Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Демьяненко И.В. ПРИРОДА И ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ЮГРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПРИРОДА  И  ЭТНИЧЕСКИЕ  МОТИВЫ  ЮГРЫ  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  СОВРЕМЕННЫХ  ХУДОЖНИКОВ  ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА

Демьяненко  Иван  Владимирович

преподаватель  кафедры  архитектуры,  дизайна  и  декоративного  искусства,

Нижневартовский  государственный  университет

РФ,  г.  Нижневартовск

E-mailD.Ivan-84@mail.ru

 

NATURE  AND  ETHNICAL  MOTIFS  OF  UGRA  IN  CONTEMPORARY  KHANTY-MANSI  AUTONOMOUS  OKRUG  ARTISTS’S  WORKS

Ivan  Demyanenko

lecturer  of  the  Department  of  Architecture  Design  and  Decorative  Arts,

Nizhnevartovsk  State  University

Russia,  Nizhnevartovsk

 

АННОТАЦИЯ

Краткий  обзор  и  анализ  произведений  современных  художников  Ханты-Мансийского  округа  позволяет  проследить  тенденции  современного  искусства  в  регионе,  неразрывно  связанные  с  самобытной  природой  и  историей  Югры.  Большинство  упомянутых  художников  участвовали  в  Международном  пленэре  «ART-UGRA»,  проходившем  в  2007  г.  на  теплоходе,  во  время  плавания  от  Ханты-Мансийска  до  Березово.  Автор  статьи,  участник  пленэра,  имел  возможность  наблюдать  за  процессом  создания  произведений,  тесно  общаться  с  их  авторами  и  посетить  итоговую  выставку  работ.    

ABSTRACT

Overview  and  analysis  of  the  works  of  contemporary  artists  of  the  Khanty-Mansi  Autonomous  Okrug  allows  to  track  trends  of  contemporary  art  in  the  region,  inextricably  linked  with  the  distinctive  nature  and  history  of  Ugra.  Most  of  the  mentioned  artists  took  part  in  the  international  plein  air  "ART-UGRA"  held  in  2007  on  the  ship  during  the  voyage  from  Khanty-Mansiysk  to  Berezovo.  The  author,  a  member  of  the  plein  air,  had  the  opportunity  to  observe  the  process  of  creating  works  closely  communicate  with  their  authors,  and  visit  the  final  exhibition  of  works.

 

Ключевые  слова:  художники;  объемно-пространственное  мышление;  современность;  пространство. 

Keywords:  artists;  volume-spatial  thinking;  modernity;  space.

 

Югра  –  Древняя  Земля  со  своим  особым  духовным  миром,  в  котором  переплетены  древние  верования  урало-обских  таежных  угров  и  представления  современных  охотников  и  рыболовов,  живущих  в  гармонии  с  природой. 

Современная  культура,  безусловно,  взаимосвязана  с  самобытными,  образами  древних  культов  неба  и  земли,  но  вместе  с  тем,  она  порождает  новые  образы,  связанные  с  особенностями  мировосприятия  современного  человека,  так  как  стремительно  меняющаяся  картина  мира  –  интернет,  сотовая  связь,  новые  технологии  кардинально  преобразили  восприятие  времени,  пространства,  скорости.  Творческий  человек  субъективен  в  своих  переживаниях,  впечатлениях  и  стремится  по-своему  отразить  это  в  своем  искусстве. 

Художники  Югры  работают  во  всех  жанрах  изобразительного  искусства.  На  выставочных  площадках  можно  видеть  живопись  и  графику,  скульптуру  и  декоративную  керамику,  художественный  текстиль,  мозаику  и  дизайнерские  объекты.  Большинство  авторов  обладают  ярко  выраженной  индивидуальностью,  но  объединяющим  свойством  всех  творческих  людей  является  желание  художественно-образным  языком  передать  свое  отношение  к  пространственному  и  духовному  миру  Югры,  желание  понять  эту  землю,  питаемую  древними  токами. 

Север  имеет  особую  изобразительную  притягательность.  Пространства  неба  и  воды,  белые  ночи  и  прозрачный  колорит  световоздушной  среды  по-разному  воздействует  на  художников,  и  у  каждого  из  них  есть  своя  гармоническая  тональность.  Реализм  –  это  извечно  присущее  искусству  качество,  состоящее  в  признании  приоритета  природы  и  пространства.  Одни  пейзажисты  Югры  в  своих  произведениях  прибегают  к  масляной  плотно-тональной  живописи,  другие  к  акварели,  основанной  на  полутонах,  передаче  мягкости  и  воздушности  форм,  призванных  в  пейзаже  выражать  переходные  состояния  природы.  В  таких  направлениях  –  работы  художников  Александра  Визеля  (г.  Ханты-Мансийск),  Александра  Александрова,  Сергея  Невдашева,  (г.  Сургут),  Владимира  Видинеева  (г.  Нижневартовск).  В  работах  этих  авторов  сама  жизнь  природы,  ее  изменчивость  и  движение  выражают  чувства  человека,  порой  едва  уловимых  настроений. 

Другая  группа  художников  работает  в  иной  живописной  традиции,  которая  предполагает  смелую  деформацию  природных  форм,  перерождение  их  в  визуальный  знак,  в  символ.  Иногда  в  живописи  виден  тот  природный  мотив,  который  лежал  в  основе  впечатления,  –  таковы  работы  Владимира  Колова  (г.  Ханты-Мансийск),  Надежды  Щетининой  (г.  Тюмень),  но  иногда  художник  перерабатывает  этот  мотив  до  полного  растворения  в  цветовой  композиции,  и  тогда  лишь  название  отсылает  зрителя  к  реальной  ситуации.  Таковы  композиции  Александра  Новика  (г.  Тюмень),  Александра  Седова  (г.  Лангепас),  Александра  Бачурина  (г.  Ханты-Мансийск).

Живописная  система  заслуженного  художника  России  Геннадия  Райшева  (г.  Ханты-Мансийск)  складывалась  на  протяжении  многих  лет.  Обращение  к  символам,  мифам  и  архетипам  лежит  в  основе  его  многомерного  творчества.  При  этом,  выбранная  художником  условность  изобразительного  языка  представляется  как  единство  возможной  и  органичной  для  воспроизведения  человеком  родовых  представлений  о  мироздании.  Произведения  Геннадия  Райшева  стали  живописной  поэмой,  прочитывая  условный  язык  которой  можно  черпать  достоверные  сведения  о  людях,  их  непередаваемых  свойствах,  о  характерных  чертах  местности  до  космической  проекции  Югорской  земли  в  пространстве.

Однако  нынешние  времена  принесли  художнику  компьютерные  технологии,  позволяющие  аудиовизуальными  средствами  приблизиться  к  показу  рождения  духовного  из  материального.  К  этому  уровню  пришел  Владимир  Бугаев  (г.  Ханты-Мансийск).  В  настоящее  время  он  занимается  концептуальными  проектами  археологической  направленности,  где  осознание  времени  и  пространства  в  визуальных  образах  представляется  как  преодоление  разрыва  культур  прошлого  и  настоящего.  Владимир  Бугаев  относится  к  той  плеяде  художников,  творческая  судьба  которых  складывалась  непросто,  но  он  всегда  верен  своей  позиции  в  искусстве. 

Пожалуй,  наиболее  «далеко»  отошли  от  системы  видимого  мира  художники  из  «зарубежья»,  присутствовавшие  на  международном  пленэре  «ART-UGRA».  Путешествие  на  теплоходе  от  Ханты-Мансийска  до  Березово  запечатлела  в  своеобразном  дневнике  –  в  оригинальном  многометровом  свитке  Мария  Мяркяля  (Финляндия),  а  Александр  Бобкин  (Голландия)  создал  целую  серию  небольших  рисунков  в  технике  масляной  пастели,  в  которых  надпись  и  изображение  играют  почти  равную  роль.

Исследуя  пространственные  образы  Югры  в  произведениях  современных  художников,  волей-неволей  задумываешься  о  возможности  выразить  изобразительным  языком  всю  красоту  и  величие  мира  природы.  В  этой  ситуации  неизменно  приходишь  к  выводу,  что  природа  включает  в  себя  такую  огромную  область  невыразимого,  что  язык  искусства,  к  которому  мы  привыкли,  это  всего  лишь  условность  и  что  существует  множество  новых,  неведомых  нам  путей  в  создании  образов.

