Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.В. АРИСТОТЕЛЬ О СОВЕСТИ КАК ВАЖНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 54-61.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРИСТОТЕЛЬ О СОВЕСТИ КАК ВАЖНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА

Егоров Александр Владимирович

канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения,

РФ, г. Иркутск

ARISTOTLE OF CONSCIENCE AS AN IMPORTANT VIRTUE OF MAN

Alexander Egorov

сandidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность и функции разумной души человека в воззрениях Аристотеля. Автор показывает, что разумная душа, основанная на мыслительной и нравственной природе, включает в себя добродетель совести. Срединная установка, по Аристотелю, есть своеобразная форма умеренности, связанная с добродетельной человеческой совестью.

ABSTRACT

The article discusses the nature and function of the rational soul of man in the views of Aristotle. The author shows that the rational soul, based on mental and moral nature, includes the virtue of conscience. The middle setting, according to Aristotle, is a form of moderation that is associated with virtuous human conscience.

 

Ключевые слова: этика; добродетель; этическая и дианоэтическая добродетель; разумная душа; добродетельная душа; государство; умеренность; срединная установка; совесть; совестология.

Keywords: ethics; virtue; ethical and dianoethical virtue; the rational soul; the soul is virtuous; state; temperance; median installation; conscience; Sovietology.

 

Аристотель является создателем качественно новой системы знаний, ранее не существовавших в античном мире. Эта система знаний опиралась на обширный эмпирический материал естествознания и общественных наук того времени. Аристотель один из первых ввел этику в систему научно-философского знания, определил ее предмет. Он один из универсальных мыслителей видел в этике важную практическую цель – воспитывать в каждом свободном человеке качество гражданина.

Аристотель оказал самое сильное влияние по сравнению со всеми жившими до него философами на развитие человеческой мысли, благодаря созданной им философской системы научных дисциплин. Основу этой системы составляет логика и метафизика, учение о разумной душе. Разумная душа – это добродетельная душа, наделенная интеллектом, умом и активностью. Активность души, определяется активностью разума, и она связана со счастьем человека. Добродетель есть живое воплощение души, её состояние в свою очередь обогащает ум человека знаниями и прививает определенные навыки, привычки человеку. Добродетель активизирует мыслительную деятельность человека. По Аристотелю, душа человека, наполненная знаниями, должна служить отправным материалом в мышлении и жизнедеятельности человека. Выходит, что добродетель - это осмысленные знания в действии и в поступках человека. Активность души должна быть достойной человеческой цели.

Аристотель отмечает, что человеческий разум, ум есть нечто сверхъестественное, божественное, и что он дан от Бога. «Интеллект приходит извне и как таковой, он божествен» [2, с. 154]. Целесообразная активность души и разума, направленная на совершенствование человека есть отличительная особенность его от всех прочих существ, замечает Аристотель. Только разумная душа, наделенная интеллектом, способна учиться добродетели. Совесть, по Аристотелю, есть одна из добродетелей души человека, которую надо воспитывать. Душа человека как носитель добродетели способна усваивать знания о добре, истине и справедливости.

Разумная душа ориентирует человека на умеренный способ жизненных интересов и потребностей. За гранью разумной срединной меры человека ожидают неприятности, то есть его неосознанные запросы чреваты последствиями. Чтобы достичь нравственных целей, по Аристотелю, необходимо соединение дианоэтических и этических добродетелей. Чтобы быть мужественным, справедливым, совестливым, надо знать, к какой сфере знаний и деятельности они относятся, знать, что они являются качеством человека и общества. Быть добродетельным, значит, быть совестливым. Добродетель рассматривается как процесс, она должна подтверждаться человеком в его бытии. Добродетель совести предполагает духовное воспитание, которое не обходится, по Аристотелю, без разумной души. Душа, одухотворенная разумом задается целью жить по совести, становится жизненной силой. Разумная душа – это нечто цельное, вмещая в себя многие добродетели, она позволяет человеку быть социальным существом. Это ценное качество в человеке присущее только гражданам. Выходит, что нравственные качества человека не могут стать реальностью без дианоэтической сферы.

Если этическая добродетель ограничивается волевыми качествами человека, то дианоэтическая (дианойя- гр.dianoia- сила мысли) включает нравственные силы человеческого разума – это смышленость, рассудительность, мудрость, проницательность человеческого ума [6, c. 135]. Добродетель оживает под влиянием дианоэтического разума. Единство дианоэтического разума и этических добродетелей ведут к реализации государственной цели, бытию народов и их культурных деяний. Важно отметить, что желания человека ограничивает разумная душа со срединной добродетелью. Отсюда разумной душе свойственны добродетели с определенным содержанием. Спрашивается, активизирует ли душу добродетельная совесть?

Добродетель как качество души связана с благом и добром человека, она есть мера нравственных поступков. Благо, по Аристотелю, есть то, что соответствует указаниям божественного разума. Только божественный разум безошибочен, справедлив и универсален, а поэтому совестлив. Добродетель – это уже благо души, и ее содержание должно совпадать с благом государства. Жить по добродетели означает соблюдать, прежде всего, закон социального соответствия – закон такой науки как «совестология». Разумная душа не может проявляться без добродетельной совести. Добродетельная совесть активизирует душу, и она связана с разумом.

Воспитание добродетелей – это достижение совершенства в каждом виде деятельности человека. Быть добродетельным, по Аристотелю, означает обогатить душу знаниями, воспитывать ответственность, служить государству. Аристотель считает, что человек – это политическое общественное существо, которое не может существовать вне государства. Добродетель – это человеческая мера, связанная с самосознанием, что срединный путь развития людей возможен человеку только с разумной душой, но это дано не для всех социальных сословий. В добродетели человек находит свою человеческую совесть, свою причастность к государственным делам и обществу. Выходит, что основа совести в добродетели, совесть проявляется как человеческая мера нравственности, она не может граничить с двумя противоположными крайностями. Срединная человеческая мера соприкасается со многими добродетелями, и в частности, с совестью. Спрашивается, все ли люди могут руководствоваться таким критерием, если они не обладают знаниями? Срединный критерий жизнедеятельности людей предполагает действенные знания, это аристотелевский рационализм, которому уделяется большое внимание. Совесть как форма проявления срединного блага дана не всем. Поступая по совести, руководствуясь разумной добродетелью, по Аристотелю, человек получает душевное удовольствие и духовное удовлетворение.

Совесть – это приобретенная добродетель, ибо она проявляется на уровне осознанного разумного поступка. Аристотель отводит разуму руководящее место. Разум часть определяющей души влияет на чувственную волевую краску поступка. Душа, выражает благие интересы человека, которые должны совпадать с интересами общества и в этом есть проявление совести. Совесть не может быть эгоистичной и не может быть неразумной добродетелью. Добродетель совести – это и есть дианоэтическая, разумная душа. Разумная душа избирательна. Души людей, по Аристотелю, рассматриваются по социальному статусу. Раб отстранен от духовной деятельности, он не гражданин, ему приписан только физический труд. Такое состояние узаконено божественным глазом и перстом.

Душа – это концентрированное состояние чувственного и разумного в человеке. Соотношение разумного и чувственного зависит от возраста, обучения и воспитания. Умственное развитие приходит с годами, но в любом случае душа не может быть только разумной или только чувственной. Душа – это специфическая форма энергии, которая ищет выхода и находит свое проявление в поступках и деятельности человека. Душа – это выражение волевого действия, обогащенного умом и окрашенного чувствами. Можно сказать, что совесть – это добродетель, вооруженная знаниями и поступающая в соответствии с их требованиями. Мы не редко говорим, что этот человек доброй души. Разумная душа находит свое проявление в совестливых отношениях человека. Совесть – это функция добродетельной души, это осознанная ответственность за свое поведение. Совесть проявляется на уровне нравственных потребностей, она основывается на знании, справедливости и умеренных жизненных запросах человека. Добродетель – это качество души, воспитание и проявление её равносильно совести. Добродетель, по Аристотелю, приобретённое самосознание умеренности, удерживающая человека от ошибок и неудач. Человек становится нравственным, добродетельным благодаря соответствующему государственному устройству и воспитанию. Добродетельный, т. е. воспитанный человек живёт и действует по совести, потому как руководствуется знающей и разумной душой.

Добродетель по своей сущности – это благотворение, которое совпадает с запросами и потребностями государства. Жить по основам добродетели означает соблюдать закон социального соответствия, закон совестологии. Выходит, что добродетель совести есть человеческая мера, связанная с самосознанием, это срединный путь развития людей, но он дан не для всех. В добродетели человек находит свою причастность к общественным и государственным делам. Раб, по Аристотелю, вне морали и политики, у него нет разумной души, хотя он может предаваться чувственным переживаниям. По Аристотелю, если человек принадлежит другому, является его собственностью, то его не может посещать блаженство. Блаженство ставится в рамки добродетели и связана с интеллектуальной деятельностью. Добродетель есть человеческое качество, но оно приобретается, воспитывается, её надо не только знать, но ей надо владеть и уметь пользоваться не во вред себе и государству. «В добродетельной личности, замечает Аристотель, снимается раздвоенность» [2, с. 144].

В душе, отмечает Аристотель, есть место для разума, который не возникает и не подлежит гибели. Все части души гибнут вместе с телом, за исключением ума. Ум, по Аристотелю, вечен и неуничтожим. Дело человека в его разумной деятельности, в его целенаправленной добродетели. Добродетель – это форма проявления ума в согласии с поступком, она связана с самосознанием разумной души и с определенной самооценкой. Разумная душа не может быть бессовестной и бездеятельной. Она ответственна, способна созерцать истину, быть чистой формой. Способность осознавать цель общества, идти к ней возможно только с помощью разумной души. А это говорит о том, что в жизни человеческого общества есть совесть и формы её правления. «Совесть, по Аристотелю, это суд доброго человека» [5, с. 78]. По Аристотелю, успех воспитания зависит от соответствующего уклада жизни, от укоренившихся в обществе нравов и государственного, политического устройства. Добродетельная душа, по Аристотелю, способна чувствовать, испытывать долг. Душа ведает и осознает, что собой представляет долг, и какое значение он играет для личностного самосознания. Долг человека рассматривается как счастье, как осознание причастности к общему делу – государству. Аристотель указывает, что осознание долга как наиболее общей добродетели, можно достичь путем воспитания и трудом. Чтобы быть признанным обществом, нужно уметь, желать и делать добро, а для этого душа обязана трудиться, при этом невозможно трудиться в обществе, не будучи человеком нравственно-добродетельным.

Основным и естественно первым уровнем познания Аристотель считает чувственное познание, которое связано с конкретным бытием. Чувственное познание помогает человеку овладеть единичным, конкретным предметом. Более глубокое познание Аристотель связывает с познанием общих взаимосвязей. Постижение общих свойств, явлений возможно, по Аристотелю, только с работой разума, интеллекта, который приводит в логическую систему накопленный чувственный опыт. Систематизированный, научный уровень есть вершина познания жизни. Чувственное и рациональное познание представляют собой единый и цельный процесс.

Цель человеческого бытия – это непрерывный процесс познания. По Аристотелю, этот процесс развертывается на основе врожденных задатков человека и возможности постижения личностью добродетелей. Воспитание добродетелей – это форма проявления самосознания и самопознания. Только разумные души обладают способностью осознавать счастье жизни. А жизнь есть активная форма проявления души «Душа, по Аристотелю, первая энтелехия – акт физического тела, имеющего жизнь в потенции» [4, с. 151].

В трактате «О душе» Аристотель пишет, что разумная душа есть причина духовного развития, она как цель и как сущность одушевленных тел. Разумная душа способна мыслить и познавать мир. Процесс познания начинается с ощущений, восприятий, вычленяя единичное и индивидуальное.

Под природой человека Аристотель понимал его физические и психические задатки. Значимую ценность Аристотель придавал положительным привычкам, которые надо развивать. Добродетель, по Аристотелю, должна быть осознанна так, например, «мужественным можно быть не по принуждению, а по тому, что это прекрасно» [1, c. 53]. По настоянию и желанию разумной души должны быть и разумные поступки человека. Аристотель, говоря о Боге, допускает его присутствие, наделяя его чистой «энтелехией», актом, энергией, имеющей цель в самом себе. Бог есть чистый акт и интеллект, лишенный материи, есть духовная ценность, вечное движение, разумное «Начало». Интеллект как божественный дар приходит человеку извне, он трансцендентен и не подлежит порче. Пришедший интеллект издалека остается в душе человека в течение всей его жизни. Высшее счастье и долг заключается в развитии активности разумной души человека. Знания и мышление, связанные с самосознанием и деятельностью человека есть форма проявления совести. Только разумная душа способна пробудить интерес человека к знаниям, воспитать его ответственность перед государством.

Важным фактором воспитания совести является государство. Государство желает человеку добродетельных поступков, без которых нельзя достичь ему благосостояния. Жизнь в государстве является социально-естественной сущностью человека. Аристотель, говоря о добродетельной жизни, отвергает чрезмерное обогащение, роскошь и бедность людей. «И бедность, и богатство–это нарушение меры должного» [5, с. 79]. Уравновешенную и благополучную жизнь он видел в её умеренности. Аристотель осуждает тех, кто свои усилия направляет на обретение власти и получение наслаждений. Достойная жизнь свободного гражданина – это практическая жизнь, связанная с нравственными поступками и политической деятельностью.

Аристотель отмечает, что наше чувство, желание, страсти подчас тяготеют к излишествам, и в этом смысле они недоброжелательны. Но только разум помогает человеку избавляться от крайностей, разум определяет нам «точную меру», средний путь в жизни. Умеренность, стало быть, есть вид добродетели, удерживающий нас от ошибок и неудач. Путь добродетельной совести связан со срединными качествами и желаниями человека. Добродетель умеренности не есть качество человеческой посредственности, она – высшая ценность, поскольку означает победу разума над инстинктами. Среди всех добродетелей есть справедливость, в которой спрессованы и совесть, и долг. Лишь с учетом справедливости можно дать меру всем благам, достоинствам и их антиподам. Справедливость подменяет совесть, эта добродетель, затрагивает интересы многих людей, это идеал добродетельного человечества. Известно что, принцип справедливости должен быть всегда, но всегда ли он себя реализует? Поэтому Аристотель большое внимание обращает на гармонию дианоэтической и этической добродетели, сочетая справедливость, рассудительность с деятельностью, с приятной привычкой.

Аристотель полагал, что для хорошего воспитания нужны хорошие законы. Нравственные качества человека данные от природы, существуют лишь в возможности, и от их развития и направления зависит становление разумного человека. Человек «не задан», он создатель своего характера, стало быть, он ответствен за свою порочность или достоин похвалы за свою добродетель. У Аристотеля мы находим восторженные отношения к интеллектуальной деятельности и физическому труду. Раб – это одушевленный инструмент, существо без души, он ограничен физическим трудом и предаваться чувственному блаженству он не способен. Искусство, политика, философия доступны только свободным гражданам. Важная функция государства – это укрепление правил и норм нравственности. Аристотель говорит, что хорошему человеку не запрещается любить себя, «себялюбы» – это те, которые почитают разум, а не деньги и желают самого прекрасного для себя и других.

Разум и привычки изменяют человеческую природу в лучшую или худшую сторону. Склонности, задатки человека, его разум, целенаправленное воспитание и социальная среда способствуют формированию самосознания. Решающим фактором становления человека является самосознание, это основа основ разумной души. Единственное предназначение разума состоит в познании жизни и самого себя. Разумной душой наделены высшие слои общества. Если разумная душа есть проявление формы совести, то и совесть присуща представителям только высших эшелонов власти. По Аристотелю, раб обделен совестью, ему недоступно разумное самосознание, осознание собственного «Я».

Разумная душа находит свое проявление в совестливых отношениях человека. Совесть – это функция души, это осознанная ответственность за свое разумное поведение. Совесть – это и добродетель, которая проявляется на уровне нравственных потребностей, она основывается на знании справедливости и уверенных жизненных запросов человека. Добродетель – это качество души, воспитание и проявление её равносильно совести. Добродетель, по Аристотелю, это приобретенное самосознание умеренности, удерживающее человека от проступков. Человек становится нравственным, добродетельным благодаря своим усилиям и стараниям. Добродетельный, т. е. воспитанный человек живет и действует по совести, потому как руководствуется знающей и разумной душой.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Этика. – СПб. Изд – «Общественная польза», 1908. – 210 с.
  2. Гусейнов А.А. Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: «Мысль», 1987. – 589 с.
  3. Егоров А.В. Совестология как научная область знаний о культуре совести. В мере науки искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии /Сб. ст. по материалам междунар. Науч. практ. Конф., № 1 (44) г. Новосибирск, Изд. СибАК, 2015. – 120 с.
  4. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность ТК «Петрополис» 1994. – 336 с.
  5. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Изд – во Эксмо, 2004. – 896 с.
  6. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФАРА – М, 2007 – 576 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом