Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ БАРОККО НА АРХИТЕКТУРУ МЕКСИКИ XVI–XVIII ВВ.
Смирнова Наталья Борисовна
д-р пед. наук, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики преподавания, доцент
Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева
РФ, г. Чебоксары
E-mail:
Вишневская Анастасия Юрьевна
студент
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева ФХиМО
РФ, г. Чебоксары
E-mail: vishnyak-nastya@mail.ru
BAROQUE TRADITIONS INFLUENCE ON THE ARCHITECTURE OF MEXICO IN XVI-XVIII CENT.
Natalia Smirnova
Doctor of Pedagogical Sciences, Head of Fine Arts and Teaching Methods Chair,
Associate Professor of Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev,
Russia, Cheboksary
Anastasia Vishnevskaya
student
of the Chuvash State Pedagogical University named by. I.Ya. Yakovlev
Russia, Cheboksary
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается общий обзор истории становления самобытного архитектурного стиля Мексики в колониальный и постколониальный период. Цель статьи заключается в изучении влияний традиций барокко на архитектуру Мексики XVI–XVIII вв., раскрытие своеобразие культуры Мексики, также особенностей мексиканского зодчества. При написании статьи использовались методы сравнительного анализа, типологически-системный и метод интерпретации. С помощью этих методов была выявлена синонимическая близость между языком декора европейской барочной архитектуры и архитектуры доиспанской. Особое внимание уделяется характеристике построек, созданных в это время и эстипите – одному из определяющих элементов мексиканского барокко.
ABSTRACT
The article offers an overview of the formation history of Mexico distinctive architectural style during the colonial and post-colonial period. The purpose of the article is to examine the influence of baroque traditions on the Mexico architecture of XVI–XVIII centuries; the disclosure of the uniqueness of Mexico culture and features of Mexican architecture. When writing this article, the comparative analysis of the methods, typological system methods and interpretation methods were used. With the help of these methods, synonymous affinity between the language of European baroque architecture of decoration and architecture of the pre-Hispanic has been identified. Particular attention is paid to the characteristics of the buildings created at that time and estipite - one of the defining elements of Mexican baroque.
Ключевые слова: колониальный период; эстипите; барокко.
Keywords: colonial period; estipite; Baroque.
Сегодня в мире уделяется повышенное внимание национальным и региональным особенностям. Целью написания данной статьи является изучение влияния традиций барокко на архитектуру Мексики XVI–XVIII вв., раскрытие своеобразия культуры Мексики. В частности изучение истории развития строительства в колониальный период; демонстрация особенностей средневековой мексиканской архитектуры на примере конкретных построек (дворцов, резиденций правителей, культовых сооружений и т. д.), а так же демонстрация взаимовлияние архитектуры барокко и мексиканского зодчества XVII–XVIII вв.
Пересечение двух миров, двух культур и цивилизаций имело разные последствия. Колонизацию невозможно представить без взаимопроникновения и взаимовлияния пусть даже таких разных культур как мексиканская и испанская. В целом же, после открытия Нового Света, развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица Земли.
Уже в начале колониального периода в Мексике стал складываться свой вариант европейской архитектуры. Особенно своеобразной была культовая архитектура «индейских» областей. Католический храм в своем испанском варианте на мексиканской земле претерпел ряд значительных изменений. Храмы, создаваемые в Мексике, уходили довольно далеко от своего прообраза – испанского храма. В большинстве случаев местные зодчие не понимали принципа готической конструкции сводов: они применяли свод ложный, образованный выступающими одна над другой плитами перекрытия (аналогичный ложный свод мы встречаем в крито-микенской архитектуре). Ребра нервюр были всего лишь имитацией конструкции, декором [6, c. 73]. Уже в этом кроется принципиальное отличие колониальной мексиканской архитектуры от европейской – частая подмена конструкции декорацией.
Вся история архитектуры Мексики с древнейших времен до современности отмечена тяготением к декоративности, что особенно сказалось в решении фасадов зданий. «При декоративном членении фасад ведет существование как бы независимое от скрытого им пространства». Эта декоративность сказывается в полихромии, столь излюбленной как индейцами, так и испанцами, но, пожалуй, больше всего в декоре, прихотливо членящем массивные, с редкими окнами плоскости стен [1, c. 58].
Принципы европейского барочного декора воскресили принципы декора докортесовой архитектуры. Вряд ли правомерно употреблять термин «барокко» при характеристике отдельных периодов неевропейских культур, но, пожалуй, действительно существует известная синонимическая близость между языком декора европейской барочной архитектуры и архитектуры доиспанской (в частности, майяской). Эта близость заключается в одном и том же столь характерном для обеих архитектур резком контрасте «между выступающими и углубленными частями каменной мозаики», создающем игру светотени. Обе архитектуры пользовались одним и тем же методом пластического расчленения стены: накладыванием рельефа на ее плоскость. Противоположный метод, заключающийся во врезывании в толщу стены, «отнимании у нее последовательного ряда слоев», характерен для арабской архитектуры и ярко проявился в мудехаре.
В мексиканском барокко преобладал «пластичный» метод, но иногда зодчие совмещали оба. Характерным примером может служить собор в Сакатекасе (1734–1752). Он, как и большинство мексиканских храмов, выполнен из красноватого камня, что само по себе создает декоративный эффект. Западный, главный фасад построен на контрасте гладких боковых частей и сплошь покрытой декором центральной части. Последняя значительно выступает вперед: кажется, она создана отдельно и приставлена к гладкой стене. Чрезвычайно пышная, насыщенная каменная резьба, выполненная с невероятным мастерством, сверху донизу покрывает всю плоскость фасада. А архитектурные детали богато декорированы. Причем традиционные европейские мотивы – виноградные лозы, листья аканта – тесно переплетаются с индейскими [5, c. 87]. В оформлении фасада собора в Сакатекасе зодчие использовали элементы различных стилей: готическая роза соседствует с многолопастной арабской аркой портала; статичная круглая скульптура, помещенная в ниши – с обильным резным орнаментом, в основном растительным. Характерная для испанского зодчества любовь к заполнению любой поверхности орнаментом доведена здесь до предела. Орнаментом покрыты как сами колонны, теряющие свою тектонику, так и пространства между ними. Орнаментальный декор этого и многих других храмов напоминает как вязь арабской архитектуры, так и низкие рельефы доиспанской [2, c. 65].
В архитектуре столичной школы, до этого наиболее строго следовавшей за образцами зодчества метрополии, к 30–70-м годам XVIII в. декоративность также приобретает ведущий характер, в это время «ордер утрачивает всякое сходство с каноническими формами». Появляется эстипите – один из определяющих элементов мексиканского барокко. Возникший в Испании в конце XVII в. (его изобретатель – архитектор Хосе Чурригера), где он применялся в мелких архитектурных формах, эстипите прочно вошел в большую архитектуру Мексики. Эстипите – это совокупность нанизанных друг на друга отдельных, разъятых элементов ордерной системы. Схематично его можно описать так: на высокую базу вершиной вниз помещена усеченная пирамида, на ней покоится куб, на нем вершиной вверх еще одна усеченная пирамида [4, c. 269]. Одно из первых сооружений, в оформлении фасада которого было применено эстипите – церковь Саграрио Метрополитано (1749–1768, архитектор Лоренсо Родригес) в городе Мехико.
Из столицы эстипите быстро распространилось и по другим городам Мексики. В те же годы в Пуэбле была построена церковь Сан Франсиско (1743–1767), в которой эстипите применено в оформлении западного фасада. Эта церковь имеет еще одну характерную черту мексиканского декора XVIII в. – использование многоцветных изразцов. Особенно часто изразцовые панно встречаются в архитектуре Пуэблы, где они сохраняются вплоть до 30-х годов XIX в.
Вся гражданская архитектура XVIII в. очень декоративна: в ней широко применялись полихромия, лепной и резной декор. Популярен ярко-красный пигмент, который составлялся из мела и местной глины. В отделке стен могут использоваться сильные, живые оттенки розового и оранжевого. Часто лестница становиться архитектурной доминантой интерьера, напоминая о геометрических формах древней сооружений. В декоративном оформлении интерьера мексиканских домов часто используется широкий спектр синего цвета, включая ультрамариновый и лазурный, выступающими символами моря и неба у народов древней Америки [3, c. 157]. Типичные для Мексики сочетания цветов (например, розового и оранжевого или оранжевого и голубого или зеленного) казалось бы режут глаз, но цвет здесь служит архитектуре, приглушает ее асимметричность, расширяет и сжимает пространство, усиливает архитектурные акценты.
К концу колониального периода барокко в Мексике вырождается, а затем и вовсе угасает. Его постепенно вытесняет классицизм, который становится доминирующим направлением в мексиканской архитектуре, особенно после завоевания Мексикой политической независимости от Испании. Молодые нации хотели быть вовлеченными в мировой исторический процесс, мечтали приобщиться к передовой европейской культуре, с которой у них ассоциировалась культура Франции. Весь XIX в. в Мексике – это стремление впитать в себя новейшие достижения Европы.
Список литературы:
- Кинжалов P.В. Культура древних майя / Р.В. Кинжалов. – СПб.: Наука, 1999. – 137 с., илл.
- Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки / Е.И. Кириченко. – М.: Искусство, 1972, – 144 с., илл.
- Козлова Е.А. Очерки истории латиноамериканского искусства. Ч. 1: XVI–XVIII века / Е.А. Козлова. – М.: М., 1997, – 240 с., илл.
- Полевой В.М. Искусство стран Латинской Америки / В.М. Полевой. – М.: Искусство, 1967, – 259 с., илл.
- Селиванов В.Н. Культура колониальной Мексики / В.Н. Селиванов. – М.: Просвещение, 1979, – 148 с., илл.
- Шелешнева Н.А. Архитектура Мексики (краткий исторический очерк) / Н.А. Шелешнева. – М.: Просвещение, 1998. – 208 с., илл.
дипломов
Оставить комментарий