Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2016 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МААК РИЧАРД КАРЛОВИЧ –
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СИБИРИ СЕРЕДИНЫ XIX века
Евменова Лариса Николаевна
д-р культурологических наук, проф. Сибирского федерального университета,
РФ, г. Красноярск
Грядунова Ольга Вячеславна
преподаватель Сибирского федерального университета,
РФ, г. Красноярск
E-mail: olga-gryadunova@yandex.ru
MAAK RICHARD KARLOVICH –
A RESEARCHER OF SIBERIA IN THE MIDDLE OF THE 19TH century
Larisa Evmenova
doctor of Culturology, Professor of Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk
Olga Gryadunova
teacher of Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассказывается о книге исследователя и должностного лица Р.К. Маака «Путешествие на Амур …». Он родился и получил образование в Эстонии, а после жил и работал в Сибири, изучая малочисленные коренные сибирские народы. Участвуя в экспедициях, организованных Русским Географическим обществом, ученый собирал различные данные по истории, зоологии, ботанике, этнографии, описанные в его труде. В этой работе отражены традиции, быт и условия в которых проживали буряты.
ABSTRACT
This article tells the readers about the book “An expedition to Amur …” written by R.K. Maak, who was a scientist and an official. This man was born in Estonia, where he got his education. Having moved to Siberia later, R.K. Maak worked and lived there studying indigenous peoples of the region. Taking part in the expeditions organized by Russian geographical society, the scientist collected various data on history, zoology, botany, ethnography we can read about in his writings. The very work describes traditions, everyday life, and the conditions of life of the Buryat people.
Ключевые слова: Маак Ричард Карлович; исследование; экспедиция; Восточная Сибирь; Русское Географическое общество; бурятский народ; Приамурье; быт; обычаи.
Keywords: Maak Richard Karlovich, reseacrh; expedition; East Siberia; Russian geographical society; Buryat people; the Amur region; lifestyle; traditions.
Проблемой развития Сибири занимались многие ученые, как в прошлом, так и в настоящем, причем множественные изучения данной территории производились на государственном уровне. Император Николай I утвердил создание в Санкт-Петербурге Русского Географического Общества 18 августа 1845 года. Задачей этой организации с первых дней ее деятельности было «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли» [5]. Люди, осваивающие Восточную часть Российского государства, составляли подробные описания, отчеты о проделанных маршрутах, открытых землях и населяющих их народах. Благодаря их трудам страна знает об основных географических открытиях, которые они совершили. Эти отважные исследователи были не только представителями государства российского, но и учеными из других стран, внесшими некоторую лепту в открытие и развитие новых территорий и формирование наук (климатологии, метеорологии и др.) [4].
Маак Ричард Карлович родился 23 августа 1825 года на территории современной Эстонии [2]. Получив образование в училище г. Аренсбурга, он продолжил получение знаний в Ларинской гимназии г. Петербурга, затем в университете этого же города на факультете естественных наук. Окончив его, Маак поступает на службу в Главное управление Восточной Сибири, откуда по направлению попадает в иркутскую гимназию на должность старшего учителя естественных наук. В 1865 году Ричард Карлович становится директором иркутских училищ, а три года спустя – главным инспектором средне-специальных заведений по всей Восточной Сибири. В истории этого региона он остался не только педагогом и должностным лицом в образовании, но и исследователем. Будучи членом и сотрудником Русского Географического общества Сибирского Отдела, Р.К. Маак принял участие в трех очень трудных и ответственных экспедициях.
Целью его первой поездки было изучение Вилюйского округа Якутской области и описание внешности, культуры, быта местных жителей. Вернувшись из этой поистине сложной командировки в марте 1855 года, 6 апреля этого же года Маак со своей группой отправляется в путь по Амуру, который в то время был частично обозначен на карте. Это путешествие длилось до середины января 1856 года. Результатом этой экспедиции явились ботанические и зоологические коллекции, включающие виды на тот момент неизвестные науке. Также была составлена геологическая карта и карта распространения растений и животных по берегам Амура. Перу Ричарда Карловича принадлежит описание жизни и быта народностей, населявших побережья Амура.
Три года спустя вышла книга Р.К. Маака «Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Императорского Русского географического общества в 1855 году», которая представляла собой дневник с подробным описанием Приамурской территории.
Когда процесс обработки материалов, собранных исследователем во время Амурской экспедиции был завершен, ему в очередной раз поступило предложение от Географического общества провести экспедиционные исследования в бассейне реки Уссури.
Серьезно заболев после пребывания в трудных поездках, Ричард Карлович не мог продолжать свою научную работу, и вынужден был работать учителем в Иркутске. По достижении пенсионного возраста он уехал в Петербург, и там был назначен членом совета министерства народного просвещения, где и проработал до конца своих дней [6].
Труд Р.К. Маака «Путешествие на Амур ...» представляет точное и подробное описание не только растений и животных Приамурья, но и жителей данной территории.
Первыми с кем Ричард Карлович встретился и, описал в своем дневнике, были буряты. В районе города Верхне-Удинска им были замечены беспорядочно располагающиеся бурятские юрты. Маака очень удивила белая шерсть, пасущихся на холмах овец. Некоторое время спустя, состоялось знакомство ученого со «смуглолицыми бурятами-ямщиками, в шубах, надеваемых шерстью вверх и часто на голое тело» [3, с. 7], а чуть позже произошла первая встреча Р.К. Маака с бурятами на станции у Поперечной, куда он с группой исследователей приехал переночевать. «... буряты, в странных для европейца одеждах, оригинальные головные уборы женщин и пестрая обвешанная кораллами и монетами одежда ... – все это составляло оживленную, живописную картину, в которой любитель местного колорита, мог бы найти обильную пищу для своей наблюдательности» [3, с. 8].
Характеризуя бурят по внешности, Р.К. Маак сравнивает их с монголами и перечисляет похожие черты, а именно: они среднего роста, ширококостны и крепко сложены, в основном черноволосые, с плоским лицом коричневого цвета, маленькими и косо-расположенными глазами, большим ртом и редкой бородой. Не относящиеся к духовному сословию подстригают переднюю часть головы, заплетая сзади косу, часто вплетая конские волосы для большей густоты. Особо следует обратить внимание на длинные и густые волосы у женщин, поскольку это считается красивым. Для придания волосам нужной длины и густоты используются фальшивые локоны, делающиеся из конских волос. Замужние женщины заплетают волосы в две толстые косы, скрепляемые металлическими кольцами, которые иногда прячут в чехлах из черного бархата, украшенные малахитом, кораллами, перламутром, серебром и др. Более того, для украшения используют большие и тяжелые серьги, перстни и ожерелья. Девушки же заплетают до двадцати, длиной до икр, кос и украшают их медными и свинцовыми пластинками, серебряными монетами, шелковыми кисточками. На голову обыкновенно надевается повязка с декоративными элементами.
Они занимают преимущественно юго-восточную часть Сибири, и русские зовут их бурятами или братскими. Поскольку автор был не первым, кто запечатлел данную народность, то в своем дневнике он отводит место для упоминания ученых и сделанных ими описаний этих сибирских жителей. Например, Риттер считал, что они составляют одно из трех племен, на которые делился монгольский народ: собственно, монголы, элёт (и калмыки) и буряты. Григорий Спасский в своей статье о вышеупомянутой этнической группе называет эти племена елётами, барга-бурятами, хойтами и тюмедами [3, с. 9].
Существует несколько версий происхождения и расселения этой народности: по первой версии согласно преданию, проживающих к западу от оз. Байкал – двое детей женского и мужского полу сошли с неба на гору в месте, где Тунка впадает в Иркут, и вскормленные дикою свиньею сделались родоначальниками этой многочисленной народности. Другая же версия ученых Миллера и Фишера гласит, что два брата Элёт и Бурят, поссорились из-за кобылы, и следствием этого явилось переселение бурят на север к Байкалу.
Далее сообщается о том, что первые сведения об этой группе были получены русскими в начале XVII столетия и с тех пор они пытались покорить этот народ. После ряда успешных и не очень походов, а также заключения мирного договора между Россией и Китаем буряты вынуждены были покориться русским.
Говоря об их взаимоотношениях, следует отметить, что буряты, проживающие к западу от Байкала, ведут оседлый образ жизни, сдружились с завоевателями и занимаются земледелием по их способу, часто меняют шаманство на христианство и перенимают обычаи. А те, которые живут на восток от Байкала, не доверяют другим, ревностно сохраняют свой этнос, строго придерживаясь ламаизма.
В общих чертах, буряты подразделяются на большое количество мелких родов, каждый из которых возглавляет старшина, избираемый ежегодно. Ему помогают несколько выборных человек, представляющих собой думу и руководствующихся собственными законами. В крайних случаях старшина-тайша обязан организовать народное собрание.
Детально расписываются ученым особенности женской и мужской одежды у бурят и делается вывод, из которого следует, что женское одеяние в основном очень похоже на мужское, но имеет свои особенности.
В качестве верхнего предмета гардероба используется овчинный тулуп, украшенный дорогими мехами. В летнее время года мужчины носят кафтан, сшитый из кожи, шерстяных материй, либо привозимой из Китая шелковой ткани. Женщины тоже носят тулуп и кафтан, с цветными оторочками и красной вставкой на спине. И тулуп, и кафтан подвязываются кожаным или тканым поясом, на котором висят: собственного производства нож, кошелек, огниво, кремень и кисет для табаку. Рубахи они носят редко, штаны и сапоги делаются из кожи, а чулки – из тонкого войлока. Шапка украшается перьями, красной, сшитой из шелка кистью или крашеными конскими волосами. Более состоятельные буряты носят круглые, похожие на китайские шапки. Как и мужчины, они курят, поэтому на поясе у них всегда трубка, кисет и прибор для добывания огня.
Очень подобно рассказывает автор про особенности жилища бурят (преимущественно Забайкальских), представляющие конус или цилиндр, вверху которого находится отверстие для дыма, под ним размещается очаг, состоящий из деревянного ящика, выложенного внутри глиной. Жерди обтягиваются, как правило, двумя слоями войлока, низкая деревянная дверь всегда обращена к югу. Пол обители представляет собой очищенную от травы землю. Вдоль стен юрты, на возвышениях, спят ее обитатели, а также стоят разного рода хозяйственные принадлежности: сундуки, шкафы для хранения одежды, украшений. Кроме этого есть жертвенный столик, куда ставят изображения богов, свечи, благовония, по этому можно было судить о том, к какой религии принадлежала та или иная семья. Даже в самом бедном жилье над очагом висит железный котел, в котором они готовят необходимый им кирпичный чай и разную еду.
Что касается питания этой народности, то его основу составляет разного рода мясо, преимущественно баранина. Лакомым блюдом они считают курдюк. Из хлеба и муки, покупаемых у русских, они делают подобие теста, которое едят сырым. Кобылье и коровье молоко служит основой приготовления для своего рода водки, а остающуюся при ее перегонке кислую гущу хранят в берестяной посуде и используют для приготовления пищи. Питьем им служит березовый сок, кислое коровье и кобылье молоко, вода и кирпичный чай. Последний варится в воде с добавлением степной соли или молока.
Главное богатство бурят – стада лошадей и овец, очень редко в их хозяйстве можно увидеть рогатый скот или верблюдов. Животные пасутся по степи зимой и летом, только молодые из них во времена сильных холодов живут в юртах хозяев на равных с ними правах. В связи с отсутствием возможностей хранения и заготовки запасов на зиму они не разводят птицу и свиней.
Основные занятия мужчин – охота, земледелие (но не у всех), строительство юрт, присмотр за скотом, а также подготовка хозяйственных принадлежностей: стрелы, луки, седла и другие части конской сбруи. Охотятся они с огнестрельным оружием, и иногда пользуются луком со стрелами. Можно сделать вывод об их трудолюбии по тому, что, имея небольшие поля и орошая их искусственно, получают хорошие результаты, в то время как русские часто жалуются на отсутствие урожая. Кроме того, они очень талантливые кузнецы, поскольку сами хорошо обрабатывают металлы в маленьких ручных печах. Женщины же выделывают кожи, приготовляют войлок, плетут веревки из конских волос, делают нитки из жил для пошива одежды себе и семье. Они умеют искусно вышивать тонкие узоры на одежде и обуви.
