Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2011 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ В РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕНТРАХ
Федорова Марина Владимировна
к. филос. н., доцент НГЛУ
Е-mail: mmm0311@rambler.ru
В последнее время мы наблюдаем рост интереса к религиозным представлениям других народов. Часто можно увидеть крещеного православного, который совершает духовное паломничество в тибетские монастыри. Возможно, данный факт обусловлен спецификой массовой культуры в условиях глобального информационно-коммуникативного пространства, в контексте которого происходит размывание границ локальных культур. Одним из последствий массовизации и универсализации культуры становится формирование так называемой новой религиозности. «Становится модно быть «верующим вообще», понемножку беря от всех религиозных традиций, ведь «все они что-то дают» [3, с.98]. Как и любое явление, порождаемое в контексте массовой культуры, новая религиозность весьма противоречива. С одной стороны, ей характерна синкретичность, оторванность от своих культурных корней, деформация ценностного пласта, включая такие базовые религиозные ценности как вера, культ.
Однако было бы несправедливо оценивать только негативные стороны феномена новой религиозности. Осуществляемое в её границах знакомство с другими религиозными системами может стать основой для формирования межкультурной толерантности и взаимопонимания. Проблема межкультурного взаимодействия, осуществляемого с позиции «диалога культур» становится чрезвычайно важной в современных условиях. Основой такого «диалога культур» может выступить знакомство с другой религиозной системой и осознание её сходства и/или отличия от собственной религии.
Значимым механизмом осуществления подобного знакомства становится экскурсионная деятельность. Экскурсия, будучи составной частью всякого путешествия, определяет идейное и познавательное содержание туризма, который в последнее время развивается бурными темпами. Религиозный туризм – становится одним из важнейших направлений, приковывающий внимание многих исследователей [2; 6]. Экскурсии в религиозных центрах, знакомство с религиозными объектами становится неотъемлемой частью как религиозных туров, так и комбинированных туров культурно-познавательной направленности.
Экскурсовод – это сложная многогранная профессия, требующая от её представителей определенных знаний и навыков. Но организация экскурсий в религиозных центрах предполагает учет дополнительных трудностей, с которыми может столкнуться экскурсовод.
Организация экскурсий в религиозных центрах обусловлена рядом специфических черт. Например, уникальностью экскурсионных объектов, которые одновременно являются также религиозными объектами. К религиозным объектам относятся:
· культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;
· природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;
· небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т. д.
Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Понятия «святое место» и «религиозный центр» перекликаются друг с другом, хотя и не тождественны [6 с. 90]. Святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно.
Необходимо понимать, что совпадение в данном случае религиозных объектов с объектами экскурсионными накладывает определенные ограничения на проведение экскурсий. Например, на Афон и в ряд православных монастырей запрещен вход женщинам. В некоторые индуистские храмы могут попасть только индусы. В Мекку может совершить паломничество только мусульманин. Посещение мечети «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра)доступно только в определенный промежуток времени и через определенный вход (Магрибские ворота).
Когда-то некрещенным было запрещено оставаться на литургии верных. Правда сейчас вход открыт для всех, даже для нехристиан. Иногда требуется разрешение специальных духовных органов на проведение экскурсии. Так, чтобы попасть в некоторые римские катакомбы и познакомиться с особенностями раннехристианского культа и искусства требуется получить разрешение Папской комиссии по священной археологии.
Даже в открытых и доступных для экскурсантов религиозных центрах существуют правила поведения, которые необходимо учитывать, чтобы не оскорбить чувств верующих.В каждой религии существует свой определенный религиозный этикет, который определяет поведение в религиозном объекте.
Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением. Все остальные правила очень различны.
Другим важным моментом, определяющим специфику организации экскурсий в религиозных центрах, становится уникальность субъектов экскурсионной деятельности (речь идет, прежде всего, об экскурсантах), предъявляющей более строгие требования к дифференцированному подходу в экскурсионном обслуживании. Цели, которые преследуют люди при посещении религиозных объектов, довольно различны. Поэтому, организовывая экскурсию, формируя её содержательное наполнение нужно понимать, что, возможно, придется столкнуться с двумя основными группами экскурсантов.
Первая группа – это экскурсанты, интересующиеся религиозно-исторической, или искусствоведческой тематикой. Их привлекают главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают.
Вторую группу экскурсантов составляют верующие или паломники, если экскурсия организуется в рамках паломнического тура. Экскурсии, посещение музеев и выставок для них вторичная, сопутствующая задача или вообще их не интересуют. Паломников привлекает непосредственное участие в культовых действиях. Однако экскурсовод должен понимать, что на одной экскурсии возможно присутствие обоих групп экскурсантов.
Особенность психологии верующих людей (особенно это характерно для верующих авраамических религий) заключается в некоторой экзальтации поведения, догматизме мышления, категорическом утверждении эксклюзивности собственной религиозной системы. Данная особенность поведения должна быть учтена экскурсоводом при разработке текста экскурсии, формировании «портфеля экскурсовода», а также при использовании методов показа и рассказа. Необходимо, чтобы экскурсия была построена на объективном, но выдержанном в русле духовно-ценностных ориентаций данной религии, анализе.
Также нужно оценивать специфику национально-территориального расположения религиозного (экскурсионного) объекта. На территориях, где проживают верующие разных конфессий, могут находиться религиозные объекты нескольких религий. Поэтому необходимо учитывать ситуацию возможной этно-конфессиональной напряженности в регионе, которая может спровоцировать конфликт в группе экскурсантов, относящихся к разным конфессиям. Ярким примером, здесь могут быть религиозные объекты, находящиеся на территории Израиля. Эта страна является местом сосредоточения экскурсионного и паломнического интереса трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама). Христиан сюда привлекают религиозные объекты, связанные с деятельность Иисуса Христа. Однако почитаются также и религиозные объекты, относящиеся к ветхозаветной истории, которые также популярны в паломнической практике среди иудеев и мусульман. Можно вспомнить расположенную в Хевроне пещеру Махпела, в которой, согласно преданию, находятся захоронения праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии (по некоторым преданиям — и могилы сыновей Иакова, и даже Адама и Евы).
Также примечательна могила царя Давида, с которой идентифицируют гробницу в помещении, оставшемся от церкви Благовещения, построенной крестоносцами на склоне Сионской горы. В XVIвеке мусульмане превратили это место в мечеть, так как преклонялись перед Эль Наби Дуадом (так в исламе называется царь Давид) как перед Великим пророком, и запретили вход туда евреям и христианам до 1948 года.
Столкновение интересов мусульман и иудеев также имеет место быть в другом важном для всех авраамических конфессий месте – на горе Мориа. Это место считается центром мироздания и по преданию здесь Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака. Это гора называется в иудаизме также Храмовой горой, потому что здесь располагался когда-то иудейский Храм, и сейчас находится оставшаяся от него западная стена – Стена плача. Однако там же сейчас находится и одна из важных святынь мусульман – мечеть Купол Скалы, который обозначает место жертвоприношения Авраама. Кроме того, именно отсюда, где по мусульманскому преданию, Мухаммед совершил восхождение на небо на крылатом коне Аль-Бураке.
Для экскурсовода, проводящему экскурсию в местах с этно-конфессиональной напряженностью, нужно проявлять при разработке текста экскурсии и её проведении особый такт.
Другой специфической чертой организаций экскурсий в религиозных центрах, которую необходимо учитывать, является то, что религиозное искусство имеет ярко выраженную функцию сакрализации пространства. «Человек, попавший в собор, чувствует свою отрешенность от внешнего мира и пространства, что заставляет его невольно сосредоточиться на внутреннем молитвенном делании. Здание едино в своем идейном замысле как памятник духа, а не каких-либо других представлений», - пишет М.А. Ильин [1 с. 100]. Сам тип крестово-купольной базилики христианских храмов, ассоциирующийся не только с крестом, но и с телом Христовым; наличие иконостаса в православном храме, отделяющим алтарную часть от основной – все эти элементы стиля храмовой архитектуры несут важное смысловое значение. П. Флоренский отмечал, что алтарь в православном храме воспринимается как «пространство неотмирное», «духовное небо со всеми его обитателями». Границу между алтарем и храмом, небом и землей образуют живые символы единения двух миров, образующие стену иконостаса. Под иконостасом в его подлинном значении П.Флоренский понимает живую стену свидетелей Божиих, а основное назначение икон как главного элемента иконостаса - служить окнами в мир иной [5 с. 419-527].
Сакрализация пространства с помощью различных видов религиозного искусства присутствует не только в христианских храмах. В основе внутреннего устройства синагог лежит конструкция Храма. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы) – прообраз Святая святых в храме всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
В основе художественного образа мусульманского архитектурного сооружения лежат принципы ритмического повтора одинаковых или подобных элементов, симметрии и зеркальности композиции архитектурных форм. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение «в геометрии проявляется Всевышний» [4]. Сакральная геометрия культовой архитектуры ислама может даже воздействовать на чисто механические физические явления, усиливая их эффект. Если сказать что-нибудь шепотом под сводами мечети или медресе,- слова будут четко слышны в другом конце здания: звук фокусируется в центре сферы, (само здание имеет форму сферы), а затем отражается от стен.
Таким вещи необходимо учитывать при организации и разработке маршрута экскурсий, так как сакрализация храмового пространства налагает и некоторые ограничения. Так, нельзя заходить без благословения священника в алтарную часть православного храма. Более того, женщинам туда вход категорически запрещен, а мужчины могут входить только северный или южный вход. Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также заходить не разрешается.
Существует и особенность показа религиозных объектов при экскурсии. Чтобы открыть глубинный сакральной смысл, заложенный в культовых постройках, необходимо строить показ в соответствии с религиозным замыслом этих сооружений. Например, смысл и значение мечети Купол Скалы могут быть поняты экскурсантами, если во время показа группа обойдет этот религиозный объект. По традиции мусульмане обходят Скалу семь раз. Также экскурсовод может воспользоваться материалами из «портфеля экскурсовода» и сравнить Куббат ас-Сахра со святыней ислама Каабой. Оба здания одинаково являются композиционным и смысловым центром архитектурно оформленного сакрального участка, предназначенного для совершения молитвенного обряда. В основу плана обоих сооружений положен квадрат. Обе постройки представляют собой объект культа, рассчитанный на круговой обход. Обе они ориентированы строго по странам света и заключают в своей композиции и планировке космогоническую идею. Архитектурная форма и Каабы, и Купола Скалы равным образом трактована как оболочка, скрывающая и укрывающая сокровище – святыню, окутанную непостижимой духовной тайной и религиозными преданиями. В Каабе это –священный Черный камень, в мечети Скалы это – купол, который в иконографии исламской архитектуры всегда прочитывается как образ небесной сферы – обители Бога; здесь Купол представляет также обитель, или «дом» объекта поклонения, святыни – священной Скалы. Еще одна общая и чрезвычайно важная черта обоих сооружений – драпировка конструкции. В Каабе это кисва – драгоценная периодически сменяемая ткань, драпирующая здание в знак сокрытия и оберегания святыни. В Куббат ас-Сахре это – нарядный наружный декор купола и стен, составляющий, теперь стационарную, драпировку священной постройки [7].
Таким образом, показ, сопровождаемый рассказом экскурсовода, помогает экскурсантам самостоятельно сделать вывод о значимости и святости мечети Купол Скалы для мусульман. Это способствует более глубинному постижению культуры и, как возможность, станет основой для полноценного межкультурного диалога.
Список литературы:
- Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы М.: Искусство. 1980 г. 144 с.
- Прокопенко Т.А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма. Автореф.на соиск.степ.канд.наук….2007.
- Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. –М.: Смысл, 2006. – 328 с.
- Сакральная геометрия [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://islamnaneve.com/mpage.php?p=art/geometryhttp://www.persia.ru/main/?page=443
- Флоренский П.А. Иконостас // Соч. в 4-х тт. — Т. 2. — М.: Мысль, 1999. — С. 419–527.
-
Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 288 с.
- Шиммель А. Распознавание символов бога. Феноменологический подход к исламу [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.mirobretshikh.narod.ru/decipher_introduction.htm
дипломов
Оставить комментарий