Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.В. КУЛЬТУРА СОВЕСТИ КАК МЕТОД НАУКИ СОВЕСТОЛОГИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(53). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КУЛЬТУРА  СОВЕСТИ  КАК  МЕТОД  НАУКИ  СОВЕСТОЛОГИИ

Егоров  Александр  Владимирович

канд.  филос.  наук,  доцент 
Иркутского  Государственного  университета  путей  сообщения

РФгИркутск

E-mail: 

 

CULTURE  OF  CONSCIENCE  AS  A  METHOD  OF  SCIENCE  SOVESTOLOGY

Alexander  Egorov

candidate  of  philosophical  Sciences,  associate  Professor 
of  Irkutsk  State  University  of  railway  engineering

Russia,  Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  автором  обосновывается  культура  совести  как  метод  исследования  социальных  отношений.  Культура  совести  рассматривается  как  метод  воспитания  нравственной  личности,  как  духовное  явление  присущее  каждому  обществу.  Совестология  как  научная  область  знаний  имеет  свой  метод,  который  выявляет  уровень  духовной  культуры  общества  и  личности  и  служит  средством  и  способом  стабилизации  общества.

ABSTRACT

In  the  article  the  author  substantiates  the  culture  of  conscience  as  a  method  of  studying  social  relations.  Culture  of  conscience  is  regarded  as  a  method  of  moral  upbringing  of  the  individual,  as  a  spiritual  phenomenon  which  is  inherent  to  every  human  society.  Sovestology  as  a  scientific  field  of  knowledge  has  its  own  method,  which  reveals  the  level  of  spiritual  culture  of  society  and  the  individual  and  serves  as  a  means  of  stabilizing  society.

 

Ключевые  слова:  наука;  совестология;  совесть;  культура;  культура  совести;  метод;  культурно-совестологический  метод.

Keywords:  science;  sovestology;  conscience;  culture;  culture  of  conscience;  method;  cultural  sovestological  method.

 

Совестология  как  наука  [2,  с.  6—15],  имеющая  свой  предмет  изучения,  не  может  развиваться  без  своего  метода  исследования  социальных  отношений.  Таким  инструментом  является  культура  совести.

Культура  совести  предстает  как  метод  и  как  сам  процесс  воспитания  нравственности.  Культура  совести  —  это  такое  средство,  которое  чистит  социальность  от  всяких  вредных  зависимостей  и  пороков.  Культура  совести  выступает  как  способ,  как  идеально-духовный  инструмент  развития  общества  и  личности.  Она  как  морально-нравственная  характеристика  общества  проявляется  в  живых  межличностных  отношениях,  это  качественная  сторона  социальности,  в  которой  живет  человек.

Совесть  —  это  духовный  инструментарий,  который  нельзя  купить,  передать,  заимствовать,  она  сознательно  воспитывается  с  одной  стороны,  а  с  другой  —  реальные  отношения  в  обществе,  в  котором  живет  человек,  спонтанно  формируют  это  качество.  Сам  термин  «культура  совести»  предполагает  воспитание,  возделывание  личности,  это  определенный  культурный  уровень  общества,  который  характеризуется  гуманными  отношениями,  уважением  достоинства  другого,  социальной  зрелостью.  Культура  совести  как  элемент  духовной  культуры  не  может  быть  некультурной.

Совестология,  обладая  таким  методом,  предполагает  определенную  внутреннюю  культуру,  которая  может  появиться,  «родиться»  только  в  обществе.  Нам  известно,  что  каждой  эпохе  соответствует  конкретно-историческая  «совесть»,  но  какая?  Н.В.  Гоголь  в  «Мертвых  душах»  рисует  помещичью  Россию,  А.П.  Чехов  —  чиновничью,  а  Н.С.  Лесков  и  А.Н.  Островский  —  купеческую,  и  каждой  эпохе  соответствует  своя  культура  совести.

Культура  совести  как  способ  включает  моральное  сознание  (знания),  убеждения,  волевое  действие  и  деятельность.  В  совестологическом  методе,  где  главным  инструментом  является  совесть,  ее  содержание  зависит  от  культурного  уровня  общества.  Так,  например,  с  приходом  капитализма,  ценностные  ориентации  настолько  круто  изменились,  что  само  собой  разумеющимся  считалось  мнение,  согласно  которому  морально  все,  что  приносит  материальную  прибыль.  Изменение  содержания  социальности  межличностных  отношений:  они  стали  вещными,  духовный  интерес  уступил  материальному.  Сенситивная  (чувственная)  суперкультура  стала  преобладать  над  идеациональной,  по  утверждению  П.А.  Сорокина  [4].

Само  понятие  «совесть»  —  явление  социокультурное,  она  не  может  рассматриваться  вне  той  культуры,  которая  преобладает  на  данном  историческом  этапе.  Совесть  выступает  как  определенный  инструмент  познания  и  изменения  общественных  отношений.  Она  как  определенное  качество  раскрывается  во  взаимодействиях  людей,  в  их  жизнедеятельности.  Характерной  чертой  совести  является  ее  гуманная  направленность.  Проявление  совести  уже  говорит  об  определенном  уровне  гуманности,  о  нравственном  состоянии  общества,  которое,  в  конечном  итоге,  определяется  экономическим,  политическим  и  социальным  укладом.  Уровень  гуманности  человечества  на  каждом  историческом  этапе  различен,  начиная  от  дикости,  варварства  и  кончая  техногенной  цивилизацией.

Совесть  как  способ  самооценки  совершенного,  как  духовный  советник  и  судья,  друг  и  товарищ  есть,  своего  рода,  социальные  глаза  общества  внутри  человека  (обычно  говорят:  без  зазрения  совести,  т.  е.  без  глаз,  без  зрения,  без  совести).  Совесть  слышит,  видит,  говорит,  поощряет  и  наказывает.  Как  бы  человек  не  прятался  от  совести,  она  в  какой-то  момент  жизни  напомнит  о  себе  с  чувством  сожаления  или  удовольствия,  она  «догонит»  Вас  как  бы  вы  быстро  не  бегали,  а  на  финише  вашей  жизни  скажет,  что  вы  были  не  правы.  Кант  учит,  что  человек,  «Он  может  с  помощью  наслаждений  и  развлечений  заглушать  или  усыплять  себя,  но  он  не  может  избежать  того,  чтобы  время  от  времени  не  прийти  в  себя  или  очнуться,  и  тогда  он  тотчас  слышит  грозный  ее  голос»  [3,  c.  313].

Культура  совести,  являясь  методом  совестологии,  выступает  и  своеобразной  формой  организации  и  функционирования  общества,  способом  его  существования  и  развития.  Необходимость  возникновения  культуры  совести  обусловлена  самим  появлением  общества  как  такого.

Из  содержания  и  сущности  совестологии  вытекает  культурно-совестологический  метод,  который  предполагает  исследование  культуры  совести  на  различных  уровнях  проявления  социальности.  В  истории  человеческого  рода  культура  совести  функционирует  как  средство  укрепления  и  развития  человеческого  общества,  придает  ему  цельность  и  перспективу.  На  уровне  социальной  группы  (класса,  сословия,  профессии),  культура  совести  объединяет  людей,  в  то  же  время  позволяет  рассматривать  определенные  уровни  их  самосознания  и  проявления  совести  в  различных  исторических  эпохах.  На  уровне  индивида  культура  совести  проявляет  себя  как  принцип  руководства,  формирует  самого  человека  как  субъекта  культуры,  способствует  развитию  его  творческих  сил.

Появление  совестологии,  ее  становление  и  развитие  закономерно,  оно  неотъемлемо  связано  с  культурой  совести,  определенного  регулятора  существования  общества,  с  его  духовно-нравственной  стороной.  Культура  совести  —  это  качественно  особая  специфика  отношения  людей.  Для  ее  появления  нужны  знания  о  мире,  самом  человеке,  нужен  человеческий  опыт,  связанный  с  практической  деятельностью  и  жизнью  людей.  О  совестологическом  методе  можно  говорить  только  тогда,  когда  есть  накопленный  эмпирический  материал,  который  можно  обобщить,  создать  из  него  конкретную  систему  исследования.  Метод  (от  греч.  Methodos  —  путь  исследования,  теория,  учение),  способ  достижения  какой  либо  цели,  решение  конкретной  задачи:  совокупность  приемов  или  операций  практического  или  теоретического  познания  действительности  [1,  c.  940]. 

  Культурно-совестологический  метод  как  способ  познания  мира  как  регулятор  отношений  между  людьми  не  только  исследует  культурный  уровень  их  отношений,  но  и  воспитывает,  формирует  самосознание  человека.  Культура  совести  как  ценность  характеризуется  мерой  осведомленности,  справедливости,  как  мера  соответствующей  социальности,  как  степень  материально  духовной-развитости.  Культура  совести  как  критерий  совестологического  метода  фиксирует  конкретный  исторический  уровень  развития  духовной  атмосферы  общества.  Она  как  своеобразный  барометр  предвещает  и  прогнозирует  те  неприятности,  которые  связанны  с  падением  духовного  интереса  и  нравственности  людей.  Совесть  всегда  на  страже  общественного  мнения  и  всегда  содержит  определенную  культуру.

Культурно-совестологический  метод  ставит  в  основу  наличие  совести,  ее  проявление,  ее  влияние  на  выполнение  заданной  цели,  задачи,  поставленной  проблемы.  Совесть  —  это  тот  духовный  нравственный  инструмент,  который  позволяет  измерять  межличностные  и  международные  отношения.  Она  вырастает  на  основе  самосознания  человека,  она  предполагает  ответственность  не  только  за  порученное  дело,  но  и  за  всю  личную  жизнь  человека.  А  в  человеке  всегда  присутствует  борьба  коллективного  бессознательного  и  сознательного,  диктуемого  самим  обществом.

Самосознание  присуще  каждому  обществу,  личности,  но  оно  различается  по  своей  емкости,  осведомленности,  профессиональной  компетентности,  оно  отличительно  у  феодала  и  промышленника.  Культура  совести  конкретно-историческое,  ценностно-динамичное  явление  и  в  любом  случае  рассматривается  с  позиции  гуманности,  милосердных  отношений  к  природе,  обществу  и  технике  как  единой  культурно-технологической  инфраструктуры.

Наличие  культуры  совести  предполагает  соблюдение  общечеловеческих  качеств  и  личностных  способностей,  включенных  для  служения  обществу  и  себе,  раскрывает  содержание  закона  социального  соответствия,  закона  совести.  Функционируя,  работая  таким  образом,  культура  совести  выполняет  методологическую  роль,  служит  определенным  орудием  (органоном),  методом.

Культурно-совестологический  метод  рассматривает  совесть  как  важный  духовный  инструмент,  которым  можно  измерять  духовно-культурную  температуру  общества.  Если  исходить,  что  культура  совести  есть  определенный  уровень  самосознания,  т.  е.  знания,  возведенного  в  личную  ценность  и  ответственность,  а  самосознание  у  людей  различно,  то  и  уровень  культуры  совести  будет  неодинаковым.  Если  совестологический  метод,  в  основе  которого  исследуется  совесть,  то  как  она  работает?  Совесть  позволяет  проверить,  насколько  культурен,  ответствен,  компетентен  человек,  насколько  глубоко  его  самосознание.  По  наличию  совести  можно  судить  о  здоровом  состоянии  общества,  свободного  от  социальных  болезней:  коррупции,  грубости,  бюрократизма.  Ее  наличие  морально  оздоровляет  общество,  нравственно  возвышает  его,  гуманизирует  и  прогрессирует  его.  Совесть  как  раз  и  есть  тот  стержень  взаимоотношений  людей,  который  сплачивает  общество  на  разных  этапах  его  развития.  Совесть,  с  ее  уровнем  гуманности  позволяет  выжить  человечеству  во  всех  его  жизненно-трудных  ситуациях.  Человек  рождается  в  малом  обществе,  но  для  большого  и  должен  в  большей  мере  служить  ему.  Человек  —  самосознающее  существо,  он  находит  собственный  путь  служения  себе  в  выборе  профессии  и  этим  самым  служит  обществу.

Совестология  пользуется  таким  инструментом  как  гуманная  совесть,  которая  конкретна  в  каждую  историческую  эпоху.  Всегда  ли  совесть  как  форма  самосознания  общества  была  гуманна?  Так,  в  75—80  годах  н.  э.  сооруженный  в  Древнем  Риме  «Колизей»  служил  для  гладиаторских  боев  и  зрелищ,  где  рабы  отправлялись  на  явную  смерть,  предоставляя  для  других  людей  удовольствие.  Сегодня  культура  совести  еще  не  всем  дарует  свободу  жизни,  стоит  на  ее  защите,  предполагает  условия  для  всестороннего  развития  личности.  Базовой  основой  культуры  совести  являются  общечеловеческие  ценности,  которые  выступают  идеалом  социальности.  Совестологический  метод  рассматривает  совесть  как  важный  регулятор  поведения,  общения  и  деятельности  человека.  Культура  совести  укладывается  в  систему  закона  социального  соответствия,  нарушение  которого  карается  законом.

  Культура  совести  как  метод  объединяет  людей,  позволяет  решать  различные  политические,  экономические  и  другие  социальные  проблемы.  Культура  совести  включает  Данилевское  неприятие  европоцентризма,  и  Швейцеровский  принцип  «благоговения  жизни»,  и  правовое  оправдание  каждой  культуры  на  самостоятельное,  локально-цивилизованное  развитие,  по  Тойнби.  Культура  совести  как  метод  не  дает  умереть  гуманности  и  на  техногенном  уровне  ее  развития.  Она  проявляет  себя  как  конкретный  показатель  самосознания  данной  общности.  Она  предполагает  конкретно-исторический  уровень  развития  самосознания  народа.

Культурно-совестологический  метод  регламентирует  действия  субъекта,  регулирует  мысли  и  действия  личности  в  соответствии  с  общественными  правилами,  способствует  познанию  и  преобразованию  общественных  и  межличностных  отношений.  Совесть  может  отвечать,  судить,  подсказывать,  советовать,  переживать,  радоваться,  каяться  в  своих  мыслях  и  действиях.  Она  верный  друг  социальности,  она  всегда  социально-культурна,  показательно  воспитуема.  Наличие  совести  —  это  проявление  определенной  исторически  очерченной  культуры.

Культурно-совестологический  метод  —  это  прежде  всего  наличие  совести  в  нравственно-духовной  структуре  общества.  Совесть  общества  и  человека  —  это  мера  добра  и  гуманности,  которая  должна  проявляться  и  функционировать  в  повседневной  нашей  жизнедеятельности.  Совесть  как  критерий  (оценка)  и  мера  отношений,  поведения,  общения  и  деятельности,  как  «фрэнсиский  фонарь»,  освещающий  нам  путь,  чтобы  не  свалиться  в  канаву.  Это  мера,  которая  более  сдвинута  к  середине  двух  противоположных  крайностей  и  альтернатив.  Совесть  как  метод  позволяет  правильно  уразуметь,  понять,  эмоционально  оценить  и  разумно-волевым  путем  решить  ту  или  иную  ситуацию.

Совесть  как  культурно-совестологический  метод  (органон  —  орудие)  включает  знания,  умения,  рационально-волевое  использование  с  ценностно  необходимой  ответственностью.  Качественные  особенности  совестологического  метода  —  это  мера  добра  и  гуманности,  человеческой  традиционности,  благодаря  которой  происходит  неумирающая  смена  поколений.  Совесть  —  это  общеродовое  качество  человечества,  рожденное  общественным  сознанием.  Это  такой  рычаг,  при  помощи  которого  человеческий  корабль  минует  подводные  скалы  и  рифы  и  продолжает  плыть,  совершая  овалы  в  бескрайних  просторах  Вселенной,  но  это  и  надежный  духовно-нравственный  компас  в  руках  человечества.  Совестологический  метод  гуманизирует  социальные  отношения  и  способствует  социальной  устойчивости  общества.

 

Список  литературы:

  1. Большой  Российский  энциклопедический  словарь.  —  М.:  Большая  Российская  энциклопедия,  2003.  —  1888  с.
  2. Егоров  А.В.  Совестология  как  научная  область  знаний  (о  культуре  совести)  //В  мире  науки  и  искусства:  вопросы  филологии,  искусствоведения  и  культурологии  /  Сб.  ст.  по  материалам  XLIV  междунар.  науч.-практ.  конф.  —  №  1  (44).  —  Новосибирск:  Изд.  «СибАК»,  2015.  —  120  с.
  3. Кант  И.  Метафизика  нравов:  В  2  частях/  Пер.  с  нем.,  примеч.  С.Я.  Шейнман-Топштейн  и  Ц.Г.  Арзаканьяна.  —  М.:  Мир  книги,  Литература,  2007.  —  400  с.
  4. Сорокин  П.А.  Социальная  и  культурная  динамика.  Пер.  с  англ.  В.В.  Сапова.  —  СПб.:  Изд-во  Рус.  христиан.  гуманитар.  Ин-та,  2000.  —  1054  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий