Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2016 г.)

Наука: Культурология

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Корнеева А.А. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 53-59.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ

Корнеева Анастасия Александровна

аспирант ФГБНИУ «Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.СЛихачева»,

РФ, гМосква

LITERARY HERITAGE IN THE URBAN ENVIRONMENT AS A WAY OF RAISING THE CULTURAL LEVEL OF THE POPULATION

Anastasia Korneeva

graduate student of D. Likhachev’s Russian Scientific Research Institute of  Cultural and Natural Heritage,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам внедрения культурных объектов, в т. ч. литературного наследия, в городскую среду. Рассматриваются вопросы предъявления литературного наследия и современной литературы средствами современного искусства в контексте городской среды. В настоящее время это зона интенсивного поиска и эксперимента, поскольку методы предъявления литературного наследия только еще нарабатываются.

ABSTRACT

The article deals with the introduction of various cultural objects in urban environments. Author study the questions of presentation of the literary heritage and contemporary literature by means of modern art in the context of the urban environment. At the moment it is an area of intensive research and experiment, since the methods of presentation of the literary heritage are currently in development.

 

Ключевые слова: культурное наследие, литературное наследие, город, городская среда, литература, текст, паблик-арт, стрит-арт.

Keywords: cultural heritage, literary heritage, city, urban environment, literature, text, public art, street art.

 

Город является не только архитектурным феноменом, но и представляет собой функциональное и социокультурное образование со сложной и разнообразной структурой. Векторы городского развития играют важную роль в жизни и развитии общества, в его территориальной организации, в жизни горожан.

Для того, чтобы изучить методы и результативность внедрения различных видов культурного наследия в городскую среду с ее развитой инфраструктурой, необходимо основываться на синтезе различных подходов к изучению города, таких как культурологический, социологический, семиотический, архитектурно-эстетический [4, с. 129] и при этом следовать единому вектору. Для этого необходимо комплексное изучение города и городской среды как феномена культуры.

Изучению города как особой культурной среды придавали значение как отечественные, так и зарубежные историки, социологи, культурологи, музееведы. К их числу можно отнести работы Н.П. Анциферова («Непостижимый город …» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина, 1991; Книга о городе, 1926; Пути изучения города, как социального организма, 1926), Д.С. Лихачева (Экология культуры, 1985; Культура как целостная среда, 1991), И.М. Гревса (Монументальный город и исторические экскурсии (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры), 1921), М. Вебера (Город, 1994), В.Л. Глазычева (Поэтика городской среды, 1986; Мир архитектуры. Лицо города, 1990), Ю.М. Лотмана (Семиотика города и городской культуры, 1984), Р. Барта (Семиология и градостроительство, 1971) и других.

Получившие развитие со второй половины XX в., процессы модернизации и глобализации отразились на всех без исключения сферах социально-культурной деятельности, как социальных групп, так и отдельно взятого человека. Трансформация городской среды, происходящая последние десятилетия, привела к образованию новой городской культуры, основными отличительными чертами которой можно считать создание особенного, «урбанизированного», стиля жизни.

Такой новый стиль жизни можно охарактеризовать следующими особенностями: дифференциация социальной структуры, институциализация различных областей социальной реальности и, как следствие, самоотождествление индивида с какими-либо идеями и ценностями прекращается, и теряется культурная идентичность.

Зачастую именно крупные, чаще всего столичные города, сконцентрировавшие в себе обширные пласты культурного наследия разных эпох, обладают мощным историко-культурным потенциалом, который может быть использован как для повышения культурного уровня населения, так и для создания благоприятного имиджа самого города.

Пространство города – это, с одной стороны, уже сложившаяся среда, с другой – изменчивая и постоянно подвергающаяся воздействию модернизационных тенденций, затрагивающих все сферы жизни, начиная от бытовой и заканчивая культурной. Социокультурная ситуация современного города характеризуется интенсивностью воздействия на человека, прежде всего, через средства массовой коммуникации. Они активно проникают в сознание, передавая новые ценности, нормы поведения и деятельности [6]. Визуальная среда в целом создает общий контекст, определяющий содержание и направление потока повседневных ощущений. При этом важным активом современных городов остаются объекты культурного и исторического наследия, которые могут существенно влиять на экономическое и культурное развитие города, а также на его жителей.

В пространстве городской среды уже существуют и продолжают формироваться локусы, которые служат местами сосредоточения культуры, пространством сосуществования разных видов искусств, культурными кластерами. Так, современное искусство стало почти обыденным явлением на улицах городов, стало неотъемлемой частью визуального окружения горожан. Это касается не только работ, сделанных на заказ (скульптурные композиции, элементы дизайна), но и арт-объектов, внедряемых в городскую среду намеренно, для того, чтобы преобразить облик города и привлечь внимание людей, живущих в нем.

А что же литературное наследие? Может ли оно столь же активно и эффективно использоваться и внедряться в городскую среду? Для ответа на этот вопрос, в первую очередь, необходимо учитывать специфику материала.

Благодаря своей вещности, образности и привлекательности, объекты современного искусства можно поместить в городскую среду без помощи дополнительных средств. Литературное наследие, в основе своей имеющее текст, требует других методов для внедрения своих объектов в городскую среду, так как текст по природе своей «неосязаем».

Важно отметить, что изначально текст все же имел предметность. Основой литературного произведения до появления цифровых технологий являлся текст, обретающий свою вещность в книге. Книга сама по себе уже представляла собой предмет, имеющий ценность. В современном мире, использующем компьютерные технологии повсеместно, электронные книги заменили печатные, и самоценность печатной книги утратила свою привлекательность. По данным ВЦИОМ, россияне стали реже брать книги у знакомых или в домашней библиотеке, а вот популярность Интернета как источника литературы заметно возросла (читать или скачивать книги в Интернете (в том числе платно) стали в 3,5 раза чаще (с 5 % в 2009 г. до 18 % в 2014 г.) [3]). Важным теперь остался только сам текст, функционирующий в информационном пространстве.

Городская среда, представляющая информационное пространство, может стать средством «транслирования» литературы посредством включения художественного текста в информационное поле городской среды. Однако эта среда обладает определенными «жанровыми характеристиками»: здесь трудно поместить целый текст или несколько полных произведений одного автора. Однако, благодаря знакомству с частью текста, можно стимулировать людей к прочтению полноценных произведений.

Современное искусство уже внедрено в городскую среду и является мощным каналом коммуникации. Литература же только открывает себе дорогу в пространство города. При этом уже сейчас начинают формироваться единые художественно-поэтические системы, примерами которых могут служить произведения современного искусства и стрит-арт.

Но выходя в город, литература сталкивается с текстами другого рода (реклама, вывески, банеры). В современной городской среде информационные носители можно классифицировать как рекламные носители (товарообмен), идеологические носители (власть), социальные носители (контакты) и граффити (самоидентификация) [2, с. 169]. Плотность текстового поля в различных зонах города неодинакова и зависит от множества факторов. К этим факторам можно отнести плотность людских и ресурсных потоков, историко-культурный потенциал территории. В городской среде доминирующим визуальным нарративом становится реклама, так как регулирующая политика в области наружной рекламы практически отсутствует.

Внедрение литературных нарративов, представляющих собой произведения искусства и не относящихся к сфере рекламы, способно не только существенно изменить облик города, но и повысить его культурный потенциал.

Пространство городской среды меняется, и сейчас появление граффити на стенах домов уже не воспринимается как вандализм. Паблик-арт становится одним из немногих способов внедрения в пространство города вариативных произведений искусства. Таким образом, у локуса появляется менее однозначная историческая перспектива [1].

Для внедрения стрит-арта в городскую среду создаются специальные конкурсы и фестивали. Одно из значимых мероприятий – фестиваль «Лучший город земли». Конкретные фасады домов и стены пешеходных переходов выделяются для создания арт-объектов. Примечательно, что при этом фасады украшаются не только рисунками, но и текстами, стихами.

Примером этому может служить фасад дома 51 по Волгоградскому проспекту, на котором изображено поэтическое граффити, задуманное, как иллюзия, родившаяся из стихов Федора Тютчева по эскизу дизайнера и иллюстратора Александра Васина.

Другой пример – «поэтическое» граффити, включающее в себя стихи Михаила Лермонтова на Новокузнецкой улице, дом 16/18 по эскизам художника Ильи Рудермана.

Саввинскую набережную, дом 27 украшает портрет немецкого писателя Германа Гессе, выполненный португальским художником Александром Фарто.

В рамках того же фестиваля столичные власти предложили разместить стихограммы Дмитрия Пригова на стенах домов в Беляеве. Этот микрорайон Москвы был выбран не случайно. В последние годы жизни Пригов творил именно здесь. По мнению экспертов, его работы украсят фасады зданий и превратят их в интеллектуальные объекты паблик-арта.

Важно отметить, что инициативу, предложенную московскими властями, предлагалось обсудить жителям данного района.

Проведенный опрос показал, что большинство жителей района Коньково – почти 78 % – поддержали инициативу размещения граффити со стихограммами художника и поэта на фасаде одного из домов микрорайона Беляево. Лишь 16 % посчитали, что такое оформление зданий неуместно. Затруднились ответить 6 %. Размещение граффити нашло поддержку и у жителей всего Юго-Западного округа столицы. Цифры почти совпали с результатами опроса по району. Почти 78 % проголосовали за размещение стихограмм, и 11 % высказались против. Затруднились ответить также 11 % [5].

Инициатива была реализована: торец многоэтажного здания на Профсоюзной улице, дом 102 покрывают граффити с изображением стихограммы.

Особенно остро проблема качества и культурной насыщенности среды стоит именно в спальных районах мегаполисов. Среда в спальных районах обычно шаблонная и однообразная по облику и масштабам зданий, по времени их создания. В архитектурной «матрице» достаточно редко встречаются выразительные ландшафтные и архитектурные акценты, способные вызвать рефлексию, она не такая разнообразная и эмоциональная как в историческом центре. Появление в ландшафте спальных районов аттрактивных и художественно выразительных объектов современного искусства поможет в некой мере компенсировать историческую скудность этой среды и позволит их жителям ощутить, современность, новизну и уникальность таких районов. Внедрение объектов современного искусства в урбанистические пространства создает выразительный средовой контраст и одновременно налаживает коммуникацию горожан между собой, различными сообществами, властью и деловыми кругами, меняет масштаб и качество взаимодействия с историческим и культурным наследием, дает возможность человеческого контакта [1].

Внедрение культурного наследия, в т. ч. литературного, в городскую среду является одним из средств обретения культурной идентичности и поднятия культурного уровня населения, а также положительных перемен в жизни горожан.

В такой ситуации город оказывается и прекрасной проектной средой. Наблюдающиеся процессы способствуют продвижению литературного наследия и гуманизации окружающей среды, а также формированию местного сообщества, обретению идентичности. Это особенно важно, так как сегодня человек нередко испытывает затруднения в выборе идентификационных ориентиров, поскольку традиционные основы культуры в динамично меняющемся обществе подвергаются воздействию культурных образцов, отражающих различные системы ценностей и социальных норм. В связи с этим может возникнуть проблема коллективной идентичности, в том числе, духовно-культурной идентичности крупного города – решение которой имеет важное значение для культурной жизни как отдельно взятого города, так и страны в целом.

В системе институтов, обеспечивающих сохранение и воспроизводство культурных ценностей, особое место принадлежит музею. Он играет важную роль в культурной и духовной жизни общества; в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей; в информационных и коммуникативных процессах. Действиями по внедрению различных культурных объектов в городскую среду вносятся элементы, роднящие ее с музейной экспозицией. Благодаря этому повышается культурный уровень населения. Как следствие, художественные объекты, находясь постоянно на виду, неизбежно становятся темой для общения, обсуждения и просто разговоров горожан между собой.

 

Список литературы:

  1. Аллахвердиева Н. Современное искусство в городской среде: стратегии, ресурсы и технологии – [Электронный ресурс] // Про Паблик Арт – [Офиц. сайт]. – URL: http://www.propublicart.ru/publication?id=18 (Дата обращения: 10.02.2016).
  2. Ахмедова Л.С. Текст в городе. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды // Вестник ОГУ. – Оренбург: ОГУ, 2009. – № 2. – С. 165–169.
  3. Инфографика ВЦИОМ: Книги и их читатели: как им встретиться? – [Электронный ресурс] – // ВЦИОМ – [Офиц. сайт]. – URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/education-skills/article/knigi-i-ikh-chitateli-kak-im-vstretitsja.html (Дата обращения: 25.02.2016).
  4. Мастеница Е.Н. Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход // Петербургские исследования: Сборник научных статей, Вып. 3. – СПБ.: Изд. СПБГУ, 2011. – С. 128–147.
  5. Москвичи поддержали размещение изостихов в Беляеве – [Электронный ресурс] – // Активный гражданин – [Офиц. сайт]. – URL: http://ag.mos.ru/site/new/144 (Дата обращения: 10.11.2015).
  6. Мурылев В. Социокультурная среда города – [Электронный ресурс] – // Аналитика культурологи. – 2008. – № 10. – URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/553-article_35-2.html (Дата обращения: 15.01.2016).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.