Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2011 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абаджи О.В., Цурик Т.О. КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XIX– НАЧАЛЕ XXВВ. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XIX– НАЧАЛЕ XXВВ.

Абаджи Ольга Викторовна

к. филос. н., доцент Всероссийского заочного

финансово-экономического института (филиал в г.Курске)

E-mail: olga-abadgi@rambler.ru

Цурик Татьяна Олеговна

к. культурологии, доцент ЮЗГУ

E-mail: TsurikTO@yandex.ru

 

Работа опубликована при поддержке гранта РГНФ №11114606 а/ц

 

Культура является саморазвивающейся системой. В ее развитии присутствуют как спонтанные, хаотические изменения, так и явления и процессы, обусловленные влиянием экономики, политики, науки и других сфер социума. В то же время культура сама оказывает воздействие на все области жизни общества. В данной работе мы проследим взаимовлияние культуры и экономики. В частности, рассмотрим такие феномены, как предпринимательство и благотворительность и их связь с русской культурой.

В современном контексте одним из важных значений понятия «экономика» является предпринимательство (business), т.е. профессиональная деятельность в сфере производства или услуг, направленная на получение прибыли. Одним из проявлений предпринимательства в зоне социальной ответственности традиционно является благотворительность. Говоря о благотворительности, необходимо прояснить смысл этого термина. Слово «благотворительность» является русским аналогом греческого слова «филантропия» (греч. Philantropia– человеколюбие, от phileo– люблю, и anthropos– человек). Сфера распространения благотворительной деятельности широка: образование, медицина, просвещение, быт и т. д. Исторически сложились такие формы благотворительности, как государственная, церковная, общественная и частная.

Осуществлять благотворительность значит «творить благо», деятельно выражать любовь к ближнему. Поэтому благотворительность связана с ценностно-этическими регулятивами культуры и прежде всего – религиозной этикой, которая на протяжении столетий формирует архетипы и коды культуры. В России такой религиозной этикой является этика православия.

В Евангелии от Матфея дана универсальная заповедь: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Матф.5:48). Человек, созданный по образу и подобию Бога, должен следовать Богу, сущностью которого является Любовь. «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.13:34), «будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» (Лк.6:36), – говорит Христос. Таким образом, в контексте христианской картины мира ценности любви и милосердия существуют не сами по себе, но исходят от Божественного  источника и требуют уподобления. Иными словами, то, что делал Христос, должна делать и Церковь, частью которой является каждый христианин. Христианство лежит в основе самой идеи благотворительности, и именно поэтому история благотворительности связана с христианскими ценностями и этикой.

Корни русской благотворительности уходят к тем временам, когда Православие стало основой государственности. С принятием христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – прежде всего русская православная церковь стала осуществлять филантропическую деятельность в отношении людей, лишенных достаточных средств к существованию. Древнейшими правовыми актами, определяющими благотворительность как составную часть жизни и деятельности церкви, можно считать Уставы первых православных русских монастырей.  В житиях святых, исторических повестях, древнейших летописных сводах упоминается о том, как монастыри решали социальные задачи: давали приют осиротевшим и больным, организовывали больницы, снабжали зерном для посева бедных крестьян, выделяя на эти цели десятину из своих доходов. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни, больницы и школы.

В то же время традиции благотворительности на Руси поддерживаются правителями. Именно они часто дают пример филантропической деятельности своим подданным, которые его усваивали и следовали ему. Так, в ознаменование своего венчания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир возводит в Киеве церковь Успения Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 996 г.), где полагает из средств казны кормить нищих, сирот и вдов (в этой церкви князь Владимир и его супруга будут похоронены после смерти). Говоря о князе Владимире, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его благотворительную деятельность и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: «просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщал, жаждущих и алчущих насыщая, болящих утешением всяческим утешая, должников выкупая, рабам даруя свободу» [12]. В этом святитель Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа: «Ради милосердия твоего, благоугодного Богу, имеешь ты великое дерзновение пред ним, как присный раб Христов …Милостыня человека — как печать у него. Вернее же слова самого Господа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» [12].

Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича (Мудрый). Он внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства князь основал училище для бедных юношей, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе Мудром получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Прославился "нищелюбием" и Владимир Мономах, завещавший своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите" [10]. Таким образом, уже в первые века русской государственности благотворительная деятельность всячески окормлялась как церковной, так и государственной властью и была распространена среди народа.

Традиции государственного призрения продолжаются при Романовых. Царь Алексей Михайлович учреждает специальный Приказ, ведающий благотворительностью. При Петре I на средства казны по всем губерниям создаются богадельни, строятся "гошпитали" для подкидышей. Петр I разрабатывает целую систему мер борьбы с бродяжничеством и нищенством, которые объявляются социальным злом. Бродяг отдают в солдаты, посылают на рудники, на заводы, на строительные работы в Петербург. По его распоряжению наказанию подлежат и подающие милостыню: их признают "помощниками и участниками" преступления и взимают за это пять рублей штрафа.

При Екатерине II расширяется государственная благотворительность: создаются Приказы общественного призрения, учреждаются воспитательные дома для детей-сирот. Предполагалось, что брошенные дети станут основой нового класса людей - образованных, трудолюбивых, полезных государству. В пореформенный период благотворительность стала приобретать характер частных и общественных пожертвований.

Особую роль в дальнейшем развитии филантропии в России сыграла императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла I. Она основала многочисленные воспитательные дома, коммерческое училище в Москве, учредила несколько женских институтов в столице и провинции, положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России. К середине XIX века насчитывалось уже 46 женских институтов, существовавших на средства казны и благотворительные пожертвования.

Частная филантропия в России складывается во второй половине XVIII века, когда Екатерина II разрешила подданным открывать благотворительные заведения. Поначалу уровень развития частного капитал был не настолько высок, чтобы заметно повлиять на социальную ситуацию. Однако во второй половине XIX столетия началось бурное развитие промышленности и накопление частных капиталов. С конца XIX в. главную роль в этом деле начинают играть семьи купцов, фабрикантов, банкиров. К 1890 году две трети средств, истраченных на благотворительность в России, принадлежали частным лицам, и лишь четвертая часть выделялась казной, земствами, городскими властями и Церковью. В 1900 году только в одной Москве было 629 благотворительных учреждений, из которых город содержал лишь 27 [9, с. 32-34].

Вообще частная инициатива – основа филантропической деятельности. Благотворительность государства, общества, церкви выглядят как проявление доброй воли и желание помочь ближнему. По словам В.О. Ключевского, на Руси признавали только личную благотворительность – из рук в руки. Жертвователь, дающий деньги сам, совершал своего рода таинство, к тому же верили, что и нищие будут молиться именно за человека, от которого получили подаяние. Царь по праздникам сам обходил тюрьмы и собственноручно раздавал милостыню; получалось взаимное "благодетельствование": материальное - для просящего, духовное - для дающего [5].

Необходимо отметить, что, как и в любой деятельности человека, в благотворительности имели место действия активных граждан, которые не только занимались пожертвованиями или устраивали различного рода образовательные или богоугодные заведения, но и совершенствовали сам процесс. Частная благотворительность складывается из следующих основных направлений:

·     жертвование капиталов, материальных ценностей, продовольствия;

·     отчисление средств в качестве неприкосновенного капитала;

·     выдача постоянных и единовременных пособий;

·     содержание различного рода заведений за свой счет;

·     финансирование лечебных заведений.

