Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ганиева Э.Р. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ КАНАЛОВ РЕПРОДУКЦИИ КИНО В УЗБЕКИСТАНЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(43). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  И  МОДЕРНИЗАЦИИ  КАНАЛОВ  РЕПРОДУКЦИИ  КИНО  В  УЗБЕКИСТАНЕ

Ганиева  Элеонора  Ринатовна

старший  научный  сотрудник-соискатель  Института  искусствознания  Академии  наук  Республики  Узбекистан,  Узбекистан,  г.  Ташкент.

Е-mail: 

 

PROSPECTS  OF  DEVELOPMENT  AND  MODERNIZATION  OF  CINEMA  BROADCAST  CHANNELS  IN  UZBEKISTAN

Ganieva  Eleonora

doctoral  student  of  Institute  of  Arts  of  Academy  of  sciences  of  Uzbekistan,  Uzbekistan,  Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

Основной  целью  статьи  является  оценка  перспектив  и  возможностей  развития  в  стране  взаимодействия  кино  и  различных  визуальных  каналов  его  репродукции,  в  которые  входят  телевидение,  Интернет,  Интернет-TV,  IPTV.  Анализируются  преимущества  и  недостатки  действующих  каналов  доставки  кино-  и  телеконтента  зрителю.  Опираясь  на  данные  анализа,  автор  делает  вывод  о  потенциале  каждого  из  каналов  распространения  кинопродукции  и  перспективах  их  дальнейшего  развития  с  учетом  особенностей  культуры  кино  и  телепросмотра  среднестатистического  зрителя  Узбекистана. 

ABSTRACT

The  main  purpose  of  the  article  is  to  assess  the  opportunities  for  development  in  the  country  of  the  interaction  between  cinema  and  various  visual  broadcast  channels  including  TV,  Internet,  IPTV  and  others.  The  author  performed  analysis  of  advantages  and  disadvantages  of  existing  delivery  channels  of  TV  and  film  viewers  and  based  on  that  the  author  makes  a  conclusion  about  the  potential  of  each  of  the  film  production  distribution  channels  and  the  prospects  for  their  further  development  considering  the  peculiarities  of  film  and  television  viewing  culture  of  an  average  audience  in  Uzbekistan.

 

Ключевые  слова:  кино;  телевидение;  Интернет-TV;  IPTV;  цифровое  телевидение. 

Keywords:  film;  TV;  Internet  TV;  IPTV;  digital  TV. 

 

Еще  тридцать  лет  назад  зрители  не  представляли  себе  возможности  просмотра  новинок  кино  в  ином  месте,  нежели  как  в  кинотеатре,  или  же  по  телевизору,  спустя  значительное  количество  времени.  В  наше  время  технологический  прогресс  предоставил  множество  путей  доступа  к  одному  и  тому  же  кинопродукту.  Стремительное  развитие  цифровых  технологий  повлекло  за  собой  сегментацию  рынка  потребления  кино-  и  телепродукции,  появление  новых  аудиовизуальных  каналов  репродукции  медиатекста.  В  их  число  вошли  такие  ресурсы,  как  телевидение  (самый  традиционный  способ  просмотра  кино  на  сегодняшний  день)  и  новые  каналы  демонстрации  кино,  появившиеся  совсем  недавно  —  Интернет,  Интернет-TV  (Internet  Television)  и  IPTV  (Internet  Protocol  Television). 

Появление  большого  количества  аудиовизуальных  каналов  репродукции  произведений  кинематографа  и  телевидения  привело  к  тому,  что  сегодня  аудитория  получила  шанс  «выбирать  и  контент,  и  время,  и  место,  и  экран»  [4],  что,  несомненно,  изменило  и  структуру  традиционного  кинопросмотра.  Одновременно  с  этим  речь  идет  о  «сегментации  аудитории,  сегментации  каналов  доставки  и  сегментации  способов  просмотра.  И,  естественно,  три  основных  способа  просмотра  —  коллективный  —  на  большом  экране,  групповой  семейный  —  на  домашнем,  и  персональный  экран  мобильного  телефона,  смартфона,  планшета»  [1]. 

Подобные  преобразования,  происходящие  во  всем  мире,  коснулись  и  Узбекистана,  который  к  2015  году  планирует  перейти  на  режим  цифрового  вещания.  Для  этого  в  стране  в  2009  году  была  образована  компания  UZDIGITAL  TV,  являющаяся  сейчас  лидирующим  оператором,  предоставляющим  услуги  цифрового  телевидения  для  физических  и  юридических  лиц. 

В  Узбекистане  все  еще  популярна  культура  просмотра  кино  в  кинотеатре  и  по  телевидению.  Однако  в  последние  годы  развития  телекоммуникационных  технологий  наблюдается  возрастающая  тенденция  обращения  зрительской  аудитории  (особенно  молодежи)  к  альтернативным  источникам  просмотра.  Благодаря  развитию  различных  каналов  демонстрации  кино  киноманы  Узбекистана  могут  позволить  себе  изменять  все  компоненты  просмотра.  Уже  сейчас  зрительская  аудитория  имеет  широкий  выбор:  пойти  в  кинотеатр,  воспользоваться  Интернетом  (смотреть  фильм  онлайн  по  Интернет,  воспользоваться  IPTV  или  услугой  «VOD»  («Video  on  Demand»),  собраться  на  коллективный  просмотр  редкого  фильма  в  частном  киноклубе  и  т.  д. 

Рассмотрим,  чем  отличаются  друг  от  друга  новые  каналы  репродукции  кино.  Как  уже  было  сказано  выше,  в  этот  ряд  входят  Интернет,  Интернет-TV  (Internet  Television)  и  IPTV  (Internet  Protocol  Television). 

Всемирная  сеть  Интернет  (если  рассуждать  о  ней  с  точки  зрения  репродуктора  произведений  кинематографа)  позволяет  своим  пользователям  бесплатно  или  за  определенную  плату  просматривать  необходимый  видео  контент  в  любое  время  суток.  Принцип  работы  этой  системы  весьма  схож  с  принципом  функционирования  услуги  «VOD»  («Видео  по  запросу»),  являющейся  одной  из  характерных  черт  цифрового  телевидения.  Требуется  лишь  войти  в  Интернет,  открыть  необходимый  видео  ресурс  и  сделать  запрос  фильма,  который  пользователь  хотел  бы  посмотреть. 

Естественно,  в  этом  случае  есть  и  свои  минусы.  Прежде  всего,  это  нарушение  авторских  прав,  если  видео  получено  незаконным  путем.  И,  конечно  же,  вынужденное  ожидание,  необходимое  для  того,  чтобы  фильм  в  кинопрокате  смог  окупить  затраченные  на  него  финансовые  ресурсы  и  принести  прогнозируемую  прибыль.  Пока  что  кинотеатр  был  и  остается  тем  первым  пунктом  демонстрации  фильма,  с  которого  начинается  путь  его  продвижения  к  массовому  зрителю. 

Еще  одним  несомненным  минусом  можно  считать  отсутствие  контроля  над  киноконтентом,  потребляемым  пользователем  видео  ресурсов  в  сети  Интернет.  Телевидение,  как  известно,  транслирует  лишь  одобренные  цензурой  фильмы,  чем  нередко  грешит  Интернет,  безусловно,  нивелируя  и  снижая  художественные  и  эстетические  вкусы  и  предпочтения  своей  зрительской  аудитории. 

Но  в  целом  появление  сети  стало  положительным  моментом  для  всех  коммуникационных  технологий.  Интернет  навсегда  изменил  представление  о  получении  и  потреблении  информации.  Телевидение,  узрев  в  лице  глобальной  сети  сильного  противника,  практически  сразу  же  предприняло  попытку  обратить  Интернет  в  своего  соратника.  Таким  образом,  при  помощи  глобальной  сети  ТВ  лишь  расширило  свои  горизонты.  Сегодня  Интернет-TV  (Internet  Television)  приобретает  практически  равную  популярность,  что  и  традиционное  ТВ  (кабельное  или  спутниковое). 

Такой  способ  просмотра  фильмов,  и  любого  контента,  предоставляемого  каналами  Интернет-TV,  имеет  ряд  своих  плюсов  перед  обычным  телевидением  или  IPTV  (Internet  Protocol  Television).  В  первую  очередь,  Интернет-TV  очень  просто  в  применении:  для  его  эксплуатации  необходимо  лишь  наличие  «соответствующего  приемного  устройства  (телевизор,  приставка)  и  высокоскоростного  канала  связи  с  глобальной  Сетью.  Необходимым  условием  также  является  наличие  безлимитного  Интернета,  скорость  которого  как  минимум  1  Мбит/с»  [3].

К  тому  же,  в  идеале  Интернет-TV  предоставляет  возможность  создания  независимого  телеканала,  который  можно  заполнять  видеопроектами  созданными  собственными  силами.  В  Интернете  уже  имеется  большое  количество  подобных  телеканалов  и  зрительский  интерес  к  ним  растет  с  каждым  днем.  Но  говорить  о  таких  возможностях  в  условиях  Узбекистана,  на  наш  взгляд,  преждевременно.  В  Узбекистане  Интернет-TV  представлено  телеканалами  Национальной  телерадиокомпании  Узбекистана,  на  сайте  которого  возможен  онлайн-просмотр  и  запрос  некоторых  передач  по  Интернету. 

На  данный  момент  в  стране  большие  средства  выделяются  на  так  называемое  IPTV  —  интерактивное  телевидение  —  оборот  услуг  которого  в  нашей  стране  в  рамках  Программы  развития  сферы  услуг  в  Республике  Узбекистан  на  2012—2016  гг.  составит  около  4,4  млрд.  сумов  [5]. 

Обратим  внимание  на  том,  что  Интернет-TV  и  IPTV  —  это  не  одно  и  то  же.  Невзирая  на  один  и  тот  же  способ  распространения  (по  Internet  Protocol)  по  сетям  «всемирной  паутины»,  IPTV  —  это  дополнительная  услуга,  создаваемая  и  предлагаемая  операторами  телекоммуникационных  систем.  В  этом  смысле  оператор  IPTV  почти  не  отличается  от  существующих  кабельных  телевизионных  операторов. 

Иными  словами,  это  тот  же  список  телеканалов,  то  же  содержание,  которое  мы  можем  смотреть  по  стандартному  ТВ,  но  с  ограниченным  доступом  и  расширенными  интерактивными  возможностями  телезрителя. 

IPTV  —  это  одна  из  услуг,  предоставляемых  при  подключении  к  Интернету  у  одного  из  провайдеров.  Зачастую,  вместе  с  этим,  провайдеры  привлекают  потенциальных  клиентов  возможностью  свободного  доступа  и  просмотра  новинок  мирового  кино  на  своих  локальных  медиаресурсах  (аудио,  видео,  софт  и  т.  д.). 

«С  точки  зрения  удобства  и  простоты  подключения,  IPTV  —  это  лучший  способ  доставки  цифрового  телевидения  в  наши  дома.  Каналы  транслируются  по  тому  же  кабелю,  по  которому  осуществляется  подключение  к  Интернету»  [3].

Единственным  минусом  IPTV  считается  его  неспособность  охватить  большую  территорию  вещания.  В  отличие  от  спутникового  телевидения,  реализованного  по  принципу  вещания  с  помощью  спутника,  способного  покрывать  огромные  территории,  IPTV  охватывает  лишь  один  или  несколько  районов  одного  города.  В  Узбекистане  же  планируется  распространение  IPTV  по  Ташкенту,  Андижанской  и  Ташкентской  областям. 

IPTV  (Internet  Protocol  Television)  обладает  практически  всеми  функциями  цифрового  телевидения.  В  первую  очередь,  это  «Отложенный  просмотр»  (Time-shifting)  –  «при  просмотре  телеканала  она  позволяет  поставить  живой  телеэфир  на  паузу  и  вернуться  к  просмотру  с  того  же  самого  места  позднее.  Дополнительно,  кроме  простой  паузы,  обычно  реализуются  возможности  перемотки  просмотра  вперед  и  назад»  [2].  И  функция  записи  транслируемой  передачи  на  локальный  диск  компьютера. 

Единственное,  на  наш  взгляд,  чем  пока  не  оперирует  IPTV  в  Узбекистане  это  функция  «VOD»,  о  которой  говорилось  выше.  «Video  on  Demand»  в  целом  представляет  из  себя  возможность  пользователя  в  любой  момент  запрашивать  любые  имеющиеся  в  базе  данных  видео  ресурсы.  Услуга  доступна  в  системе  платного  ТВ.  Вместе  с  тем,  она  напоминает  уже  известную  Интернет-пользователю  систему  запроса  и  скачивания  видео  и  любого  другого  медиафайла  на  жесткий  диск  компьютера. 

«Первый  коммерческий  сервис  VOD  был  запущен  в  Гонконге  примерно  в  1990.  В  США  эту  услугу  впервые  предложила  фирма  Oceanic  Cable  в  январе  2000  года  на  Гавайях,  но  сейчас  она  доступна  на  всей  территории  страны»  [5].

Вновь  обращаясь  к  вопросу  перспектив  взаимодействия  произведений  киноискусства  и  различных  визуальных  каналов  репродукции,  отметим,  что  в  Узбекистане,  вероятнее  всего,  наибольшую  распространенность  получит  гибкая  телекоммуникационная  система,  способная  удовлетворить  потребности  современных  зрителей.  Такой  системой  может  с  легкостью  стать  IPTV.  Однако  все  шансы  на  быстро  растущую  популярность  имеет  и  онлайн-просмотр  фильмов  по  Интернет.  В  большей  степени  это  зависит  от  меняющихся  предпочтений  публики  и  от  уже  сложившихся  зрительских  привычек  кино-  и  телепросмотра. 

Но  в  то  же  самое  время  нельзя  сбрасывать  со  счетов  эстетические  и  коммуникативные  функции  зрелищного  искусства,  обладающего  возможностью  оказания  большого  психологического  влияния  на  свою  зрительскую  публику.  Просмотр  фильмов  онлайн  в  сети  Интернет,  к  сожалению,  может  отрицательно  повлиять  на  культуру  зрительского  просмотра,  выработать  у  зрителя  привычку  смотреть  однотипную  кинопродукцию  низкого  художественного  уровня. 

За  Интернетом  в  какой-то  мере  следует  и  современное  ТВ,  стремящееся  повысить  свои  рейтинги  и  привлечь  к  экрану  максимальное  количество  зрителей  за  счет  демонстрации  популярных  жанров  и  новинок  мирового  кино. 

Вопрос  о  том,  какая  платформа  (кинотеатр,  ТВ,  Интернет  или  другие  ресурсы)  наиболее  подходит  для  демонстрации  тех  или  иных  типов  кино,  приобретает  все  большую  актуальность  в  связи  с  продолжающимся  процессом  трансформации  кинопросмотра.  Ответ  на  него  является  острой  проблемой,  как  отечественной,  так  и  зарубежной,  науки  об  экранных  искусствах,  и  требует  дальнейшего  детального  изучения  в  исследованиях  на  данную  тематику. 

 

Список  литературы:

  1. Кино  на  ТВ:  какие  шансы?  //  Искусство  кино.  —  2013.  —  №  8/  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kinoart.ru/archive/2013/08/kino-na-tv-kakie-shansy  (дата  обращения:  10.10.2014).
  2. О  цифровом  ТВ  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.uzdtv.uz/ru/digital_tv  (дата  обращения:  07.12.2014).
  3. Пескин  А.  IPTV  и  Интернет-телевидение  в  чем  разница?  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://irvispress.ru/catalog/tv/sovremennye-tehnologii-tv/televidenie-i-internet/  (дата  обращения:  06.12.2014).
  4. Полуэхтова  И.  Лежа  на  диване:  планшет+ТВ//  Искусство  кино.  —  2013.  —  №  7/  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kinoart.ru/archive/2013/07/lezha-na-divane-planshet-tv  (дата  обращения:  10.10.2014)
  5. Узбекистан  к  2016  году  планирует  довести  оборот  в  IPTV  до  4,4  млрд.  сумов  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://podrobno.uz/cat/tehnp/razvitie-IPTV-v-Uzbekistane+/  (дата  обращения:  07.12.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий