Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жовква О.И. ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


 


ОСОБЕННОСТИ  ОБЪЕМНО  –  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  КОМПОЗИЦИИ  ДУХОВНЫХ  УЧЕБНЫХ  КОМПЛЕКСОВ


Жовква  Ольга  Ивановна


канд.  архитектуры,  доцент  кафедры  Киевского  национального  университета  строительства  и  архитектуры, 
Украина,  г.  Киев


E-mail:  glavarch@ukr.net


 


PECULIARITIES  OF  VOLUMETRIC  AND  SPATIAL  COMPOSITION  OF  ECCLESIASTICAL  EDUCATIONAL  COMPLEXES


Olga  Zhovkva


candidate  of  Architecture,  Associate  Professor  of  Kiev  National  University  of  Construction  and  Architecture, 
Ukraine,  Kiev


 


АННОТАЦИЯ


Целью  исследования  является  определение  основных  видов  объемно-пространственной  композиции  духовных  учебных  заведений  и  приемов  их  расположения  в  структуре  города.  Исследование  проводилось  с  использованием  методов:  сравнительного  анализа,  системного  и  исторического  подходов,  метода  экспериментального  проектирования  и  моделирования.  В  результате  исследования  предлагаются  виды  объемно-пространственной  композиции  духовных  учебных  комплексов.  Также  определены  приемы  их  размещения  в  структуре  города.  Результаты  исследования  позволят  гармонизировать  архитектуру  духовных  учебных  комплексов. 


ABSTRACT


The  aim  of  research  is  to  identify  main  types  of  volumetric-spatial  composition  of  ecclesiastical  educational  institutions  and  practices  of  their  location  in  the  city  structure.  Research  is  conducted  with  the  use  of  methods:  a  comparative  analysis,  systemic  and  historical  approaches,  the  method  of  experimental  design  and  modeling.  Resulting  from  research  types  of  volumetric-spatial  composition  of  ecclesiastical  educational  complexes  are  offered.  In  addition,  methods  of  their  placement  in  the  structure  of  the  city  are  identified.  Research  results  allow  harmonizing  the  architecture  of  ecclesiastical  educational  complexes. 


 


Ключевые  слова:  духовные  учебные  комплексы;  бъемно-пространственная  композиция;  универсальное  пространство;  приемы  размещения;  городская  среда. 


Keywords:  ecclesiastical  educational  complexes;  volumetric-spatial  composition;  universal  space;  methods  of  placement;  urban  environment. 


 


Введение.  В  Украине  функционирует  достаточно  широкая  сеть  духовных  учебных  заведений  различных  конфессий.  В  ходе  исследования  было  проведено  обследование  многих  функционирующих  объектов  и  выявлено,  что  одной  из  основных  проблем  является  несоответствие  качества  архитектурной  среды  заведений  современным  требованиям  к  учебному  процессу,  поскольку  большинство  из  них  работает  в  приспособленных  зданиях  непредназначенных  для  проведения  образовательного  процесса. 


Исследования  натолкнули  на  мысль  о  необходимости  проведения  поисков  особенностей  формирования  архитектуры  современных  духовных  учебных  заведений,  формирования  нового  типа  -  комплекса.  Духовный  учебный  комплекс  –  это  качественно  новое  заведение,  которое  интегрирует  в  своем  составе  трехуровневое  образование  (начальное,  среднее,  высшее)  с  возможностью  обеспечить  полный  цикл  жизнедеятельности  воспитанников,  а  также  возможность  проведения  внеурочной  работы.  Данный  подход  к  проектированию  современных  духовных  учебных  заведений  можно  считать  достаточно  актуальным  в  условиях  ограниченности  земельных  ресурсов.  Размещение  на  одной  территории  комплекса  заведений,  способных  предоставлять  начальное,  среднее  и  высшее  духовное  образование,  а  также  обеспечить  комфортное  пребывание  в  заведении  воспитанников  в  современных  условиях  можно  считать  перспективным  подходом  к  формированию  духовных  учебных  заведений. 


С  архитектурной  точки  зрения  данный  комплекс  должен  представлять  собой  учебно-просветительско-миссионерский  городок  с  жилыми,  административными,  досуговыми,  спортивными  корпусами,  сакральным  сооружением  и  требует  поисков  новых  и  современных  объемно-пространственных  и  архитектурных  решений.


Анализ  последних  источников.  Исследование  базируется  на  работах  ученных  различных  областей  науки.  Среди  них:  философские  работы  Г.  Гегеля,  Х.  Гадамера  [5;  3];  научные  труды  по  искусству  и  культуре  Г.  Вагнера,  Н.  Урсу  [2;  15];  работы  в  области  религии  П.  Флоренськиого,  Д.  Поспеловського  [16;  13];  работы  по  всемирной  истории  и  истории  Украины,  истории  сакральной  архитектуры  и  истории  Церкви;  научные  работы  по  истории  и  теории  архитектуры  А.  Бунина  и  Т.  Саваренской,  А.  Иконникова,  А.  Гутнова,  В.  Чепелика  [1;  11;  7;  18],  а  также  труды,  посвященные  изучению  архитектуры  духовных  учебных  заведений  и  сакральных  сооружений  Ш.  Шукурова.,  Н.  Халитова,  Т.  Жуковой,  Р.  Стоцько.  и  В.  Проскурякова,  О.  Жовквы  [19;  17;  10;  14;  9].


Актуальные  вопросы  относительно  развития  архитектуры  мусульманских  культовых  сооружений  (мечетей)  рассматриваются  в  книге  Ш.  Шукурова  «Архитектура  современной  мечети».  В  работе  рассматривается  вопрос  становления  архитектуры  данных  сакральных  сооружений  с  учетом  взаимодействия  традиций  и  новаций,  прошлого,  нынешнего  и  будущего  в  архитектурном  образе  мечети  [19,  с.  149–198]. 


В  диссертации  Т.  Жуковой  «Медресе  Средней  Азии.  Генезис,  эволюция,  современное  использование»  осуществлена  типологическая  характеристика  архитектурного  облика  зданий  среднеазиатских  медресе,  а  также  выявлены  особенности  их  функционирования  в  современных  условиях.  Автором  изучена  эволюция  медресе,  произведена  типологическая  классификация,  сделаны  предложения  относительно  новых  функций  и  определены  критерии  подбора  функций  для  зданий  медресе  [10,  с.  16–20]. 


В  монографиях  Р.  Стоцько,  В.Проскурякова  «Архитектура  духовных  образовательных  учреждений  Греко-Католической  Церкви»  и  О.  Жовквы  «Архитектура  православных  духовных  учебных  заведений  Украины»  авторами  проведено  исследование  архитектуры  духовных  учебных  заведений  католической  и  православной  конфессий,  проведена  их  классификация,  а  также  изучена  типология  [14,  с.  45–57,  9,  с.  73–85]. 


Данные  исследования  в  целом  дают  возможность  увидеть  степень  изученности  вопроса  формирования  архитектурной  композиции  духовных  учебных  заведений  и  прийти  к  выводу,  что  вопрос  формирования  объемно-пространственной  композиции  духовных  учебных  заведений  и  комплексов  требует  всестороннего  изучения  и  подготовки  соответствующих  научных  положений  и  рекомендаций  относительно  проектирования.


Методика.  Исследование  базируется  на  подходах,  которые  рассматривают  архитектуру  духовных  учебных  комплексов,  как  сложное  системное  явление,  для  изучения  которого  также  необходимо  подключить  смежные  науки.  В  ходе  исследования  использовался:  метод  натурного  обследования  духовных  учебных  заведений  Украины  и  зарубежья;  метод  анкетного  опроса;  метод  сравнительного  анализа,  а  также  метод  экспериментального  проектирования  и  моделирования.


Целью  исследования  является  рассмотрение  нового  типа  духовного  учебного  заведения  –  духовного  комплекса,  как  системы  с  определением  функционального  состава  объекта,  основных  видов  объемно-пространственной  композиции  и  приемов  размещения  в  структуре  города  с  использованием  метода  комбинаторности  блоков. 


Основной  материал  исследования.  В  современных  условиях  на  первый  план,  как  одна  из  основных,  выходит  тенденция  укрупнения  и  интеграции  духовных  учебных  заведений.  Процесс  оптимизации  работы  духовных  учебных  заведений  является  непрерывным.  Динамика  изменения  методов  обучения  стимулирует  поиски  новых  типов  учебных  заведений  и  новых  функционально-планировочных  решений.  Тенденция  укрупнения  заведений  определяет  такое  направление  развития  функционально-планировочной  структуры  духовных  учебных  заведений,  как  расширение  функций.  Безусловно  сегодня  наиболее  качественное  духовное  образование  можно  получить  в  крупных  заведениях,  дающих  возможность  осуществлять  комплексное  обучение.  Кооперирование  в  одном  комплексе  заведений  разного  уровня  образования  (школа,  училище,  семинария  и  академия)  позволит  повысить  уровень  духовного  образования,  рациональнее  организовать  учебный  процесс,  экономить  территориальные  ресурсы.


Следует  отметить,  что  интеграция  духовных  учебных  заведений  делает  возможным  их  объединение  в  одно  образование,  результатом  чего  является  создание  духовного  учебного  комплекса,  как  качественно  новой  функционально-планировочной  структуры,  интегрирующей  в  себе  разные  уровни  духовного  образования.


Также  хотелось  бы  отметить,  что  постепенная  интеграция  культовых  сооружений  с  зданиями  или  помещениями  различного  функционального  назначения,  создание  парафияльных  культурных  центров  уже  долгие  годы  является  распространенным  явлением  на  Западе.  Так,  например,  церкви  также  становятся  своеобразными  культурными  центрами,  где  кроме  культового  сооружения  функционируют  школы,  досуговые,  просветительские,  административные  помещения  и  т.  д.  [14,  с.  11–45].


Что  касается  комбинаторности,  то  следует  отметить,  что  проектирование  на  основе  блочной  структуры  наиболее  характерно  для  многофункциональных  комплексов,  какими  можно  считать  и  духовные  учебные  комплексы.  Духовные  учебные  комплексы  рекомендуется  формировать  из  6–7  основных  блок-зданий:  сакрального,  учебного,  административно-  хозяйственного,  досугового,  жилого,  спортивного,  универсального.  Предложенная  методика  формирования  блочной  структуры  духовного  учебного  комплекса  конечно  же  не  универсальный  способ,  способный  изменить  систему  проектирования.  Предложенный  метод  поможет  расширить  возможности  проектировщика  при  организации  ансаблевой  застройки,  повысит  градостроительную  маневренность.


Суть  предложенного  метода  заключается  в  разработке  единой  номенклатуры  блок-зданий  с  учетом  возможности  их  дальнейшего  блокирования  в  различные  виды  объемно-пространственной  композиции.  Набор  блок-зданий  дает  возможность  путем  блокировки  создать  различные  композиционные  схемы:  линейную,  угловую,  радиальную,  со  свободным  размещением  блоков  и  т.  д.  Также  предлагается  использовать  следующие  виды  объемно-пространственной  композиции  духовных  учебных  комплексов:  замкнутая,  полузамкнутая,  открытая,  а  также  компактный,  павильонный  и  блочный  приемы  размещения  комплексов  на  участке  проектирования.


Различные  виды  композиций  создаются  из  одного  и  того  же  набора  выше  указанных  блоков.  Количество  вариантов  также  может  быть  увеличено  за  счет  комбинирования  указанных  видов  композиций  в  более  сложные  виды.


Таблица  1.


Виды  объемно-пространственной  композиции  духовных  комплексов







Полуоткрытая  композиция



Открытая  композиция


 


Каждое  блок-здание  универсально  по  своему  архитектурному  решению,  что  позволяет  организовать  в  габаритах  одного  блока  работу  однородных  планировочных  структур  (учебных  классов,  аудиторий,  мастерских),  формируя,  таким  образом,  учебный  блок.  В  случае  необходимости  в  данном  универсальном  блоке  можно  организовать  работу  административных  или  досуговых  помещений,  формируя  административные  или  досуговые  блоки. 


При  компактном  приеме  организации  основных  блоков  духовных  учебных  комплексов  архитектурно-пространственная  композиция  комплекса  имеет  замкнутый  характер.  Такой  вид  композиции  целесообразно  применять  при  проектировании  монофункциональных  городских  духовных  учебных  комплексов.


Соответственно  при  павильонном  приеме  создаются  духовные  учебные  комплексы  с  открытой  пространственной  композицией  имеющие  предпосылки  к  дальнейшему  развитию  композиции.  При  помощи  открытых  объемно-пространственных  композиций  целесообразно  формировать  большие  и  крупные  загородные  духовные  учебные  комплексы.


В  основу  блочного  и  комбинированного  приема  организации  заложен  принцип  блокировки  основных  зон  и  блоков.  Блочные  и  комбинированные  духовные  учебные  комплексы  формируются  по  полузакрытым  пространственным  композиционным  схемам. 


Использование  данных  видов  объемно-пространственной  композиции  позволит  максимально  учитывать  природно-климатический  фактор  при  проектировании.  Так,  на  территориях  с  умеренным  климатом  и  сейсмической  активностью  целесообразно  проектировать  павильонные  духовные  учебные  комплексы  с  полуоткрытой  объемно-пространственной  композицией.  На  территориях  с  активным  перепадом  отметок  рельефа,  сложной  геологией,  но  хорошими  климатическими  условиями,  необходимо  проектировать  блочные  комплексы  с  использованием  открытой  объемно-пространственной  композиции  с  терассами  и  лоджиями  для  отдыха  и  досуга.


В  регионах  с  неблагоприятными  экологическими  условиями  целесообразно  проектировать  компактные  духовные  учебные  комплексы  с  замкнутой  объемно-пространственной  композицией  с  атриумами  и  зимними  садами.


Композиционные  схемы  духовных  учебных  комплексов  могут  быть  симметричными,  ассиметричными.  Такие  «чистые»  симметрические  формы,  как  квадрат,  прямоугольник,  крест,  круг  могут  быть  использованы  при  формировании  сакрального  ядра  комплекса  как  христианских,  так  и  мусульманских  и  иудейских  конфессий  [19,  с.  57–71].  Ассиметричная  композиционная  схема  позволит  сформировать  архитектуру  комплекса  с  возможностью  дальнейшего  развития  и  увеличения  мощности  учебного  заведения.


Важной  характеристикой  восприятия  архитектурной  композиции  духовного  учебного  комплекса  выступает  выразительность  и  образность  силуэта.  Доминантой,  которая  придаст  пространственным  композиционной  схеме  выразительности  и  поможет  сделать  ее  гармоничной,  может  выступать  объем  сакрального  ядра,  как  квинтэссенция  всего  комплекса.


Гармонизации  и  согласованности  духовных  учебных  комплексов  с  окружающей  средой  способствует  создание  визуальной  связи  с  окружающей  застройкой,  которая  достигается  такими  композиционными  средствами,  как  продолжение  ритма  застройки  и  создание  эмоционально-психологического  контраста  с  окружением  [12,  с.  198–220].


Заключение.  Таким  образом  для  достижения  художественной  выразительности  архитектуры  духовных  учебных  комплексов  при  проектировании  целесообразно  применять  упомянутые  выше  виды  объемно-пространственной  композиции  –  замкнутую,  полузамкнутую,  открытую,  а  также  компактный,  павильонный,  блочный  приемы  их  размещения  на  участке  проектирования.  Данные  виды  композиции  позволят  максимально  реагировать  на  природно-климатический  фактор,  повысить  уровень  энергоэффективности  комплексов,  улучшить  качество  архитектурных  решений. 


 


Список  литературы:

  1. Бунин  А.В.,  Саваренская  Т.Ф.  История  градостроительного  искусства:  В  2  т.  –  М.:  Стройиздат,  –  1979.  –  Т.  1  –  496  с. 
  2. Вагнер  Г.К.  Искусство  мыслить  в  камне.  –  М.:  Наука,  1996.  –  256  с.
  3. Гадамер  Х.Г.  Истина  и  метод:  основы  философии  герменевтики.  –  М.:  Прогресс,  1988.  –  700  с.
  4. Гайдученя  А.А.  Динамическая  архитектура:  Основные  направления,  развитие,  методы.  –  К.:  Будівельник,  1983.  –  96  с. 
  5. Гегель  Г.В.Ф.  Философия  религии:  В  2  т.  –  М.:  Мысль,  1976.  –  240  с.
  6. Грушевський  М.С.  Из  истории  религиозной  мысли  на  Украине  (Украинское  евангельское  объединение  в  Северной  Америке).  –  К.:  Образование,  1992.  –  192  с.
  7. Гутнов  А.Э.  Мир  архитектуры:  язык  архитектуры.  –  М.:  Мол.  гвардия,  1985.  –  351  с.
  8. Ежов  В.И.  Технология  проектирования  школьных  комплексов.  –  М.:  ЦНТИ  по  гражданскому  строительству  и  архитектуре,  1977.  –  62  с. 
  9. Жовква  О.І.  Архитектура  православных  духовных  учебных  заведений  в  Украине.  –  Черновцы:  ТОВ  Друк  Арт,  2009.  –  192  с.
  10. Жукова  Т.Ф.  Медресе  Средней  Азии.  Генезис,  эволюция,  современное  использование:  Автореф.  дис.  канд.  арх.  –  СПб.,  1992.  –  24  с.
  11. Иконников  А.В.  Основы  архитектурной  композиции.  –  М.:  Искусство,  1971.  –  224  с.
  12. Кишик  Ю.Н.  Силуэт  города:  развитие  системы  высотных  доминант/  Ю.Н.  Кишик.  –  Минск:  Беларусская  навука,  2014.  –  327  с.
  13. Поспеловский  Д.В.  Русская  Православная  Церковь  в  ХХ  веке.  –  М.:  Республика,  1995.  –  511  с.
  14. Стоцько  Р.З.,  Проскуряков  В.И.  Архитектура  духовных  образовательных  учреждений  Украинской  Греко-Католической  Церкви:  Монография.  –  Л.:  Издательство  Национального  университета  «Львовская  политехника»,  2009.  –  160  с. 
  15. Урсу  Н.О.  Художественное  наследие  доминиканского  ордена  на  территории  Украины  ХVІІ–ХІХ  ст.  –  Каменец-Подольский:  Издательство  ПП  Зволлейко  Д.Г.,  2007.  –  368  с.
  16. Флоренский  П.А.  Избранные  труды  по  искусству.  –  М.:  Мысль,  1996.  –с.  224.
  17. Халитов  Н.Х.  Мусульманская  культовая  архитектура  Волго-Камья  с  ЫХ  до  начала  ХХ  века  (Генезис,  этапы  развития,  закономерности  типо-  и  формообразования):  Автореф.  дис.  док.  арх.  –  М.,  1992.  –  52  с.
  18. Чепелик  В.В.  Украинський  архитектурный  модерн  /Редактор  З.В.  Моисеенко-Чепелик.  –  К.:  КНУСА,  2000.  –  378  с. 
  19. Шукуров  Ш.М.  Архитектура  современной  мечети.  Истоки.  –  М.:  Прогресс  –  Традиция,  2014.  –  232  с. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.