Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Люй Ц. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРКОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ КИТАЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  СВОЕОБРАЗИЕ  СОВРЕМЕННОЙ  ПАРКОВОЙ  СКУЛЬПТУРЫ  КИТАЯ

Люй  Цзюньнань

аспирант  кафедры  искусствоведения  и  культурологии,
Санкт-Петербургская  государственная  художественно-промышленная  академия  им.  А.  Л.  Штиглица, 
РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mailljn3646364@yandex.ru

 

ORIGINALITY  OF  MODERN  CHINESE  PARK  SCULPTURE

Lu  Junnan

postgraduate  of  the  Department 
of  Art  History  and  Cultural  Studies, 
A.L.  Stieglitz  State  Art  and  Industry  Academy, 
Russia,  St.  Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Проанализированы  теоретические  аспекты  проблематики  современной  китайской  ландшафтной  скульптуры.  Выявлены  закономерности  метода  китайской  парковой  скульптуры  1980—2000-х  гг.  —  времени,  когда  культура  Китая  обрела  взаимосвязь  с  международным  контекстом.  Определена  роль  многовековой  художественной  традиции  Китая,  оказывающей  большое  влияние  на  все  виды  и  жанры  искусства  в  этой  стране.  Приведены  примеры  выдающихся  образцов  ландшафтной  скульптуры,  где  традиционные  пластические  идеи  вступают  во  взаимодействие  с  новыми  тенденциями.

ABSTRACT

It’s  analyzed  the  theoretical  aspects  of  modern  Chinese  landscape  sculpture.  Identified  the  regularities  of  the  method  of  Chinese  sculpture  parks  of  1980—2000s  —  the  time  when  the  Chinese  culture  has  found  the  relationship  with  the  international  context.  Underlined  the  role  of  the  centuries-old  art  tradition  of  China,  has  a  big  impact  on  all  types  and  genres  of  art  in  the  country.  Analyzed  examples  of  Chinese  landscape  sculpture,  where  traditional  plastic  ideas  interact  with  the  new  trends.

 

Ключевые  слова:  современное  искусство;  китайское  искусство;  ландшафтная  скульптура;  парковая  скульптура.

Keywords:  modern  art;  Chinese  art;  landscape  sculpture;  park  sculpture.

 

Одним  из  наиболее  плодотворных  направлений  в  современной  скульптуре  является  обращение  к  природной  среде,  ландшафту.  Примеры  этому  можно  найти  в  искусстве  почти  всех  крупных  стран,  включая  Западную  Европу,  Америку,  Россию  и  наиболее  развитые  государства  различных  регионов  Азии.  В  то  же  время,  в  связи  с  разнонаправленными  путями  художественного  поиска,  здесь  очевидны  и  существенные  различия  в  том,  какие  идеи  ложились  в  формирование  той  или  иной  пластической  тенденции  применительно  к  отдельно  взятому  региону  или  даже  стране. 

Китайская  современная  скульптура,  если  о  ней  говорить  в  объективном  контексте,  требует  отдельного  рассмотрения,  так  как,  при  всех  аналогичных  моментах,  в  ней  всегда  присутствовала  определенная  уникальность.

Современная  скульптура  Китая  лишь  недавно  стала  предметом  рассмотрения  специалистов,  занимающихся  актуальными  художественными  явлениями  [2,  p.  23],  хотя  существует  и  значительное  количество  трудов,  посвященных  традиционной  культуре  этой  страны  безотносительно  к  ее  сравнению  с  общемировыми  тенденциями.  В  настоящее  время  в  искусствознании  особенно  актуален  вопрос  о  включении  достижений  китайских  современных  мастеров  в  мировой  контекст,  когда  будет  возможно  проведение  полноценного  сравнительного  анализа,  исследующего  закономерности  новейшей  скульптуры  Китая  в  контексте  процессов,  происходивших  в  искусстве  XX  в.

Говоря  о  новейших  тенденциях  в  современной  скульптуре,  в  качестве  одной  из  основных  ее  идей  необходимо  выделить  акцентировку  социальной  функции.  Как  это  может  происходить?  Скульптура  —  это  стереоскопическое  изображение,  которое  посредством  зрительного  восприятия  воздействует  на  наше  сознание  независимо  от  того,  является  ли  она  только  декоративным  элементом  или  самостоятельным  произведением.  В  последние  десятилетия  во  многих  странах,  в  том  числе  и  в  Китае,  наблюдается  тенденция,  когда  искусство  скульптуры  все  более  сближается  с  публикой,  в  чем  есть,  несомненно,  позитивная  черта,  связанная  с  решением  задач  культурного  развития  общества.

Китайское  традиционное  искусство  всегда  стремилось  к  выражению  единства  материального  и  духовного.  Через  форму  оно  выражало  сущность,  воплощая  единение  внешней  формы  и  внутреннего  содержания.  Особое  внимание  уделялось  понятиям  Инь-Ян  и  Великого  предела,  жизненности  замысла  и  манеры  исполнения,  одухотворенности,  ощущению  времени  и  пространства,  а  также  переплетению  чувств  и  образов,  отражению  мыслей  и  переживаний  в  рамках  заданной  темы  [3,  p.  45].  В  отличие  от  западной  скульптуры  последних  десятилетий,  китайское  объемно-пластическое  искусство  во  многом  сохранило  глубинные  основы  традиционного  подхода  в  отношении  к  художественной  культуре.  Одним  из  наиболее  ярких  подтверждений  этому  является  ландшафтная  (парковая)  скульптура  современного  Китая.

Нельзя  сказать,  что  Китай  в  XX  в.  оставался  в  стороне  от  актуальных  явлений,  связанных  с  реформированием  представлений  об  эстетике  садов  и  парков  и  формированием  новых,  альтернативный  версий  парковой  скульптуры.  В  особенности  это  очевидно,  если  рассматривать  примеры,  связанные  с  китайским  искусством  1990—2000-х  гг.,  когда  в  культуре  этой  страны  наметились  определенные  изменения  в  сторону  большей  открытости  остальному  миру.  Но  все  же  будет  справедливо  выявить  в  первую  очередь  те  характеристики  парковой  скульптуры  современного  Китая,  где  в  большей  степени  проявляют  себя  черты  традиционности.

Характерной  чертой  китайского  традиционного  искусства  является  иносказательность  [4,  p.  8].  Китайская  современная  парковая  скульптура  может  выражать  иносказание  посредством  приемов,  пришедших,  например,  из  свободного  стиля  монохромной  живописи  «брызгами»,  так  называемой  «живописи  идеи»  [3,  p.  21].  С  точки  зрения  современных  художников,  природа  является  пространством  свободы,  источником  движущей  силы  творца,  она  способна  в  полной  мере  раскрыть  потенциал  воображения.  Так,  для  создания  произведений  парковой  скульптуры  долгое  время  использовался  пористый  камень  с  озера  Тайху,  желтый  камень  и  другие  каменные  породы  с  углублениями  и  выступами,  трещинами,  складками,  что  уже  само  по  себе  предлагало  особенную  ритмическую  структуру  будущего  произведения.  Вобрав  в  себя  манеру  исполнения,  используемую  в  мемориальных  рельефах  и  фресках,  а  также  в  древней  скульптуре,  следуя  принципу  «человеческим  талантом  совершенствовать  природу,  единство  души  и  тела,  однако  дух  прежде  формы»,  парковая  скульптура  в  полной  мере  воплощает  черты  менталитета  своего  творца,  а  также  выражает  притягательную  силу  восточного  искусства.  Истинное  мастерство  художника  заключается  здесь  в  способности  за  счет  недосказанности,  сокрытия  смыслов  заставить  зрителя  раскрыть  потенциал  собственного  воображения  и  творческой  мысли.

Произведения  современной  парковой  скульптуры  способны  посредством  взаимодействия  пейзажа  и  художественной  метафоры  вызвать  в  зрителе  эстетический  отклик.  Монументальная  скульптура  здесь  особенно  взаимосвязана  с  культурным  ландшафтом.  Она,  используя  изначальный  естественный  пейзаж,  внедряет  в  него  свой  собственный  смысл  и  ценности,  заставляя  художественный  образ  слиться  в  единое  целое  с  природным  окружением,  одухотворив  его,  принуждая  тем  самым  зрителя  ощутить  мощное  эстетическое  переживание.  Примеры  подобного  синтеза  хорошо  известны  в  традиции  скульптурных  садов  и  парков,  сформировавшейся  во  второй  половине  XX  в.  в  Западной  Европе,  и  прежде  всего  —  в  Англии  [1].  В  городах  и  сельских  поселениях  Китая,  связанных  с  важными  историческими  событиями,  народными  легендами,  в  последние  несколько  десятилетий  часто  устанавливались  памятные  стелы,  либо  создавались  парки  со  скульптурными  ансамблями.  Созданные  из  дерева  или  камня,  эти  произведения  способны  пробуждать  интерес  к  жизни  прошлых  поколений,  ностальгию  и  благоговение  перед  ней,  тем  самым  наполняя  скульптуру  мощной  жизненной  силой.  Таков  скульптурный  ансамбль  «Герои  революции  в  горах  Лэшань»  в  Чунцине,  памятник  «Мать»  на  берегу  Хуанхэ  в  Ланьчжоу  и  многие  другие  замечательные  монументы.  Среди  них  нет  таких,  где  не  переплетались  бы  чувства  и  образы,  не  отражались  бы  мысли  и  переживания.  Здесь  в  полной  мере  использованы  особенности  окружающего  ландшафта,  дающие  возможность  всесторонне  раскрыть  внутреннее  содержание  скульптуры.

Китайское  садово-парковое  искусство  (и  парковая  скульптура  в  частности)  оказало  большое  влияние  на  ландшафтное  искусство  и  формирование  общей  бытовой  культуры  в  Корее,  Вьетнаме  и  Японии.  Вместе  с  тем  различия  онтологических  структур  определили  иную  направленность  культурного  и  эстетического  развития  национальных  традиций  садово-паркового  искусства  в  разных  станах.  Феномен  садово-паркового  искусства  Китая  воспроизводим  лишь  в  тесной  взаимосвязи  со  всей  его  культурной  традицией.  Вне  ее  параметров  китайское  ландшафтное  искусство  не  функционирует  во  всей  своей  полноте.

Оценивая  своеобразие  современной  китайской  парковой  скульптуры  в  объективном  контексте,  можно  с  уверенностью  сказать,  что  она  продолжает  сохранять  свою  индивидуальность.  Произведения  искусства,  пропитанные  духовной  культурой  Китая,  должны  привести  к  осознанию  значимости  образов,  воплощающих  в  своей  идее  характер  народов  Востока.  Китайское  современное  искусство  должно  охватить  содержание  насчитывающей  несколько  тысяч  лет  национальной  культуры,  приведя  парковую  скульптуру  к  необходимости  опираться  как  на  древние  традиции,  так  и  на  современное  мировое  садово-парковое  искусство.  Скульптура  всегда  была  отражением  индивидуальности  ее  создателя,  при  этом  обогащая  человеческую  культуру  и  обладая  воспитательной  функцией.  Народ  Китая,  с  его  глубокими  культурными  традициями,  издавна  развивал  диапазон  традиционных  источников  в  искусстве,  что  явилось  важной  движущей  силой  в  развитии  современной  парковой  скульптуры  этой  страны.

 

Список  литературы:

  1. Котломанов  А.О.  Паблик-арт:  страницы  истории.  Британские  парки  скульптуры  второй  половины  XX  века  //  Вестник  СПбГУ.  Сер.  15,  Искусствоведение.  —  2014.  —  Вып.  1.  —  С.  97—106.
  2. Moszynska  A.  Sculpture  Now.  London:  Thames  &  Hudson,  2013.  —  232  p.
  3. Paludan  A.  Chinese  sculpture:  a  great  tradition.  Chicago:  Serindia  Publications,  2007.  —  396  p.
  4. Tregear  M.  Chinese  art.  London:  Thames  &  Hudson,  1997.  —  216  p.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.