Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2011 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГЕНДЕР: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Замураева Полина Баировна
аспирант кафедры культурологии ВСГАКИ, г. Улан-Удэ
E-mail: Polina12309@mail.ru
Проблемы пола и межполовых отношений исследовались на разных этапах исторического развития общественных наук (философии, социологии, этнографии, антропологии, истории, психологии, культурологии и др.). В русле различных научных дисциплин были сформулированы проблемы, актуальные для изучения межполовых отношений, проведены первые эмпирические исследования, оформились теоретические концепции и подходы.
Проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, С.Н. Булгаков считал, что в психологическом плане мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты.
По мнению П.А. Флоренского, женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны. Женскими качествами считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть — подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины — «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»«.
Женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны [5, с. 66-86].
В рамках теорий русских философов подчеркивается роль женщины в культурном наследии. Н. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. Без влюбленности в Вечную Женственность мужчина ничего бы не сотворил в истории мира, и не было бы мировой культуры [1, с. 232‑265].
Клецина И.С. отмечает, что в конце 19 и начале 20 вв. в различных научных областях изучались отдельные вопросы, которые в той или иной мере имели отношение к социальным проблемам пола и межполовых отношений.
Так, развитие феминистской теории способствовало возникновению академических курсов в высшей школе США в 70-е годы 20 столетия, которые в дальнейшем стали академической дисциплиной под названием «женские исследования» (Women`s studies). Женские исследования — образовательная программа, основная цель которой заключалась в том, чтобы компенсировать отсутствие женской точки зрения в учебных программах традиционных университетских курсов, а также способствовать развитию нового взгляда, на роль и статус женщин в современной общественной жизни. Предметом этих исследований является собственно женский опыт, специфика женского вообще, осмысление способов мужского господства и женского угнетения в обществе.
Вслед за развитием женских исследований появились и примерно с середины 80-х годов, параллельно с ним, развивалось в западных странах научное и образовательное направление — гендерные исследования. Гендерные исследования (Gender Studies) — междисциплинарная исследовательская и образовательная практика. В гендерных исследованиях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне макрообщества, так и в семье, личной жизни. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы феминистских теоретиков Гейл Рубин, Роды Ангер, Адрианны Рич и др. Пол относится к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин. А гендер, как объясняет английский социолог Энтони Гидденс, это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально-формируемые особенности мужественности и женственности.
Термин «гендер» введен в 1968 году американским психологом Р. Столлером. Введение понятия «гендер» в научный оборот современного социального знания преследовало несколько целей:
· «уйти» от термина «sex» (биологический пол) при интерпретациях проблем полоролевого разделения труда;
· перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на уровень социальный;
· отказаться от постулата «о природном назначении полов» [6, с. 16‑17].
Термин «гендер» был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. Гендер — специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, отражает историческую и этнокультурную детерминацию социальных особенностей мужчин и женщин как трансляторов соответствующего представления общества о феминности и маскулинности. Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания,традиции и обычаи, правовые и этические нормы.
Гендер структурированная под влиянием культуры система различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним, гендер — это знание, устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в разных культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку.
Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями — природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют феминностъ, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.
Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам роли. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и феминного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты.
Итак, основной смысл понятия «гендер» заключен в идеи социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе. Таким образом, гендер — это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность закрепленная природой.
В рамках теории социального конструирования (основы данной теории представлены в работе П. Бергена и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности»), гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:
Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
Гендер строится и самими индивидами на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. п.).
В соответствии с биодетерминистским принципом рассмотрения явлений гендерные характеристики человека определяются биологическими, природными факторами. Биодетерминизм восходит к идее детерминизма вообще, как учению о связи и взаимообусловленности явлений действительности, где большую роль играли законы природы. В концепции биодетерминизма природные факторы рассматриваются как неизменные и их следствия трактуются в жестко консервативном ключе.
Ярким примером биодетерминистской концепции является эволюционная теория В.А. Геодакяна [3, с. 171‑189]. Согласно этой теории процесс самопроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность — консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Женские особи олицетворяют собой постоянную память, а мужские — оперативную, временную память вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных и случайных генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Из этого следует вывод, что мужчины — творцы и созидатели, а женщины консерваторы, их задача сохранять то, что создано мужчинами [6, с. 69‑70].
Д.Н. Исаев, С.И. Голод, И.С. Кон подчеркивают, что психофизиологическое своеобразие полов предопределяет и их социокультурное предназначение: женщина отвечает за естественное воспроизведение потомства, мужчина — за культурное, что обеспечивает господствующее положение мужчины в обществе как транслятора навыков и образцов поведения.
К числу биодетерминистских по сути концепций может быть отнесена и теория половых ролей, предложенная Т. Парсонсом. В данной концепции акцент был сделан на позитивной функции дифференциации половых ролей в семье, которые делятся на экспрессивные и инструментальные. Задача экспрессивной роли заключается в установлении внутреннего баланса в семье — это роль домохозяйки, задача инструментальной роли заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными структурами, это – роль добытчика. Далее Т. Парсонс, как подчеркивает О.А. Воронина, делает естественный для традиционного биодетерминистского сознания вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а роль экспрессивного лидера — женщине. Объясняется это тем, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку. Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном инструментальном направлении
Профессиональная деятельность мужчины имеет чрезвычайное значение для семьи не только потому, что является источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стандарт и стиль жизни семьи в целом. Для женщин основным является статус жены, матери и личности ответственной за домашнее хозяйство. Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенство в семье, а домашний труд женщины ее — подчиненную роль. Такое распределение ролей объясняется Т. Парсонсом глубоко функциональным, поскольку в системе устраняется возможность разрушительного для семьи соревнования между супругами за власть, статус и престиж.
В концепции Т. Парсонса обосновывается целесообразность принципа взаимодополнительности мужских и женских ролей, однако, как подчеркивает И.С. Кон «феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности, при всей ее эмпирической и житейской убедительности, лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин».
Сторонники теории социального конструирования гендера подвергают сомнению тот факт, что отношения, складывающиеся между полами в обществе, являются дериватами принадлежности к биологическому полу, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается естественным и нормальным. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конструируют и гендерные различия и обусловленные ими системы господства и властвования [6, с. 72‑77].
Гендер обеспечивает все области человеческого существования; он неоднозначен в биологическом и социальном аспектах. Пол как биологический фактор (sexus) — это совокупность контрастирующих признаков особей одного вида: генетических, гормональных и морфологических. В социальном плане пол (gender) — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающий индивиду личностный, социальный и правовой статус мужчины либо женщины [4, с. 146‑174].
Представления о мужественности и женственности и присущих им свойствах имеют место в каждой культуре, им отводится существенное пространство в обрядах, фольклоре, мифологическом сознании, «наивной картине мира». Вместе с тем, стереотипизация и ценностная шкала гендера не одинаковы в разных культурах. Так же различаются социальные роли мужчин и женщин. Они, как правило, регламентированы; такая регламентация стереотипизируется, а затем функционирует в коллективном сознании по схеме «правильное/неправильное». Одним и тем же действиям человека в зависимости от его пола придается различное содержание в разных культурах; одно и то же содержание находит различное выражение в поступках.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Русский эрос, или Философия любви в России. — М.: Прогресс. — 1991. — С. 232‑265.
2. Булгаков С.Н. Свет невечерний // Русский эрос, или Философия любви в России. — М.: Прогресс. — 1991. — С. 307‑315.
3. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 171‑189.
4. Горчакова В.Г. Прикладная имджелогия / В.Г. Горчакова. — М. : Академ. проект, 2007. — С. 146‑174.
5. Ильиных С.А. Влияние гендера на картину мира: опыт социологического исследования // Социология : методология, методы, мат. моделирование. — 2009. - № 28. — С. 66–86.
6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2004. — 386 с.
дипломов
Оставить комментарий