Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Жиделева К.А., Кириллова Н.Б. ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ДИАЛОГА КУЛЬТУР // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Жиделева Ксения Андреевна

магистрант Уральского федерального университета им.Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

E-mail: fevralskaya90@mail.ru

Кириллова Наталья Борисовна

профессор, доктор культурологии Уральского федерального университета

им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

E-mail: urfo@bk.ru

 

Как известно, искусство — это один из способов общения. С помощью него художник разговаривает с миром на языке сложном и простом одновременно. Зритель, читатель, слушатель,  проходя мимо живописного полотна, читая книгу, слушая музыку, смотря фильм или спектакль, невольно участвует в этом диалоге, по-своему воспринимая увиденное и услышанное. Такой способ общения присущ только человеку, и требует особого места в его жизни. Чтобы процесс общения не прекращался, а диалог не становился монологом, люди во все века находили различные решения: устраивали празднества, помещали предметы искусства в специальных местах (сначала, в храмах, на освящённых территориях, позже — в музеях), устраивали театрализованные действия и музыкальные представления. Одним из способов поддержания диалога между художником и зрителем является и фестиваль. Это одна из главных особенностей фестиваля, так как диалог — универсальный метод существования культуры. Диалог в культуре есть уникальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем, обновляется ценностное содержание культуры.Проблему диалога в культуре рассматривали многие исследователи Бахтин М. М., Библер В. С., Бубер М. Я., Каган М. С., Коган Л. Н., Лотман Ю. М. и др.

Так, по Бахтину «культура — результат творческого процесса, который изначально диалогичен, поэтому она диалогична» [1, с. 95—100] Творчество, возникающее в социокультурном общении, в контексте жизни и исторического движения культур, можно представить как создание текстов, которые несут в себе смыслы, являются продуктом деятельности человека, его духовной активности. О творчестве как форме диалога в культуре Библер В. С. писал следующее: «В произведении воплощено целостное бытие автора, которое может быть смыслом только при наличии адресата. Произведение отличается от продукта потребления, от вещи, от орудия труда тем, что в них воплощается бытие человека, отстраненное от него. И второй особенностью произведения является то, что оно возникает всякий раз и имеет смысл только тогда, когда предполагает наличие общения отстраненных друг от друга автора и читателя. И в этом общении через произведения изобретается, создается впервые мир» [2, с. 31—42]. В этом отношении восприятие произведения искусства — это всегда сотворчество художника и зрителя. Невозможно одинаковое восприятие произведения искусства разными людьми, поскольку каждый трактует его с позиций собственного культурного багажа, жизненного опыта и просто эмоционального состояния.

Важность диалогичности культуры отмечает и Кириллова Н. Б., исследователь медиакультуры. Она, в частности, говорит о том, что  современный мир с помощью разных медиа ищет новые способы общения. В медиакультуре второй половины 20 века особые «диалогические отношения» между автором и публикой, творцом и потребителем; восприятие «чужого» без отторжения стало нормой. Диалог — это взаимодействие разных языков, разных культур, взаимодействие категорий «я» и «другой» как реализация ценностных установок, как особый взгляд на мир [3, с. 204].

Сегодня фестиваль — это один из главных способов обмена достижениями в области искусства, феномен современной культуры, достойный изучения и анализа. Фестивали проходят практически повсеместно, по крайней мере, в любом крупном городе мира, и играют большую роль в общественно — культурной жизни людей. Фестивали, зачастую, являются показателем престижности того города, региона или страны, где они проходят. На сегодняшний день насчитывается огромное количество всевозможных видов фестивалей, как традиционных (кино, театральных, музыкальных, современного искусства), так и весьма необычных, вроде фестивалей цветов, выпечки, винных фестивалей.

В научной литературе существует множество определений термина «фестиваль», рассмотрим лишь некоторые из них:

Фестиваль (франц. festival — празднество, от лат. festivus — весёлый, праздничный) — массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыка, театр, кино и др.) [5, с. 644]

Фестиваль—широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства. Само слово происходит от лат.festivus — «праздничный» и означает массовое празднество, показ (смотр) достижений (плодов) какого- либо вида деятельности людей [6].

Фестиваль — музыкальный, театральный или другой смотр лучших достижений искусства. Обычно фестиваль является соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров [7].

Данные определения указывают нам основные черты данного феномена культуры: периодичность, праздничность, часто — соревно­вательный характер, тесная связь с духовной жизнью общества.

Фестиваль, как правило, — не единичное мероприятие. Напротив, праздничное действие может повторяться множество раз на довольно больших отрезках времени. Как правило, фестивали проводятся регулярно с определённой периодичностью: ежегодно (в большинстве случаев), раз в два года (фестиваль современной музыки в Берлине, Загребе, Хельсинки), раз в три года (музыкальный фестиваль в Бухаресте). Протяжённость фестивалей различна — от 7—10 дней, до двух и более месяцев.

У фестиваля может быть разнообразная тематика, поэтому один из исследователей данного культурного феномена Меньшиков А. А. выделяет несколько видов фестивалей искусств [4, с. 45]:

1.    универсальные (охватывающие несколько видов искусства);

2.    специализированные (по одному виду искусства — театральные, музыкальные, кинофестивали);

3.    монографические (посвященные одному автору, драматургу, режиссеру, композитору, актеру);

4.    тематические (посвященные определенному жанру, эпохе или стилистическому направлению);

5.    узкоспециализированные (фестиваль народной, детской, молодежной песни).

Периодичность и праздничность — это не единственное, что делает фестиваль уникальным явлением культуры. Периодичностью и даже подчиненностью одной теме могут обладать и малые индивидуальные праздники, вроде различных годовщин, дней рождений. Фестивали же — это большие смотры достижений человечества в области культуры и искусства, очень часто носящие соревновательный характер. Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы, а также ассамблеи и конгрессы крупнейших организаций, научные конференции, симпозиумы; составной частью ряда фестивалей становятся учебные курсы.

Но, даже когда, соревновательный элемент выражен неясно или не указан в официальной программе фестиваля, он всё же присутствует. Фестиваль — мероприятие, подразумевающее не одного, а несколько участников, которые, пусть даже не вполне осознанно, будут вступать в соперничество за внимание публики.

Любой фестиваль содержит в себе определенную функциональную нагрузку. Прежде всего, фестиваль имеет огромное значение для сохранения культурного наследия страны. Крупные фестивальные проекты влияют на укрепление авторитета страны как прогрессивной державы, сохраняющей свои традиции и национальную культуру. Фестиваль может быть средством поддержки и развития этнической идентичности, стимулировать развитие культуры различных народов.

Необходимо отметить еще одну из важнейших задач фестиваля — это возможность самореализации любителей искусства. Десятки тысяч участников художественной самодеятельности разных возрастов ежегодно принимают в них участие. Единственным стимулом является их любовь к искусству и дарованный природой талант, поэтому вряд ли можно переоценить психологическое и воспитательное значение таких фестивалей.

Фестиваль искусства — это уникальная среда, где обычно жесткие социальные нормы, регулирующие поведение, смягчаются и рождают особую одобренную социумом гедонистическую атмосферу, в которой человек может выразить себя. Фестиваль — это не только публичное действие, с помощью которого можно:

1.    Развивать культуру и искусство.

2.    Привлекать туристов в места проведения фестивалей.

3.    Формировать имидж региона, города, преобразовывать городскую среду.

4.    Налаживать отношения между социокультурной сферой и бизнес - структурами.

5.    Привлекать внимание к проблемам общества, экологии.

Фестиваль — это творчество, взаимодействие и состязательность, это активизация диалога культур.

Статистика свидетельствует о том, что за последние годы фестивальное движение переживает новый виток развития. Заметно стремление различных возрастных и социальных групп к возрождению народных традиций и восстановлению уникальных особенностей культурно-исторической среды обитания каждого народа [8, с. 105]

Наблюдается массовый приток детей и молодежи в творческие коллективы. Именно фестивальные проекты и различные творческие конкурсы рассматриваются сегодня руководителями регионов как средство оживления культурной жизни территории и как ресурс ее социального и экономического развития.

 

Список литературы:

1.        Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975. — 430 с.

2.        Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 31—42.

3.        Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, истории, практика: учебное пособие [Текст] / Н. Б. Кириллова. — М.: Академический Проект; Культура, 2008. — 496 с.

4.        Меньшиков А. А. Фестиваль как социокультурный феном современного театрального процесса [Текст] / А. А. Меньшиков. —М.: Высшая школа, 2004. — 248 с.

5.        Современный словарь иностранных слов / под ред. Порохова М. Н. — М.: Русский язык, 1992. — 740 с.

6.        Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.glossary.ru

7.        Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/slovo

8.        Тульчинский Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры [Текст] / Г. Л. Тульчинский. — СПб.: Планета Музыки, 2009. — 309 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.