандарта  дополнительного  образования  детей  при  сохранении  специфических  характеристик  этого  феномена  [1,  с.  12].

Пока  нормативная  база  находится  в  интенсивной  разработке,  на  местах  педагоги-практики  проводят  исследование,  разрабатывают  программы  обучения,  проводят  воспитательную  работу.

Таким  образом,  анализ  состояния  формирования  художественной  культуры  в  процессе  дополнительного  образования  старших  школьников  показал:

·     Во-первых,  формирование  художественной  культуры  у  учащихся  является  необходимостью;

·     Во-вторых,  к  данной  проблеме  в  условиях  дополнительного  образования  уделяется  недостаточное  внимание,  а  именно: 

o  Отсутствие  общепризнанного  понимания  художественной  культуры  как  комплексного  феномена,  требующего  специально  организованных  мер  по  его  формированию  и  имеющего  значительный  потенциал  в  решении  проблемы  повышения  качества  художественного  образования;

o  Компоненты,  входящие  в  художественную  культуру:  основные  аспекты  ее  формирования  не  отражены  в  должной  мере  в  содержании  образовательных  программ,  недостаточно  используются  возможности  учебных  дисциплин  с  общим  «полем  понятий»  системы  «Искусство»,  самостоятельная  работа  и  научно-исследовательская  работа  слабо  ориентированы  на  формирование  художественной  культуры; 

o    Недостаточная  разработанность  поднимаемых  проблем  в  педагогической  науке  и  практике;  нет  единства  мнений  по  поводу  определенных  стандартов  в  дополнительном  образовании,  конечного  результата  деятельности;

o  Преобладание  формального  подхода  к  формированию  художественной  культуры  у  старшеклассников,  состоящего  в  подмене  системных  воздействий  на  обучение  с  использованием  отдельных  процедур,  дающих  лишь  общее  представление  о  роли  и  сущности  данного  вида  деятельности  в  процессе  дополнительного  образования; 

o  Несоответствие  уровня  развития  технологии  измерения  и  оценивания  результатов,  механизма  отслеживания  качества  и  подготовки  старшеклассников  в  художественной  культуре  современным  требованиям  к  оценке  качества  в  образовательной  сфере.

·     В-третьих,  существует  еще  одна  важная  методологическая  проблема,  которая  плавно  переходит  в  педагогическую:  можно  ли  обучить  детей  художественной  культуре  с  использованием  общего  «поля  понятий»  системы  «Искусство».

Только  с  помощью  научения  усваивается  культура,  особенно  художественная  культура,  которая  создается  при  обучении  старшеклассников  на  занятиях  по  изобразительному  искусству.  Ее  нельзя  приобрести  биологическим  путем,  каждое  поколение  воспроизводит  её  и  передает  следующему  поколению.  В  результате  усвоения  ценностей,  верований,  норм,  правил  и  идеалов  происходит  формирование  личности  старшеклассников  и  регулирование  их  поведения.  Если  бы  этот  процесс  обучения  прекратился  в  массовом  масштабе,  это  привело  бы  к  гибели  культуры. 

Не  вдаваясь  в  дискуссию  о  том,  развиваема  ли  художественная  культура  у  старшеклассников  (многие  психологи  считают,  что  на  треть  они  могут  быть  сформированы  в  процессе  деятельности  личности),  отметим,  что  высокой  интеллектуальной  и  творческой  одаренностью  обладает  около  2  %  человеческой  популяции.  Таким  образом,  «запас»  лиц  с  высокими  общими  способностями  для  формирования  художественной  культуры  практически  безграничен  и  вопрос  состоит  в  формировании  именно  специальных  способностей  к  научно-изобразительному  творчеству,  которые  не  могут  быть  даны  личности  от  рождения,  также  как  и  умение  играть  на  инструментах  или  профессионально  петь.  Такие  способности  могут  быть  только  развиты.  Поэтому,  для  того  чтобы  добиться  качественного  скачка  в  этом  направлении,  на  базе  уже  существующих  элементов  должна  быть  создана  единая,  простая,  понятная  и  доступная  для  старшеклассников  система  формирования  художественной  культуры  в  области  системы  «Искусство».  При  всем  разнообразии  используемых  форм  работы  со  старшеклассниками  стержнем  должна  стать  систематическая  работа  с  общим  «полем  понятий»  системы  «Искусство». 

Академик  М.С.  Каган  в  изучении  истории  художественной  культуры  считает,  поскольку  художественная  культура  является  подсистемой  культуры,  она  должна  отличаться  от  изучения  истории  искусств  тем,  что  предполагает  совмещение  двух  направлений  исследования:

а.   анализа  человеческого  содержания  художественной  культуры,  т.  е.  особенностей  тех  исторических  типов  человека,  которые  воплощаются  в  художниках,  творящих  искусство,  и  в  творениях,  воспринятых  зрителем,  читателем,  слушателем;

б.  анализа  исторически  меняющихся  способов  создания  произведений  искусства  как  некой  «художественной  реальности»,  которую  создают  совокупные  усилия  художников  на  каждом  этапе  истории  культуры  и  которая  играет  роль  ее,  культуры,  самосознания  [4,  с.  17]. 

Это  высказывание  как  нельзя  лучше  подходит  для  нашего  исследования.  На  современном  этапе  эти  два  типа  направления  исследования  необходимо  совместить,  только  те  знания  внутреннего  содержания  в  человеке  можно  рассматривать  через  субъектно-объектные  отношения.  Внутреннее  состояние  человека  является  необходимостью  самой  культуры  в  человеке.  Дополнительное  образование,  как  нельзя  лучше  подходит  для  формирования  культуры  человека,  особенно  с  помощью  художественной  культуры,  которая  обычно  отождествляется  с  искусством.  Именно  искусство  является  системообразующим  и  центральным  элементом  художественной  культуры,  образуя  вокруг  себя  «культурное  поле»  в  котором  старшеклассник  должен  быть  компетентным.

Исследования  ученых  по  проблеме  компетенций  старшеклассников,  обобщенного  опыта,  собственные  изыскания  позволили  сформулировать  понятийно-категориальный  аппарат,  который  обеспечит  научному  исследованию  обязательные  свойства  упорядоченности  и  корректной  интерпретации  сущностных  особенностей,  относящихся  к  художественной  культуре:  формирование,  культурологическая  компетенция,  социальная  компетенция,  эстетическая  компетенция,  нравственные  ориентации.  Именно  понятия,  которыми  оперирует  исследователь,  являются  исходными  положениями  для  дальнейшего  рассуждения 

При  формировании  сложного  личного  новообразования,  как  художественная  культура,  необходимо  варьировать  способы  организации  взаимодействия  преподавателя  и  старшеклассников.  Воспитательный  момент  опирается,  как  минимум,  на  три  способа  взаимодействия  в  соответствии  со  степенью  проявления  субъектной  позиции  старшеклассников  в  коллективе,  а  именно:  педагогическое  воздействие  (педагогическое  управление),  взаимовлияние  субъектов  (соуправление)  и  самоорганизация  старшеклассников  (самоуправление).  Самостоятельный  выбор  старшеклассников  того  или  иного  вида  деятельности  определяется  сложившейся  в  определенный  момент  времени  ситуацией,  уровнем  готовности  старшеклассников  к  освоению  художественной  культуры,  сформировавшимися  отношениями  внутри  коллектива  и  отношениями  старшеклассников  с  преподавателем,  условиями  образовательного  процесса  в  дополнительном  образовании. 

На  формирующем  этапе  эксперимента  внедрялась  система  формирования  художественной  культуры  у  старшеклассников  в  дополнительном  образовании,  состоящая  из  содержательно-организационной,  мотивационно-регламентацион­ной,  процессно-формирующей,  диагностико-корректирующей  подсистем. 

Процессно-формирующая  подсистема  направлена  на  непосредственную  реализацию  методов,  средств  и  форм  формирования  у  старшеклассников.  Среди  разнообразных  направлений  новых  педагогических  технологий  наиболее  адекватными  поставленными  целям,  для  нашего  исследования  были  выбраны:  обучение  в  сотрудничестве,  метод  проектов,  разноуровневое  обучение,  «портфель  ученика»,  индивидуальный  и  дифференцированный  подход  к  обучению,  возможности  рефлексии,  которые  реализуются  во  всех  перечисленных  технологиях.

Содержательно-организационная  подсистема  отражает  образовательно-информационное  наполнение  процесса  формирования  художественной  культуры  и  особенности  его  организации.

Освоение  старшеклассниками  программного  содержания  нашей  системы  осуществлялось  через  изучение  интегрированной  программы,  исследовательской,  творческой  и  самообразовательной  деятельности  старшеклассников. 

Учебная  интеграционная  программа,  основная  цель  которой  заключается  в  формировании  у  старшеклассников  системы  теоретических  знаний  и  умений  в  художественном  творчестве  с  использованием  общего  «поля  понятий»  системы  «Искусство»,  обеспечивает  достижение  следующих  задач:

·     Вооружить  старшеклассников  теорией  художественного  творчества  с  общим  «полем  понятий»  системы  Искусство;

·     Сформировать  у  старшеклассников  художественное  видение  в  художественном  творчестве;

·     Сформировать  значимые  личностные  качества  у  старшеклассников;

·     Формировать  у  старшеклассников  готовность  к  самообразованию,  к  творческой  научно-поисковой  деятельности.

Не  углубляясь  в  детализацию  календарно-тематических  планов  нормативных  дисциплин,  отметим,  что  для  формирования  художественной  культуры  особое  значение  имеют  следующие  блоки  программы:  «Основы  композиции  и  изобразительной  грамотности»,  «Мировая  художественная  культура»,  «Развитие  визуального  мышления»,  «Художественные  материалы,  средства  и  технологии».  Каждый  блок  программы  связан  с  другими  блоками  общим  «полем  понятий»  системы  Искусство,  по  горизонтали  и  вертикали  со  всеми  годами  обучения.

Как  показало  проведенное  нами  исследование,  каждый  блок  программы  имеет  потенциальные  возможности  для  формирования  у  старшеклассников  художественной  культуры,  поскольку  ориентированы  на  художественную  подготовку. 

Мотивационно-регламентационная  подсистема.  Ее  основной  целью  явилось  формирование  у  старшеклассников  мотивов  учебной  деятельности  по  формированию  художественной  культуры  и  индивидуализация  целевых  ориентаций  учебной  деятельности.

Анализ  практики  обучения  старшеклассников  в  дополнительном  образовании  существенным  потенциалом  для  формирования  у  них  художественной  культуры  обладает  художественная  практика  и  самостоятельная  научно-исследовательская  деятельность  старшеклассников,  в  рамках  которых  предусмотрен  комплекс  практических  заданий,  которые  обязательно  связаны  с  воспитательными  целями  в  условиях  дополнительного  образования.  Для  формирования  художественной  культуры  старшеклассникам  предоставляется  возможность  раскрыть  свои  возможности,  развить  свой  талант  и  личностные  способности  (закрепление  и  проверка  усвоенных  знаний  и  умений  старшеклассниками)  в  проведении  занятий  по  лепке,  рисунку,  композиции  с  младшими  школьниками.  Особенно  старшеклассникам  нравятся  проведение  собственных  мастер-классов  и  мероприятий  с  родителями,  пропагандируя  Искусство,  а  также  презентаций  собственных  творческих  проектов  с  приглашением  других  творческих  коллективов.  Все  эти  мероприятия  оказывают  на  старшеклассников  воспитательное  влияние,  воспитывают  ответственность,  умение  преподнести  через  собственное  чувство  к  художественной  культуре  любовь  и  уважение. 

Реализация  целей  художественного  воспитания  старшеклассников  осуществляется  средствами  искусства  и  художественной  педагогики.  В  их  основе  лежат  художественное  образование  и  художественная  деятельность.  Испытывая  на  себе  влияние  художественных  произведений,  мы  действительно  переживаем  очищающее  воздействие  высоких  образцов  искусства,  овладеть  этим  стихийным  процессом  с  помощью  общего  «поля  понятий»  системы  «Искусство»  и  направить  его  в  русло  педагогических  задач.  С  этой  целью  проводятся  различные  воспитательные  мероприятия.

Например:  Учебно-творческое  «Французская  живопись»  —  для  старшеклассников  совместно  с  ШИ,  изучающие  французский  язык  (слово,  ритм,  линия),  история  искусств  (ритм,  композиция,  линия,  цвет)  —  художники  Франции  (рефераты,  презентации  старшеклассников,  мини  выставка),  музыка  (музыка  Франции  —  звук,  ритм,  линия,  композиция)  —  музыкальная  школа,  творческие  работы  —  художественная  школа  и  школы  искусств  (слово,  композиция,  художественный  образ,  );  Учебный  проект  «Кресло  Царя  Гороха»  —  история  искусств  (изучение  стиля  «Модерн»  —  линия,  звук,  ритм,  композиция,  цвет),  театр  —  (синтез  искусств,  слово,  художественный  образ,  природные  формы,  материалы  и  технологии,  линия  характера,  цвет  (философия),  актерское  мастерство);  Социальный  городской  проект  «Моя  любимая  игрушка»  —  дети  интерната,  родители  и  учащиеся  школ  искусств  («ритм  сердца,  линия  жизни,  слово,  цвет  жизни,  звуки  вселенной»  изготовление  подарков  своими  руками  для  детей  интерната,  а  также  участие  в  городской  акции  «Подари  свою  любимую  игрушку»  для  ребенка  интерната  не  имеющего  родителей);  Социальный  проект  «Цветной  город»  —  участники:  старшеклассники  коллективов  по  изобразительной  деятельности,  свободные  дети,  оставшиеся  на  лето,  украсят  фасады  домов  по  своим  эскизам  (ритм  жизни,  композиция,  слово,  цвета  и  звуки  города);  Социальный  проект  «Вместе  веселей»,  вместе  с  родителями  проходят  занятия,  мероприятия,  которые  влияют  на  сплочение  не  только  творческого  коллектива,  но  и  связи  со  своими  родителями,  «Искусство  сближает  людей»  (слово,  линия  сердца,  ритм  жизни,  цвет  отношений,  композиция  и  цвет  салатов).

В  процессе  реализации  мотивационно-ориентационного  подсистемы  зафиксирован  рост  понимания  старшеклассниками  важности  формирования  художественной  культуры  и  осознание  целевых  ориентаций  учебного  процесса,  в  котором  формируется  художественная  культура.

Диагностико-корректирующая  подсистема  направлена  на  определение  степени  соответствия  полученных  результатов,  запланированным,  их  оценку  и  коррекцию,  обеспечение  управления  процессом  формирования  художественной  культуры  у  старшеклассников  в  дополнительном  образовании. 

Как  и  любая  подсистема  выполняет  определенные  функции:  диагностическую,  корректирующую,  управленческую.  Эксперимент  показал,  что  в  ходе  реализации  интегрированной  программы  по  изобразительному  искусству  и  учебно-воспитательных  мероприятий  большинство  старшеклассников  стали  понимать  необходимость  формирования  художественной  культуры  как  лично-значимой  благодаря  осознанию  важности  осваиваемых  знаний,  умений,  значимых  личностных  качеств  и  ценностных  ориентаций.  Постепенно  у  старшеклассников  произошло  изменение  отношения  к  перспективам  своего  будущего.

 

Список  литературы:

  1. Буданова  Г.П.,  Буйлова  Л.Н.  Дополнительное  образование  детей:  Нормативно-правовая  база.  М.:  «Вестник  образования»,  2008  —  198  с.
  2. Информационные  материалы  научно-методического  центра.  Выпуск  18.  М.  2012.  —  80  с. 
  3. Маковская  С.И.  Доклад  и.о.  министра  образования  и  науки  Красноярского  края  на  августовском  педагогическом  совете.  22  августа  2014  г.  г.  Красноярск  МВДЦ  «Сибирь».
  4. Шаповалов  А.И.  Культурология:  уч.  пособ.  для  студ./под  руков.  А.И.  Шаповалова  М.:  Гуманит.  центр  ВЛАДОС,  2003.  —  320  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.