Сильной  стороной  современной  художественной  жизни  Югры  является  ее  разнообразие.  Так,  например,  изображения  художников  –  прикладников  в  керамике  должны  еще  соответствовать  определенной  функции  и  требованиям  технологии.  Большой  круг  художников  пользуются  своим  излюбленным  средством  выразительности  –  росписью  керамическими  красками.  Так,  например,  пейзаж  стал  непременной  темой  для  В.Н.  Гориславцева,  образы  белых  ночей,  он  выражает  путем  росписи  подглазурными  красками.

Некоторые  художники-керамисты  используют  пейзажные  сюжеты  для  декорирования  утилитарных  предметов  быта:  появляются  они  на  поверхности  чайников,  сервизов,  ваз,  а  затем  постепенно  начинают  «выходить  за  пределы  этих  поверхностей»  и  обретать  свою  самостоятельную  форму,  объединяя  поверхность  изделий  с  реальным  пространством.  Так  происходит  в  композиции  «Лето»  Савиновой  Н.Г.,  в  работе  Ю.П.  Леонова  «Стадо».

Часто  художники  используют  архитектурные  мотивы  для  создания  декоративных  композиций  в  керамике.

Помимо  прямых  изобразительных  средств  образной  выразительности,  художники  показывают  в  своем  творчестве  более  свободные  метафоры:  так  у  них,  например,  пространственные  образы  могут  ассоциироваться  с  образом  птицы  или  женщины.

Скульптурные  работы  Владимира  Саргсяна  (г.  Ханты-Мансийск)  создают  убедительные  и  законченные  портретные  образы,  организующие  вокруг  себя  световоздушную  среду.  Близка  к  скульптурности  камерная  пластика  Марины  Творжинской,  а  керамика  Василисы  Портновой  (г.  Ханты-Мансийск)  глубоко  содержательна  в  своей  поэтичности.  Ее  сдержанная  цветовая  гамма  в  работах  возвращает  нас  к  природе  растительных  пигментов.  Поиск  синтеза  неизбежно  ведет  к  условному  примитивизму,  то  есть  обращению  к  непосредственности  восприятия  и  выражения  образа.

Художники  Югры  широко  используют  в  своем  творчестве  этнические  мотивы,  так  как  образ  Югры  неразрывно  связан  для  них  с  культурой  народов,  населяющих  ее.  Тема  севера  является  важным  мотивом  в  творчестве  Народного  художника  России  Галины  Визель  (г.  Ханты-Мансийск).  Обобщенность  форм  в  керамике  автора  –  не  внешний  формальный  прием,  он  основан  на  реальности  восприятия  натуры,  методе  ее  характеристики  и  истолкования  духовной  культуры  коренных  народов  Югры  –  ханты  и  манси.  Народное  творчество  переосмыслено  и  перефразировано,  но  безошибочно  узнаётся.  Её  монументальные  многофигурные  композиции  погружают  зрителя  в  мир  легенд. 

Изобразительному  искусству  присуща  огромная  эмоциональная  сила  воздействия  на  зрителя.  Только  то,  что  пережито  художником,  составляет  ткань  его  произведения.  Впереди  у  художников  Югры  новые  мотивы  и  замыслы,  которые  требуют  своего  воплощения,  творческого  преобразования  среды.

 

Список  литературы:

  1. ART-UGRA  2007:  каталог  работ.  -  Ханты-Мансийск:  Полиграфист,  2007.  –  108  с.
  2. Миклашевский  А.И.  Технология  художественной  керамики.  Издательство  литературы  по  строительству.  Ленинград,  1971.
  3. Пейзаж  Югры:  каталог  выставки.  –  Ханты-Мансийск:  Полиграфист,  2006.  –  48  с.
  4. Перевалова  Е.В.  Обские  угры.  Ханты-Мансийск  2005  г.
  5. Художники  Югры:  каталог  выставки.  –  Ханты-Мансийск:  ОАО  «Полиграфист»,  2010.  –  69  с.
  6. Югра  художественная  –  искусство  и  пространство:  каталог  выставки,  Ханты-Мансийск:  ОАО  «Полиграфист»,  2010.  –  157  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.