Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория литературы. Текстология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Разоренов Д.А., Сикало Н.А. «СИСТЕМА ОБРАЗОВ» КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 5(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 76-80.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«СИСТЕМА ОБРАЗОВ» КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Разоренов Дмитрий Александрович

магистрант 2-го года обучения, факультет иностранных языков

ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.НТолстого»,

РФ, гТула

Сикало Наталия Александровна

магистрант 2-го года обучения, факультет иностранных языков

ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.НТолстого»,

РФ, гТула

“IMAGERY” AS A SPECIAL WAY OF TRANSFORMATION OF REALITY

Dmitriy Razoryonov

candidate of philological science, docent, dean of the faculty of foreign languages Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University,

Russia, Tula

Nataliia Sikalo

2nd year postgraduate, faculty of foreign languages Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются понятия «образность» и «образное представление». Приводятся примеры преобразования конкретного слова в «картину-образ». Рассматриваются различия в интерпретации образов.

ABSTRACT

The article is about the concepts of “imagery” and “figurative representation”. The article gives some examples of the conversion of a particular word into a “picture-image” and describes the differences in the interpretation of images.

 

Ключевые слова: образ; образность; образное представление; литературное произведение; читатель; языковой материал; сознание.

Keywords: image; imager; figurative representation; literary composition; reader; language material; consciousness.

 

Интерес к слову и его функционированию в художественном творчестве порождается ростом культуры. Лишь анализируя язык автора, мы можем понять его темы, идеи и образы, которые помогут верно интерпретировать главную мысль того или иного произведения.

Художественные произведения, что важно отметить, не только запечатлевают характерные черты определенной среды или народа (чаще те, к которым принадлежит автор), но и передают отношение автора к бытию разных регионов и народов в рамках мировой культуры. Художественное творчество выступает как самопознание, а в ряде случаев и в качестве акта сотворения художником собственной личности [5, с. 13]. Исходя из этого можно сказать, что автор, прежде всего, предстает как носитель определенных идей и концепций реальности. В произведении присутствует особый набор мыслей и чувств, принадлежащих его создателю.

Говоря о мыслях и чувствах, идеях и образах, принадлежащих автору, мы не должны забывать о том, что каждый читатель интерпретирует все замыслы по-своему. Это зависит от личного опыта читателя, от принадлежности к тому или иному культурному слою, от мировоззрения и многих других факторов. Все образные представления, возникающие у читателя при работе с произведением, имеют индивидуальный характер и личностные тона, неотделимые от строя личности и жизненного опыта конкретного читателя.

Каждый из нас откликается на любую частицу языкового материала и на их объединение в речи при помощи образных представлений, которые возникают спонтанно в нашем сознании. Согласно Б.М. Гаспарову, человек способен проецировать в сознание различные частицы языкового материала в качестве немедленно и непосредственно представимого образного целого [1, с. 247]. Но что же такое «образ»? Существует множество определений понятия «образ». В каждой науке «образ» истолковывается по-своему, но так или иначе сводится к тому, что является предметом в отраженном виде. Обратившись к толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, находим такие определения: «внешний вид; наглядное представление о ком-либо (чем-либо); художественное отражение идей и чувств; результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека» [3].

Исходя из данных определений можно сказать, что основное назначение образа – служить формой отражения тех или иных явлений в человеческом сознании. По аналогии с примером, приведенным в работе Гаспарова Б.М., об образе «травы» хотелось бы рассмотреть образ «дороги». При представлении образа «дороги» в составе различных выражений у каждого человека появляются различные образные картины: дальняя дорога; асфальтированная дорога либо сельская грунтовая; дорога с ямами или идеально ровная и др. В большинстве случаев данные представления несут в себе моменты личного опыта. Это могут быть воспоминания прожитых читателем моментов либо увиденные и запечатленные образы картин и кинолент. В ходе представления читателем «той самой дороги» происходит погружение в запасы собственной образной памяти, в которые тем или иным образом вовлечена «дорога». Все эти образы, которые читатель вспоминает и/или воображает, в полной мере отражают его личные жизненные и художественные впечатления. У каждого человека способности оперирования зрительными представлениями различные. Даже несмотря на то, насколько ясно человек способен «увидеть» ту или иную образную картину, не многие способны воплотить ее на бумаге. И даже если человек способен это сделать, это будет всего лишь его личное видение того или иного образа объекта. У любого другого появится иной набор конкретных образов-картин. Поскольку у человека нет возможности попасть в образный мир других людей, можно с полной уверенностью сказать, что ни одно описание не в силах воссоздать образ в его полной зрительной конкретности. Любое словесное описание способно предоставить лишь приблизительное и имитированное изображение, возникающее как образная реакция конкретного человека на определенное слово.

Согласно Николаеву А.И., образ является не чем иным, как зеркалом, которое не просто отражает, но изменяет и преображает все, на что оно направлено [2, с. 149]. Отражение же, в свою очередь, предстает иной формой жизни, связанной с реальностью, но не является копией жизни и не совпадает с ней полностью. Все эти отражения существуют в ином мире художественных образов, где образами является все: человек, дорога, солнце, любовь, страдание и др. К данному миру нельзя применять рамки реальности, поскольку, как только это произойдет, останется лишь абсурдное сочетание элементов реальности и эффект зеркала исчезнет.

Важной чертой образа является то, что при всей его нелогичности в отношении реального мира он не случаен: в нем существует определенная логика, не имея которой невозможно художественное воздействие. В различных видах искусства ведется много споров о существовании единого «фундамента» образа. Наука еще не знает ясных ответов на вопрос о том, каковы общие законы построения образа [2, с. 194]. Английский писатель Джон Толкиен отметил «неслучайность» компонентов художественного образа. Он писал, что любой человек может придумать зеленое солнце. Это не так трудно. Трудно придумать мир, в котором оно будет смотреться естественно [4, с. 20]. Таким образом, самым трудным в создании образа является создание новой реальности, новой живой системы, в которой этот образ будет существовать и в полной мере воздействовать на читателя. Этот образ будет рождаться только во внутреннем представлении читателя. Это произойдет тогда, когда модель мира, существующая у читателя, столкнется с моделью мира, предложенной автором.

С эстетической точки зрения рожденный в воображении автора художественный образ раскрывает содержание авторского видения того или иного предмета. Прежде чем создать тот или иной образ, автор сам проживает его эмоционально. Он вкладывает в него частицу себя, своей жизни, своих эмоций. Порой читателю бывает трудно правильно истолковать тот или иной образ, представляемый автором. Эта трудность возникает у читателя из-за недостатка информации о самом авторе, о его жизни, о ситуациях, которые подвигли его на создание того или иного образа. Поэтому при анализе произведения читателю рекомендуется в первую очередь изучить информацию о жизни автора. Помимо этого, ввиду своих психологических особенностей, каждый человек реагирует на ту или иную ситуацию по-разному. Для кого-то, например, переезд в другой город станет поводом для глубоких переживаний, стрессовой ситуацией, а для кого-то – не чем иным, как новым этапом жизни, который принесет радость и умиротворение. Каждый переживает эти ситуации по-своему и вследствие этого реагирует по-разному на образы, представляемые автором.

В заключение следует отметить, что в формировании образа решающая роль принадлежит зрительному представлению. Представление имеет преимущественно зрительный характер, но не исключает таких компонентов, как запахи, звуки и тактильные ощущения. Какой бы образ рассматриваемой ранее «дороги» ни являлся нашему сознанию в различных ситуациях, в первую очередь в своем представлении мы этот образ «видим». Так, в выражении «шум дороги» мы сначала видим саму дорожную полосу с проезжающими по ней машинами, которые в свою очередь неотъемлемы от соответствующего звукового ощущения, которое будет являться дополнительным «озвучиванием» зрительного образа. Каждому языковому выражению, которое нам известно, соответствует целый ряд образных представлений. Какая из образных альтернатив всплывет в сознании читателя в определенном конкретном случае, зависит от ряда обстоятельств и в первую очередь от контекста, в котором будет упомянута. Языковые образы всегда сопровождают языковую деятельность. Они не навязаны и не занимают какого-либо устойчивого положения, степень осознанности и воплощенности образов в представлениях все время варьируется. Образные проекции в основном занимают задний, вспомогательный план. Один образ перетекает и сливается с другим, не успев до конца проясниться. Только иногда образ выливается на поверхность и занимает центральное место того или иного языкового высказывания.

 

Список литературы:

  1. Гаспаров Б.М. «Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования». – М.: Новое литературное обозрение, 1996. – 348 с.
  2. Николаев А.И. «Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей». Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.
  3. Словари – Словопедия – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// www.slovopedia.com/ (Дата обращения: 21.04.2016).
  4. Толкиен Дж. Р. Р. «О волшебной сказке». Спб.: Азбука, 2000. – 368 с.
  5. Хализев В.Е. «Теория литературы». – М.: Высшая школа, 1999. – 240 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.