Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В РОССИИ ХVIII ВЕКА
CULTURAL AND HISTORICAL ASPECTS OF WOMEN'S EMANCIPATION IN THE RUSSIA OF THE XVIII CENTURY
Tatyana Bryanskaya
candidate of Culturology, senior lecturer of Department of History and Archaeology, School of Human Sciences Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является выявление особенностей изменения положения русской женщины ХVIII века. Культурологический подход в исследовании позволяет рассмотреть положение женщины на широком социально-историческом фоне. Обсуждаются следующие вопросы: культурные предпосылки возникновения женской эмансипации в России; события, наложившие отпечаток на историческую судьбу русской женщины ХVIII века, влияние западной культуры на представления о роли женщины в семье и обществе; культурные традиции и эмансипационный потенциал русских женщин.
ABSTRACT
The aim of the article is to identify the characteristics of changing the position of the Russian woman of the eighteenth century. Cultural approach in the study allows us to consider the position of women in the broader socio-historical background. We discuss the following issues: cultural preconditions for the emergence of women's emancipation in Russia; events left their mark on the historical fate of Russian women of the eighteenth century, the influence of the western culture presentation on the role of women in family and society; cultural tradition and the emancipatory potential of the Russian women.
Ключевые слова: женская эмансипация; воздействие западной культуры; женское образование; эмансипационный потенциал.
Keywords: women's emancipation; the influence of traditions; the impact of Western culture; women's education; Emancipation potential.
Показателем культуры и цивилизации любого общества является положение и роль, которую играет в нем женщина. Проблема эмансипации женщин актуальна и сегодня в современном мире. Поэтому важное значение имеет, в теоретическом и практическом плане, изучение культурно-исторических корней данного феномена.
Исследовательский интерес к истории женского вопроса в России продиктован сегодня как научными задачами долговременного характера, так и сиюминутными, вызванными потребностями современного состояния гендерной культуры в нашей стране.
Положение женщины в обществе определяется, прежде всего, особыми условиями, возникающими под влиянием национальных традиций, господствующей религии, уровня экономического благосостояния общества. Все эти факторы необходимо учитывать, так как они влияют на степень свободы или «несвободы» женщины. Помимо вышеуказанных причин, определяя положение женщины, следует учитывать принадлежность ее к той или иной социальной группе общества.
Целью статьи является выявление особенностей изменения положения русской женщины ХVIII века. Культурологический подход в исследовании позволяет рассмотреть положение женщины на широком социально-историческом фоне, с применением аксиологического и герменевтического принципов.
Женская эмансипация данного периода является серьезным шагом на пути формирования специфической российской гендерной культуры. В соответствии с аксиологическим принципом исследования, феномен гендерной культуры предстает в качестве ценности, которая имеет исключительно важное значение для бытия женщины и мужчины, семьи, нации.
Герменевтический принцип декларирует целостный подход при анализе положения женщины, ориентируясь на выявление культурно-исторического содержания, преемственности культурных традиций и предшествующего опыта паттернов гендерной культуры
Изменения в положении русской женщины ХVIII века назревали еще в предыдущем столетии. Это объяснялось большим влиянием белорусско-украинско-литовской культуры на воззрения о роли женщины в семье и обществе. Об этом свидетельствуют переводы, песни, любовная лирика, широко распространившаяся в столице Московского государства [1, c. 69]. Происходило как бы восстановление общеславянских представлений о высокой ценности женской личности, значительно поблекших в период монголо-татарского ига. Жизнь требовала перемен, и эти перемены происходили.
Правительство шло на ограничение патриархальной власти мужа, сдерживало его попытки завладеть имуществом жены. Распоряжениями 1677 и 1679 гг. поместья и вотчины, полученные женами в качестве приданого или же прикупленные ими в браке и проданные без их согласия мужьями, «велено было возвратить по принадлежности». На будущее мужьям запрещалось продавать или закладывать вотчины жен. Для соблюдения запрета по местному приказу запрещалось оформлять купчие и закладные документы при таких сделках [2, с. 61].
Несколько позднее, в 1693 г., патриархом Адрианом были приняты меры против принудительных браков. Священникам решительно запрещалось венчать без ясно выраженного ответа на вопрос «по любви ли и согласию друг другу супружествуются» [5, с. 478].
Не так уж важны были эти мелкие события, но они накапливались и в своей массе указывали на происходящие изменения. Ревнитель старины «тишайший царь» Алексей Михайлович под влиянием своей второй жены на старости лет повеселел, стал брить бороду, принимать гостей и выезжать, на удивление москвичам, с женой в открытом возке. А его наследник, в нарушение традиций, выбрал себе невесту на улице.
Но наибольшее влияние на изменение бытовавших взглядов на женщину оказала царевна Софья Алексеевна. Ее личная жизнь производила на современников более сильное впечатление, чем законодательные акты. Семь лет Софья правила страной – и ей подчинялись. Своим правлением она подготовила почву для женских царствований следующего столетия.
Век XVIII начался с ряда законодательных актов, затрагивавших положение женщины в семье, ее внешний вид, нормы общественного поведения. Отношением к женщине Петр I сам разрушал традиционные представления, вносил новое и ранее невозможное с точки зрения поведения не только царя, но и рядового дворянина. Второй брак Петра – по всем меркам экстравагантный поступок. Жениться на женщине, которая отличалась низким происхождением и поведение которой в период, предшествующий браку, не считалось безупречным, проявлять к этой женщине неизменное уважение – такое не могло не произвести сильного впечатления на современников, как на женщин, так и на мужчин
Знаток быта и нравов России XVIII века Л.Н. Семенова справедливо отметила стремление Петра привлечь женщин на сторону своих планов: «Петр I понимал, что дело преобразования человечества двинется вперед гораздо быстрее, если удастся приобщить к новшествам женщин» [4, с. 140].
С 1700 г. в России были приняты распоряжения, касавшиеся положения женщин. Представительницы различных сословий, не исключая и духовенства, обязывались носить платье «немецкого покроя». В 1702 г. последовал указ царя о новом порядке заключения браков, введено было такое новшество, как обручение, проводившееся не менее чем за шесть недель до венчания.
В 1718 г. был утвержден Устав ассамблей, в которых собрание, лиц обоих полов стало обязательным. Женщин стремились привлечь к общественной жизни различными путями: их приглашали на празднование викторий, ассамблей, торжественные спуски кораблей и т. д. Это свидетельствует о понимании Петром важности женского вопроса. Незадолго до смерти, несмотря на сильное противодействие, Петр утвердил в январе 1725 г. указ, запрещавший принудительные браки.
Век XVIII, так блестяще начатый Петром I, попал затем полностью в женские руки. С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения. Ее правление отмечено усилением роли женщины в обществе. В частности, российские помещицы, по свидетельству современников, все шире входили в дела управления имениями.
Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II, которая была одаренным организатором, сумевшим нацелить на выполнение задач внутренней и внешней политики ряд талантливых государственных деятелей. Оказалось, что женщине от управления своей вотчиной, своим имуществом не так уж сложно перейти и к управлению страной.
Еще в те годы, когда она была великой княжной, Екатерина в своих записках ставила вопрос о широком женском образовании и воспитании. Приучение детей к чтению рекомендуется в уставах всех учебных заведений, открытых при ней; эта же задача входит и в программу обучения благородных девиц. Снова и снова «самостоятельное образование путем чтения» заботило Екатерину и когда она думала о воспитании и образовании своих внучек.
Сочиняя в 1773 г. «Наставление великим княжнам российским», она предписывала им книги, которые «образуют вкус, сердце, ум». Екатерина подчеркивала целенаправленность своих благодеяний женскому полу и бывала весьма довольна, когда современницы это отмечали словами благодарности.
Особого внимания заслуживает создание Воспитательного общества Смольного института – для отечественного женского образования событие большой важности. В 1764 г. появился указ Екатерины II «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском Монастыре». Созданием Смольного института Россия опередила европейские страны в деле женского образования. Подчеркнем здесь следующее: прогресс состоял не только в том, что девицы научились читать ведомости, что в городском и сельском женском населении возросла грамотность, но и в том, что сами женщины стали писать в журналы.
К концу XVIII в. в России появилась женская интеллигенция. Можно насчитать более сотни женщин писателей, поэтов, публицистов, артистов. Широко известно творчество Е.В. Херасковой, А.Ф. Ржевской, А.П. Буниной, Н.П. Сумароковой, М.В. Сушковой, П.И. Шереметевой, Е.Р. Дашковой. Е.Р. Дашкова успешно выполняла возложенные на нее обязанности по руководству Петербургской академией наук и Российской академией. С ее именем связывают и развитие идей женской эмансипации в России во второй половине XVIII в.
Усилия правительства и передовой части общества, направленные на распространение грамотности среди дворянских дочерей, поддержка возникающих учебных заведений, мода на домашнее образование с помощью гувернанток приводили к постепенному, не без трудностей, проникновению в российскую провинциальную публику культурных привычек столицы – увлеченно чтением, музыкой, театром. Расширялся культурный кругозор дворянок. Появление в усадьбах институток и пансионерок сопровождалось и появлением переводной и оригинальной зарубежной и отечественной литературы.
Сочинения сентиментального направления в реальной жизни девушек имели большое эмансипирующее значение, внушали новое понимание ценности чувства и женской личности. Среди самых распространенных типов русских женщин – богомольных и веселящихся – появились новые: беседующие и спорящие с мужчиной, читающие и размышляющие над книгой. Не всё с годами, естественно, женщине удавалось сохранить и не растратить, но стартовый культурный потенциал женщин в конце XVIII в. был значительно выше, чем у их бабушек и маменек.
Вторая половина XVIII в. отмечена не только интересом к женскому вопросу, но и решением некоторых практических проблем. Одна из них датируется 18 мая 1780 г., когда председательствовавший на заседании учебной комиссии Петербургской академии С.Я. Румовский сообщил о заявлении госпожи М. Фагонорус, пожелавшей сдать экзамены и получить «диплом» на право преподавания.
Необычность ситуации состояла в том, что это было первое заявление от женщины. Академикам необходимо было принять по заявлению принципиальное решение. Как свидетельствуют протоколы, к чести комиссии, она приняла верное и далеко идущее решение: «Конференция после обсуждения пришла к заключению, что не следует делать различий между мужчинами и женщинами, которые избирают для себя профессию просвещения молодежи» [3, с. 469].
На рубеже XVIII–XIX вв. женщины стали посетителями университетских лекций, которые читали академики - профессора Петербургской академической гимназии. Лучшие современники второй половины XVIII в. начинают все больше ценить в женщине, среди многих прочих достоинств, и ее интеллект. Оказалось, что это качество гармонически украшает женщину. Однако пройдет еще более века, пока это справедливое решение начнет осуществляться на практике.
Исследование особенностей положения женщины в России XVIII века позволяет сделать следующие выводы. Причины усиления интереса к женскому вопросу в России во второй половине XVIII в. надо искать как во внутренних особенностях развития общества, так и во влиянии Просвещения, которое включало в себя идеи равноправия женщин.
Нередко женское освобождение подавалось в религиозной оболочке, что облегчало доступ идеи не только к рассудку, но и к сердцам современников. Нельзя исключать воздействия на русское общество и героических образов женщин-деятельниц Великой французской революции.
Среди множества событий, наложивших свой отпечаток на историческую судьбу русской женщины, главным для XVIII в. можно считать возникновение женской интеллигенции. Это были учительницы, писательницы, поэтессы, артистки, художницы. В середине XVIII в. получили распространение государственные и частные учебные заведения для женщин. Однако эти изменения затронули лишь малую, привилегированную часть русского общества.
Все вышесказанное свидетельствует о неуклонном повышении общественного статуса женщины в русском обществе, начавшемся в узкой сфере привилегированного общества и постепенно распространявшемся на более значительные слои и более широкое культурное пространство.
Таким образом, осмысление тех трансформаций, которые происходили в положении женщины ХVIII века, нуждается в изменении всего взгляда на проблему факторов, влияющих на этот процесс и конституирующих новую ментальность женщины.
Список литературы:
- Веселовский А.А. Любовная лирика в XVIII в. К вопросу о взаимоотношениях народной и художественной лирики. – СПб., 1909. – 588 с.
- Иконников В.С. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. – Киев: Университетская типография,1974. – 241 с.
- Протоколы заседаний конференции имп. Академии наук с 1725 по 1803 год. Летопись Российской Академии наук. 1724–1802. – СПб., 2000. – 867 с.
- Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII. – Л.: Наука, 1982. – 294 с.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. VII. 1676–1703. Т. 13 – 14. – М.: ООО Издательство АСТ, 2002. – 893 с.
дипломов
Оставить комментарий