Каковы же основные мотивы благотворительной деятельности предпринимателей? Анализ социокультурной специфики российской благотворительности в конце XIX- начале XX веков показывает, что существует две группы ключевых мотивов: религиозно-этические и социальные (прагматические). В русском купечестве существовала присказка: "Бог богатством благословил и отчета по нему потребует". В своем большинстве новые русские промышленники были людьми набожными, многие из них вышли из старообрядческих семей. Спасение души – их важнейшая смысложизненная установка. А благотворительность считалась вернейшим путем к Богу. В.О. Ключевский был уверен, что «благотворительность была... необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему» [5]. По его словам, «когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаяньем во имя Христово, трудно было сказать, которая из них большие подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих» [5]. Многие купцы выговаривали себе право быть похороненными в построенных ими церквах. Так, братья Бахрушины похоронены в подвале церкви при больнице, которую основали.

 Соображения престижа и возможной выгоды всегда не были чужды меценатам и благотворителям. Исследователь истории русской благотворительности Капустина А.М. среди группы мотивов выделяет следующие:

·     мотив социального престижа, социального признания;

·     -социально-экономические мотивы - ожидание материальных выгод в виде денежных вознаграждений, уменьшения налогов, государственных заказов и т. п.;

·     -социально-политические мотивы - стремление к распространению и укреплению своего влияния в обществе [4, с. 101].

Особым образом отметим, что немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими средств на строительство образовательных и просветительских учреждений.

В XVIII - середине XIX веков в России в общественном сознании постепенно формировалось понимание важности образования в судьбе государства и каждого отдельного человека. В 1804 г. был опубликован Устав учебных заведений, подведомственных университетам, определивший функционирование системы российского образования. Это положило начало деятельности благотворителей в учебно-воспитательной сфере. Учрежденное в 1802 Министерство народного просвещения начало координировать благотворительность в сфере образования на государственном уровне. Во многом благодаря этому, частная благотворительность  в России приобрела очертания системы и получила мощный импульс к развитию. Личный пример в этом благородном деле подал император Александр I, из личных средств которого было выделено на нужды учрежденного им «Благодетельного общества» 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования исходили от членов императорской фамилии, а также от именитых дворян России. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти.

Идея тесной связи со своим монархом обрела  поддержку в провинциях Российской империи. В первую очередь, откликнулась дворянская аристократия – крупные землевладельцы. В первой половине ХIХ века именно дворянское сословие было наиболее культурным и образованным. Способствуя развитию просвещения и культурного развития России,   передовые представители дворянства выступали в роли благотворителей, жертвуя значительные капиталы в пользу школ, училищ, гимназий, библиотек. Благотворительная и филантропическая деятельность не давала дворянам никаких общественных привилегий, так как они имели общественное признание и значительные состояния по праву рождения. Деятельность данного рода свидетельствует об активной гражданской позиции и высоких моральных принципах дарителей.

Сфера просвещения и образования была одной из распространенных форм капиталовложений для среднего и крупного поместного дворянства России. В первой половине XIX века вклад дворян в отечественное образование выражался, в основном, в развитии системы внутрисословных образовательно-воспитательных учреждений и осуществлялся в пожертвовании  значительных денежных сумм на открытие  кадетских корпусов, художественных школ, лицеев с профессиональным уклоном и т. д. Так, представитель старинного русского дворянского рода, М.П. Бахтин в 1835 г. пожертвовал 1 миллион 500 тысяч рублей и благоприобретенное имение в 2700 душ крепостных крестьян в Орловской и Курской губерниях со всеми землями и угодьями, на учреждение в г. Орле кадетского корпуса [11, с. 223].

За это Бахтин был произведен в чин генерал-майора с оставлением вне службы и пожалован Кавалером ордена Св. Владимира II степени, а корпус получил название Орловского Бахтина кадетского корпуса.

Пансион-приюты, дворянские институты находились  в ведении предводителей дворянства и почетных попечителей, избиравшихся собраниями. Попечители входили в состав педагогических советов тех учебных заведений, в организации которых дворянство участвовало своими капиталами. Примером может служить Благородный пансион для неимущих дворян в г. Курске, учрежденный по инициативе курского дворянства. Важную роль в организации этого сословного учебно-воспитательного заведения принадлежит Курскому губернскому предводителю коллежскому асессору И.А. Григорьеву. В 1826 г. было учреждено училище для 50 человек неимущих дворян [3, с. 26-27].

Таким образом, сфера деятельности благотворителей расширялась и включала внесословные учебные заведения для представителей беднейших слоев населения России. Благотворительность стала масштабным общественным явлением в стране, и в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые сословные аспекты этой деятельности. С конца ХIХ века в стране установился общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе и, как следствие, новый рост числа жертвователей. Активными участниками благотворительной деятельности выступали частные благотворительные общества, специализирующиеся в области просвещения, как например, «Общество содействия начальному образованию в Курской губернии», существующее с 1898 г. [6, с. 87]. Деятельность общества выражалась в организации народных чтений на религиозные, медицинские и исторические темы, постановке общедоступных спектаклей, чтении публицистических лекций, проведении детских утренников, открытии бесплатных библиотек-читален, а также в разработке вопросов по народному образованию [7, с. 23]. В период с 1898 г. обществом были открыты 2 мужских воскресных школы: В Ямской слободе и в Курске. В 1902 г. в мужской воскресной школе г. Курска обучалось 105 человек [8, с. 2].

К концу ХIХ века благотворительная инициатива распространилась в купеческой среде, а также среди зажиточных горожан. Деятельность предпринимателей России этого периода, в основном купечества, обладала большими возможностями для оказания помощи тем, кто в ней нуждался.

Феномен купеческой благотворительности наиболее рельефно проявился в Москве, являющейся центром сосредоточения большей части национального богатства и капиталов купцов. Кроме того, московское  купечество выло более образованным и культурным по сравнению с провинциальными предпринимателями. Но и провинциальное предпринимательское сословие в губерниях Центрального Черноземья не оставалось в стороне от благотворительной деятельности. Так,  1886 г. в г. Путивле открыто ремесленное училище. Инициаторами были купцы Маклаковы, которые пожертвовали 8000 рублей на его основание [14, с. 52]. В 1894 г. курский купец Е.Д. Нарышкин способствовал рождению народной библиотеки, пожертвовав 200000 руб. в качестве неприкасаемого капитала, приносившего солидные проценты, направляемые распорядителями на развитие данного заведения [13, с. 67].

Таким образом, приобретая характер общественного процесса, благотворительная деятельность предпринимательства способствовала решению проблем в сфере образования и просвещения. Становление предпринимательской культуры в условиях современного российского общества требует обращения к традициям благотворительности и меценатства, сложившихся в российском социокультурном пространстве.

Список литературы:

  1. Борисовка. Исторические очерки. – Белгород, 2000.
  2. ГАБО Ф.156. Личный фонд помещика Григорьева. Оп. 3. Д. 5. Об устройстве в Курске пансиона для неимущих дворян. Л. 3.
  3. Дренякин А.М. Белгород с уездом. Историко-статистический очерк / А.М. Дренякин. – Харьков, 1882.
  4. Капустина А.М. Православно-христианская традиция благотворительности в России: Дисс…канд. филос.н. – Белгород, 2007.
  5. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://lib.rus.ec/b/169543/read#t1
  6. Курский сборник. Выпуск 1. Курск, 1901.
  7. Отчет общества содействия начальному образованию в Курской губернии с 19 апреля по 1 января 1900 г. - Курск, 1900.
  8. Отчет общества содействия начальному образованию в Курской губернии с 19 апреля по 1 января 1902 г. - Курск, 1903.
  9. По плодам узнаете их / Подготовила Анна Чистова // Фома. - №3(35). – 2006.
  10. Поучение Владимира Мономаха. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://lib.rus.ec/b/197650/read
  11. Русский биографический словарь. Т. 11. – СПб., 1990.
  12. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона.  [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
  13. Танков А.А. Исторический очерк Курской Мариинской женской гимназии 1861-1911 гг. – Курск, 1911.
  14. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX– нач. XXвеков. – Курск, 1998.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий