Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макарова Е.В. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ПОДМОСКОВЬЯ (КОН. XVIII — НАЧ. XXI ВВ.) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(43). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ  ДИНАМИКА  НАРОДНЫХ  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ПРОМЫСЛОВ  ПОДМОСКОВЬЯ  (КОН.  XVIII  —  НАЧ.  XXI  ВВ.)

Макарова  Екатерина  Владимировна

аспирант  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова,  РФ,  г.  Москва

E-mail:  mak-ek15@yandex.ru

 

HISTORICAL  DYNAMICS  OF  FOLK  ARTS  AND  CRAFTS  NEAR  MOSCOW  (LATE  XVIII  —  EARLY  XXI  CENTURIES)

Ekaterina  Makarova

postgraduate  Sholokhov  Moscow  State  University  for  the  Humanities,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  рассмотрению  этапов  развития  народных  художественных  промыслов  Подмосковья.  Автор  сравнивает  основные  этапы  становления  и  развития  промыслов.  В  статье  описаны  периоды  расцвета  и  упадка  производств,  рассмотрены  причины  данных  изменений,  а  также  современное  положение  народных  художественных  промыслов.

ABSTRACT

This  article  deals  with  the  stages  of  development  of  folk  arts  and  crafts  suburbs.  The  author  compares  the  main  stages  of  formation  and  development  of  fisheries.  This  article  describes  the  periods  of  prosperity  and  decline  of  production,  examines  the  causes  of  these  changesand  the  present  state  of  folk  arts  and  crafts.

 

Ключевые  слова:  промыслы;  народные  художественные  промыслы;  промыслы  Подмосковья;  история  промыслов;  Богородская  игрушка;  Фарфор  Вербилок;  Ёлочка;  Дулево;  Гжель;  Павловопосадские  платки;  Жостово;  Федоскино;  Матрешки;  современный  этап  развития  промыслов.

Keywords:  crafts;  folk  arts  and  crafts;  crafts  of  Moscow  region;  history  of  crafts;  toy  Bogorodskaya;  Porcelain  Verbilok;  Yolochka;  Dulevo;  Gzhel;  Pavlovo  Posad  scarves;  Zhostovo;  Fedoskino;  Nesting  Dolls;  the  present  stage  of  development  of  fisheries.

 

Народные  художественные  промыслы  —  яркое  и  самобытное  явление  в  отечественной  культуре.  Их  изучением  и  описанием  занимаются  исследователи  на  протяжении  уже  двухсот  лет.  За  это  время  многие  промыслы  претерпели  значительные  изменения,  пережили  периоды  расцвета  и  упадка.  В  истории  промыслов  условно  можно  выделить  5  этапов:  зарождение  (конец  XVIII  —  начало  XIX  вв.),  расцвет  (середина  XIX  в.),  промыслы  на  рубеже  веков,  советский  период  и  современный  этап  развития.  Рассмотрим  эти  этапы  более  подробно  на  примере  промыслов  Подмосковья.

Временем  зарождения  народных  художественных  промыслов  в  нашем  современном  понимании  принято  считать  конец  XVIII  —  начало  XIX  века.  Именно  в  этот  период  организуется  большинство  производств  по  изготовлению  изделий  на  продажу.  Промыслы  Подмосковья  не  стали  исключением.  Остановимся  на  восьми  наиболее  известных  подмосковных  промыслах.  Наиболее  «старым»  промыслом  является  изготовление  Богородской  игрушки.  Еще  в  XV—XVI  вв.  крепостные  крестьяне  Троице-Сергиева  монастыря  заложили  основы  развившегося  впоследствии  художественного  промысла  обработки  дерева.  Вторым  «старожилом»  по  праву  считается  Гжель.  Здесь  велась  добыча  разных  сортов  глины  с  середины  XVII  в.  В  1754  году  начинает  свою  работу  Фарфоровая  фабрика  «Мануфактуры  Гарднеръ»,  основанная  англичанином  Францем  Гарднером  в  селе  Вербилки  Дмитровского  уезда  Московской  губернии.  Практически  одновременно  начинают  свое  развитие  промыслы  в  Жостово  (1790)  и  в  Федоскино  (1795).  И  это  неудивительно,  так  как  начиналось  все  фактически  как  один  промысел  —  изготовление  и  роспись  изделий  из  папье-маше  (козырьков  для  фуражек,  шкатулок,  табакерок,  подносов  и  др.).  Позже  произошло  разделение:  в  Федоскино  стали  специализироваться  на  шкатулках,  а  в  Жостово  научились  покрывать  лаком  и  росписью  металлические  подносы,  что  не  удалось  сделать  народным  умельцам  Сибири. 

В  1832  году  купцом  Терентием  Кузнецовым  основан  фарфоровый  завод  в  Дулево.  В  1848  году  князь  А.С.  Меньшиков  получает  разрешение  на  открытие  стекольного  завода  в  своём  имении  Александрово,  что  послужило  началом  стеклодувного  промысла,  знаменитого  производством  елочных  игрушек.  В  начале  60-х  гг.  XIX  века  купцы  Я.И.  Лабзин  и  В.И.  Грязнов  наладили  производство  павловопосадских  платков  и  шалей.  Временем  рождения  одной  из  самых  знаменитых  русских  игрушек  —  Матрешки  —  считается  конец  XIX  века.

Таким  образом,  можно  говорить  о  том,  что  в  течение  небольшого  по  меркам  истории  времени  (конец  XVIII  —  начало  XIX  вв.)  происходит  формирование  большинства  народных  художественных  промыслов,  работающих  на  рынок. 

Все  перечисленные  промыслы  можно  условно  разделить  на  две  группы:  заимствованные  и  аутентичные.  К  заимствованным  промыслам  отнесем  Фарфоровую  фабрику  «Мануфактуры  Гарднеръ»,  промыслы  Жостово  и  Федоскино,  т.  к.  в  их  основу  легла  технология,  привезенная  из  Германии,  и  изготовление  Матрешек.  Художник  С.  Малютин  изготовил  свою  первую  куклу  по  образцу  японской  игрушки  Фукуруму,  позже  она  получила  русское  имя  Матрена.  Остальные  промыслы  будем  считать  аутентичными.

XIX  век  заслуженно  считается  временем  расцвета  народных  художественных  промыслов.  В  этот  период  многие  крестьяне  полностью  посвящают  себя  занятию  ремеслом.  Промыслы  нередко  становятся  основным  источником  дохода  крестьянских  семей.

Богородские  ремесленники  изготавливали  мелкие  части  и  фигурки,  которые  в  дальнейшем  отвозились  в  Сергиев  Посад  для  последующей  обработки.  Некоторые  игрушки  расписывали,  некоторые  продавали  «бельем».  Отсюда  они  расходились  на  рынки  Москвы  и  других  городов.  На  данном  промысле  была  занята  большая  часть  населения,  что  говорит  о  его  востребованности.

Период  большого  подъема  производства  переживают  промыслы  по  изготовлению  фарфора  и  керамики.  Фарфоровая  фабрика  «Мануфактуры  Гарднеръ»  специализируется  на  изготовлении  сервизов  с  именными  дворянскими  гербами,  монограммами  и  др.  В  1855  году  фабрика  получила  право  ставить  на  свои  изделии  изображение  Государственного  герба  России.  С  1856  года  фабрика  «Мануфактуры  Гарднеръ»  обладает  званием  «Поставщик  Двора  Его  Императорского  Величества».  Примерно  в  это  же  время  одним  из  ведущих  заводов  России  становится  Дулевский  фарфоровый  завод  благодаря  идее  купца  Т.  Кузнецова  создать  массовый  фарфор.  Для  сбыта  такой  посуды  требовалась  иная  роспись  —  более  яркая,  броская.  Поэтому  акцент  был  сделан  на  самобытность,  народное  творчество,  национальные  особенности  и  традиции,  в  результате  которого  родился  неповторимый  дулевский  стиль.  В  Гжели  также  ощущался  расцвет  производства  фарфора  и  фаянса,  крестьянские  мастерские  перерастали  в  небольшие  заводы.  В  стремлении  получить  лучший  по  качеству  фаянс  и  фарфор,  мастера  постоянно  совершенствовали  состав  белой  массы.  К  традиционным  изделиям  стали  добавляться  новые  виды  посуды.  Со  второй  половины  XIX  в.  гжельские  мастера  перестраиваются  на  сдержанную  гамму  росписи  с  господством  в  ней  синего  кобальта.  Его  сочетание  с  белым  фарфором,  подкрепленное  золотыми  отводками,  составило  новую  линию  развития  искусства  Гжели.

С  появлением  в  России  обычая  наряжать  новогоднюю  елку  игрушками  на  клинском  стеклодувном  заводе  стали  выдувать  бусы  и  елочные  игрушки.  Доступность  сырья,  простота  изготовления  и  увеличивающийся  спрос  на  ёлочные  игрушки  подтолкнули  наиболее  предприимчивых  крестьян  заняться  индивидуальным  ремеслом  в  своих  домах.

К  середине  XIX  века  большое  распространение  получают  шали  и  платки,  они  становятся  неотъемлемой  частью  русского  костюма.  В  связи  с  большой  популярностью  изделий  на  многих  фабриках  налаживают  производство  платков  и  шалей  с  набивным  рисунком,  что  делает  их  более  дешевыми  по  отношению  к  тканым.  Не  стала  исключением  и  павловопосадская  мануфактура.  Об  успехах  нового  производства  говорит  малая  серебряная  медаль,  полученная  на  Московской  выставке  русских  мануфактурных  произведений  1865  г.  В  1881  г.  Яков  Лабзин  получает  звание  поставщика  Государыни  Великой  Княгини  Александры  Петровны  «с  правом  иметь  на  вывеске  вензелевое  изображение  Имени  Ея  Императорскаго  Высочества».

Описываемый  период  времени  также  можно  считать  периодом  расцвета  и  для  промыслов  Жостово  и  Федоскино.  В  Жостово  увеличивается  ассортимент  изготавливаемых  изделий.  Выполняются  заказы  на  выделку  различных  металлических  вещей.  В  Федоскино  совершенствуют  технологии  росписи,  приемы  декоративного  оформления  изделий.  С  1828  года  на  изделиях  фабрики  ставится  клеймо  с  изображением  Российского  герба  и  инициалов  владельца  фабрики,  известных  под  названием  «лукутинских».

Как  мы  видим,  середина  XIX  века  стала  временем  настоящего  расцвета  народных  художественных  промыслов.  Это  обусловлено,  в  первую  очередь,  увеличившимся  спросом  на  изделия  промыслов,  т.  к.  большинство  из  них  выполняли  утилитарную  функцию,  непосредственно  использовались  в  быту  практически  всеми  слоями  общества.  Некоторые  промыслы  стали  специализироваться  на  выпуске  продукции  для  определенных  сословий,  что  довольно  ярко  проявилось,  к  примеру,  в  промыслах  по  изготовлению  фарфора  (Вербилки,  Дулево,  Гжель).

Для  многих  промыслов  рубеж  XIX—XX  вв.  стал  переломным  моментом.  Некоторые  из  них  в  этот  период  претерпели  серьезные  изменения.  Это  связано,  прежде  всего,  с  тем,  что  в  стране  активно  развивается  фабричное  производство.  Это  позволило  удешевить  производимую  продукцию,  сделать  ее  массовой,  в  отличие  от  изделий  народных  художественных  промыслов,  которые  часто  изготовлялись  и  расписывались  вручную,  становясь  зачастую  настоящими  произведениями  народного  искусства.  В  1904  году  была  закрыта  Федоскинская  фабрика,  лишь  в  1910  году  местным  мастерам  удалось  открыть  артель  и,  несмотря  на  все  трудности,  сохранить  художественные  традиции.  К  концу  XIX  века  приходят  в  упадок  Гжельские  заводы.  Некоторым  промыслам  удавалось  поддерживать  производство  на  плаву.  В  1902  году  Дулевский  завод  был  включен  в  список  поставщиков  императорского  двора.  В  начале  XX  в.  павловопосадское  «Товарищество  Мануфактур  Я.  Лабзина  и  В.  Грязнова»  —  самое  крупное  предприятие  России  по  выпуску  шерстяных  платков  и  шалей.  В  1913  году  богородские  мастера  объединяются  в  артель  «Богородский  резчик»,  открывается  профессионально-техническая  школа,  готовящая  новые  кадры.  После  революции  1917  года  все  предприятия  народных  художественных  промыслов  были  национализированы. 

Советский  период  развития  народных  художественных  промыслов  стал  для  них  своего  рода  периодом  второго  расцвета.  Все  промыслы  активно  поддерживаются  государством,  открываются  училища  по  подготовке  новых  кадров.  Изделия  народных  художественных  промыслов  принимают  участие  в  выставках  различного  уровня  и  получают  высокую  оценку  как  внутри  страны,  так  и  за  рубежом.  Артель  «Богородский  резчик»  в  канун  300-летия  зарождения  народного  промысла  была  преобразована  в  фабрику  художественной  резьбы.  В  Гжели  сосредотачивается  почти  половина  всех  фарфорофаянсовых  предприятий  России.  После  Великой  Отечественной  Войны  многие  промыслы  пришлось  восстанавливать.

В  90-е  гг.  многие  предприятия  были  приватизированы.  Для  поддержания  производства  создаются  акционерные  общества. 

В  настоящее  время  на  государственном  уровне  принимаются  меры  по  поддержке  народных  художественных  промыслов.  Проводятся  выставки-ярмарки,  фестивали  народного  искусства,  на  всех  предприятиях  народных  художественных  промыслов  проводятся  экскурсии  и  мастер-классы.  Многие  промыслы  продолжают  успешно  развиваться  в  современных  условиях.  Некоторые  промыслы  из-за  особенностей  производства  нуждаются  в  особой  поддержке.  Например,  производство  Федоскинских  шкатулок  столь  трудоемкое,  что  далеко  не  каждый  человек  может  себе  позволить  приобрести  такое  изделие.

 

Список  литературы:

  1. Артель  Федоскино  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://fedoskino.ru/  (дата  обращения:  15.10.2014).
  2. Богородская  фабрика  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.bogorodskoe.ru/  (дата  обращения:  08.10.  2014).
  3. Дулевский  фарфор  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dulevo.ru/  (дата  обращения:  12.10.2014).
  4. Елочка.  Клинская  игрушка  [Офиц.  сайт].  URL:  http://www.yolochka.ru/  (дата  обращения:10.10.2014).
  5. Жостовская  фабрика  декоративной  росписи  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.zhostovo.ru/  (дата  обращения:  13.10.2014).
  6. Купцова  И.А.  Динамика  русской  провинциальной  культуры  в  условиях  исторических  трансформаций  российской  цивилизации:  автореф.  дисс…доктора  культурологии.  М.,  2011.  —  42  с.
  7. Мануфактуры  Гарднеръ  в  Вербилках  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gardnerporcelain.com/  (дата  обращения:09.10.2014).
  8. Объединение  Гжель  ЗАО  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gzhel.ru/  (дата  обращения:  11.10.2014)
  9. Павловопосадская  платочная  мануфактура  [Офиц.  сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://platki.ru/  (дата  обращения:  14.10.2014).
  10. Промыслы  Московской  губернии  /  А.  Исаев  М.:  Книга  по  Требованию,  2011.  —  210  с.  (Промыслы  Московской  губернии.  Историко-экономическое  сочинение  А.  Исаева.  Том  2.  Издано  в  Москве  Московской  губернской  земской  управой  в  1876  г.).
  11. Толстухина  Н.В.,  Полосинова  Т.А.  Павловопосадская  шаль.  Альбом.  М.:  Интербук-бизнес,  2007,  —  176  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.