Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Софронова Н.И., Махнёва Н.С. МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

МАТЕРИАЛЫ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ДЛЯ  СОЗДАНИЯ  СКУЛЬПТУРЫ

Софронова  Надежда  Иосифовна

старший  преподаватель  кафедры  дизайна  и  изобразительного  искусства, 
Вятского  государственного  гуманитарного  университета,  г.  Кирова, 
РФ,  г.  Киров

Махнёва  Наталья  Сергеевна

студент  5  курса  факультета  технологии  и  дизайна, 
Вятского  государственного  гуманитарного  университета,  г.  Кирова

РФгКиров

E-mail: 

 

THE  MATERIALS  USED  FOR  CREATION  OF  THE  SCULPTURE

Sofronova  Nadezhda

senior  teacher  of  chair 
of  design  and  fine  arts,  Vyatka  state  humanities  university,  Kirov, 
Russia,  Kirov

Natalya  Makhnyova

student  fifth  course  faculty  of  technology  and  design 
Vyatka  state  humanities  university,  Kirov, 
Russia,  Kirov

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  анализируются  и  сравниваются  различные  материалы  для  создания  скульптуры  и  макетов  скульптур,  для  дальнейшего  создания  произведения  искусства,  также  описывается  и  собственный  опыт  создания  скульптуры  от  каркаса  до  итоговой  работы.  Раскрываются  положительные  и  отрицательные  стороны  различных  материалов  скульптуры  таких  как:  бронза,  гипс,  мрамор,  дерево,  глина,  скульптурный  пластилин. 

ABSTRACT

In  this  article  various  materials  for  creation  of  a  sculpture  and  models  of  sculptures  are  analyzed  and  compared,  for  further  creation  of  a  work  of  art,  also  the  own  experience  of  creation  of  a  sculpture  from  a  framework  before  total  work  is  also  described.  Positive  and  negative  sides  of  various  materials  of  a  sculpture  such  as  reveal:  bronze,  plaster,  marble,  tree,  clay,  sculptural  plasticine.

 

Ключевые  слова:  скульптура;  используемые  материалы  в  скульптуре;  свойства  материалов.

Keywords:  sculpture;  the  materials  used  in  sculpture;  the  properties  of  materials.

 

Достижение  и  создания  скульптуры  в  искусстве,  одно  из  высочайших  достижений  культуры,  оставившее  большой  след  в  мировой  истории.  В  данной  статье  анализируются  и  сравниваются  различные  материалы  для  создания  скульптуры  и  макетов  скульптур,  для  дальнейшего  создания  произведения  искусства,  так  же  описывается  и  свой  собственный  опыт  создания  скульптуры  от  каркаса  до  итоговой  работы.  На  основе  исследований,  мы  ставим  цель  раскрытия  положительных  и  отрицательных  сторон  различных  материалов  скульптуры  таких  как:  бронза,  гипс,  мрамор,  дерево,  глина,  скульптурный  пластилин.  Ведь  при  создании  произведения  искусства,  скульптор  не  останавливается  на  одном  материале,  а  постоянно  пробует  привнести  что-то  новое,  добавлять  свои  методики  создания  и  элементы.  Скульптуры  могут  различаться  по  форме,  жанру,  манере  исполнения,  размеру,  составу,  но  именно  материал  может  раскрыть  всю  суть  скульптуры  до  конца.

Скульптурой  называют  предметы  искусства,  которые  использовались  с  давних  времен  для  декоративных  целей  (ими  украшают  парки,  сады,  фасады  зданий  и  внутреннее  убранство),  а  также  для  увековечивания  памяти  о  каком-либо  событии  или  человеке  (памятники). 

Мастер  перед  началом  изготовления  скульптуры  делает  уменьшенную  копию  или  эскиз  оригинала.  Эскизы  делают  из  гибких  и  пластичных  материалов,  таких  как,  например,  пластилин.  Далее  из  того  же  пластилина  или  глины  делается  полноразмерная  скульптура,  после  в  натуральную  величину  мастер  создает  ее  копию  из  гипсокартона  и  только  после  этого  начинается  процесс  изготовления  окончательного  изделия  из  выбранного  материала.

Выразительность  каждого  скульптурного  произведения  зависит  не  только  от  идеи  мастера,  техники,  лепки,  но  и  от  выбранного  материала,  от  освещенности.  Каждый  материал  диктует  прием  работы.  Если  работа  выполнена  в  глине,  мастер  должен  подготовить  её,  хорошо  промять,  так  чтобы  в  ней  не  оставалось  пузырьков  воздуха.  Работа  выполненная  в  глине  может  быть  на  каркасе,  для  того  что  бы  удержать  массу  глины  дополнительно  каркас  усиливается  небольшими  деревянными  крестиками  на  проволоке.  Во  время  ведения  работы  в  материале  —  глиняное  произведение  закрывается  плотным  целлофаном.  Текстура  лепки  сохраняет  прикосновение  рук  мастера  [1].

Чаще  всего  для  изготовления  скульптур  используются  бетон,  мрамор  или  бронза.  Наиболее  популярной  является  бронза,  поскольку  спустя  некоторое  время  бронза  способна  защищать  себя  сама  от  разрушения  и  загрязнения,  путем  образования  тонкой  защитной  пленки.  Кроме  того,  это  наиболее  надежный  и  крепкий  материал,  для  того,  чтобы  сломать  или  повредить  бронзовую  скульптуру  потребуются  значительные  целенаправленные  усилия.  Часто  скульптуры  из  бронзы  изготавливают  методом  литья.  На  первоначальную  форму  из  воска  наносят  слой  глины,  после  чего  воск  вытапливают,  а  металл  заливают  в  получившуюся  форму.

С  давних  времен  используется  для  изготовления  скульптур  и  мрамор.  Несмотря  на  то,  что  сегодня  большинство  задач  решается  с  помощью  автоматики,  и  сейчас  мраморные  скульптуры  остаются  исключительно  ручной  работой  —  мастер  использует  набор  киянок  и  молоток.  Берется  блок  (пласт)  мрамора,  далее  мастер  отсекает  лишнее  от  него,  создавая  определённую  форму  по  эскизу,  затем  прорабатывает  основные  части  скульптуры  и  завершением  мастер  высекает  уже  мелкие  детали  на  своей  скульптуре.  Это  очень  непростой  процесс,  ведь  мрамор  значительно  капризнее  и  одно  неверное  движение  может  все  испортить,  однако,  скульптуры  из  мрамора  получаются  крайне  красивыми  и  всегда  пользуются  популярностью.  Скульптор  добиваются  наивысшей  степени  выразительности  скульптур  из  мрамора  при  помощи  акцентирования  световых  плоскостей,  соотношения  формы,  массы  и  объема.  Значительную  роль  в  этом  играет  создание  композиции  и  цельности  фигуры.  Здесь  важна  каждая  деталь,  ведь  в  изображении  внешнего  облика  должна  содержаться  и  глубина  внутреннего  мира,  и  настроение,  и  красота.

С  бетоном  все  гораздо  проще,  за  счет  высокой  прочности,  низкой  стоимости  и  легкости  изготовления  этот  материал  занял  прочное  место  в  производстве  скульптур.  Из  бетона  их  делают  двумя  способами.  Первый  предполагает  высечение  из  цельного  куска  бетона,  а  второй  —  литье  жидкого  бетона  в  приготовленную  форму.  Технологический  процесс  создания  скульптуры  в  бетоне  состоит  из:  подготовки  модели,  снятия  черновой  или  кусковой  гипсовой  формы,  приготовления  бетона,  набивки  бетонной  смеси  в  форму,  выдерживания  бетонной  скульптуры  во  влажностных  условиях,  удаления  формы,  снятия  швов,  удаления  дефектов  формования  и  декоративной  отделки  поверхности  бетонной  скульптуры.  Практически  половина  современных  скульптур  изготавливается  именно  из  бетона.

Гипс  по  простоте  применения  незаменим  как  для  изготовления  форм,  так  и  для  отливки  скульптуры.  Гипс  —  это  первый  переходный  материал,  в  котором  скульптор  видит  свое  произведение  после  глины  или  пластилина.  С  каким  бы  мягким  материалом  ни  работал  скульптор,  он  всегда  затем  переводит  скульптуру  в  гипс,  дорабатывает  ее  и  только  после  этого  обычно  переводит  в  какой-либо  стойкий  материал.  Гипс  является  уникальным  материалом  и  для  изготовления  форм.  Гипсовые  формы  служат  не  только  для  отливки  скульптуры  из  гипса,  но  и  для  повторения  ее  в  глине,  для  терракоты,  фаянса,  фарфора.  Кроме  того,  гипсовые  формы  применяются  для  изготовления  скульптуры  в  бетоне,  отливки  восковых  моделей  для  металлического  литья,  производящегося  по  выплавляемой  модели,  и  для  отливки  скульптуры  из  пластических  масс.  При  отливках  в  гипсовые  формы  немаловажную  роль  играет  смазка,  разделяющая  форму  от  отлива.  Для  отлива  гипса  наиболее  распространена  смазка,  состоящая  из  раствора  стеарина  в  керосине,  но  некоторые  скульпторы,  для  более  тонкой  передачи  поверхности  гипсовых  отливок,  пользуются  мыльной  пеной,  зеленым  мылом,  промывают  формы  поташом,  кальцинированной  содой.  В  XVIII  веке  в  Академии  художеств  применялась  смазка,  приготовленная  следующим  путем:  кусок  мыла  (величиной  с  куриное  яйцо)  растворялся  в  небольшом  количестве  деревянного  (тунгового)  масла  и  варился  в  этом  масле.  Полученная  таким  путем  смазка  не  пачкала  гипсовых  отливок.  Часто  гипс  является  условно  окончательным  материалом  для  данной  композиции  (что  мы  нередко  видим  на  выставках),  такая  скульптура  обычно  «патинируется»  и  имитирует  бронзу,  чугун  или  терракоту.  Но  это  не  означает,  что  гипс  не  применялся  как  окончательный  материал.  В  истории  скульптуры  имеются  многочисленные  примеры  применения  гипса  именно  как  конечного  материала,  хотя  гипс  и  отличается  от  других  материалов  недостаточной  художественной  выразительностью  [2].

Новейшим  материалом  является  пластическая  масса  —  это  новые  материалы,  открывающие  перед  скульпторами  дополнительные  творческие  возможности.  Некоторые  из  пластических  масс,  хотя  и  не  были  созданы  специально  для  скульптурных  целей,  в  действительности  не  только  отвечают  многообразным  требованиям  скульпторов,  но  и  обладают  новыми  и  оригинальными  качествами  декоративного  характера.  Как  каждый  материал  в  скульптуре,  так  и  разнообразные  пластические  массы  обладают  своими  выразительными  средствами.  В  зависимости  от  своих  декоративных  и  физико-механических  свойств  пластмассы  требуют  такого  же  понимания  и  выражения  их  пластических  возможностей,  каких  требуют  мрамор,  гранит,  дерево  или  бронза.  Эти  материалы  необычны  и  еще  мало  изучены  скульпторами.  Пластические  массы  заключают  в  себе  много  еще  нераскрытых  качеств,  что  позволяет  художникам  находить  новые  решения  в  своем  творчестве,  не  прибегая  к  имитации  других  материалов;  тем  не  менее,  свойство  пластических  масс  превосходно  имитировать  многие  другие  декоративные  материалы  также  должно  быть  включено  в  круг  их  возможного  применения.  При  использовании  синтетических  материалов  для  скульптуры  перед  художниками,  естественно,  возникают  различные  проблемы,  но  все  они  сравнительно  легко  разрешаются.  В  частности,  основные  технические  проблемы  репродуцирования  в  пластмассах  уже  давно  разрешены  и  не  могут  являться  камнем  преткновения  для  скульпторов.  Следует  помнить,  что  пластические  массы  по  своей  сущности  не  служат  заменителями  металлов  или  каких-либо  других  материалов.  Пластические  массы  —  это  оригинальные,  новые  материалы  с  новыми  дополнительными  декоративными  возможностями,  они  во  многих  случаях  превосходят  не  только  различные  виды  камня,  но  и  металлы.  В  пластических  массах  имеется  возможность  комбинировать  цвета  и  тонировку,  сочетать  разнообразные  технические  приемы,  что  расширяет  декоративные  средства  скульптора.  Естественно,  что  пластика,  цвет,  характер  декоративной  отделки,  как  и  во  всяком  произведении  скульптуры,  должны  быть  органически  связаны  и  присущи  данному  материалу.  Существуют  также  возможности  декоративной  отделки  скульптуры  из  пластических  масс  путем  введения  в  жидкие  пластические  массы  наполнителей,  например  мраморной,  гранитной  крошки,  цинковых  белил,  окиси  титана  и  т.  п.,  в  зависимости  от  требований,  предъявляемых  к  отделке.  Скульптура  из  пластических  масс  не  может  идти  ни  в  какое  сравнение,  например,  с  бетонной  скульптурой,  не  только  по  декоративным,  но,  главное,  по  пластическим  качествам.  Отливка  из  пластических  масс  отличается  большой  точностью  репродуцирования,  передает  все  нюансы  лепки  и  фактуры.  Полученная  пластмассовая  скульптура  вполне  идентична  оригиналу  —  вылепленной  автором  глиняной  или  пластилиновой  моделью.

Сплавы  и  металлы,  применяемые  в  монументальной  и  крупной  станковой  скульптуре,  дают  возможность  воспроизводить  любую  сложную  скульптурную  композицию.  К  ним  относятся:  бронза,  сплавы  на  алюминиевой  основе,  чугун,  листовая  медь,  листовой  алюминий  и  электролитическая  медь  для  гальванопластической  скульптуры.  Бронза  —  один  из  благороднейших  и  уникальных  статуарных  материалов,  бронза  по  своим  пластическим  свойствам  дает  возможность  выполнять  в  ней  тонкие  и  ажурные  композиции  и  любые  нюансы  лепки  и  фактуры.

О  чугуне  скульптор  П.П.  Соколов  в  1829  году  писал:  «Недоверие  к  чугуну  происходит  от  того,  что  люди  мало  видели  опытов  его  достоинств,  но  в  этом  они  должны  винить  самих  себя.  Мы,  защитники  чугуна,  ручаемся,  под  опасением  лишиться  всех  сведений,  не  без  труда  приобретенных  нами  о  его  многообразных  свойствах,  что  он  выдержит  самое  строгое  испытание  на  сцене  изящных  искусств,  если  своенравная  мода  вывела  его  на  оную»  [2].

Алюминиевые  сплавы.  Сплавы  алюминия  обладают  высокими  литейными  свойствами,  дающими  возможность  современной  технике  художественного  литья  воспроизводить  любые  тонкие  детали  лепки  и  фактуры.  Пластические  свойства  алюминиевых  сплавов  мало  отличаются  от  бронзы,  но  в  то  же  время  эти  сплавы  имеют  некоторые  декоративные  особенности.  Они  способны  хорошо  воспринимать  и  одерживать  полировку  и  интенсивно  отражать  свет.  Алюминиевые  сплавы  в  обычной  фактуре  обладают  приятным  серебристым  тоном,  напоминающим  старое  серебро  [2].

Листовые  металлы.  Скульптура  из  листовой  меди,  листового  алюминия  и  нержавеющей  стали  отличается  от  литой  и  гальванопластической  скульптуры  обобщенностью  форм;  им  свойственны  более  гладкие  поверхности.  Обычно  в  листовых  металлах  воспроизводится  декоративная  скульптура,  но  нередко  выполняется  монументальная  и  станковая,  в  том  числе  и  портретная.  Скульптура  из  этого  материала  обычно  монтируется  на  стальном  каркасе.

Гальванопластическая  медь.  Этот  материал  в  скульптуре  отличается  от  бронзы  исключительной  точностью  воспроизведения  всех  нюансов  авторской  лепки.  Гальванопластическая  медь  неудобна  в  чеканке  в  смонтированной  скульптуре,  поэтому  ее  чеканку  производят  до  монтажа  во  избежание  смятия  металла.  Гальванопластика  является  наиболее  экономичной  техникой  по  сравнению  с  другими  способами,  так  как  допускает  любую  толщину  стенок.  По  своим  пластическим  свойствам  скульптура  из  гальванопластической  меди  не  отличается  от  бронзовой  и  превосходит  ее  в  точности  воспроизведения  оригинала  [2].

Дерево  —  единственный  скульптурный  материал,  обладающий  в  естественном  виде  цилиндрической  формой.  Эта  особенность  материала  часто  диктует  скульптору  свои  условия:  он  должен  решать  свою  композицию  таким  образом,  чтобы  она  вписалась  в  геометрическую  форму  заготовленного  материала.  Это,  конечно,  не  означает,  что  скульптор  должен  подчинять  свой  композиционный  замысел  форме  заготовки.  Одновременно  скульптору  необходимо  учитывать  в  заготовке  расположение  годовых  колец  —  они  должны  располагаться  таким  образом,  чтобы  сохранялся  их  ритмический  узор  и  чтобы  они  не  раздробляли  пластические  формы  скульптуры.  «Сосна,  ель,  дуб  и  бук,  распиленные  вдоль  древесины,  могут  дать  разнообразный  и  причудливый  узор,  что  обычно  очень  облагораживает  рельеф  и  обогащает  его  выразительность».  Пластические  особенности  дерева  органически  связаны  с  его  породой.  «Каждое  дерево  ведет  себя  разно.  —  писала  В.И.  Мухина,  —  в  зависимости  от  свойств  своего  волокна.  Некоторые  слоистые  породы  легко  скалываются  по  слою...  Другие,  наоборот,  имеют  древесину  очень  твердую,  как  кипарис  и  самшит,  так  называемое  «железное  дерево»...  Свойства  материала  требуют  различного  подхода  к  трактовке  формы.  В  связи  с  этим  интересно  рассмотреть  одно  и  то  же  произведение,  воплощенное  автором  в  дереве  и  камне.  Я  говорю  о  «Марфиньке»  Коненкова.  Белоснежный  мрамор,  нежно  подкрашенный  для  придания  ему  жизненной  теплоты,  резко  отличается  от  деревянного  варианта,  где  сам  материал  продиктовал  необычайную  декоративность  решения,  удачно  сочетающегося  с  интимной  трактовкой  образа.  Здесь  сказался  огромный  опыт  и  художественное  чутье  нашего  старейшего  мастера,  для  которого  дерево  всегда  было  любимейшим  материалом»  [2].

Каждый  материал  имеет  свойства,  как  положительные,  так  и  отрицательные  и  к  каждому  из  них  нужен  свой  подход.  Из  одних  получаются  первоначальные  заготовки,  чтобы  в  дальнейшем  их  корректировать,  из  других  —  окончательный  вариант,  но  настоящее  произведение  искусства  всегда  выглядит  прекрасно,  независимо  от  вида  материала.

 

Список  литературы:

  1. Зощенко  М.М.  Как  и  из  чего  делают  скульптуры  //  Музей  Зощенко.  —  2013.  /  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.litmuseum.spb.ru/interesnoe/kak-i-iz-chego-delayut-skulptury.html  (дата  обращения  10.06.2015).
  2. Одноралов  Н.В.  Скульптура  и  скульптурные  материалы:  учеб.  пособие.  2-е  изд.  М.:  Изобразительное  искусство,  1982.  —  221  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.