Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
МЕНТАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖИТЕЛЯ ЯРМАРОЧНОГО ГОРОДА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(53). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МЕНТАЛЬНЫЙ  ПОРТРЕТ  ЖИТЕЛЯ  ЯРМАРОЧНОГО  ГОРОДА  ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ  И  РОССИИ  В  СРЕДНИЕ  ВЕКА  И  НОВОЕ  ВРЕМЯ

Мельникова  Лариса  Александровна

канд.  пед.  наук,  старший  научный  сотрудник  научно-исследовательского  отдела

Уральского  Юридического  института  МВД  России,

РФ,  г.  Екатеринбург

Е-maillarismelnikova@yandex.ru

 

THE  MENTAL  PORTRAIT  OF  THE  INHABITANT  OF  THE  EXHIBITION  CITY  OF  WESTERN  EUROPE  AND  RUSSIA  IN  THE  MIDDLE  AGES  AND  NEW  TIME

Larisa  Mel’nikova

candidate  of  pedagogical  sciences,  the  senior  research  assistant,  Science  and  Research  department,

The  Ural  Law  Institute  of  the  Ministry  of  Internal  Affairs  of  Russia, 
Russia,  Ekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  специфика  мировосприятия  и  мироощущения  жителя  ярмарочного  города  Западной  Европы  и  России  в  Средние  века  и  Новое  время.  Появление  ярмарки  в  городе  сыграло  определяющую  роль  в  формировании  специфических  представлений  жителей  ярмарочных  городов  о  пространстве  и  времени.  Для  жителя  ярмарочных  городов  было  характерно  наличие  таких  качеств  как  толерантность,  трудолюбие,  а  также  стремление  к  обогащению  и  роскоши. 

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  consideration  of  citizens’  ideology  of  the  exhibition  city  of  Western  Europe  and  Russia  in  the  Middle  Ages  and  New  time.  Occurrence  of  fair  in  the  city  played  an  important  role  in  the  formation  of  citizens’  attitudes  towards  space  and  time.  Citizens  of  the  exhibition  cities  had  such  specific  features  of  character  as  tolerance,  diligence,  and  also  aspiration  to  enrichment  and  luxury.

 

Ключевые  слова:  Ярмарочный  город;  ментальность;  стремление  к  обогащению;  толерантность;  трудолюбие;  повседневность. 

Keywords:  the  exhibition  city;  mentality;  aspiration  to  enrichment;  tolerance;  diligence;  daily  routine.

 

Смещение  научной  парадигмы  исторической  науки  от  социально-экономических  проблем  в  сторону  исследования  жизненного  «бытия»  человека  породило  особое  направление  в  истории  —  историю  ментальностей.

Данное  направление  довольно  скоро  завоевало  популярность  среди  ученых  и  заняло  прочные  позиции  в  современной  науке.  И  это  не  случайно.  История  ментальностей  позволяет  исследовать  специфические  особенности  жизнедеятельности  населения  отдельных  регионов,  его  мировосприятия  и  реагирования  на  социокультурные  изменения,  что  в  свою  очередь,  дает  возможность  более  эффективного  управления  социальными  процессами. 

Понятие  «ментальность»  в  современной  науке  не  имеет  общепризнанного  определения.  Обычно  под  ментальностью  понимают  социально-психологические  установки,  автоматизмы  и  привычки  сознания,  способы  видения  мира,  представления  людей,  принадлежащих  к  той  или  иной  социально-культурной  общности.  Объектами  исследований  могут  выступать  как  обыденное  сознание  людей,  так  и  культурные  артефакты  [1,  с.  76].

Следует  отметить,  что  исследования  в  данной  области  имеют  различные  методологические  основания.  К  примеру,  Л.  Февр,  Р.  Манду,  Ж.  Делюмо,  А.  Корбен  полагают,  что  история  ментальностей.  должна  акцентировать  внимание  на  проявления  психической  жизни  людей. 

Историк  М.  Блок  считает,  что  история  ментальностей  должна  быть  социальной,  так  как  изучение  психических  проявлений  невозможно  без  социальных  корней. 

По  мнению  А.Я.  Гуревича,  предметом  истории  ментальностей  являются  социально-культурные  представления  людей  другого  времени,  образующие  картину  мира,  которая  лежит  в  основе  их  поведения  и  тем  самым  налагает  неизгладимый  отпечаток  на  их  социальный  строй  и  культуру  [Там  же].

Мы  полагаем,  что  анализ  ментальности  представителя  социальной  группы  необходимо  проводить  с  учетом  специфики  социокультурной  среды,  в  условиях  которой  она  формируется. 

Особый  интерес  у  автора  статьи  вызывают  так  называемые  ярмарочные  города,  развитие  которых  было  обусловлено  ярмарочной  торговлей.  Следует  отметить,  что  ярмарки,  как  пункты,  предназначенные  для  широкой  торговли,  представляют  собой  уникальное  явление.  Во-первых,  ярмарочный  обмен  выходил  за  рамки  обычного  обмена,  характерного  для  повседневной  торговли,  так  как  ярмарки  носили  сезонный  характер.  Во-вторых,  ярмарки  сопровождалась  различного  рода  увеселительными  мероприятиями,  что  стало  основой  возникновения  ярмарочной  культуры. 

Мы  полагаем,  что  возникновение  ярмарки  в  городе  сыграло  определяющую  роль  не  только  в  формировании  его  архитектурно-пространственного  облика,  но  и  в  возникновении  специфической  ментальности,  характерной  для  его  жителей. 

Выбор  хронологических  рамок  нашего  исследования  обусловлен  различными  временными  периодами  расцвета  ярмарочных  городов  Западной  Европы  и  России.  Расцвет  ярмарочной  торговли  в  Западной  Европе  охватывает  XIII—XVII  века,  а  в  России  ярмарочная  торговля  наивысшего  развития  достигла  в  XIX  веке. 

Возникновение  ярмарочных  городов  было  вызвано  сходными  с  возникновением  средневекового  города  причинами.  В  связи  с  этим  ментальность  жителя  ярмарочного  города  несла  на  себя  отпечаток  ментальности,  характерной  для  городского  жителя  в  Средние  века  и  Новое  время. 

В  исторической  науке  существуют  различные  концепции  возникновения  средневековых  городов.  Тем  не  менее,  развитие  городов  Западной  Европе  в  XII—XIII  веках  было  обусловлено,  в  первую  очередь,  экономическими  факторами.  В  этот  период  города  представляли  собой  центры  ремесленной  и  торговой  деятельности.  Однако  в  городе  были  представлены  и  иные  сферы  деятельности,  не  характерные  для  деревни.  В  связи  с  этим  для  населения  средневекового  города  был  характерен  пестрый  социальный  состав. 

Доминирующие  позиции  в  городском  самоуправлении  играл  городской  патрициат,  представляющий  собой  верхушку  купечества  и  ремесленничества.  Однако  основной  массой  горожан  были  ремесленники,  торговцы,  слуги,  представители  свободных  профессий  и  клерикальных  кругов  [6,  с.  571].

С  развитием  товарно-денежных  отношений  социальный  состав  города  усложняется.  Появляются  новые  виды  деятельности  и  профессии,  непосредственно  связанные  с  деньгами.  Представителей  этих  профессий  Элик  Маклин  называет  средним  классом  [4,  с.  262].

Очевидно,  что  для  представителя  каждой  социальной  группы  городского  населения  была  характерна  своя  ментальность.  К  примеру,  для  представителя  среднего  класса  было  присуще  стремление  добиться  благосостояния  и  поднять  свой  престиж  любой  ценой.  Однако  стремление  к  обогащению  было  свойственно  и  представителям  иных  слоев  населения  города,  так  как  его  жители  вольно  или  невольно  втягивались  в  процесс  производства  и  торговли.  Вместе  с  тем  возможности  для  личного  обогащения  были  ограничены  для  большей  части  городского  населения,  что  приводило  к  острым  социальным  противоречиям  и  конфликтам.

Городское  население  отличал  также  «дух  свободы»,  истоки  которого  следует  искать  в  специфике  города  как  поселения,  отличного  от  деревни. 

Синонимический  ряд  слова  «город»  включает  в  себя  такие  слова  как  град,  ограда,  граница,  преграда,  защита,  укрытие.  Это  означает,  что  городское  пространство,  защищенное  крепостной  стеной,  обеспечивало  защиту  и  свободу.  Функцию  защиты  выполняло  и  созданное  городское  право,  которому  подчинялось  все  городское  сообщество.  Если  городские  стены  выполняли  функцию  военной  защиты  от  врагов,  то  городское  право  олицетворяло  правовую  защиту  от  произвола  сеньоров.

Однако  городская  свобода  означала  лишь  свободу  от  внешнего  принуждения.  В  самом  городе  жизнь  каждого  жителя  была  строго  регламентирована  многочисленными  правилами  и  запретами,  нарушение  которых  строго  наказывалось.  Тем  не  менее,  для  городского  населения  была  характерна  корпоративная  солидарность,  о  чем  свидетельствует  широкое  коммунальное  движение,  охватившее  города  Западной  Европы  в  X—XIII  веках. 

Специфика  ярмарочных  городов  заключалась  в  том,  что  в  период  проведения  ярмарки  они  были  открыты  для  всех  желающих.  При  этом  ярмарка  была  выгодна  как  устроителям  ярмарки,  так  и  тем,  кто  в  ней  участвовал.  Безопасность  на  ярмарке  обеспечивали  сеньоры,  городская  власть  и  церковь.  Осуждая  междоусобные  войны,  церковь  принуждала  рыцарей  давать  клятву  «Божьего  мира»,  а  позднее  и  «Божьего  перемирия»,  вследствие  которой  рыцарям  было  запрещено  сражаться  в  воскресенье,  в  церковные  праздники,  а  также  в  дни  проведения  ярмарок  [3,  с.  158].

Церковь  грозила  отлучением,  если  клятва,  данная  рыцарями,  нарушалась.  Нарушение  рыночного  мира  наказывалось  присутствующим  на  ярмарке  должностным  лицом  —  рыночным  судьей.

Следует  отметить,  что  ярмарочная  торговля  защищала  город  и  от  внешних  врагов.  К  примеру,  ярмарочному  городу  Ирбиту  не  пришлось  часто  обороняться.  С  северо-востока  Ирбит  прикрывал  хорошо  укрепленный  Туринск,  а  с  юга  —  густой  лес.  Однако  существовала  важная  причина,  обезопасившая  город:  Ирбит  стал  местом  проведения  международной  ярмарки,  которая  была  выгодна  всем,  в  том  числе  и  врагам  города. 

Ярмарка  пронизывала  все  сферы  городской  жизни.  Каждый  житель  ярмарочного  города  стремился  извлечь  максимальную  выгоду  из  проведения  ярмарки.  Это  связано  с  тем,  что  ярмарка  для  населения  города  была  источником  существования.  В  период  проведения  ярмарки  стирались  социальные  границы:  посетители  ярмарки,  независимо  от  социального  положения,  делились  на  покупателей  и  продавцов,  а  жители  города  превращались  в  обслуживающий  персонал. 

Свидетельством  этому  является  упоминание  о  жителях  Ирбита  в  период  проведения  ярмарки  в  конце  XIX  века:  «Иной  домохозяин  чистит  вам  сапоги  и  одежду,  ставит  самовар  и  вообще  исполняет  должность  лакея,  не  считая  никакую  работу  унизительной  —  была  бы  лишь  доходна»  [2,  с.  86].

Денежный  расчет  и  выгода  пронизывали  ментальность  жителя  ярмарочного  города.  Верное  замечание  о  ярмарочном  городе  Лейпциге  сделал  в  1834  году  Макс  Вебер:  «Дрезден  имеет  двор,  а  Лейпциг  —  деньги»  [11].

Если  стремление  к  обогащению  в  средневековом  городе  приводило  к  острым  социальным  противоречиям,  то  в  ярмарочном  городе  общий  материальный  интерес  сближал  жителей  города.  Социальные  конфликты  были  редкостью  в  обычное  время,  не  говоря  уже  о  периоде  проведения  ярмарки. 

Огромный  поток  представителей  различных  этнических  групп  и  конфессий,  приезжающих  на  ярмарку,  способствовал  формированию  у  жителей  ярмарочных  городов  такого  качества  как  толерантность.  Толерантность,  проявляемая  по  отношению  к  посетителям  ярмарки,  была  обусловлена,  в  первую  очередь,  стремлением  извлечь  выгоду  из  ярмарочной  торговли. 

Проявление  толерантности  нашло  отражение  и  в  архитектуре  ярмарочных  городов.  Для  посетителей  ярмарки  строились  многофункциональных  здания,  направленные  на  обслуживание  гостей  ярмарки:  гостиницы,  постоялые  дворы,  трактиры,  питейные  заведения  и  др.  Кроме  того  в  ярмарочных  городах  создавались  условия  для  проведения  обрядовых  мероприятий  представителями  иных  конфессий.  К  примеру,  в  Нижнем  Новгороде  на  территории  ярмарочного  комплекса,  наряду  со  строительством  Спасского  собора  были  выстроены  армянская  церковь  и  мечеть.  Во  второй  половине  XIX  века  в  Ирбите  кроме  православных  сооружений  функционировала  еще  и  мечеть.

Население  ярмарочных  городов  ясно  осознавало  полезность  ярмарки  и  дорожило  своей  репутацией.  Концентрация  товаров  и  финансовых  средств  на  ярмарке  привлекала  воров,  жуликов  и  мошенников.  В  связи  с  этим  жители  города  активно  участвовали  в  охране  товара.  В  городах  России  создавались  караульные  артели,  набираемые  из  представителей  местного  населения.  При  этом  охраняя  товары,  караульщики  ни  при  каких  обстоятельствах  не  прикасались  к  чужой  собственности.  Как  отмечал  С.  Черепанов,  в  городе  Ирбите  миллионы  валялись  на  улицах,  но  никогда  не  утрачивалась  ни  одна  из  рогож  [7,  с.  78].

Жители  ярмарочных  городов  отличались  чрезвычайным  трудолюбием.  Иностранцев,  приезжающих  в  Женеву,  поражало  необыкновенное  трудолюбие  ее  населения.  В  городе  целый  день  раздавалось  визжание  пил,  стук  молотков  и  других  инструментов  [10].

Даже  самые  уважаемые  и  богатые  люди  ярмарочных  городов,  кроме  торговли  занимались  еще  и  благотворительностью. 

Периодичность  проведения  ярмарки  обусловила  формированию  специфических  представлений  жителей  ярмарочных  городов  о  пространстве  и  времени.  Время  определялось  не  только  по  календарю,  но  и  по  времени  проведения  ярмарки.  По  сути,  жители  ярмарочных  городов  жили  от  ярмарки  до  ярмарки.  Жизнь  в  городе  оживала  в  период  ее  проведения,  и  замирала  по  ее  окончанию.  К  примеру,  ярмарка  в  Ирбите  был  настолько  значимым  событием,  что  упоминание  о  ней  часто  сопровождалось  восторженными  восклицаниями:  «А,  Ирбит!»  или  «Это  ведь  в  Ирбитской  было!»  [8].

Таким  образом,  ярмарка  становилась  специфическим  мерилом  времени  и  точкой  отсчета  какого-либо  знаменательного  события. 

Ярмарка  занимала  ведущее  место  и  в  пространственных  представлениях  городского  населения.  Как  правило,  для  проведения  ярмарки  отводилось  определенное  место  в  городе.  В  средневековых  городах  Западной  Европы  ярмарки  проводились  на  рыночной  площади,  на  которой  строились  торговые  ряды  и  купеческие  постройки:  склады,  амбары  и  др.  Таким  образом,  место  проведения  ярмарки  превращалось  в  своеобразный  город  с  соответствующими  строениями.  По  сути,  возникал  город  в  городе.  Первоначально  гостиные  дворы  обносились  стеной  с  целью  защиты.  Впоследствии  стены  были  упразднены.  Однако  граница,  определяющая  место  для  торговли,  сохранялась.  Для  жителей  ярмарочных  городов  эта  часть  городского  пространства  означала  границу  между  повседневностью  и  неповседневностью,  то  есть  праздником.  Следует  отметить,  что  даже  архитектура  ярмарочных  комплексов  отвечала  требованиям  праздничности.  Ярмарочные  дома  отличались  богатством  внешнего  оформления  и  внутреннего  убранства. 

Ярким  примером  разграничения  повседневного  и  неповседневного  бытия  в  сознании  жителей  ярмарочных  городов  является  строительство  ярмарочного  комплекса  Нижегородской  ярмарки  в  первой  половине  XIX  века.  В  1822  году  ярмарочный  комплекс  был  построен  в  окрестностях  Нижнего  Новгорода,  на  площади,  которая  с  трех  сторон  была  окружена  подковообразным  каналом,  а  с  четвертой  стороны  —  открывалась  на  Оку. 

Таким  образом,  место  проведения  ярмарки,  по  замыслу,  ее  создателей,  должно  было  напоминать  маленькую  Венецию.  Фантазия  архитекторов  нашла  выражение  и  в  строительстве  чайных  рядов  для  продажи  чая.  Основой  архитектурного  стиля  данных  построек  был  классицизм.  Однако  внешнее  оформление  выполнено  в  духе  китайской  архитектуры. 

Ярмарка  приносила  значительный  доход,  как  в  городскую  казну,  так  и  в  карманы  жителей  города.  В  связи  с  этим  население  ярмарочных  городов  в  отличие  от  других  городов  было  более  состоятельным.  К  примеру,  в  1789  году  отмечены  немалые  доходы  жителей  Ирбита  от  постоев,  амбаров  и  харчевен.  В  1818  году  кабацкий  сбор  принес  городу  доход  в  236  руб.,  в  1734  году  —  278  руб.  В  1801  году  питейный  сбор  составил  16  %  от  всего  годового  дохода,  а  плата  за  лавки  и  амбары  составила  —  около  10  %  [5,  с.  73].

Во  второй  половине  XIX  века  значительная  часть  жилых  домов  в  Ирбите  была  выстроена  из  камня. 

Однако  ярмарка  и  развращала.  Ярмарочные  увеселения,  в  которые  включалось  городское  население,  порождали  любовь  к  роскоши,  разврат,  страсть  к  игре  и  другие  пороки.

 

Список  литературы: 

  1. Гуревич  А.Я.  Проблема  ментальностей  в  современной  историографии  //  Всеобщая  история:  Дискуссии,  новые  подходы.  Вып.  1.  М.,  1989.  —  С.  75—89.
  2. Ершов  М.Ф.  Ирбит  и  Ирбитская  ярмарка  в  конце  XVIII  —  начале  60-х  годов  XIX  века  //  Ирбитский  край  в  истории  России.  Екатеринбург:  ГИПП  «Уральский  рабочий»,  2000.  —  282  с.
  3. Кенигсберг  Г.  Средневековая  Европа,  400—1500  годы.  М.:  Весь  мир,  2001.  384  с. 
  4. Маклин  Э.  Средневековые  города  //  Готика.  Архитектура.  Скульптура  Живопись.  Konemann,  2004.  —  С.  262—265. 
  5. Резун  Д.Е.  Город  Ирбит  в  XVIII  —  первой  половине  XIX  века  //  Ирбитский  край  в  истории  России.  Екатеринбург:  ГИПП  «Уральский  рабочий»,  2000.  —  282  с. 
  6. Самарин  Р.,  Михайлов  А.  Культура  средневекового  города  //  История  всемирной  литературы:  В  8  томах.  Т.  2.  Средневековая  литература.  М.:  Наука,  1984.  —  С.  571—573. 
  7. Черепанов  С.  Ирбитская  ярмарка  (из  путевых  заметок)  //  Ирбит  и  Ирбитския  край.  Очерки  истории  и  культуры.  Екатеринбург:  «ИД  «Сократ»,  2006.  —  256  с. 
  8. История  города  Ирбита  и  Ирбитского  района.  Город  Ирбит.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.irbit.info/history/  (дата  обращения  08.05.2015).
  9. Порозовская  Б.Д.  Иоганн  Кальвин,  его  жизнь  и  реформаторская  деятельность.  СПб.,  1891.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://az.lib.ru/p/porozowskaja_b_d/text_0020.shtml.  (дата  обращения  08.05.2015). 
  10. Саксонский  Лейпциг:  город  мыслителей  и  поэтов.  Atlas  Map.ru.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://atlasmap.ru/index.php/turizm/158439  (дата  обращения:  08.05.2015).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.