Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
СОВЕСТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ (О КУЛЬТУРЕ СОВЕСТИ) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 1(44). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОВЕСТОЛОГИЯ  КАК  НАУЧНАЯ  ОБЛАСТЬ  ЗНАНИЙ  (О  КУЛЬТУРЕ  СОВЕСТИ)

Егоров  Александр  Владимирович

канд.  филос.  наук,  доцент  Иркутского  Государственного  университета  путей  сообщения,  РФ,  г.  Иркутск

E-mail: 

 

SOVIETOLOGY  AS  A  SCIENTIFIC  FIELD  OF  KNOWLEDGE  (CULTURE  OF  CONSCIENCE)

Egorov  Alexander

candidate  of  philosophical  Sciences,  associate  Professor  of  Irkutsk  State  University  of  railway  engineering,  Russia,  Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  обосновывается  новая  область  знаний:  «совестология»,  с  её  структурными  элементами.  Совестология  рассматривается  как  субсистема  философии  и  философии  культуры. 

ABSTRACT

The  article  proposes  a  new  area  of  knowledge:  «Sovietology»,  with  its  structural  elements.  Sovietology  considered  as  subsystem  philosophy  and  philosophy  of  culture.

 

Ключевые  слова:  совестология;  философия;  философия  культуры;  структура  совестологии;  закон  социального  соответствия;  история  совести;  философия  совести;  социология  совести;  «прокрустово»  общество.

Keywords:  sovietology;  philosoph;  philosophy  of  culture;  structure  Sovietology;  law  social  conformity;  history  of  conscience;  philosophy  of  conscience;  sociology  of  conscience;  “Procrustes”  society.

 

Согласно  научным  традициям  и  требованиям  любая  наука  обладает  своим  предметом  исследования,  своим  понятийно-категориальным  аппаратом,  сущностно-определяющими  функциями,  закономерностями,  социальными  ценностями  и  формами  проявления,  школами  и  направлениями.  Рассмотрим  совестологию  как  область  знаний  науки  философии,  как  неотъемлемую  субнауку  науки  философии.

Совестология  —  это  самостоятельная  область  знаний,  которая  исследует  наиболее  общие  проблемы  совести  в  жизнедеятельности  личности  и  общества.  Данная  область  знаний  рассматривает  совесть  как  общечеловеческую  ценность,  связанную  с  проблемой  воспитания  и  формирования  личности.  Совесть  является  наиболее  общим  регулятором  поведения  и  интеграции  людей.

Совесть  как  онтологическое  понятие  и  как  духовное  явление  имеет  свои  исторически-социальные  истоки,  существует  и  проявляется  по  собственному  специфическому  закону.  Истоками  совести  изначально  являются  знания,  присущие  каждому  народу.  В  каждой  исторической  эпохе  необходимы  такие  знания,  которые  связанны  с  нормами  общежития,  поведения,  общения  и  деятельности  людей.  Как  морально-ценностное  явление  совесть  становится  внутренним  регулятором,  мировоззрением,  общечеловеческой  мерой  и  оценкой  поступков  людей.  Совесть  становится  реализованным  фактором  знаний  человека,  а  общество  —  ответственным  оком,  хранителем  социального  феномена.  Совесть  есть  социальное  явление  общества,  его  дар  индивиду  через  его  самосознание  и  познание  системы  табу.

Совестология  как  научное  знание  имеет  свой  предмет  и  закономерности,  свои  категории,  функции,  свою  ценность  и  формы,  включает  такие  важные  разделы  знаний,  как  историю  совести,  философию  совести  и  социологию  совести.  Все  три  взаимосвязанных  раздела  знаний  составляют  структуру  совестологии.  Предметом  совестологии  является  культура  совести.

Есть  единственная  форма  общения  человека  с  самим  собой  на  предмет  самокритичности  —  это  совесть.  Совесть,  понятие  морального  сознания,  моральной  ответственности  за  свои  жизненные  поступки.  Это  и  способность  личности  осуществлять  нравственный  самоконтроль,  самостоятельно  выполнять  нравственные  обязанности  и  давать  самооценку  своим  поступкам.

Совесть  категория  социально-личностная,  включаясь  в  общественные  отношения,  человек  обязуется  выполнять  те  нормы,  которые  выработаны  человечеством,  историческим  сообществом.  Человек,  вступая  в  жизнь,  включается  в  нравственную  систему  жизнедеятельности.  Моральные  нормы  ставят  его  в  определенные  социальные  отношения,  желает  он  этого  или  не  желает,  человек  испытывает  определенное  общественное  давление.  Процесс  формирования  культуры  совести  начинается  с  познания  (знания)  норм  общежития,  с  их  осмысления.  Знания  переходят  в  осознание,  принятие  и  соблюдение  их.  Это  явление  для  индивида  происходит  не  как  единый  социокультурный  акт,  а  занимает  немало  времени  —  всю  его  жизнь,  жить  с  совестью. 

Нет  общества  без  знаний,  общения,  отношений  людей  друг  к  другу.  Знания  —  это  пища  для  ума  и  сердца,  это  образы  и  опыт  мира.  Это  мир  и  самого  человека.  Знания  —  это  идеальный  мир,  в  котором  живет  человек,  это  оружие  общения,  инструментарий  человеческого  познания.  Знания  о  мире  накапливаются  от  поколения  к  поколению  и  выступают  как  мудрая  совесть,  как  социальный  опыт  необходимый  для  жизнедеятельности  новых  общностей. 

Человек  как  уникальное  социальное  существо  наделен  потребностью  познавать  мир.  Сознание  человека  как  продукт  социального  плана  обладает  способностью  отражать  мир  в  определенных  идеальных  образах  и  понятиях.  Любое  общество  есть  носитель  исторически  определенных  моральных  знаний.  Знать  —  значит  ведать,  отсюда  обрести  необходимое  поведение,  вести  себя  так  же  как  содругие.  Совесть,  прежде  всего  знания  человеческих  отношений.  Осознанные  моральные  знания  становятся  нормой,  связанной  с  поведением  человека  в  обществе.  Общество,  наделенное  знаниями,  доводит  их  до  каждого  индивида  через  семью,  школу,  трудовой  коллектив.  Знания  человечества  являются  идеальными  формами  выражения  добра.  Совесть  —  это  познание  и  воление  добра,  и  добро  становится  основой  совести.

Совесть  —  это  уже  такое  явление,  когда  человек  берет  на  себя  обязанности  самостоятельно  без  принуждения,  сознательно  выполнять  правила,  установленные  обществом,  творить  добро.  Совесть  изначально  предполагает  моральные  знания,  их  познание,  их  осознание,  их  соблюдение  и  реализацию.  Поэтому  как  нет  общества  без  моральных  знаний,  без  их  изучения  и  познания,  так  и  нет  общества  без  совести,  без  творения  добра.  Проявление  совесть  не  может  быть  без  целенаправленного  добра  другому  человеку,  обществу,  совесть  не  может  быть  не  гуманной.  Возникает  цепь  взаимосвязанных  социальных  понятий:  совесть-добро-гуманизм-жизнь-деятельность.  Выходит,  что  только  на  таком  фундаменте  может  функционировать  общество.  Только  при  таких  уникальных  требованиях  к  личности,  к  ее  сознанию,  а  именно,  что  надо  не  только  мыслить  добро,  но  и  творить  его  духовно  и  материально,  —  возникает  совесть. 

Общество  не  может  существовать,  развиваться  без  знаний,  духовности  так  же,  как  и  без  совести  индивидуальных  личностей,  их  собственной  и  социальной  жизни,  их  убеждений.  Нет  совести  без  знаний  человека,  как  и  знаний  без  убеждений  и  поведения  человека.  Совесть  есть  внутреннее  отражение  социальной  организованности  общества,  есть  и  внутренний  порядок  личности,  закрепленный  ее  волей  и  деятельностью. 

Содержание  и  понятие  совести,  включаясь  в  общественные  отношения,  исключает  вероломность,  зло,  жестокость,  войны.  Совесть  —  это  такой  социальный  инструмент,  который  позволяет  решать  сложные  вопросы  человечества  мирным  путем.  Знания,  сознание  и  совесть  —  неотъемлемые  понятия  самой  жизни  человека  и  общества,  их  деятельности.  Совесть  в  социальном  мире  есть  определенная  соорганизованность  с  ее  самоуправляемостью,  притом  в  сторону  гуманного  сосуществования  и  с  необходимой  системой  взаимозависимости  —  добра,  истины  и  красоты.  Социальному  миру  всегда  присуща  исторически  определенная  система  соотношений  добра,  гуманности  и  красоты.  Без  этих  взаимозависимостей  не  существовало  бы  старого  и  нового  Света.  Эта  социальная  система  положительной  силы  превалирует  над  злом.  Совесть  не  только  интегрирует  понятия  добра,  красоты  и  истины,  но  прежде  всего  выделяет  из  этой  системы  понятие  добра  и  основывается  на  нем.  Словом,  совесть  —  это  концентрированное  выражение  добра,  связанное  с  конкретной  гуманной  этикой.  Вот  эту  социальную  упорядоченность,  направленность,  вот  это  социальное  соответствие  в  жизнедеятельности  людей  можно  назвать  законом  совести.

Совесть  повелевает  не  только  знать  наряду  со  многими  другими  моральными  нормами,  но  принимать  эти  знания  на  себя.  Так  начинает  функционировать  общество  с  определёнными  целями  и  задачами.  Появляется  система  «табу»  как  своеобразная  форма  проявления  свободы  людей  и  как  определенное  «прокрустово»  общество.  Возникает  явление  соответствия  действий  человека  с  предписаниями,  определенными  знаниями  общества.  Вырабатывается  социально-необходимое  личностное  знание  и  требование,  по  которому  живет  общество,  устанавливаются  моральные  и  правовые  законы.  Рождается  закономерность  социального  соответствия,  которая  начинает  функционировать  как  закон  совести.  А  в  целом  закон  социального  соответствия  проявляется  как  социальная  тенденция,  эта  закономерность  позволяет  сохранить  общество,  поддерживать  определенный  порядок. 

Организованная  и  действенная  система  правил  в  обществе,  формирует  совесть.  Знать  моральные  и  правовые  нормы  жизни  и  их  сознательно  соблюдать  есть  проявление  закона  социального  соответствия  (совести)  есть  функционирование  самого  общества.  Этот  закон  открывает  путь  свободы,  которая  идет  от  общества  к  личности,  сверху  вниз.  От  знания  моральных  и  правовых  норм  общества  до  его  личностного  осознания  и  выполнения  —  таков  путь  закона  социального  соответствия  или  закона  совести.

Такой  процесс  социальной  эволюции,  сопровождаемый  самооценкой,  рефлексией  совершенного,  сделанного  личностью,  можно  назвать  законом  проявления  совести.  При  которой  самооценка  личности  должна  совпадать  с  оценкой,  требованиями  общества.  Возникает  явление  соответствия  или  несоответствия  с  предписаниями  общества.  Понятие  «социальное  соответствие»  раскрывает  принцип  служения  обществу  и  себе,  быть  нужным  и  востребованным  обществом.  Обратное  этому  понятию  есть  «социальное  несоответствие».  Этот  закон  воспитывает  меру  социальности  в  поступках  и  делах  человека,  он  раскрывает  ценность  «социальности»  (гражданской  принадлежности  к  обществу),  ее  сущности.  Проявление  закона  происходит  на  осознанном  уровне.  Реализация  закона  социального  соответствия  есть  проявление  культуры  совести,  то  есть  наличия  совести  и  действия  ее  в  обществе. 

Закон  социального  соответствия  —  это  закон  социальной  преемственности,  защищенности,  развития,  определенной  социальной  организованности  и  упорядоченности.  Какие  бы  трудности  в  историческом  плане  не  переживало  общество,  но  этот  принцип  как  нечто  святое  сохраняется  в  душевном  и  духовном  богатстве  народа,  готовый  откликнуться  на  беды  других  народов  своей  морально-здравой  и  гуманитарной  помощью. 

Закон  социального  соответствия  требует  от  человека  быть  социально  ответственным  во  всем:  в  мыслях,  чувствах,  волевых  действиях,  поступках  и  жизнедеятельности.  Итак,  совестология  —  наука  о  культуре  совести,  законе  социального  соответствия  (закона  совести),  ее  функциях,  ценностях,  школах  и  направлениях  в  развитии  и  проявлении  совести.  Совестология  как  научная  область  знаний  имеет  свои  категории  и  понятия,  к  ним  относятся:  трудовая  совесть,  чистая  совесть,  гражданская  совесть,  спокойная  совесть,  мудрая  совесть,  угрызение  совести,  без  зазрения  совести,  а  также  такие  понятия:  философия  совести,  история  совести,  социология  совести  и  др.  Содержание  и  сущность  совестологии  раскрываются  в  её  функциях.  Наиболее  важная  функция  совестологии  —  это  функция  человекотворческая  (совестотворческая),  связанная  с  самосознанием,  самопознанием  и  самосовершенствованием  личности.  Это  и  ценностно-оценочная,  рефлектирующая  функция,  корректирующая  поведение  человека,  его  жизнедеятельность.  Это  и  нормативно-регулирующая.  Это  и  интегративно-коммуникативная,  сплачивающая  людей  узами  родного  языка,  обычаями  и  традициями;  —  это  и  гуманистическая,  мировоззренческая  функция  и  другие.

Совестология  включает  важную  структурную  часть  научного  знания:  историю  совести  как  необходимый  фактор  функционирования  общества  в  рамках  пространственно-временного  проявления,  как  этновнутренний  фактор  развития  общества  и  государства.  История  совести  —  это  ее  генезис  и  энтогенезис,  ее  проявление  на  различных  этапах  исторического  развития.

История  совести,  ее  происхождение  как  определенной  нравственной  нормы,  а  затем  системы,  связанной  с  коллективным  трудом.  Коллективный  труд  требовал  от  своих  участников  высокой  дисциплины  и  честного  отношения  к  делу.  Коллективный  труд  людей  не  терпит  лодырей.  По  свидетельству  Л.  Моргана  (1818—1881)  американского  этнографа,  у  североамериканских  индейцев-ирокезов  ленивый  или  неумелый  член  рода  вызывал  всеобщее  презрение.  Его  обычно  изгоняли  из  рода.  Коллективное  распределение  продуктов  питания  как  важный  фактор  существования  формировало  нравственные  качества  индивида.  Единственное  вознаграждение  австралийского  охотника  —  это  радость  удачи  и  похвалы  соплеменников,  но  его  умения  рассматривались  как  достояние  рода  или  племени,  а  не  его  личная  заслуга.

Существовали  строгие  и  сложные  правила  распределения  пищи,  чётко  просматривалась  тенденция  укрепления  кровнородственных  связей,  поддержка  родственников  старшего  поколения.  А  так  как  центром  кровнородственных  связей  была  мать  и  материнский  род,  то,  естественно,  особое  внимание  уделялось  родственникам  со  стороны  жены  и  матери.  Например,  у  отдельных  австралийских  племен  существовал  обычай  «неборак»,  который  требовал,  чтобы  охотник  лучшую  часть  своей  добычи  отдавал  тестю  и  теще.  Выходит,  что  одним  из  существенных  достижений  нравственного  прогресса  в  эту  эпоху  было  утверждение  коллективизма  и  товарищества  как  нормы  нравственного  отношения  внутри  рода  и  племени.

Подобные  внутриродовые  отношения  способствовали  формированию  чувства  совести.

Вместе  с  тем  в  родовом  обществе  была  выработана  система  запретов,  известная  в  этнографической  литературе  под  названием  табу.  Это  были  запреты  и  ограничения,  связанные  с  употреблением  некоторых  видов  пищи,  с  особо  важными  актами  личной  жизни  и  общественного  быта.  Это  и  определенные  нормы  поведения,  обязательные  для  исполнения,  например,  поддержание  огня,  защита  жилища,  женщин,  детей  и  стариков,  а  также  вождей  и  жрецов,  личной  и  общественной  собственности.  У  первобытных  народов  табу  глубоко  внедряется  в  сознание  индивида  и  во  многих  случаях  определяет  его  поведение  как  лично  в  быту,  так  и  в  общественной  жизни.  Это  своеобразное  «прокрустово»  общество.  Табу  —  это  нечто  большее  индивидуального  «нельзя».  Это  важная  родовая  или  племенная  обязанность,  стоящая  перед  индивидом,  нарушение  которой  равносильно  смерти.  Функционирование  общества  начинается  с  конкретной  системы  «табу».

Эти  факты  свидетельствуют  об  эволюции  нравственного  самосознания  первобытных  людей.  Наличие  общественного  самосознания  способствовало  появлению  совести  коллектива,  а  от  него  к  совести  индивида  [1,  с.  24—27].  Формирование  совести  и  ее  становление  шло  сверху  вниз,  по  мере  развития  самосознания  индивида  и  выделения  его  из  рода  и  племени:  от  общественного  самосознания  к  индивидуальному,  от  коллективно-родовой  совести  к  индивидуальной  совести.  Эта  тенденция  сохранилась  и  до  наших  дней.  Основной  формой  воспитания  совести  была  и  остается  семья  как  краеугольная  ячейка  общества  и  государства  [2,  с.  34].

Наличие  совести  в  основном  и  главном,  ее  присутствие  и  проявление  на  каждом  историческом  этапе  говорит  о  её  неизбывности,  об  общем  свойстве  и  качестве  конкретного  общества.  Знания  о  природе  и  обществе  как  источнике  совести  характеризуют  каждый  этап  её  исторического  развития.  Совесть  измеряется  знаниями,  их  осознанностью,  использованием,  системой  передачи.  Она  всегда  философична,  наполнена  социально-нравственным  смыслом,  социально-историческим  содержанием  и  мировоззренческим  аспектом.  Любое  технологическое  развертывание  рассматривается  обществом  с  этической  точки  зрения  добра  или  зла.  Великие  открытия  всегда  содержат  двойное  назначение. 

Совесть  выступает  как  внутренняя  духовная  мотивированная  сущность  деятельности  как  ориентированная  сила  человека.  Закон  социального  соответствия  совести  регулирует  жизнедеятельность  людей  и  в  целом  в  обществе.

Важным  структурным  элементом  совестологии  является  философия  совести,  выясняющая  мировоззренческий  характер  совести,  ее  сущностное  содержание,  ее  ценностно-направляющий  и  неотъемлемый  характер  в  поведении  людей.  Сегодня  все  больше  внимание  занимает  бытие  совести,  ее  онтологический  и  гносеологический  аспекты,  противоречивый  процесс  её  проявления.  Совесть  пронизывает  не  только  исторические,  но  и  философские  пласты  человеческой  культуры.  Философия  совести  —  это  мировоззренческая  ответственность,  смысла  жизни  общества  и  каждого  из  нас.  Совесть  есть  общечеловеческий  принцип  жизнедеятельности  людей  и  в  этом  ее  ценностное  содержание.  Совестология  как  область  знаний  раскрывает  ценностную,  непреходящую  сторону  совести,  её  сущностно-гуманную,  философскую  основу.  Философия  совести  как  определенная  область  знаний  предполагает  наличие  совести  у  разных  народов.  Философия  совести  выявляет  наиболее  обобщенное  понятие  данной  категории,  которая  в  целом  характеризует  духовное  состояние  общества,  духовную  ценность  личности. 

Философия  совести  —  область  знаний  о  совести  как  о  духовном  элементе  культуры,  как  учение  о  нравственно-этическом  освоении  действительности.  Эта  область  знаний  о  гуманно-человеческом  опыте  людей,  выявляющая  наиболее  общий  механизм  поведения  людей  и  регулирования  общественных  отношений.  Содержание  совести,  ее  культурная  направленность  отражается  в  категориях  философии  совести  и,  в  частности,  в  понятии  «мудрая  совесть»,  которую  можно  назвать  «осевым».  Да  и  время  появления  понятия  «философии  совести»  можно  определить,  что  оно  появляется  в  период  «осевого  времени»  (К.  Ясперс),  когда  различные  духовные  явления,  а  это  религии  заявили  о  себе  как  формы  человеческого  самосознания  и  самопознания.  Научные  знания  о  совести  является  составной  частью  философии  культуры.

Другой  частью  знаний  совестологии  является  социология  совести.  Её  проявление  на  разных  уровнях  социальных  групп  и  общностей.  Общество  без  совести,  знаний  и  их  применения  не  сможет  существовать,  развиваться,  соперничать  и  конкурировать.  Совесть  —  это  такой  социальный  инструментарий,  без  которого  не  может  существовать  общество  и  который  должен  все  больше  занимать  умы  в  отношениях  людей,  связанных  сегодня  с  нанотехнологической  революцией  и  демографическим  вопросом.  Социология  совести  исследует  проблему  идейного  сотрудничества  представителей  трех  мировых  религий,  определяет  узы  единства,  веротерпимости  в  решении  глобальных,  неотложных  задач  человечества.  Сегодня  совесть  —  это  знания,  возведенные  в  поступок  с  сознанием  и  ответственностью  дела.  Социология  совести  одно  из  реальных  направлений  современной  жизни.  Она  призвана  раскрыть  противоречивые  тенденции,  факторы,  влияющие  на  поведение  человека,  на  общую  социологическую  картину  общества.  Совесть  в  социологии  рассматривается  как  сложное  образование,  имеющее  социальную  природу  и  ценность,  необходимые  для  общения  и  деятельности  людей  и  сообществ.  Объектом  социального  исследования  является  совокупность  институтов,  а  также  форм,  средств  и  методов  формирования  культуры  совести.  Социологический  подход  позволяет  определить  уровень  культуры  совести  представителей  различных  сообществ.

Закон  социального  соответствия  воспитывает  и  поддерживает  нравственное  здоровье  народа,  в  этом  мера  его  социальности.  Совесть  —  эта  святая  ценность  хранится  и  живет  в  делах,  мыслях  и  чувствах  самого  народа.  Знаю,  ведаю,  соблюдаю  и  убеждаюсь  в  его  исключительной  необходимости.  Совесть,  как  неотъемлемый  элемент  культуры  общества  есть  важное  качество  его  социальности.  Реализация  закона  социального  соответствия  есть  проявление  культуры  совести,  т.  е.  ее  наличие  и  действие  в  обществе.  Осознание  моральных  знаний  происходит  на  каждом  историческом  этапе,  обществом  и  людьми,  постепенно  выкристаллизовывая  общечеловеческие  ценности,  знания,  закрепляя  их  правовыми  нормами  жизни  и  деятельности  людей.

Общечеловеческие  нормы  становятся  отправными  принципами  совести,  культуры.  Однако  люди,  составляющие  общество,  неоднородно.  Исторически  и  социально  различен  уровень  знаний  и  их  осознание.  Так,  совесть  дворян  и  совесть  простого  народа  протекает  на  различных  уровнях  социально-сословной  жизни.  Одни  служат  Отчизне,  царю,  другие  верны  своим  традициям,  третьи  своим  хозяевам,  но  суть  совести  в  том,  что  все  должны  честно,  доброжелательно  и  ответственно  относится  не  только  к  профессиональным  обязанностям,  но  и  обязаны  выполнять  общечеловеческий  долг  социальности.  Совесть  как  закон  социального  соответствия  установлен  для  всех  социальных  групп  и  сословий,  но  осознание  и  исполнение  его  различно.  Человек  наделен  свободой  выбора,  воли  и  может  действовать  в  своих  личных  интересах.  Человеку  свойствен  разумный  эгоизм  —  больше  помышлять  о  себе,  чем  о  других.  Поэтому  проявление  культуры  совести  социального  соответствия  неоднозначно.

Сегодня  культура  совести,  социальное  соответствие  личности  воспитывается,  формируется  всем  укладом  жизни  нашего  общества  и  государства. 

Накопленный  человечеством  материал  о  совести,  о  ее  моральной  вездесущности  и  нравственном  ее  проявлении  дает  право  говорить  о  такой  области  знаний  как  совестология,  о  её  структуре  и  всем  набором  требований,  о  ее  реальной  необходимости  и  функционировании.  От  совести  коллектива,  общества  к  совести  индивида  и  от  него  к  совестологии  как  науке  о  культуре  совести,  как  субфилософской  науке.

 

Список  литературы:

  1. Егоров  А.В.  Совесть  как  культурно-цивилизованный  регулятор  поступочной  деятельности  личности.  Иркутск;  Изд-во  Иркутского  ун-та,  2005.  —  256  с.  /Монография.
  2. Егоров  А.В.  Культура  совести  (социально-философский  анализ).  Иркутск:  ИрГУПС,  2013.  —  132  с.  /Монография.
  3. Егоров  А.В.  Совесть  в  воззрениях  Г.В.Ф.  Гегеля  как  актуальная  проблема  современности.  Журнал.  В  мире  научных  открытий.  Научно-инновационный  центр  Красноярск,  —  2010.  —  №  2  —  ч.  2.  —  с.  105—108.
  4. Егоров  А.В.  Категория  культуры  совести  в  системе  социально-философского  знания.  Журнал.  Культура  Наука  Образование.  Иркутск:  ИрГУПС,  —  2014.  —  №  4.  —  с.  28—46.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.