Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2016 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМА ТРАНСЛЯЦИИ ЗВОНАРСКОЙ ТРАДИЦИИ
BELL RINGING AS AN ELEMENT OF CULTURAL HERITAGE: THE PROBLEM OF TRANSLATION ZVONARSKY TRADITION.
Georgy Demchenko
graduate student Kemerovo State Institute of Culture,
Russia, Kemerovo
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования колокольного звона как элемента народной и церковной культуры. Анализируется принцип построения звона и способы передачи звонарского мастерства посредством системы «попевок». Представлены проблемы состояния современного колокольного звона как сигнального и музыкального инструмента.
ABSTRACT
The article considers the issue of formation of the bells as part of folk and church culture. It analyzes the principle of the jingle and modes of transmission Zvonarsky skill through “popevok” system. Presents problems of the modern state as a bell ringing signal and a musical instrument.
Ключевые слова: традиция; звон; трансляция; звонарь; культурное наследие.
Keywords: tradition; ringing; broadcast; ringer; cultural heritage.
В религиозной практике большинства традиционных конфессий существуют инструменты, выполняющие сакральную, семантическую функцию, посредством различных музыкальных, ритмических и шумовых сигналов. Исторически сложилось так, что через доминирующее положение в обществе конкретного религиозного течения, религиозный обряд стал частью всеобщей, народной культуры. В христианстве, в частности, в православной традиции, применение колоколов является неотъемлемой частью богослужения. За минувшие столетия, звон колоколов не только органично вписался в традиционный быт русского этноса, но и стал частью его культурной идентичности. Использование различных шумовых и музыкальных инструментов в богослужении, а в данном случае, колокольного звона, корнями восходит к глубокой древности. Русский народ всегда особо почтительно относился к колоколам и звону, что выражалось в монументальных колоколонесущих сооружениях, сложноструктурированных колокольных звонах и высокотехнологичном колокололитейном производстве.
С падением татаро-монгольского владычества, преимущественно в крупных городах России, в больших монастырях и кафедральных соборах, наблюдался рост колокольных собраний, дополнялись колокольные подборы, совершенствовалось мастерство звонарей-исполнителей. К XIX веку русские колокола приобрели всемирную известность. Русь обладала огромным территориальным пространством, поэтому при значительной удалённости селений друг от друга у людей возникла необходимость в мгновенном и общедоступном способе оповещения о различных событиях, а колокольные звоны явились одним из первых средств массового информирования [2].
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью повседневной русской жизни. Он звучал в дни больших торжеств и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече, в случае различных бедствий, звали на помощь набатным или всполошным колоколом. Звоном призывали народ на защиту Отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях [1].
С момента Возникновения на Руси первых колоколов и до сегодняшнего времени, русский колокольный звон успел сформировать свой особый стиль звучания с последующей его конкретизацией через призму локальных традиций. Манеры исполнения звона, сформировавшиеся в разных областях и городах России, имеют ряд отличительных черт, но основным критерием формирования любого колокольного звона является церковный канон.
По технике исполнения, каждый колокольный звон – это уникальный культурный феномен, характеризующий конкретную колокольню, и конкретного звонаря – исполнителя, но при этом, выступающий элементом единой традиционной культуры, которую неправомерно рассматривать в отрыве от религиозно – обрядовой традиции. Однако, даже на одной и той же колокольне и у одного и того же звонаря, звоны могут быть сходны в звучании, иметь свой отличительный признак, но никогда не повторятся.
Формирующим фактором звонарского мастерства являются местные обычаи звона и принадлежность к звонарской традиции. Исходя из местных обычаев и возможностей колокольной системы, каждый звонарь комбинирует из имеющихся в исполнительском арсенале ритмических и мелодических ходов, регламентированных общим богослужебным уставом и уставом локального значения, существующим на приходе или в конкретном монастыре.
Из этого следует, что если знать мелодико-ритмические предпочтения звонаря и возможности их применения на колокольне, то, при прослушивании колокольных звонов на аудиозаписях, в большинстве случаев можно идентифицировать место исполнения звона, классифицировать тип применяемой звонарской композиции, выявить самого звонаря исполнителя и «прочитать» события явившееся первопричиной звона.
Крупные приходы, имеющие большое количество колоколов, зачастую в процессе исполнения звона задействуют не одного звонаря, а коллективы, где число исполнителей может достигать 10–12 человек. Дело в том, что один звонарь не в силах управлять всем колокольным набором, хотя при хорошей настройке системы управления звоном, справиться с его исполнением может и один звонарь. В таком случае импровизационная, творческая составляющая композиции способна увеличиться в разы, в силу того, что увеличивается слаженность звона и повышается возможность применения различных мелодико-ритмических комбинаций, а содержание большого числа звонарей становится нецелесообразным.
Православный церковный звон формировался и формируется на основе таких критериев как: уместность, благозвучие и ритмичность. На этих принципах и наиболее гармоничных, оптимальных их сочетаниях построены все авторские и «уставные» звоны.
Критерий уместности подразумевает под собой слияние исполняемого звона с конкретной ситуацией локального (приходского) значения и является внешним фактором формирования звона.
Благозвучие и ритмичность – это субъективные критерии, они зависят конкретно от мастерства исполнителя.
Традиционно в России, способом передачи звонарского искусства являлся так называемый «ремесленный метод», который подразумевает наличие мастера – носителя знаний, и группы обучающихся учеников. В крупных приходах и монастырях мастер именовался титулом «старший звонарь». В его сферу ответственности входило отслеживание каноничности и своевременностью звона. В сельских и малых приходах нередко в роли звонарей выступали местные умельцы-самоучки. Очень часто для запоминания структуры звона, звонарями употреблялись стихотворные, мелодические или ритмические фигуры, называемые «попевками». В отсутствие единой структурированной нотной системы, подобные «попевки» позволяли не только самому звонарю запомнить ход звона, но также продемонстрировать другому звонарю (ученику) особенности локальной звонарской традиции. В церковной певческой традиции, попевка является элементом системы «осмоглася» (от церковнославянского – восемь голосов), и подразумевает под собой элемент мелодической системы организации церковного песнопения. Если звонарь был из среды священно-церковнослужителей, то он, как правило, использовал в звонах местные аналоги попевок с применением церковных терминов или фраз из богослужебных текстов. В малочисленных приходах, где нередко функцию звонарей выполняли самоучки, часто использовались попевки вне церковного характера с причётами и шутками.
Рассматривая звон как элемент народного творчества, стоит учесть, что звонари-исполнители в свои композиции вносили элементы ритмических и мелодических рисунков, которые встречались в повседневной жизни общины и были характерны и традиционны для данной местности. Скажем, северные песни и звоны распевны, широки, степенны, с узорчатым рисунком, хитроумным переплетением голосов, а в Москве более привычны плясовые, подвижные ритмы, здесь манера народного пения и колокольный звон – более просты, прямолинейны [3, с. 20].
Если анализировать духовную составляющую колокольного звона, то не стоит забывать, что, изначально, церковный звон – это равноправное священнодействие православной церкви. Звон в колокола начинает церковную молитву, и он же её оканчивает. Символизм этого инструмента прослеживается и в звонарской терминологии: звонари не играют на колоколах как другие исполнители, а «звонят», «созывают». По мнению белорусского кампанолога Е.Г. Шатько: «Источник звука колокола принадлежит к миру духовному, его звучание сопряжено с воплощением ассоциаций о невидимом, непостижимом Творце» [4, с. 99].
Звук колокола способен передавать динамику различных жизненных действий, процессов и событий, которые он воспроизводит ритмическими рисунками, посредством регламентации устава. Социально-информационные и богослужебные функции, которые выполнял и выполняет колокольный звон, свидетельствует о том, что в контексте культурного сознания человека, звонарское искусство имеет не последнее значение. Русскую звонарскую традицию нельзя отделить как от литургического пространства, так и от культурного. Колокольный звон в равной степени является отражением и выражением культурно-исторической и духовной сущности человека, выполняя сигнальные, сакральные и музыкально-ритмические функции.
Колокольный звон применяется: для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его начала; для возвещения не присутствующим в храме момента совершения более важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений; для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан в наиболее великие праздники – помимо богослужения.
В настоящее время, будничные звоны – явление не частое. Колокольные звоны нашего времени это не столько повседневные реалии города или села, сколько украшение богослужения. По большей части, они остаются элементом именно культурного наследия, а не богослужебной потребностью. Сейчас, даже в тех крупных храмах, где ведутся ежедневные службы, будничный звон, все равно, явление достаточно редкое. Данный факт свидетельствует о тенденции отстраненности и разобщенности звона от богослужения. Преимущественно, звоны можно услышать по воскресным и праздничным дням, но в другие дни, колокольни стоят безгласно. Такое нерегулярное употребление инструмента сводит к минимуму развитие звонарского ремесла, тормозит его переход на более качественный уровень исполнительства и что наиболее важно, ставит под угрозу утраты преемственность локальных звонарских традиций.
Список литературы:
- Владышевская Т.Ф. Древнерусские колокола и звоны – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=92350 (Дата обращения: 11.02.16).
- Коновалов И.В. Колокольни и звонницы Русской Православной Церкви – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.zvon.ru/zvon7.view3.page18.html (Дата обращения: 04.03.16).
- Лоханский В.В. Русские колокольные звоны – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusnardom.ru/vladimir-lohanskiy-russkie-kolokolnyie-zvonyi/ (Дата обращения: 14.03.16).
- Шатько Е.Г. Колокола и Колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность. – М.: Orthdruk, 2014 – С. 99.
дипломов
Оставить комментарий