Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Германские языки

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Унтилова Е.Е. ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ МЕДИА-ДИСКУРСА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 10(41). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГЕНДЕРНЫЕ  И  ВОЗРАСТНЫЕ  ИНТОНАЦИОННЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  РЕЧИ  УЧАСТНИКОВ  МЕДИА-ДИСКУРСА

Унтилова  Елена  Евгеньевна

преподаватель  кафедры  английского  языка  №  2  Одесской  национальной  морской  академии,  Украина,  г.  Одесса

E-mail: 

 

GENDER  AND  AGE  INTONATIONAL  PECULIARITIES  OF  MEDIA-DISCOURSE  PARTICIPANTS’  SPEECH

Elena  Untilova

lecturer  of  English  department  №  2  Odessa  National  Maritime  Academy,  Ukraine,  Odessa

 

АННОТАЦИЯ

Цель  данного  исследования  —  определить  роль  интонационных  средств  (в  частности  мелодических),  которые  участвуют  в  дифференциации  речи  участников  дискурса  по  возрасту  и  гендеру.

Материалом  исследования  послужили  аудиозаписи  интервью  с  представителями  британской  поп-культуры.  Время  звучания  составило  2  часа  40  минут.  Основным  методом  исследования  в  данной  работе  является  перцептивный  анализ.

Результаты  исследования  показали,  что  каждой  возрастной  и  гендерной  группе  присущи  определенные  мелодические  характеристики.  Результаты  данного  исследования  заключается  в  ярко  выраженном  влиянии  гендерного  и  возрастного  фактора  на  реализацию  терминального  тона  в  речи  британских  поп-исполнителей. 

ABSTRACT

The  aim  of  our  investigation  is  to  determine  the  role  of  intonational  means  (particularly  melodic),  which  are  involved  in  differentiation  of  media-discourse  participants’  speech  according  to  gender  and  age. 

The  material  of  our  investigation  consists  of  British  pop  musicians’  recordings  of  interviews.  Total  recording  time  is  2  h.  40  min.  The  main  research  method  is  perceptual  analysis. 

The  results  of  our  investigation  show  that  each  age  and  gender  group  has  certain  specific  melodic  characteristics.  Our  conclusion  suggests  that  gender  and  age  factors  have  great  influence  on  realization  of  terminal  tone  of  British  pop  singers. 

 

Ключевые  слова:  интонационные  средства;  медиа-дискурс;  шкала.

Keywords:  intonational  means;  media-discourse;  scale.

 

Целью  данного  исследования  является  определение  роли  интонационных  средств  (в  частности  мелодических),  которые  участвуют  в  дифференциации  речи  участников  дискурса  по  возрасту  и  гендеру. 

В  задачи  исследования  входило:

1.  Прослушать  интервью  с  представителями  британской  поп-культуры;

2.  Отобрать  отрезки  текста  продолжительностью  в  30  секунд. 

3.  Провести  перцептивный  анализ,  выявить  наиболее  частотные  терминальные  тоны  и  шкалы  с  учетом  возрастной  и  гендерной  принадлежности  информаторов. 

Интонация  способна  увеличивать  воздействующий  потенциал  сообщения  и,  таким  образом,  как  придавать  особую  выделенность  и  экспрессивность  речи,  так  и  оказать  воздействие  на  эмоциональную  и  интеллектуальную  сферу  слушающего  [4,  c.  165].  Современные  социофонетические  исследования  описывают  просодическое  варьирование  речи  как  обусловленное  возрастом  говорящего.  Однако  исследования  изучают  особенности  речи  возрастных  групп  на  сегментном  уровне,  в  свою  очередь  просодический  уровень  освещен  недостаточно  [3,  c.  215].

Выбранная  тема  исследования  представляется  актуальной,  так  как  анализ  речи  представителей  британской  поп-культуры  с  гендерной  позиции  и  возрастных  особенностей  речи  до  сих  пор  не  получил  должного  освещения  в  литературе. 

Следует  также  отметить  влияние  пола  говорящего  на  варьирование  просодического  оформления  речи.  Исследования  показывают,  что  общий  тональный  уровень  у  женщин  выше,  чем  у  мужчин,  однако  при  этом  он  более  узкий.  У  женщин  преобладает  большое  количество  комбинированных  контуров  и  наблюдается  тенденция  к  увеличению  числа  восходящих  тонов.  У  мужчин,  напротив,  преобладает  тенденция  к  увеличению  нисходящих  тонов  [1,  c.  14].

Исследуя  просодическое  оформление  речи  мужчин  и  женщин  Р.К.  Потапова  и  В.В.  Потапов  приводят  следующие  данные:  мужчины  используют  основные,  базисные  типы  шкал  (нисходящая,  скользящая)  и,  таким  образом,  сохраняют  направление  мелодики  на  протяжении  определенного  терминального  участка.  Женщины  в  свою  очередь  сочетают  элементы  различных  типов  шкал,  создавая  впечатление  вариативности,  разнообразия  [2,  c.  161].

Для  перцептивного  анализа  были  отобраны  отрывки  интервью  с  британскими  музыкантами  в  период  с  2010  по  2014  год.  Все  информаторы  были  распределены  на  две  группы  по  гендерной  принадлежности.  Далее  каждая  группа  была  разделена  на  3  возрастные  группы:  старшая  (59—63  года),  средняя  (40—51  год)  и  младшая  (22—26  лет). 

Таблица  1. 

Исследуемые  информаторы

Старшая  группа  (59—63)

Мужская

Женская

Фил  Коллинз  (Philip  David  Charles  Collins)  —  британский  поп-  и  рок-певец,  композитор,  автор  песен,  мультиинструменталист,  писатель,  63  года

Джоан  Арматрейдинг  (Joan  Anita  Barbara  Armatrading)  —  британская  поп-,  рок-,  блюз  певица,  гитаристка,  автор  песен,  композитор,  63  года

Стинг  (Gordon  Matthew  Thomas  Sumner)  —  британский  поп-  и  рок-певец,  композитор  и  автор  песен,  актер,  63  года

Энни  Леннокс  (Annie  Lennox)  —  шотландская  поп-,  рок-,  соул  певица,  автор  песен,  общественный  и  политический  деятель,  59  лет

Средняя  группа  (40—51)

Джордж  Майкл  (George  Michael)  —  британский  поп-певец,  автор  песен,  композитор  и  продюсер,  51  год

Дайдо  (Florian  Cloud  de  Bounevialle  O'Malley  Armstrong)  —  британская  поп-певица,  автор  песен,  композитор,  42  года

Робби  Уильямс  (Robert  Peter  Williams)  —  британский  поп-певец,  автор  песен,  композитор,  40  лет

Виктория  Бекхэм  (Victoria  Caroline  Beckham)  —  британская  поп-певица,  модель,  дизайнер,  40  лет

Младшая  группа  (22—26)

Эд  Ширан  (Edward  Christopher  Sheeran)  —  британский  поп-певец,  автор  песен,  композитор,  23  года

Джесси  Дж.  (Jessica  Ellen  Cornish)  —  британская  поп-певица,  автор  песен,  26  лет

Сэм  Смит  (Samuel  Frederick  Smith)  —  британский  поп-  и  соул  певец,  автор  песен,  22  года

Рита  Ора  (Rita  Sahatciu)  —  британская  поп-певица,  автор  песен,  актриса,  23  года 

 

В  процессе  перцептивного  анализа  был  исследован  терминальный  тон  в  речи  представителей  британской  поп  культуры. 

Таблица  2.

Мужская  старшая  группа  (Стинг,  Фил  Коллинз)

1

Низкий  нисходящий  (НН)

27  %

2

Средний  нисходящий  (СН)

17  %

3

Высокий  нисходящий  (ВН)

16  %

4

Очень  выразительный  высокий  нисходящий  (ОВВН)

2  %

5

Средний  ровный  (СР)

8  %

6

Низкий  восходящий  (НВ)

10  %

7

Средний  восходящий  (СВ)

4  %

8

Высокий  восходящий  (ВВ)

0  %

9

Нисходяще-восходящий  (Н-В)

14  %

10

Восходяще-нисходящий  (В-Н)

2  %

 

Как  видно  из  таблицы  1  в  мужской  старшей  группе  преобладает  НН  (27  %)  и  СН  (17  %)  терминальные  тона,  что  свидетельствует  о  размеренности  логической  завершенности  высказываний. 

Рассмотрим  следующий  пример:

The  desire  to  come  to  a  اforeign  country,  اespecially  Russia,  │which  was  completely  forbidden  for  for  اmanyا  many  years,  ║it’s  very  compelling,  ║erm,  yes,  we  get  paid  to  come  here,  │but,  you  know,  I  always  say,  it’s,  I  have  a  job  that  I  would  do  for  nothing,  if  I  was  asked,  of  course  I’d  play  for  nothing.║  Erm…  The  response  here,  of  the  Russians  is  very  اvery  positive,  │because  it’s,  they  اdidn’t  اtake  it  for  granted,  you  know  it’s  it’s  ا  something  that  اactually  meant,│  it  اmeant  freedom,│  it  meant  liberation  and  it  اstill  does║  and  so  اthat  feeling  is  very  strong.  [Стинг]

В  данном  отрезке  текста  музыкант  рассказывает  о  своем  отношении  к  России  и  своим  русским  поклонникам.  Терминальный  тон  преимущественно  низкий  и  средний  нисходящий.  В  речи  певца  также  присутствуют  нисходяще-восходящие  тона,  это  придает  речи  связность  и  мелодичность.  В  целом  речь  звучит  логически  завершенной  и  осмысленной. 

В  таблице  2  приведен  процентный  анализ  терминальных  тонов  средней  мужской  группы. 

Таблица  3.

Мужская  средняя  группа  (Джордж  Майкл,  Робби  Уильямс)

1

НН

24  %

2

СН

12  %

3

ВН

23  %

4

ОВВН

1  %

5

СР

5  %

6

НВ

12  %

7

СВ

4  %

8

ВВ

0  %

9

Н-В

18  %

10

В-Н

0  %

 

В  речи  представителей  мужской  средней  группы  преобладает  НН  (24  %)  и  ВН  (23  %),  а  также  Н-В  (18  %)  терминальный  тон. 

Как  и  у  представителей  старшей  мужской  группы,  в  средней  возрастной  группе  речь  также  звучит  размеренной  и  логически  завершенной.  Но  наличие  большого  количества  высоких  нисходящих  терминальных  тонов  придает  большую  категоричность  отдельным  высказываниям:

Unexplainable,  │  really,  ║she  اcame  out  and  I  just  اwant,  │this  is  all  I  wanna  do,  │this  is  what  I  wanna  do,  │I  just  wanna  do  ║this,  this  اmakes  sense,  I  wanna  be  with  her,  │wanna  watch  her  grown,  and  I  wanna  be  daddy.│  But  the  first  couple  of  days  in  the  hospital  I  genuinely  felt  like  I  own  the  world:  Behold!│  Theodora  Rose  │  -  a  creation,  │an  Ayda  and  Robert  creation…[Робби  Уильямс]

В  данном  высказывании  автор  повествует  о  рождении  своего  первого  ребенка  и  о  своих  эмоциях  на  этот  счет.  Благодаря  наличию  высоких  нисходящих  тонов  речь  звучит  очень  уверенно  и  решительно. 

Таблица  4. 

Мужская  младшая  группа  (Эд  Ширан,  Сэм  Смит)

1

НН

13  %

2

СН

10  %

3

ВН

11  %

4

ОВВН

3  %

5

СР

3  %

6

НВ

25  %

7

СВ

10  %

8

ВВ

4  %

9

Н-В

18  %

10

В-Н

3  %

 

Исследуемые  тональные  характеристики  показали  значительные  отличия  в  речи  младшей  мужской  группы  от  старшей  и  средней.  Здесь  значительно  преобладает  НВ  (25  %)  и  Н-В  (18  %)  терминальный  тон.  Речь  звучит  менее  логически  осмысленной  и  категоричной.  Присутствует  легкая  неуверенность  и  сбивчивость.  Преобладание  восходящего  тона  дает  ощущение  незавершенности  и  указывает  на  желание  говорящего  поддержать  интерес  слушателей  к  высказываемой  информации. 

Например:

Erm..  No  one  can  be  you  better  than  اyou  can,│  I  know  that’s  quiet│quiet  obvious  thing  but  I  think  I  think  اpeople  forget  that  people  try  to  │model  themselves  more  or  │more  than  اother  people  are  ٨doing  │and  like  │everyone  has  their  flaws  │and  flaws  are  what  make  you  │a  human│  I  think,  So  │I  don’t  know,║  I  think  I  think  for  ٨boys  don’t  focus  اtoo  much  on│  to  people  that  you  see  in  ٧  magazines,  │cause  I’ve  never  had  a  six  pack  and  I  never  will  have  a  six  pack…  [Эд  Ширан]

В  данном  примере  автор  дает  советы  молодым  неуверенным  в  себе  людям  и  рассуждает  о  том,  как  полюбить  себя  со  своими  недостатками.  С  помощью  большого  количества  восходящих  и  нисходяще-восходящих  тонов  информатор  поддерживает  интерес  слушателей,  но  при  этом  звучит  достаточно  неуверенно  и  нерешительно. 

Результаты  перцептивного  анализа  по  восприятию  женской  речи  старшей  возрастной  группы  приводятся  в  таблице  5.

Таблица  5.

Женская  старшая  группа  (Энни  Леннокс,  Джоан  Арматрейдинг)

1

НН

10  %

2

СН

18  %

3

ВН

23  %

4

ОВВН

4  %

5

СР

8  %

6

НВ

12  %

7

СВ

12  %

8

ВВ

0  %

9

Н-В

10  %

10

В-Н

3  %

 

Как  видно  из  таблицы,  речь  представительниц  данной  возрастной  категории  довольно  разнообразна  в  использовании  терминальных  тонов.  Преобладают  ВН  (23  %)  и  СН  (18  %)  тон.  Но  при  этом  также  присутствуют  случаи  использования  НВ  (12  %)  и  СВ  (12  %)  тона.  Одна  и  та  же  представительница  британской  поп-культуры  может  звучать  как  решительно  и  категорично,  так  и  довольно  неуверенно  и  сомневающеся. 

Например: 

I  don’t  know  how  to  explain  that  when  I  was,  I’ve  always,  I  I,  when  I  ٧studied  I  was  incredibly  shy,│  but  I’ve  always  been  اvery  اvery  confident  about  my  music,│  اI’ve  always  been  very  sure  about,  ║I’ve  I’ve  no٧  idea  ║if  that’s  good  or  bad│  where  that  came  from  اbut║  I’ve  اalways  been  very  confident  about  the  اsongs  that  I’ve,  ║that  I  write  │that  I  ٨want  to  write,║  that  I’ve  ٧written.  [Джоан  Арматрейдинг]

В  данном  отрезке  певица  описывает  себя  в  юные  годы  как  неуверенную  в  себе  девушку,  но  при  этом  выражает  четкую  уверенность  в  своей  музыке,  начиная  с  самых  ранних  лет.  В  речи  певицы  вначале  высказывания  преобладает  нисходящий  тон,  и  она  звучит  очень  уверенно  и  завершенно,  но  затем  тон  переходит  в  восходящий,  что  придает  оттенок  сомнения  и  колебаний. 

Таблица  6. 

Женская  средняя  группа  (Виктория  Бекхэм,  Дайдо)

1

НН

15  %

2

СН

11  %

3

ВН

14  %

4

ОВВН

5  %

5

СР

2  %

6

НВ

20  %

7

СВ

12  %

8

ВВ

2  %

9

Н-В

15  %

10

В-Н

4  %

 

Речь  представительниц  средней  возрастной  женской  категории  так  же,  как  и  старшей,  довольно  разнообразна  в  использовании  терминальных  тонов.  Нет  четко  выраженной  определенной  склонности  к  тому  или  иному  виду  тона.  В  одном  и  том  же  отрезке  текста  присутствуют  несколько  терминальных  тонов. 

Рассмотрим  пример: 

Do  you  know,  he  is,│  I  mean  David  has  a  اreally  اgood  heart,  │I  اmean  yes,│  he  is  اvery  اvery  handsome,  he  is  an  amazing  ٨husband,  │he  is  a  really  incredible  father  as  well,  I  mean  he  is  so  good  with  the  kids,  he  is  so  ٧hands-on,  erm…  ║yeah,  you  know,  I  اthink  that  we  really  complement  to  each  other,  │for  sure,  and  he  is  اvery  supportive  of  what  I  do,  and  │being  working  mom,  you  know,  that  اmeans  that  I  do  ٧travel  and  I’m  اaway  from  home  and  he  is  really  really  supportive.  [Виктория  Бекхэм]

В  данном  примере  певица  описывает  своего  мужа  и  их  взаимоотношения.  Тональный  репертуар  довольно  разнообразен:  насыщен  нисходящими,  восходящими,  нисходяще-восходящими  тонами.  Такое  разнообразие  объясняется  довольно  ярко  выраженной  эмоциональностью  речевого  отрезка. 

Таблица  7. 

Женская  младшая  группа  (Джесси  Дж.,  Рита  Ора)

1

НН

11  %

2

СН

9  %

3

ВН

11  %

4

ОВВН

4  %

5

СР

0  %

6

НВ

22  %

7

СВ

19  %

8

ВВ

5  %

9

Н-В

10  %

10

В-Н

9  %

 

Данная  таблица  отображает  результаты  анализа  терминальных  тонов  младшей  женской  группы.  В  речи  представительниц  данной  группы  преимущественно  используется  НВ  (22  %)  и  СВ  (19  %)  тон.  Стоит  отметить  схожесть  процентного  соотношения  терминальных  тонов  младшей  мужской  и  младшей  женской  групп. 

Как  и  в  мужской  младшей  группе,  преобладание  восходящего  тона  указывает  на  неуверенность  и  сбивчивость  речи,  а  также  дает  ощущение  незавершенности  высказывания  и  указывает  на  желание  говорящего  поддержать  интерес  слушателей  к  высказываемой  информации. 

The  اbook  is  so  ║٧interesting  to  me,  because  │اI  was  obsessed  with  it,║  so  even  before  I  even  knew  they  were  اdoing  a  ٨movie,  you  know,  I  read  all  اthree  books,│  so,  to  be  a  part  of  it  is  so  ٧exciting  for  me,  because  it’s  │  everyone  just  wants  to  know  like,  ║اwhat  is  it  │about  the  book?  What  was  it  about  the  movie?  And  اwhen  you  see  it,  the  way  that  they  shoot  it  │I  think  explains  a  lot,  I  mean  I’ve  been  sworn  to  اsecrecy,  cause  it’s  │a  big  movie,  │but  I  can  say  it’s│  it’s  اsomething  ٧worth  going  to  see.  [Рита  Ора]

В  данном  отрезке  текста  певица  делится  своими  впечатлениями  от  книги,  прочитанной  ею  в  недавнем  времени.  Речь  певицы  сбивчива  и  преобладание  восходящего  тона  указывает  на  желание  девушки  заинтересовать  слушателей  и  заинтриговать  их  касательно  планируемой  экранизации  данного  романа. 

Проанализировав  полученные  данные,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  каждой  возрастной  и  гендерной  группе  присущи  определенные  конфигурации  терминального  тона.  Однако  следует  выделить  две  основные  тенденции.  Речи  представителей  старшей  и  средней  возрастных  групп  присущи  низкие  и  средние  нисходящие  тона,  особенно  это  проявилось  в  речи  мужской  группы.  Речь  размеренна,  уверенна  и  логически  завершена.  Речь  представителей  младшей  возрастной  группы  характеризуется  большим  количеством  восходящих  тонов.  Речь  звучит  более  сбивчиво  и  незавершенно,  что  свидетельствует  о  некоторой  неуверенности  в  себе.

Следует  также  указать  на  различия  в  речи  представителей  двух  гендерных  групп.  Речь  женской  половины  всех  возрастных  групп  более  насыщенна  восходящими  и  нисходяще-восходящими  ядерными  тонами.  Данную  тенденцию  можно  объяснить  большей  эмоциональной  окраской  женской  речи  по  сравнению  с  мужской.

 

Список  литературы:

  1. Ганыкина  М.В.  Развитие  интонационной  нормы  английского  языка  (эксперементально-фонетическое  исследование  на  материале  южного  английского  произношения):  автореферат  дис.  кандидата  филологических  наук:  10.02.04  /  Ганыкина  Марина  Викторовна  М.:  1992.  —  22  с.
  2. Потапова  Р.К.  Некоторые  прикладные  аспекты  исследования  звучащей  речи  /  Р.К.  Потапова,  В.В.  Потапов  //  Социофонетика  звучащей  речи:  Вестник  МГЛУ.  М.:  ИПК  МГЛУ  «Рема»,  —  2011,  —  №  1.  —  164—186  с.
  3. Степкина  И.Ю.  Гендерные  особенности  просодического  оформления  спонтанной  речи  молодежи  Великобритании  /  И.Ю.  Степкина  //  Социофонетика  звучащей  речи:  Вестник  МГЛУ.  М.:  ИПК  МГЛУ  «Рема»,  2011.  —  211—218  с.
  4. Фрейдина  Е.Л.  Еще  раз  о  прагматической  функции  интонации  /  Е.Л.  Фрейдина  //  Актуальные  проблемы  английской  лингвистики  лингводидактики.  Сборник  научных  трудов.  Вып.  7.  М.:  «Прометей»,  2009.  —  162—166  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.