Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сенченко Н.А. ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ: КРИТЕРИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ТВОРЧЕСТВО  ЛИЧНОСТИ:  КРИТЕРИИ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА

Сенченко  Наталья  Анатольевна

канд.  культурологии 
Крымского  инженерно-педагогического  университета, 
РФ,  г.  Симферополь

E-mail: 

 

CREATIVITY  PERSONALITY:  CRITERIA  CULTURAL  ANALYSIS

Senchenko  Natalya

candidate  of  Culturology 
Crimean  Engineer-Pedagogical  University  Republic  of  Crimea, 
Russia,  Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

Целью  статьи  является  очерчивание  критериев  анализа  творчества  личности  в  культурологическом  контексте.  Автор  выделяет  следующие  критерии  культурологического  анализа  творчества  личности  в  культурно-историческом  масштабе:  творческие  характеристики  личности;  социокультурные  предпосылки  творчества  (творчество  как  «ответ»  на  «вызов»  общества);  источники  творчества.

ABSTRACT

The  aim  of  the  article  is  to  analyze  the  criteria  delineating  the  individual  creativity  in  a  cultural  context.  The  author  identifies  the  following  criteria  for  the  analysis  of  cultural  creativity  of  the  individual  in  the  cultural  and  historical  context:  creative  personality  characteristics;  sociocultural  background  art  (creativity  as  a  "response"  to  the  "challenge"  of  society);  sources  of  creativity.

 

Ключевые  слова:  культура;  творчество;  креативность;  личность;  критерии.

Keywords:  culture;  art;  creativity;  personality;  criteria.

 

Постановка  проблемы.  Современный  этап  развития  общества  характеризуется  ломкой  устоявшихся  культурных  норм  и  стереотипов,  возникновением  новых  культур,  слиянием  и  обогащением  уже  существующих  и  в  этих  условиях  необходимым  фактором  развития  общества  выступает  творческая  деятельность  человека.  Творчество  всегда  предполагает  определённый  отказ  от  старого  и  создание  культурных  новаций.  Процесс  прохождения  всех  стадий  от  личного  творчества  до  создания  культурных  новаций  в  культуре  изучен  недостаточно.

В  культурологии  и  смежных  науках  на  сегодняшний  день  нет  единого  определения  понятия  «творчество».  Изучение  общих  принципов  динамики  культуры  в  направлении  «культурная  инновация  —  культурная  традиция»  не  учитывает  особенности  творческой  личности,  ее  креативность.  А  психологические  теории  творчества,  напротив,  не  учитывают  социокультурные  предпосылки  творческой  деятельности.  В  связи  с  этим  актуальным  для  современной  культурологии  становится  определение  таких  критериев  анализа  творчества,  которые  учитывали  бы  и  социокультурные,  и  психологические  составляющие  творчества  на  разных  его  этапах. 

Проблема  заключается,  по  нашему  мнению,  в  размытости  критериев,  определяющих  творчество  как  культурный  процесс.

Целью  статьи  является  очерчивание  критериев  анализа  творчества  личности  в  культурологическом  контексте.

Проведенный  теоретический  анализ  позволил  сделать  вывод  о  том,  что  человек  выступает  одновременно  и  как  субъект  культуры,  ее  творец,  и  как  объект  ее  воздействия,  начало  и  результат  в  развитии  культуры,  цель  и  средство  ее  функционирования,  ее  замысел  и  воплощение:  культура  функционирует  до  тех  пор,  пока  активно  действует  человек  как  творческая,  созидающая  личность.

Анализируя  многочисленные  исследования  по  проблеме  взаимоотношения  личности  и  культуры,  Д.С.  Берестовская  справедливо  указывает,  что  личность  выступает  в  четырех  аспектах:  как  продукт  культуры;  потребитель  культуры;  производитель  культуры;  транслятор  культуры  [1].  Ученая  указывает,  что  творчество  обусловлено  не  только  талантом  и  гением  его  создателей,  но  и  культурной  обстановкой  того  или  иного  периода  развития  общества  [1].  Так,  человек,  будучи  продуктом  культуры,  является  общественным  существом.  Становление  его  личности  происходит  в  процессе  вхождения  в  культуру  (инкультурации)  и  усвоения  социального  опыта  (социализации).  Именно  культурой  определяются  основные  смысложизненные  ценности:  отношение  к  жизни  и  смерти,  добру  и  злу,  любви  и  ненависти,  которые  усваиваются  в  процессе  социализации  и  в  институтах  социализации. 

Е.Б.  Старовойтенко,  характеризуя  творческую  личность,  отмечает,  что  основой  всех  отношений  к  жизни  такой  личности  становится  творчество,  соединяющее  ее  с  вечными  процессами  Творения  [3].  В  монографии  «Культурная  психология  личности»  Е.Б.  Старовойтенко  предлагает  модель  Выдающейся  Личности,  намеченную  по  мотивам  культурно-психологических  исследований  Э.  Нойманна.

Одним  из  наиболее  актуальных  вопросов  является  вопрос  мотива  творчества:  что  побуждает  личность  к  непрерывному  поступательному  движению?  Так  Тойнби  в  поисках  мотива  движения  приходит  к  концепции  «вызова»  и  «ответа».  Он  вводит  миф  об  искушении  твари  Божьей  Дьяволом  в  качестве  основного  движущего  механизма  истории:  Дьявол  бросает  Богу  «вызов»,  но  своими  подрывными  действиями  он  лишь  обнаруживает  слабые  стороны  божественного  творения,  тем  самым,  побуждая  Бога  к  «ответу»,  то  есть  новому  творчеству.  Согласно  метафоре  Тойнби  «…дьявол  обречен  на  проигрыш.  Зная,  что  Господь  не  отвергнет…  предложенного  пари,  Дьявол  не  ведает,  что  Бог  молчаливо  и  терпеливо  ждет,  что  предложение  будет  сделано.  Получив  возможность  уничтожить  одного  из  избранников  Бога,  Дьявол  в  своем  ликовании  не  замечает,  что  он  тем  самым  дает  Богу  возможность  совершить  акт  нового  творения.  Таким  образом  божественная  цель  достигается  с  помощью  Дьявола,  но  без  его  ведома»  [4,  с.  101]. 

Учитывая,  что  основным  источником  творчества  личности  является  ее  креативность  —  способность  личности  порождать  множество  разнообразных  оригинальных  идей  относительно  одного  и  того  же  объекта,  при  анализе  творчества  необходимо  выделить  вид  креативности  (Д.Б.  Богоявленская,  А.  Маслоу,  Я.А.  Пономарев):  по  форме,  по  результату,  по  методу,  по  времени,  по  месту  [2]. 

Согласно  концепции  Тойнби,  развитие  культуры  осуществляется  как  серия  «ответов»,  даваемых  творческим  духом  на  те  «вызовы»,  которые  предъявляет  ему  природа,  общество  и  внутренняя  бесконечность  самого  человека.  Креативность  личности  может  привести  к  культурной  инновации  и  вывести  на  новый  уровень  развития,  творчество  такой  личности  тяготеет  к  классике,  может  стать  культурным  наследием  и  культурной  традицией.  Выйдя  на  новую  ступень,  система  вновь  выводится  из  равновесия  и  так  далее  до  тех  пор,  пока  на  очередной  «вызов»  не  последует  адекватного  «ответа».                           

Проведенный  анализ  научной  литературы  позволил  нам  выделить  основные  качества  творческой  личности,  определяющие  уровень  ее  вклада  в  культуру:  креативность,  стремление  к  оригинальности,  интерес  к  новому,  отрицание  обычного;  высокий  уровень  знаний,  умение  и  желание  анализировать  явления,  сравнивать  их;  стойкий  интерес  к  определенной  работе,  сравнительно  быстрое  и  легкое  усвоение  теоретических  и  практических  знаний;  самостоятельность  в  мышлении  и  творческой  деятельности.  Эта  креативность  может  проявляться  в  разных  направлениях:  по  форме  (новое  направление  в  искусстве,  науке,  технике),  результату  (конечный  продукт),  методу  (способу  действия),  времени  (перенос  времени,  путешествие  по  времени),  месту.  В  любом  случае,  креативная  личность  рождает  творческий  продукт,  который  может  пройти  первую  инициацию  —  инновация,  при  условии,  что  будут  даны  приемлемые  ответы  на  следующие  вопросы:

Актуальность.  Что  до  этого  было  в  культуре? 

Отличие  от  ранее  имеющихся  форм.  Чем  отличается  сотворенное  от  ранее  имеющегося?  Если  отличия  найдены,  то  первая  ступень  пройдена.  И  наступает  черед  второй  ступени  —  культурного  наследия.  Однако  для  прохождения  этой  стадии  необходимо  определиться  с  теоретической  и  практической  значимостью  творческого  продукта,  определить  последствия,  к  которым  привело  его  создание,  вернее  их  масштабы. 

Таким  образом,  творческая  личность,  находящаяся  в  культурном  поле,  обладает  креативностью  и  рождает  творческий  продукт,  который  может  пройти  при  определенных  условиях  три  инициации  —  инновация,  культурное  наследие,  традиция.

В  ходе  теоретического  анализа  было  обращено  внимание  на  необходимость  выявления  факторов,  которые  инициируют  запуск  механизма  творчества.  К  этим  факторам  могут  быть  отнесены  творческая  среда  и  условия  творчества.  В  связи  с  тем,  что  особенности  творческой  среды  определяются  спецификой  культурно-исторической  обстановки  исследуемого  временного  периода,  то  такими  факторами  могут  быть  особенности  культурно-исторической  обстановки  в  период  творчества  и  предшествующий  ему.    

Вывод.  Проведенный  анализ  научной  литературы  по  проблеме  исследования  позволил  выделить  следующие  критерии  культурологического  анализа  творчества  личности  в  культурно-историческом  масштабе:  творческие  характеристики  личности;  социокультурные  предпосылки  творчества  (творчество  как  «ответ»  на  «вызов»  общества);  источники  творчества. 

 

Список  литературы:

  1. Берестовская  Д.С.  Культурология  Симферополь:  Бизнес-Информ,  2005.  —  392  с.
  2. Богоявленская  Д.Б.  Психология  творческих  способностей  М.:  ИЦ  Академия,  2002.  —320  с. 
  3. Старовойтенко  Е.Б.  Культурная  психология  личности–  М.:  Академический  проект,  2007.  —  320  с. 
  4. Тойнби  А.  Постижение  истории.  Сборник  /  Арнольд  Тойнби  [пер.  с  англ.  Е.Д.  Жаркова].  М.:  Рольф,  2001.  —  498  с.  —  С.  101—102.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий