Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2016 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рыбарева Е.В. ДНИ ЕВРОПЕЙСКОГО НАСЛЕДИЯ В БЕЛАРУСИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(66). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 5-13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДНИ ЕВРОПЕЙСКОГО НАСЛЕДИЯ В БЕЛАРУСИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рыбарева Елена Валерьевна

старший преподаватель кафедры культурологии Института современных знаний имени А.М. Широкова,

Республика Беларусь, г. Минск

DAYS OF THE EUROPEAN HERITAGE IN BELARUS: CULTUROLOGICAL ASPECT

Elena Rybareva

senior teacher of department of cultural science Institute of modern knowledge of A.M. Shirokov,

Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

Культурное наследие – это духовный потенциал нации, выразитель ее миропонимания и идентичности, этических норм. Именно в процессе познания и понимания наследственных достижений происходит процесс идентификации как каждого человека в отдельности, так и нации в целом. Знание того, кто ты, откуда, что собой представляешь, определяет место среди других сообществ, воспитывает уважение и интерес к культурной самобытности, помогает установлению и развитию социальных, образовательных и межкультурных отношений.

ABSTRACT

The cultural heritage is a spiritual potential of the nation, the spokesman of her outlook and identity, ethical standards. In the course of knowledge and understanding of hereditary achievements there is a process of identification both each person separately, and the nations in general. Knowledge of the one who you are, from where, that you represent, defines the place among other communities, cultivates respect and interest in cultural originality, helps establishment and development of the social, educational and cross-cultural relations.

 

Ключевые слова: культурное наследие; ЮНЕСКО; Европейская культурная конвенция; Совет Европы; Беларусь; эко- и агротуризм.

Keywords: cultural heritage; UNESCO; European cultural convention; Council of Europe; Belarus; what and agrotourism.

 

Европейское культурное наследие – интеллектуальный и духовный ресурс, объединяющий народы, живущие на европейском континенте, которые желают сохранить свою самобытность [4].

В 1984 г. Франция стала инициатором проведения дня свободного посещения исторических памятников, обычно закрытых для публики. Затем к этому мероприятию присоединились другие страны (Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Швеция и другие) – всего их 49. В 1991 г. при поддержке Европейского Союза Совет Европы официально объявил проведение «Дней Европейского наследия». С 1999 г. программа проводится совместно с Европейским Союзом — как правило, осенью.

Проведение Дней Европейского наследия имеет фундаментальные задачи, в числе которых:

  • пробуждение интереса общественности к сохранению памятников, которые не часто привлекают посетителей;
  • ознакомление европейских граждан с разнообразием культурного наследия своего континента;
  • проблема сохранения объектов наследия, которые находятся под угрозой исчезновения;
  • расширение знания общественности о различных типах наследия, которые не всегда соответствуют традиционным взглядам;
  • привлечение внимания к охране и использованию некоторых объектов наследия;
  • обеспечение комплексного подхода к управлению культурным наследием на всех уровнях разными странами;
  • пропаганда терпимости как средства борьбы с ксенофобией и расизмом.

Достижение этих целей возможно при поддержке и участии международных организаций, государственных структур-координаторов, негосударственных организаций и отдельных лиц.

Для обеспечения целостности национальных инициатив при организации Дней Европейского наследия был определен круг принципиальных мероприятий, которые проводятся в течение сентября. В программу посещения включаются (на бесплатной или льготной основе) памятники и объекты, которые обычно закрыты для публики.

Среди основных принципов важным является постулат о привлечении молодежи и школьников к такому важному мероприятию, потому что помогает воспитанию у молодого поколения уважения и бережного отношения к ценностям национальной культуры, которые объединяют Европу и маркируют европейский цивилизационный тип.

«Культурное наследие – это объединение ресурсов, полученных в наследство из прошлого, которые люди считают отображением и выражением своих ценностей, верований, знаний и традиций, которые постоянно меняются. Оно включает все аспекты окружающего пространства, какие возникли в итоге взаимодействия между людьми и пространством в итоге исторического развития» [3].

«Общее наследие Европы включает все формы культурного наследия в Европе, которые вместе составляют общий источник памяти, понимания, самобытности, общности принципов и ценностей, рожденные из опыта, накопленного благодаря прогрессу и конфликтам прошлого, и содействуют развитию мирного и стабильного общества, основанного на уважении прав человека, демократии и главенства закона» [6].

 Дни Европейского наследия – составляющий элемент новой парадигмы международных культурных отношений, который утверждает диалог или политический диалог главным инструментом современной коммуникации в сфере культуры, экономических и социальных отношений, поддерживает плюрализм и разнообразие.

Оценка культурного разнообразия в качестве атрибутивной части картины мира современного человека приобретает устойчивый характер и свидетельствует о противостоянии процессам унификации и стандартизации жизненных форм.

Важный принцип Дней Европейского наследия заключается в признании равенства и самостоятельности культур и их ценностей, открытости каналов связи. Поэтому в основе строительства контактов между национальными европейскими идентичностями лежит уважение к культурной самобытности, внимание и интерес к «другому», стремление к взаимообогащению, выявление универсального и локального, общего и отдельного в национальных культурах, что насыщает смысловое поле общеевропейского культурного пространства.

Утверждение Дней Европейского наследия на календаре культурных событий и их географическое расширение стало индикатором понимания необходимости межкультурного диалога, возможности сохранения и сбережения наследия, утверждения как разнообразия, так и общности культурного европейского сообщества, формирования национальной европейской идентичности.

Европа, безусловно, владеет своим несравненным культурным наследием и историей. В каждом старинном здании, на каждой каменной стене, соломенной крыше, плетне или лепнине спрятаны большие сокровища ... Во все более и более транснациональном, видимом и виртуальном мире очень важно отдавать приоритет инициативам местного управления, которые улучшают жизнедеятельность сообщества и помогают объединению, раскрытию креативности, устойчивости, самопознания, фантазии и культурной актуальности.

Празднование Дней Европейского наследия Беларусью (и это стало уже хорошей традицией) началось с момента подписания государством 18 апреля 1993 г. Европейской культурной конвенции Совета Европы.

Каждый год страны-участники предлагают собственные темы международного проекта, но все они подчинены общему единому девизу, который появился в 1999 г.: «Европа – наше общее наследие». Национальные темы Дней Европейского наследия тематически охватывают широкий спектр явлений. Они акцентированы на разные культурные формы, исторические периоды развития стран, архитектурные стили, взаимоотношения общественности. Нематериальное культурное наследие наиболее ярко представляет духовный потенциал нации, является выразителем ее мировоззрения, ментальных особенностей и этических норм. К нематериальному культурному наследию, по Конвенции Юнеско о сохранении нематериального культурного наследия, относятся: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; привычки, обряды, праздники; знания и традиции, связанные с традиционными ремеслами. Иначе говоря, это «живое наследие», которое беззащитно и практически уничтожается в процессе глобализации и унификации, не выдерживая конкуренции со стороны агрессивных форм массовой культуры. Оно живет, пока живут ее носители, и имеется преемственность поколений.

Республика Беларусь, несмотря на преграды на своем историческом пути, сохранила аутентичные формы нематериального проявления культурного творчества человека и, самое главное, культурный ландшафт, который еще в состоянии эти формы культивировать и аккумулировать. Страна одной из первых в Европе ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО 2003 г. и приняла активное участие в деятельности межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия. В рамках реализации Положений Конвенции Республика Беларусь вырабатывает свою стратегию сохранения элементов нематериального культурного наследия через усовершенствование нормативной базы в области историко-культурного наследия и приведение ее в соответствие с международными нормами и правилами, а также через создание надежной системы государственной охраны при взаимодействии центральных и региональных структур, совместной работы государственных и общественных организаций.

Темы Дней европейского наследия последних лет.

2012 г.: «Культурный туризм как стратегия устойчивого развития общества»

Согласно определению Международного комитета памятников и памятных мест (ИСОМОS), основная цель культурного туризма – знакомство с природой, культурой и культурным ландшафтом места посещения, в том числе с традициями жителей и их образом жизни, искусством и ремеслами, различными формам проведения досуга.

Виды и формы культурного туризма могут быть разными: познавательный туризм и паломничество к культовым (сакральным) местам; научный (симпозиумы, конференции, семинары); эко- и агротуризм; др. Туризм не только может приносить доходы, но и дает основания местному населению гордиться своим наследием. Выделяют четыре принципа эффективного культурного туризма: 1) активное содействие в сохранении наследия региона (природного, культурного, исторического); 2) определение уникальности наследия местности относительно других местностей; 3) воспитание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие; 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Всемирное наследие ЮНЕСКО. Объекты в Беларуси: Беловежская пуща (1992); Замковый комплекс «Мир» (2000); Архитектурно-культурный комплекс «Резиденция Радзивиллов в Несвиже»» (2005); «Геодезическая Дуга Струве» (2005).

2013 г.: «Живое наследие» – своеобразное поздравление к 10-летию Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.

Нематериальность как форма жизнедеятельности духовных практик (нематериальные проявления творчества человека) обусловливает их неустойчивый характер, зависимость от внешних обстоятельств – унификации и стандартизации жизни, культурных влияний, социально-экономической и экологической нестабильности, демографических кризисов и др. Нематериальные проявления творчества человека в итоге неблагоприятных обстоятельств могут навсегда исчезнуть как культурные явления или утратить свой актуальный характер. Поэтому чрезвычайно важно сохранить наследие предков не только в виде зафиксированных на бумаге документов, но и в «живом» виде – как актуальное проявление культурной импрессии, как убежденность, что сообщество может заглянуть в него как в зеркало, чтобы почувствовать свои корни и неразрывную связь с духовным богатством предков.

Объекты в Беларуси: Обряд деревни Семежево (Копыльский р-н Минской обл.) «Колядные цари» – первый белорусский элемент, внесенный во Всемирный список нематериального культурного наследия, требующий незамедлительной охраны. В 2009 г. он был включен в Список нематериального культурного наследия человечества, нуждающегося в срочной охране.

2014 г.: «Пространство города: площадка для деятельности»

Город – это не просто место для жизни, учебы и работы или пересечения социальных, политических и экономических интересов. Это более сложная связь множества процессов, невидимых на первый взгляд, но в итоге создающих нечто уникальное, что влияет на мировосприятие миллионов людей. Каждый город владеет значительным историческим и культурным потенциалом, представлен уникальными объектами градостроительства, архитектуры, искусства.

Главная задача, стоящая перед жителями, не только сохранить его, используя принцип устойчивого развития и максимально бережного отношений к своему наследию, но и умножить ценности. При таком подходе уникальность городских ландшафтов становится собственностью всего человечества. Каждый город полностью индивидуален и имеет свой характер. Современный город – живой организм в стадии динамичного развития. Изменяются архитектурные формы, промышленное наследие состоит из частей индустриальной культуры, которые имеют историческую, технологическую, социальную архитектурную или научную ценность. Это – здания и техника, фабрики и заводы, шахты и мастерские по переработке продукции, склады и магазины. По словам заместителя министра культуры Республики Беларусь Александра Яцко, «Город и городское наследие представляют культуру современной Беларуси в контексте международного наследия. … городское наследие – это не только материальные объекты, но и городская мифология, имена и дела тех, кто многое делал для своего места. В белорусских городах – от древнейших Полоцка, Турова, Заславля до молодых Новополоцка и Новолукомля – исторически сформировалась особая атмосфера, которая … продолжает развиваться» [1].

2015 г.: «Индустриальное наследие»

«Производство вместе с религией, философией, торговлей и социальной историей является одной из основ жизни». (Эйсебиа Касашелис, президент Международного комитета по индустриальному наследию.)

«Европейское индустриальное наследие, включая как материальные ее компоненты, так и нематериальные, является одним из важнейших элементов, которые определяют нашу общую самобытность, поскольку именно она отражает богатое историческое взаимодействие между отдельными странами с помощью передачи навыков и опыта, технологий и процессов» [5]. Это неделимая часть общего культурного наследия, которое связано с социально-экономическим, производственным наследием и включает архитектуру и конструкции исторических промышленных зданий и построек, их оборудование, примеры продукции и производственные технологии. Это продукт деятельности индустриальной и доиндустриальной фаз развития общества, который обеспечивает преемственность историко-культурного типа. В последние десятилетия вопросы сохранения индустриального наследия получили в мире большое значение и актуальность. Движущими силами этих процессов стали изменения в сфере производства, когда общественность в разных странах переходит от индустриальной к постиндустриальной стадии. Промышленные предприятия закрываются, и встает вопрос, что делать с их зданиями и оборудованием. Происходит процесс гуманитаризации общественного сознания, возрастает интерес к истории и культуре, в том числе индустриальной, причем не только региональной или национальной, но и всемирной. Усиливается интерес к использованию индустриального наследия в образовательных и туристических целях.

2016 г.: «Наследие и знания»

Выбор темы в качестве ведущей обусловлен огромным информационным и образовательным потенциалом, каким владеет культурное наследие. Оно – источник знаний об истории прошлого, культурных достижениях страны, людях, которые ее создавали, а также о нас самих, их наследниках.

Культурное наследие – это духовный потенциал нации, выразитель ее миропонимания и идентичности, этических норм. Именно в процессе познания и понимания наследственных достижений происходит процесс идентификации как каждого человека в отдельности, так и нации в целом. Знание того, кто ты, откуда, что собой представляешь, определяет место среди других сообществ, воспитывает уважение и интерес к культурной самобытности, помогает установлению и развитию социальных, образовательных и межкультурных отношений.

Города и местечки могут быть маленькими, но их истории велики и значимы всегда. У каждого места есть своя неповторимая судьба и своя память. Этот духовный капитал древние римляне называли «гением места». Уже тысячи лет назад люди знали, что нельзя поработить народ, который ценит и помнит свое прошлое.

В настоящее время исторические центры городов вновь становятся местом притяжения и коммуникации многих поколений людей независимо от их религиозных, политических и социальных отличий, что свидетельствует еще об одной особенности культурного наследия. Оно объединяет, помогает диалогу между людьми и самопознанию личности.

Культурные ценности получают новую жизнь в современном мире. Они легко включаются в современный контекст и живую ткань места. Ярким примером творческого участия прошлого в сегодняшней жизни является обновление исторического центра в Минске, проект ревитализации художественного наследия творческого авангардного объединения «УНОВИС» в Витебске.

Для выработки и осуществления эффективной политики сохранения нематериального наследия важно изучать опыт других стран. Это стало возможным благодаря содействию Бюро ЮНЕСКО в Москве, которое организует региональные встречи экспертов и тренинги. На них выявляются ориентиры путей сохранения нематериального наследия на национальном уровне, а также укрепления партнерских связей межгосударственного сотрудничества пространства СНГ в области культуры, в частности в деле сохранения нематериального наследия [2, с. 33]. Культурное наследие – это память нашей истории. А создание общей истории на почве общей культуры – мост в совместное будущее.

 

Список литературы:

  1. Многочисленные мероприятия, приуроченные к ежегодной акции «Дни европейского наследия», проходят в сентябре в библиотеках и музеях Беларуси / – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nn.by/?c=ar&i=135641&lang=ru (Дата обращения: 15.11.2016).
  2. Нематериальное культурное наследие Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации. – Минск: Ин-т искусствовед., этнографии и фолькл. им. Кондрата Крапивы НАН РБ. – 73 с.
  3. О сохранении нематериального культурного наследия: Конвенция ЮНЕСКО – 2003. – Ст. 2. / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php / Нематериальное_культурное_наследие – (Дата обращения: 30.10.2016).
  4. Об охране историко-культурного наследия: Закон Респ. Беларусь, 9 января 2006 г. № 98-З // Национальный реестр правовых актов. / – [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nova.rambler.ru/ – (Дата обращения: 01.02.2016).
  5. Промышленное наследие в Европе: Резолюция // Парламентская Ассамблея Совета Европы. – Страсбург, 8 марта 2013 г.
  6. Рамочная конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества – Фаро, 27 октября 2005 г. / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2015/08/27/Конвенция_ЕС_2005.pdf (Дата обращения: 29.10.2016).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.