Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Щербакова Е.В. МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК: ОПЫТ ГОРОДА МОСКВЫ И РЕГИОНОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

МУЗЕЙНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В  КОНТЕКСТЕ  КУЛЬТУРНЫХ  ПРАКТИК:  ОПЫТ  ГОРОДА  МОСКВЫ  И  РЕГИОНОВ

Щербакова  Екатерина  Викторовна

аспирант  кафедры  истории,  философии  и  культурологии  Московского  государственного  гуманитарного  университета  им.  М.А.  Шолохова  (МГГУ  им.  М.А.  Шолохова),  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

 

MUSEUM  ACTIVITY  IN  THE  CONTEXT  OF  CULTURAL  THE  PRACTICIAN:  EXPERIENCE  OF  THE  CITY  OF  MOSCOW  AND  REGIONS

Ekaterina  Shcherbakova

postgraduate  Sholokhov  Moscow  State  University  for  the  Humanities,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  музейная  деятельность  посредством  актуальных  культурных  практик  в  города  Москвы  и  регионов  в  условиях  индустриализации  и  глобализации  социокультурного  пространства.  Анализируются  особенности  форм,  приемов  и  методов,  благодаря  которым  происходит  формирование  нового  культурного  ландшафта  на  федеральном  и  региональном  уровне. 

ABSTRACT

In  article  museum  activity  by  means  of  actual  cultural  the  practician  in  the  city  of  Moscow  and  regions  in  the  conditions  of  industrialization  and  globalization  of  sociocultural  space  is  considered.  Features  of  forms,  receptions  and  methods  thanks  to  which  there  is  a  formation  of  a  new  cultural  landscape  at  the  federal  and  regional  level  are  analyzed.

 

Ключевые  слова:  культурные  практики;  креативные/творческие  индустрии;  институты  культуры;  региональные  музеи;  музеи  Москвы;  кластеры;  идустриализация.

Keywords:  cultural  practicians;  creative/creative  industries;  institutes  of  culture;  regional  museums;  museums  of  Moscow;  clusters;  idustrialization.

 

 

Сегодня  культура  в  прикладном  значении  становится  важнейшим  производственным  фактором,  влияя  на  развитие  общей  экономики  страны,  а  также  того  или  иного  региона.  Трансформация  современного  социокультурного  пространства  открывает  спектр  возможностей  для  внедрения  и  развития  культурных  практик,  разнообразие  механизмов  действия  которых,  позволяет  экспериментировать  и  реализовывать  новые  проекты  в  формате  синтеза  между  бизнесом,  культурой,  образованием  и  государственной  политикой,  определяя  вектор  развития  культурной  сферы  в  сторону  «индустриализации». 

Культура  в  данном  случае  выступает  как  ресурс,  а  само  понятие  «культурные  практики»,  возникшее  как  специфическая  форма  коммуникации,  или  точнее  —  совместный  вид  деятельности,  предполагает  систематическую  работу,  направленную  на  преобразование  и  развитие  социокультурного  пространства  в  контексте  взаимодействия  государственных,  социально-экономических  и  других  инициатив,  призванных  служить  для  общества.  С  точки  зрения,  прикладной  культурологии  данная  дефиниция  регламентирует  широкий  круг  деятельности:  «…организация  и  технология  культурной  жизни  общества,  деятельность  учреждений  культуры,  культурных  центров  досуга,  любительских  и  инициативных  объединений  по  интересам»  [7]. 

Представляя  разноликий  характер,  специфика  отношений  «столица-регион»  выстраивается  на  основе  локальных  и  глобальных  процессов  изменений,  среди  которых:  разрастание  рынка  культурных  услуг  и  товаров,  включение  торговых  отношений,  стремительное  распространение  новейших  средств  передачи  и  обработки  информации,  распространение  новых  видов  коммуникации  и  высокая  роль  маркетинга.

Во  всем  мире  следствием  подобных  процессов  является  формирование  новых  арт-продуктов  в  контексте  становления  творческих/креативных  индустрий,  являющихся  одним  из  примеров  культурных  практик,  в  том  числе  и  в  России.  Но  следует  сказать,  что  в  нашей  стране  творческие  индустрии  —  это  явление  относительно  новое  и  еще  не  все  участники  культурного  процесса  воспринимают  его  как  способ  преобразования  сферы  культуры. 

Спорный  характер  данного  явления  связан  с  тем,  что  в  российском  общественном  сознании  существует  представление  о  невозможности  синтеза  культуры  и  коммерции.  При  этом  в  культурологическом  журнале  за  2012  год  в  рамках  междисциплинарного  исследования  творческие/креативные  индустрии  определяются,  как  «тип  социально-культурных  практик,  интегрирующей  доминантой  в  которых  выступает  творческая,  культурная  компонента»  [6].  Схожая  трактовка  представлена  в  зарубежных  источниках,  где  понятие  «творческие  индустрии»  трактуется,  как  «…деятельность,  в  основе  которой  лежит  индивидуальное  творческое  начало,  навык  или  талант,  и  которое  несет  в  себе  потенциал  создания  добавленной  стоимости  и  рабочих  мест  путем  производства  и  эксплуатации  интеллектуальной  собственности»  [1].  Таким  образом,  «творческое  начало»  и  «эксплуатация  интеллектуальной  собственности»  в  структуре  творческих/креативных  практик,  как  в  России,  так  и  за  рубежом,  выступают  в  качестве  механизма  имиджевого  характера  для  преобразования  сферы  культуры,  способствуя  возникновению  новых  подходов  в  управлении  культурного  ландшафта  городского  развития,  как  на  федеральном,  так  и  муниципальном  уровне. 

Рассмотрим  развитие  культурных  практик  институций  культуры  города  Москвы  и  регионов,  в  частности,  музеи,  которые  является  одним  из  элементов  творческих/креативных  индустрий. 

Сегодня  музей  —  это  многофункциональный  общественный  центр,  открытая  площадка  для  научных  дискуссий,  творческих  экспериментов,  образовательных  проектов  и  интеллектуальных  начинаний.  Музеи  конкурируют  за  внимание  людей  с  кино,  телевидением,  театрами,  парками,  интернетом  и  отдыхом  дома.  Успех  в  этом  напрямую  зависит  от  качества  предлагаемого  продукта,  а  также  музейным  контентом.  Опыт  московских  и  региональных  музеев  наглядно  показывает,  что  важным  аспектом  на  пути  создания  успешного  «арт-продукта»  является  его  финансирование.  Сегодня  многие  «большие»  музеи  наряду  со  своими  «меньшими»  коллегами  вынуждены  искать  новые  эффективные  формы  интеграции  бизнес-навыков  и  привлекать  спонсорские  ресурсы,  прибегая,  в  том  числе,  к  системам  фандрейзинга  и  краудсорсинга.  Позитивное  движение  в  сторону  пополнения  ресурсов  музеев  на  федеральном  и  региональном  уровнях  не  однородно. 

Система  поддержки  в  решении  данной  проблемы  может  быть  на  основе  выделения  грантов  через  вовлечение  бизнес-сообщества  и  государственных  структур,  а  также  внутренняя  межмузейная  коммуникация  на  уровне  партнерских  связей.  Для  московских  музеев  в  2014  году  по  инициативе  Департамента  культуры  города  Москвы  при  организационном  участии  Центра  проектов  «Творческая  Москва»  в  рамках  Государственной  программы  «Культура  Москвы  2012—2016  гг.»  на  поддержку  творческих  музейных  проектов  государственных  учреждений  был  предложен  грантовый  конкурс  по  софинансированию  наиболее  удачных  из  них.  Поддержка  подобных  московских  музейных  проектов  со  стороны  государства  направлена  на  развитие  современной  городской  культуры,  которая  способствует  формированию  образа  Москвы,  как  современного  мегаполиса,  комфортного  для  жизни  и  перспективного  пространства  в  области  творческой  и  профессиональной  самореализации,  не  оставляя  барьеров  для  взаимодействия  частного  и  государственного  сектора,  а,  следственно,  формированию  новых  творческих/креативных  индустрий  и  их  культурных  практик. 

Существует  ряд  частных  фондов,  которые  поддерживают  перспективные  инициативы  музейщиков.  Ярким  примером  является  деятельность  Благотворительного  фонда  культурных  инициатив  М.  Прохорова  исключительно  для  региональных  музеев  и  Благотворительного  фонда  В.  Потанина,  но  уже  для  всех  музеев  страны.  На  протяжении  десяти  лет  существует  конкурс  «Меняющийся  музей  в  меняющемся  мире»,  «Первая  публикация»,  фестиваль  «Музейный  гид».  Проект  призван  поддержать  инициативы,  которые  способны  сделать  музей  центром  социокультурного,  экономического  и  туристического  развития  своих  регионов,  а  также  открыть  широкой  публике  малоизвестные  музейные  коллекции  в  оригинальной  и  современной  форме.  Подобная  поддержка  частного  сектора  дает  возможность  региональным  музеям  выйти  на  качественно  новый  уровень.

Другой  стороной  культурных  практик  региональных  музеев  и  представителей  бизнеса  является  создание  музейных  объединений  регионального  и  международного  уровня,  выполняющих  функции  информационно-ресурсных  центров,  которые  формируют  базы  данных  по  наследию  территорий.  Например,  при  содействии  компании  «КАМИС»  в  Ленинградской  области  и  ХМАО-Югры  созданы  электронные  базы  данных  музеев,  носящие  сводный  характер.  Это  проект  позволяет  открыть  новую  платформу  в  развитии  информатизации  и  популяризации  музеев  России,  как  внутри  страны,  так  и  в  мире.  Следует  отметить,  что  у  музеев  Москвы  подобного  единого  информационного  поля  нет. 

Появление  в  начале  XXI  века  таких  арт-центров,  как  Центр  Дизайна  ARTPLAY,  расположенный  в  бывшем  здании  фабрики  «Красная  Роза»,  Музей  современного  искусства  «Гараж»,  Центр  современного  искусства  «Винзавод»  представляют  кластерную  систему  творческих  индустрий.  Данный  кластер  позволяет  концентрировать  в  едином  московском  пространстве,  как  традиционные  формы  репрезентации  артефактов,  так  и  «симбиозные»  соединения  традиций  и  инноваций.  На  региональном  уровне  центром  развития  креативных  индустрий  является  Казань.  На  этапе  «стартапа»  в  Татарстане  уже  есть  специальная  инфраструктура  для  творческой  индустрии:  работают  четыре  коворкинга;  в  2007  году  открылся  центр  современной  культуры  «Смена»  и  др.

Другой  тенденцией  культурной  практики  музеев  стало  проникновение  форм  взаимодействия  с  посетителями  как  развлекательно-творческого  центра,  а  не  только  хранилища  экспонатов.  Здесь  наиболее  ярко  проявляется  синтез  культуры,  образования  и  коммерции.  Музей  рассматривается  как  некая  сфера  услуг,  производящая  культурно-образовательные  и  качественно  отличающиеся  от  других  досуговых  учреждений  продукты.  Преимуществом  музеев  является  наличие  подлинности  предмета  во  главе  развлекательно-творческой  и  образовательной  основы.  В  практике  музеев  Москвы  —  это  «Образование  в  музее»,  проект,  поддерживаемый  государством,  «В  музей  —  всей  семьей»,  интерактивный  образовательный  центр  в  Дарвинском  музее  «Познай  себя  —  познай  мир»  [2,  www.darwin.museum.ru].  Опыт  региональных  музее  показателен  в  формате  проведения  фестиваля  под  названием  «Детские  дни  в  Петербурге».  Главной  формой  реализации  является  игра-путешествие  по  музеям  города  «Я  иду  искать!»  Важной  составляющей  проекта  является  дискуссионная  площадка  для  специалистов  российских  и  зарубежных  музейной  сферы.  По  модели  «Детских  дней»  организованы  «Семейное  путешествие»  в  Москве  и  «На  старт,  внимание…  в  музей!»  в  Перми. 

Многие  музейные  образовательные  и  развивающие  программы,  экспозиционное  пространство  организованы  с  помощью  интерактивных  мультимедийных  элементов,  которые  и  в  регионах  уже  явление  устоявшееся.  Период,  когда  музейное  сообщество  «играло»  и  только  познавало  технические  возможности  мультимедиа,  уже  прошел.  Данная  новация  носит  характер,  как  хорошо  продуманного  инструмента,  который  имеет  информационно-познавательно-впечатляющий  эффект,  при  этом,  не  отвлекая,  от  предмета/экспоната,  так  и  не  очень.  Например,  в  Тобольском  музее-заповеднике  на  базе  Архиерейского  дома  и  Дворца  Наместника  представлен  широкий  спектр  интерактивных  технологий:  тач-столы,  3D-витрины,  голографический  экран,  напольная  и  потолочные  проекции,  мультимедийная  гостевая  книга  [8,  http://tiamz.ru].  В  Музее  истории  Екатеринбурга  была  представлена  мультимедиа  инсталляция  «Интерактивная  книга»,  меняющая  картинки  и  текст  на  глазах  посетителей  [5,  http://m-i-e.ru].

Многозначительную  роль  в  коммуникационном  процессе  с  посетителями  приобретают  гаджет-платформы,  позволяющие  оперативно  использовать  мобильные  приложения,  адаптированные  к  музейному  пространству.  На  сегодняшний  день  эта  новация  присутствует  в  практике  «больших»  музеев.  Примечателен  в  этом  смысле  опыт  взаимодействия  Государственной  Третьяковской  галереи  и  компании  IZI.TRAVEL.  Посредством  совместного  тандема  был  разработан  и  внедрен  в  культурную  практику  галереи  новый  арт-продукт  в  виде  экскурсионного  маршрута  в  форме  мобильного  приложения  («Прогулка  по  Москве  Серебряного  века:  Александр  Головин»)  [3,  www.tretyakovgallery.ru/].  В  практике  музеев  Московского  Кремля  активно  внедряются  мобильные  сервисы  и  технологии  посредством  разных  типов  приложений  для  смартфонов  от  интерактивных  гидов  по  экспозициям  и  выставкам  до  виртуальных  туров  и  агрегаторов,  собирающих  и  представляющих  пользователям  информацию  о  разных  музеях  [4,  www.kreml.ru].  Активное  использование  потенциала  мобильных  сервисов  и  интернет  сети  становится  хорошей  практикой  выстраивания  диалога  с  реальной  и  потенциальной  аудиторией,  где  в  центре  внимания  находится  экспонат,  подача  которого  сегодня  возможно  посредством  применения  интерактивных  технологий.

Экскурсионное  обслуживание  музеев  в  современной  культурной  практике  также  выходят  за  рамки  обыденного  показа.  Столичные  музеи  сами  инициируют  оригинальные  формы  социокультурной  деятельности.  Например,  проект  «Пикник  «Афиши»»  совместно  с  Государственным  музеем-заповедником  Коломенское  и  интернет-порталом  «Афиша»,  где  музейное  пространство  (территория)  выступает  экспериментальной  платформой  для  визуализации  новой  программы  и  способа  демонстрации  современной  культуры  для  жителей  столицы.  В  2014  году  участниками  этого  партнерского  проекта  стали  шесть  культурных  центров  («ЗИЛ»,  «Зодчий»,  «Северное  Чертаново»,  «Зеленоград»,  «Москвич»,  «Перспектива»)  из  шести  районов  Москвы,  способом  обращения  которых  к  аудитории  были  интерактивные  инсталляции. 

Главной  проблемой  среди  столичных  музеев  является  контраст  «больших»  и  «маленьких»  музеев  и  галерей.  Вторые  испытывают  значительно  больше  трудностей  и  репрезентации  артефактов,  и  в  использовании  новых  цифровых  технологий,  и  в  налаживании  партнерских  взаимосвязей  с  бизнес-структурами,  и  в  создании  интерактивных  форм  в  экспозиции  и  мн.  др.  Развиваясь,  практически,  за  счет  непрерывных  заимствований,  они  находятся  в  постоянном  поиске.  Способом  решения  проблемы  становятся  передвижные  выставки  предоставление  своего  выставочного  пространства  в  качестве  экспериментальной  арт-площадки.  Такая  форма  партнерского  взаимодействия  позволяет  для  «больших»  музеев  открывать  новые  платформы  репрезентации  своих  коллекций,  а  «маленьким»  музеям  увеличивать  аудиторию  и  партнерские  связи. 

Конкурентная  среда  региональных  музеев  минимизирована.  С  одной  стороны,  региональный  музей  —  это  центр  и  доминирующий  очаг  культурных  продуктов  и  репрезентации  артефактов,  с  другой  —  это  единая  кластерная  система,  включенная  в  туристическую  карту  культурного  ландшафта.

Подводя  итог,  следует  отметить,  музейная  деятельность  Москвы  и  регионов  в  контексте  культурных  практик,  опирается  на  формирование  развитой  коммуникационной  сети.  Общая  включенность  музея  в  жизнь  города  или  целого  региона  становится  одним  из  способов  ретрансляции  артефактов  в  условиях  партнерства,  представлении  культурного  продукта  посредством  развитой  культурно-образовательной  программы,  развития  мультмедиа  технологий.  Уникальность  музея  становится  одним  из  определяющих  факторов  успеха,  формируемых  посредством  PR-стратегии  и  имиджевой  политики. 

 

Список  литературы:

  1. Документ  Министерства  культуры,  СМИ  и  спорта  Правительства  Великобритании  по  развитию  творческих  индустрий:  UK  Government’s  Department  for  Culture,  Media  and  Sport,  Creative  Industries  Mapping  Document,  Лондон,  1998  и  2001.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.culture.gov.uk/images/publications/CEPFeb2008.pdf  (дата  обращения:  11.06.2015). 
  2. Государственный  Дарвиновский  музей  /  Информация  для  посетителей,  текущая  экспозиция/  Государственный  Дарвиновский  музей  [1996—2014]  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://darwin.museum.ru  (дата  обращения:  05.06.2015). 
  3. Государственная  Третьяковская  галерея  /  Информация  по  мобильному  приложению  для  посетителей  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.tretyakovgallery.ru/ru/education/education4739/  (дата  обращения:  05.06.2015). 
  4. Музей  Московского  Кремля  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.kreml.ru/  (дата  обращения:  04.06.2015). 
  5. Музей  истории  Екатеринбурга  /  Информация  для  посетителей  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://m-i-e.ru/  (дата  обращения:  07.06.2015).
  6. Румянцев  М.В.,  Лаптева  М.А.,  Зеленцова  Е.В.,  Мельвиль  Е.Х.,  Андреева  С.В.  Междисциплинарное  исследование  креативных  индустрий  и  творческой  экономики  Красноярска  //  Культурологический  журнал.  —  2012.  —  №  1  (7).  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.cr-journal.ru/rus/journals/110.html&j_id=9  (дата  обращения:  18.07.2014). 
  7. Солонин  Ю.Н.,  Каган  М.С.  Культурология:  учебник.  М.:  Высшее  образование,  2007.  —  566  с.
  8. Тобольский  музей-заповедник  /  Информация  для  посетителей  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://tiamz.ru  (дата  обращения:  11.06.2015).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.