Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТРАДИЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА КАЗАХОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ АБЫЛХАНА КАСТЕЕВА
Личман Елена Юрьевна
доктор философии (PhD), доцент кафедры теории и методики музыкального образования,
Павлодарского государственного педагогического института
Республика Казахстан, г. Павлодар
Е-mail: lichmane@mail.ru
TRADITIONAL IMAGE OF THE WORLD OF KAZAKHS IN CREATIVE WORKS OF A. KASTEEV
Yelena Lichman
Ph.D. in History of Arts, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Music Education
of the State Pedagogical Institute,
Republic of Kazakhstan, Pavlodar
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема визуализации моделей пространственной организации, присутствующих в казахской традиционной культуре, получивших воплощение в пейзажных композициях живописца Абылхана Кастеева. Искусствоведческий анализ произведений позволил прийти к выводу, что картины художника эксплицируют этнокультурные традиции кочевого быта казахского народа, архетипы национального сознания.
ABSTRACT
In the article the problem of visualization of models of spatial organization, which performed in Kazakh traditional culture, gained implementation in landscape compositions of Abylkhan Kasteev, is considered. Critical artistic analysis of the works contributed to the conclusion thаt thе works of the artist explicate ethno cultural traditions of nomadic mode of life of Kazakh folk, archetypes of national conscious.
Ключевые слова: этнокультурные традиции казахского народа; пейзажная живопись; изобразительное искусство Казахстана.
Keywords: ethno cultural traditions of Kazakh folk; landscape painting; fine art of Kazakhstan.
В современном обществе, развитие и сохранение любой национальной культуры связано с нахождением адекватных механизмов ее трансляции, с действенностью живых традиций. Казахское искусство, вобравшее в себя художественную деятельность ранних кочевников, древнетюркских племен, современных живописцев раскрывает эстетический опыт народа, богатство его национального своеобразия посредством художественного освоения мира. Познание мира искусством та форма человеческой деятельности, в которой происходит художественное освоение действительности и передача видения мира посредством символов, знаков, образов. Основным образом полотен казахских живописцев является пространство степи.
Абылхан Кастеев первым из казахских художников визуализировал модели пространственной организации, неявно присутствовавшие в традиционной культуре. Почти во всех работах художника главная реальность – это природа, описываемая им в рамках той глубокой интуиции, согласно которой искусство рассматривается как способ единения человека с природой. Кастееву как бы генетически присущ дух земли, на которой он вырос. Его пейзажи - это, прежде всего, дорогие его сердцу картины, запомнившиеся ему с самого раннего детства. Именно отсюда и проистекает его любовь к горным и степным ландшафтам и долинам. Как отмечает известный казахстанский искусствовед Р. Ергалиева: «В рамках нового для казахов художественного самовыражения (как по технологии живописи маслом по холсту, так и по стилистике конкретно-чувственных приемов реализма) он сумел воплотить фундаментальные концепции и координаты национального мировидения. Природа, как универсум, вмещающий самую малую часть сущего в свой общий порядок [...] Под божественным куполом небесного свода разворачивается в его полотнах полное изначальной гармонии действо бытия» [1, с. 468].
Мастер всегда изображал освоенное, выведенное из хаоса пространство. Оно было наполнено конкретными предметами, повседневными действиями. Образы быта: разливающие кумыс, хлопочущие около казана женщины, сосредоточенные на своих мыслях чабаны, юрты, отары, кочевали из одной картины в другую. Художник словно неспешно исследовал окружающий мир, закрепляя за собой свою территорию [3, с. 56]. В картине «Доение кобылиц» на первом плане изображена жанровая сцена, а в глубине мы видим юрты аула, играющих детей и разные подробности жизни на джайляу. За аулом, вдали, – горная гряда замыкает пространство. Горизонт проходит посередине холста, поэтому зритель ощущает себя как бы в центре земли, природы. Над аулом и степью много света, высокого неба с легкими облаками. Пространство картины не столь глубоко, как протяженно вдоль холста. Едва ли не первым в Казахстане Абылхан Кастеев стал использовать вытянутую по горизонтали композицию, способствующую усилению ощущения степного простора, бескрайности природы. Такая трактовка пейзажа во многом выражала эпическое национальное восприятие природы.
Характерным произведением, выражающим своеобразное художественное восприятие окружающего мира, где силы природы и человеческое существование спаяны единой духовной связью, явилась картина «Колхозный той» – большая, многофигурная композиция с развернутым сюжетом, рисующая народный праздник. В кругу зрителей танцует девушка, группа колхозников пьет кумыс, сидят задумчивые аксакалы. В картине нет главного и второстепенного, все детали равнозначны, написаны с одинаковым вниманием, конкретно, достоверно, наглядно, - как в народном устном творчестве. Картина выражает характер широкого праздника, его радостное, ясное настроение, слияние жизни людей с солнечным миром природы. В ней наслаждение красотой и непрерывностью человеческого бытия.
В послевоенные годы художник отдает предпочтение акварельной технике. Темами живописных картин снова избирает жизнь людей на родной земле: «Стадо на джайляу», «Моя Родина» и многие другие. В этих полотнах органически соединились эпичность и лиризм пейзажа, панорамность и конкретность жанровых деталей. Пейзажи, как живописные, так и акварельные, отражают обновленную красоту казахстанской земли. Даже там где человек непосредственно не отображен, присутствие его ощущается зрителем.
Практика традиционного искусства, повлиявшая на методы А. Кастеева, обеспечивала возможность смотреть на мир человека и природы неторопливо, спокойно и вдумчиво, как это происходило у древних мастеров-ремесленников. Национальное мировоззрение проявилось в творчестве художника не только в темах и сюжетах картин, но и в способе живописного выражения. Панорамность взгляда, желание и умение художественно прочувствовать многообразие и единство всех элементов пространства, как подтверждение цельности бытия человека, его органичной связи с природой – вот идейные основания творчества, которые присутствуют в каждом пейзаже мастера.
Творчество Абылхана Кастеева, как всякого большого художника, не исчерпывается только национальным мироощущением. Но именно через национальное оно становится достоянием мировой культуры. По наблюдению И. Крамского, «Общечеловеческое пробивается в искусстве только сквозь национальную форму» [4, с. 40]. Пейзажные произведения Кастеева в высшем смысле гуманистичны, поскольку главные концепты его полотен являются образцами искусства в общечеловеческом масштабе. Они пронизаны поиском гармонии мира и человека, ощущением присутствия её в каждом элементе природы, в каждом моменте человеческой жизни [2, с. 24].
Характерные приёмы кастеевских пейзажей: высокий ракурс, позволяющий передавать глубину и необъятность пространства мира и, одновременно, единство и взаимообусловленность всех его частей; стремление передавать реальность, как неизменяемую и вечную ойкумену, укоренившись в пейзажах Кастеева, станут важными чертами его творчества в целом. Такая трактовка природы окажет основополагающее влияние на национальную живописную школу в целом. Именно в нём сосредоточены мировоззренческие концепты, ярче всего выражены философские константы национального сознания, своими внутренними связями укоренённого в природе [5, с. 61].
Пейзажный жанр в творчестве Кастеева прошёл различные эволюционные этапы – от тематических сюжетов бытописания картин традиционного уклада жизни, в которых пейзаж играл только роль фона, позже – среды, до зрелых пейзажных произведений, построенных на личном переживании моментов жизни природы, на глубоком ощущении идентичности гармонии внутреннего мира человека и окружающего его природного универсума. Всеохватность художественного взгляда А. Кастеева, умение передать целостность мира в органичной взаимосвязи всех его элементов, делает его выдающимся эпическим живописцем Казахстана. Эпическая линия в пейзажном жанре, благодаря А. Кастееву, впоследствии станет одним из самых ярко обозначенных направлений и продолжится в творчестве многих мастеров казахской живописи.
Список литературы:
- Ергалиева Р. Концепты традиционного сознания и современная казахская живопись Алматы: КазНПУ им. Абая. – 2006. – С. 462–469.
- Ергалиева Р.А. Ерболат Толепбай / Мастера изобразительного искусства Казахстана / Р.А. Ергалиева. – вып. 3. – Алматы, 2004. – 230 с.
- Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. – Алматы: Гылым, 1993. – 264 с.
- Крамской И.Н. Об искусстве / И.Н. Крамской. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 176 с., ил.
- Сабитов А.Р., Турганбаева Л.Р. Пространственное представление «равнина» как невидимая сфера, круг, восьмиугольник // Мировоззренческо-методологические проблемы современной науки и образования: межвузовский сборник научных трудов, посвященных 20-летию КазГАСА. Часть II. – Алматы: Каз ГАСА, 2000. – C. 83–89.
дипломов
Оставить комментарий