Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2017 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.В. ОПРАВДАНИЕ СОВЕСТИ В ВЫБОРЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(70). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 50-57.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОПРАВДАНИЕ СОВЕСТИ В ВЫБОРЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Егоров Александр Владимирович

канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения

РФ, г. Иркутск

JUSTIFICATION OF CONSCIENCE IN THE CHOICE OF THE MEANING OF LIFE

Alexander Egorov

Candidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

 В статье рассматривается влияние совести на выбор смысла  жизни человека, её регулирующая роль в жизни и деятельности людей. Совесть, подчеркивает автор, проявляет себя в форме  конкретно-исторической  социальности.

ABSTRACT

 The article discusses the influence of conscience on the choice of the meaning of human life, its regulatory role in the life and activities of people. The conscience, says the author, manifests itself in the form of a specific historical sociality.

 

Ключевые слова: жизнь; смысл; смысл жизни; смысл совести; личность; гуманизм; социальность; совестология; бунтующая совесть; ответственность.

Keywords: life; meaning; sense life; sense of conscience; identity; humanism; social; Sovietology; rebellious conscience; responsibility.

 

Совесть общества есть исторически определённый уровень культурного  общения и  нравственного  порядка с его гуманным  проявлением. Уровень гуманности измеряется совокупностью материальных и духовных возможностей, начиная от свободы совести личности и далее: политическими и экономическими правами и обязанностями. Культура совести общества не только предполагает возможность реализации смысла жизни людей, но и гарантирует их реальное бытие. Насколько высока культура совести в обществе, настолько будет оправдан и реализован смысл жизни личности. Культура совести помогает осуществить смысл жизни личности на каждом её историческом этапе, она является ценностным его содержанием.  Культура совести не может протекать без  смысла совести. Возникает так называемый смысл совести, предполагающий каждому жить по закону социально-нравственного соответствия, по закону культуры совести [3, с.6-15]. Конечно, культура совести – это не дамоклов меч, не нависшая над человеком постоянно угрожающая опасность, но это необходимая основа смысла жизни каждого человека, смысл которого состоит в том, чтобы заниматься трудовой и  творческой деятельностью. Смысл жизни предполагает жизнь,  связанную с постоянными  заботами, страданиями и радостями человека.

Жизнь людей  физически и идеально связана  с переживаниями общества. Переживания общества как социального организма – это  составляющая смысла жизни каждого. Живой человек включён в социальный процесс переживания. Переживания - это текущий процесс жизни человека. Жизнь не может протекать без переживаний, которые в лихие годы государства поднимаются до уровня страдания всего общества. Жизнь личности всегда связана богатым содержанием общества. Смысл жизни как основное назначение человеческой деятельности,  связан с  обыденным, философским и образным мышлением людей. Общество предоставляет человеку различные смыслы и  перспективы  жизни. Совесть личности занимает почетное место в смысле жизни, в выполнении долга общества. Человек живёт, благодаря выработанным нравственным нормам и заповедям. Казалось бы, что нравственные обязанности должны быть соблюдены всеми, но, однако же. Не все осознают нравственную ответственность перед своим достоинством, перед самим собой. Не все заботятся о своем самоуважении, и не считают авторитет общества как важный нравственный ориентир поведения для себя.

Смысл жизни предполагает, прежде всего, её гуманное содержание. Если  смысл – это пока разумный и душевный настрой, это определённое  целеполагание, это чистая идея, то жизнь – это уже реализация совести, это уже практическая деятельность. А совесть - это механизм, способный, подвести человека к смыслу жизни. Человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Оно всегда связано с осуществлением поставленной цели.

Культура совести, обогащая  человека жизненным опытом, помогает ему рационально использовать пространственно-временное пребывание, отпущенное человеку самой природой. Совесть- это механизм, позволяющий человеку при всех его трудностях оставаться человеком.  Она позволяет человеку задуматься о том, правильно ли человек живёт в настоящей жизни,  обогащает ли он свою совесть знаниями и умениями. Совесть как чувство нравственного долга  имеет практическую сторону, то есть она связана с  ответственной деятельностью общества и человека.  Жизнь – проблема философско-социальная, она дана человеку с его энергией, заботами и  протекает она в большом или малом коллективе. Жизнь обязывает человека уже тем, что он существо социальное, общественное. Живя в обществе, возникает обязанность и долг по отношению к нему. Служение долгу, выполнение его, приобретает уже жизненный смысл. Смысл -  это  представление, которое включает ближайшую и дальнюю перспективу. Смысл озадачивает, озабочивает жизнь человека и даёт ей определённую идеальную пищу.