Буряты считаются отличными наездниками, и соответственно их празднества сопровождаются скачками и борьбой. Это находит отражение в их небогатом, по мнению путешественника, языке, но есть все слова выражающие понятия, которые имеющие отношение к лошадям и верховой езде. А вот с «цалованием» они не знакомы, вследствие чего данное явление не имеет отражения в языке.
Язык этого народа – монгольский, но в чистом своем виде он сохранился у племен, живущих на китайской границе и у кхалкасов, потому что они меньше всех сталкивались с другими жителями Сибири. В речи других видов этой группы можно слышать несвойственные им слова. Например, буряты, занимающие северную сторону от Байкала, заимствовали много слов из татарского языка.
Сведения, собранные ученым, свидетельствуют о том, что мужчины этого народа могут позволить себе то количество жен, которое смогут содержать, но никогда не превышают пяти. В основном, им приходится довольствоваться одной, поэтому можно предположить о небольшом количестве состоятельных людей. Автором было замечено, что «при свидании буряты обнимают друг друга; гость протягивает хозяину правую руку, которую последний сжимает обеими руками, причем, как у калмыков и монголов, взаимно раздается приветствие «эмор» (т. е. покой, мир) и «мендон»» [3, с. 17].
Маак оставил значительный след в деле географического изучения государства Российского. Все три его главных экспедиционных труда долгое время служили основными источниками знаний об обследованных им областях. Особенно долго сохраняли свое научное значение книги о Вилюйском округе. Только после Великой Отечественной войны вилюйско-оленекское междуречье было покрыто сплошной съемкой, и его изучили более подробно в связи с открытием там алмазных месторождений.
Коллекции Маака экспонировались в музее Географического общества и пользовались большим успехом. Собранные Р.К. Мааком материалы экспедиций обрабатывались при содействии Российской Академии наук в Санкт-Петербурге. Они оказались столь внушительными, что было решено назвать именем Маака 18 видов растений и 4 вида животных, включая и название рода Maackia [1]. А согласно сведениям, представленным Википедией, в честь него названы три вида бабочек – парусник Маака (Achillides maackii), бражник Маака (Marumba maacki), листовёртка-плодожорка Маака (Cydia HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Cydia_maackiana&action=edit&redlink=1"maackiana) и род деревьев семейства Бобовые – Маакия (Maackia).
«Русское географическое общество высоко оценило пионерскую деятельность своего члена. По представлению Общества в 1857 г. Маак был награжден орденом Владимира 4-й степени и пенсией 300 рублей в год» [6]. За свой вклад в науку Ричард Карлович получил высокую правительственную награду Германии.
Для современной науки данное исследование-описание является не менее ценным. Сравнивая имеющиеся данные с полученными ранее, складываются представления об изменениях и их причинах в истории и традициях бурят, и очень важно создать условия, способствующие сохранению всего лучшего, определяющего их уникальность, что является одной из главных составляющих самобытности российского государства.
Список литературы:
- Боевец М.Ю. От Шилки до Мариинского поста. Путешествие Р.К. Маака на Амур в 1855 г. – [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://museumamur.org/stati_intervyu/m_yu_boevec_ot_shilki_do_mariinskogo_posta _puteshestvie_r_k_maaka_na_amur_v_1855_g_ (Дата обращения: 21.01.2016).
- Кузнецова М.В. Начало деятельности Сибирского отдела русского Географического общества // Краеведческие записки. Иркутск. 2001. Вып. 8. С. 26–30.
- Маак Р.К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела императорского Русского географического общества в 1855 г. Р. Мааком. СПб. 1859. - 598 c.
- Половцов А.А. Русский Биографический словарь / Электронная репринтная версия – [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://rulex.ru/xPol/ (Дата обращения: 21.01.2016).
- Шульман Н.К. Путешествие Р.К. Маака по Амуру // Записки Амурского областного музея краеведения и общества краеведения. Благовещенск. Т. 4. 1958. - 116 c.
- Big-archive.ru: Большой информационный архив – [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://big-archive.ru/geography/domestic_physical_geographers/53.php (Дата обращения: 21.01.2016).
дипломов
Оставить комментарий