Реальность существования - это  повседневная жизнь человека с его  переживаниями, отношениями и оценками.  А если человек переживает и  осознаёт свои переживания, он осмысливает свои жизненные этапы, то  он живёт, радуется и существует. Проявляя свою  совесть, человек реализует свою волю, он не прекращает жить и действовать. Совесть вселяет уверенность в поступочную деятельность личности и  не дает изменить общественный порядок. Смысл совести не позволил Жан-Поль Сартру (1905-1980),французскому философу и немецкому философу О.Шпенглеру(1880-1936) покинуть страну во время господствующего фашизма в Европе.  

Смысл совести включает нравственную ответственность, практическую  реализацию. Смысл совести и смысл жизни сходятся на оселке совести жизни. Смысл жизни человека выходит за рамки собственной выбранной специальности. Он шире и глубже, он строится на основе совести общества, включая любовь к родному языку, к своей семье, к своим предкам. Смысл жизни не означает, что нужно постоянно думать о совести. Если отношения в обществе строятся на здоровой,  нравственной основе, то это залог успешного  воспитания для многих. Смысл жизни  не исключает из жизни человека ни одного шага. Всё идет в зачет. Жизнь одна и больше для человека не будет никакой и смысл прежде всего в её самой. Смысл  может быть идеально-несбыточным или практически осуществимым. В жизни смысл совести рассматривается как определенная, жизненная цепочка целеполаганий, основывающаяся на мышлении и творении добра. Жить, преодолевая трудности, жить по правилам и нормам гражданского  общества - это общечеловеческий долг.

На каждом жизненном этапе совесть помогает человеку честно осуществлять очередную задачу. Втянутость в социальные,  отношения, может быть еще не осознанные личностью, и  которые исполняются ею  с успехом, порождают радость и пробуждают самосознание. Причастность к коллективному делу, к единой цели общества формируют общность и совесть людей.  Это соучастие, сопереживание общего дела, личной ответственности и есть становление совести личности. 

Совесть не безразлична по отношению к смыслу жизни. Совесть -это внутреннее качество человека, наделенного внутренней свободой. Свобода совести состоит не в свободном отказе от совести, а в непринуждённом творении добра, в поддержании гуманизма в обществе, в свободном выборе смысла личностной жизни. Общим корнем смысла совести и смысла жизни являются знания мировоззренческого характера (нравственного, научного, профессионального). Вначале эти знания до определенного времени нейтральны, но далее они осознаются и  становятся руководством к действию.  Голос совести появляется чаще всего тогда, когда человек слышит   голос со стороны общества и  получает от него упреки и радости. Этот голос  способен разбудить самосознание человека и дать самооценку его поступку. Словом, здесь начинает функционировать регулятивно - оценочный механизм совести.

Если человек наделен более  высокой степенью мышления – осознанием, то человеческое существование, не может быть бессмысленным. Биологическая основа жизни – это дар самой природы подобно цветам в поле, а вот социальный смысл – это смысл осознанный, благодаря обществу, в котором живет человек.  

Совести мы доверяем и оправдываем её позицию, но всегда ли она права справедлива, вводит ли она нас иногда в заблуждения? Безусловно, совесть отличает черное от белого, но, а как быть с оттенками этих двух цветов? XXI век сможет ли создать новые нравственные ценности, новые смыслы жизни, если сегодня некоторые растерянно смотрят на такие ценности как совесть, смысл совестливой жизни. Почему появляются новые «ницше», которые не признают нравственные нормы, проверенные самой жизнью? Эти «новые» хотят увидеть нечто другое за рамками нравственного абсолюта, а  что может быть выше добра, существеннее смысла совести? Ведь совесть человека - это частица общей человеческой совести. Она есть большое чувство людей, личной ответственности, переживаний за успех  общества.

Культура совести не предусматривает свободу от совести. Это не означает, что если я хочу иметь совесть, то имею.  Совесть трактуется иной раз на свободный манер. Но совесть -  явление социальное, присущее каждому в той или иной мере. Она строится на знаниях, обычаях и нормах, выработанных и приемлемых  человечеством. Если человека заносит его собственный эгоизм, если он не мыслит категориями общества, то он  забывает о совести. Нравственные нормы жили и  живут, проявляются и соблюдаются в целом в обществе. Однако же нормы морали будут соблюдаться наверняка, если они становятся убеждениями. Совесть – это не нечто что-то отдельное, самостоятельное от личности – это сам полноценный, здравомыслящий человек. Совесть и личность – единое целое,  это исторический механизм  социальной общности.

Совесть и её проявление зависит от мировоззренческой установки и умения её отстаивать. Она является важным составляющим аспектом мировоззрения, является духовной основой нравственной жизни человека. Она помогает осваивать духовные  ценности, позволяет соразмерять, оценивать себя и свои действия в соответствии с этими ценностями – поощрять или осуждать, оправдывать или наказывать. Только в жизненном общественном процессе формируется достоинство человека. Уважение человеком своего достоинства является преломленным отражением требований общества. Уже в достоинстве, в самоуважении есть чувство совести, доля общего, всечеловеческого. Рассматривая совесть, мы обнаруживаем связь человека с человеком. Культура совести проверяется прочностью социальных связей, насколько человек общественный, социальный.

Социальные условия, в которых вырос человек и насколько они ему ценны, служат нравственной основой совести личности. Смысл совести в конечном итоге проявляется в смысле жизни, необходимом выполнении обязанностей и предписаний общества, притом какую бы человек не занимал должность. Поиски смысла жизни в любом случае не заканчиваются одноактными профессиональными действиями. Человеку приходится  неоднократно пересматривать свой выбор в связи с коренными  изменениями, происходящими в обществе. Так, переход страны на рыночные отношения, перестройка общества вызвала у многих растерянность. Многие потеряли свою работу.  Обострилась нравственная ответственность у людей. В такой ситуации возникает диалог с совестью, человек встает перед проблемой оправдания добра[5]. Совесть помогает реализовать смысл жизни в её наиболее трудных  ситуациях. Общий знаменатель смысла жизни человека на его различных этапах остаются неизменным -это только гуманность и творение добра. Состоявшийся человек - это тот, кто живет в согласии с реальной совестью общества. Нравственная сторона смысла  жизни состоит в том, что смысл должен не противоречить закону совести, а совесть должна помочь реализовать избранный смысл жизни. Быстротечность жизни заставляет человека искать её реальный  смысл, выбирать главное в ней. А главное-это причастность к общему трудовому делу, который приносит удовлетворение, спокойствие духа и воли.

Разумная совесть человека наполнена нравственными мыслями и делами. Она часть реальной социальности человеческого существования, и работа её подчинена в основном благу семьи,  цементирующей клетки общества.  Но так как человек есть социальное существо, то смысл жизни дополняется социальными проблемами. И хорошо, когда социальный смысл строится на здоровой основе природного организма. Смысл жизни не исключает смысла совести – это есть единый жизненно социальный процесс.  Без здоровой биологической основы не может быть и социального человеческого существования.

Жить по совести – это соблюдать в целом общечеловеческие ценности, в этом её главное содержание. Жизнь не абсурдна, если она наполняется  творческим трудом, и  она зависит от человека, который умеет встречать свой наступающий день радостным ожиданием труда. Если жизнь приносит удовлетворение, то, по-видимому, человек живёт в согласии со смыслом  совести, который раскрывает ему  новые горизонты. Горизонты жизни есть  у каждого человек. Но жизнь не может быть без смысла, без совести других.   Совесть – это «Я», совесть - это «ВЫ», совесть – это «МЫ», и она в конечном итоге оправдывает добро. В этом плане интересны  рассказы М.Горького.

Так, М.Горький (1868-1936) образно и ярко раскрывает конфликт между внуком и дедом в рассказе «Дед Архип и Лёнька», который перерастает в большую социальную проблему.  Дед Архип  ради слепой любви к Лёньке,  к своему внуку крадёт у девочки  платок и кинжал из открытого окна казачьего дома. Дед успокаивает и оправдывает своё воровство, свою совесть ради безголодной  жизни внука.  Дед не слышит голоса своей совести, она пока вытеснена одной горячей заботой о внуке и о его будущем. Но когда Лёнька узнаёт о воровстве деда и вспоминает о плачущей девочке, у которой исчез платок, то у него начинается настоящий бунт совести. Лёнька бросает страшные упрёки деду, он желает ему смерти без прощения на небесах. Лёнька – носитель чистой совести и высоко ценящем своё достоинство, и он не согласен строить своё будущую жизнь на лжи и унижении. Он готов идти в трактир или в монастырь и честно зарабатывать себе на жизнь. Оба героя гибнут. Дед переживает, раскаивается в своих поступках, чувствуя ужасный удар совести, а внук бежит от деда, не может простить ему и тонет в овраге. Что происходит? Оказывается, что старание деда Архипа совсем не нужны внуку.  Лёнька живёт и мыслит совсем другими категориями. И в итоге деда наказывает бунтующая совесть, а Лёнькина совесть не может простить деду. Совесть велит деду найти приемлемый, человеческий выбор своего существования, на чем настаивает и внук Лёнька [2, с.39-59].

В другом рассказе М. Горького «Коновалов» ставится острая проблема смысла жизни. В поисках смысла жизни не устаёт душа-совесть Коновалова искать новых встреч с людьми. Самосознание Коновалова, молодого красивого пекаря, умеющего работать и делать добро, восстаёт против застойной патриархальной и грязной жизни. Он добровольно становится «скитальцем» в поисках места и смысла жизни. Он вызволяет «совсем дитя», Капиталину из публичного дома. Горячее желание узнать мир, найти своё место в жизни позволяет ему отказаться от «страстной» любви Купчихи, не завидовать судьбе брата. Его добрая душа желает узнать и переживает многое. Гуманная совесть Коновалова иной раз оборачивается не в его пользу. Желание личной свободы пока укладывается в его смысл жизни. Не умея читать, а жажду к знаниям Коновалов компенсирует новыми встречами с людьми, новыми картинами жизни необъятной России. Это пока и спасает его от запоев. Разумная совесть Коновалова тревожит его, и она ему дает такую оценку, что «во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам». [1, с. 128]. Жизнь Коновалова трагична и трагична потому, что он не находит своего смысла жизни, а с другой стороны, он не может примириться с грязью и противоречивостью  реальной жизни.

Да, в мире есть две борющиеся, противоположные силы в своем единстве - это жизнь и смерть.  По образу и подобию Космоса рождается человек, осмысливающий свой жизненный путь. Казалось бы, зачем строить все необходимое, если каждого ждет абсурд жизни. Небессмысленно ли это, что мы прикованы своей работой к монотонности жизни? Где набраться сил и желаний совершать однообразную, одномерную работу. Не в этом ли проявляется абсурд нашей жизни? Не по тому ли возникает бунт совести [4,с.60-61], или отказ вообще от совести. Устает ли человек от своей совести или нет? Дает ли она перспективу? Но надо помнить, знать и чувствовать, что совесть – это внутренняя свобода, она снимает абсурдность, она вдохновляет и усиливает тягу к  жизни. Смысл жизни предполагает свободу выбора деятельности, свободу интересов, свободу больших возможностей [6, с.52-53].  Итак, если я имею совесть, я мыслю добро, а если я мыслю добро, то я не только существую, но и творю добро, реализую добродетель, как важную нравственную основу общества. В творении добра есть оправдание смысла жизни человека.

 

Список литературы:

  1. Горький М. Рассказы. Пьесы. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.
  2. Горький М. Рассказы /Сост. В.М.Курганова. – М.:  Сов. Россия, 1891. – 352с.
  3. Егоров А.В. Совестология наука о культуре совести. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведенья и культурологи. /Сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. №1(44) – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. – С.6-15.
  4. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пр. с фр. – М.:  Политиздат,  1990. – 415с.
  5. Соловьев В.С. « Оправдание добра». – М.: Изд-во «Академический проект», 2010. – 672с.
  6. Франкл В.  Человек в поисках  смысла. – М.: Прогресс,  1990. – 879с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий