Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.В. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ СОВЕСТОЛОГИИ КАК НАУКИ О КУЛЬТУРЕ СОВЕСТИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 7(50). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ФИЛОСОФСКИЙ  АСПЕКТ  СОВЕСТОЛОГИИ  КАК  НАУКИ  О  КУЛЬТУРЕ  СОВЕСТИ

Егоров  Александр  Владимирович

канд.  филос.  наук,  доц.  Иркутского  Государственного  университета  путей  сообщения,

РФгИркутск

E-mail: 

 

PHILOSOPHICAL  ASPECT  OF  SOVIETOLOGY  AS  THE  SCIENCE  OF  CULTURE  CONSCIENCE

Alexander  Egorov

candidate  of  philosophical  Sciences,  associate  Professor  of  Irkutsk  State  University  of  railway  engineering,

Russia,  Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  философский  аспект  совестологии  как  науки  о  культуре  совести.  Философский  аспект  совестологии  предполагает  мировоззренческую,  жизненно-ценностную  направленность  личности  и  общества.  Автор  выявляет  онтологическое,  гносеологическое  и  аксиологическое  содержание  культуры  совести  и  её  актуальность.

ABSTRACT

The  article  considers  the  philosophical  aspect  of  Soviestology  as  a  science  about  the  culture  of  conscience.  Philosophical  aspect  of  Soviestology  involves  philosophical,  life-axiological  orientation  of  the  personality  and  society.  The  author  reveals  the  ontological,  epistemological  and  axiological  content  of  the  culture  of  conscience  and  its  relevance.

 

Ключевые  слова:  философия  культуры;  философия  культуры  совести;  знание;  социальность;  личность;  гуманизм;  формирование  культуры  совести.

Keywords:  philosophy  of  culture;  philosophy  of  culture  of  conscience;  knowledge;  social;  personality;  humanism;  the  creation  of  a  culture  of  conscience.

 

Необходимость  познания  культуры  совести  в  связи  с  динамичностью  социальной  жизни  диктуется  реальными  потребностями  общества.  В  развитии  общества  возникают  такие  периоды,  когда  ранее  сложившиеся  теории  с  определенной  системой  понятий  (представлениями  о  природе,  обществе,  человеке,  добре  и  зле,  жизни  и  смерти,  свободе  и  необходимости  и  т.  д.)  нуждаются  в  переосмысливании  и  создании  новых  концепций.  Так  возникает  потребность  в  такой  теории,  которая  способствовала  бы  нравственному  оздоровлению  общества,  решению  поставленных  жизнью  проблем.  И  такой  теорией  способной  определить  наиболее  жизненные,  мировоззренческие  ориентиры,  вывести  общество  из  духовно-нравственных  затруднений  может  быть  культура  совести  как  теоретическая  основа  совестологии  [1,  с.  6—15].

Совестология  —  это  область  философского  знания  о  совести  как  о  культурном  феномене,  о  возникновении  этой  нравственно-этической  теории,  о  ее  особенностях  в  исторической  эволюции  и  закономерностях  её  развития.  Совестология  становится  самостоятельной  областью  знаний  о  культуре  совести,  философских  исследований,  теоретической  основой  культуры  совести,  интерес  и  ценность  которой  возрастает  особенно  в  период  научно-технического  прогресса.

В  современной  этической  мысли  большое  место  занимают  вопросы  совести,  ставшие  актуально  востребованными  в  период  глобального  влияния  массовой  культуры.  Совесть  —  это  область  философского  знания  [2,  с.  27—36].  Становление  и  развитие,  которой  связано  с  такими  именами  как  А.А.  Гусейнов,  Н.А.  Бердяев,  И.А.  Ильин,  Д.С.  Лихачев,  А.Ф.  Лосев,  Н.О.  Лосский,  В.С.  Соловьёв,  В.С.  Степин,  П.А.  Флоренский,  С.Л.  Франк  и  многими  другими.  С  проблемой  совести  возникает  проблема  культуры  совести,  т.  е.  ее  «возделывание»,  формирование  в  обществе.

Совестология  как  область  знаний  о  культуре  совести  является  частью  философии,  подобно  тому,  как  философия  искусства,  философия  религии.  Философский  аспект  её  исследования  раскрывается  в  социально-нравственной,  мировоззренческой  проблематике.  Совестология  выявляет,  что  такое  совесть,  как  она  возникла,  есть  ли  в  ней  социальный  смысл,  что  является  ее  основанием,  какие  важные  функции  присущи  этому  феномену.

С  точки  зрения  так  называемого  экономического  детерминизма,  жизнь  понимается  как  процесс  культурно-производственных  отношений,  связанный  с  производством  материальных  и  духовных  благ  с  целью  удовлетворения  повседневных  потребностей  человека.  Культурно-экономическая  структура  общества,  согласно  К.  Марксу,  представляет  собой  реальный  базис,  на  котором  воздвигается  в  качестве  идеологической  надстройки  духовная  жизнь  общества  [3,  с.  4]  с  её  морально-нравственными  качествами  и  ценностями.  В  марксистском  учении  обосновывается  примат  материального  производства  благ,  определяющий  историческое  место  сознания  и  бытия  в  целом.

Первым  актом  осознания  культуры  в  её  рационально-философском  плане  была  философия  ранних  греческих  софистов,  которые  противопоставили  мир  человеческих  творений  и  отношений  миру  природы.  Этим  самым  была  намечена  не  только  граница  между  гуманитарным  и  естественнонаучным  знанием,  но  и  специфика  культуры  как  особого  типа  реальности.  Однако  философы  античности  в  большей  мере  рассматривали  природу  как  единственную  и  всеохватывающую  реальность. 

В  настоящее  время  в  качестве  актуальной  области  философии  можно  выделить  совестологию,  ее  философскую  специфику  и  значимость. 

Культура  совести,  как  теоретическая  основа  совестологии,  необходима  для  нормальной  жизнедеятельности  общества.  Совесть  как  связующее  звено  поколений,  в  каждую  историческую  эпоху  её  вектор  был  направлен  на  гуманизацию  общечеловеческих  отношений.  Знания  становились  основой  сознания.  Моральное  сознание  все  более  пронизывало  исторические  пласты  человечества.  Без  моральных  знаний,  без  культуры  совести  и  без  их  усвоения  людьми  не  могло  быть  социальной  жизни,  социальной  общности.  Социальность  —  это  воплощенные  знания  в  жизнедеятельности  личности  и  общества.  Знания  как  кристаллизованный  опыт  деятельной  жизни  людей  выступают  благотворной,  жизненной  силой,  энергией  настоящей  и  будущей  судьбы  народа.  Знания  —  это  накопленная  информация,  социальное  богатство,  которое  должно  быть  усвоено  молодыми  поколениями  в  процессе  воспитания  и  образования. 

Знания  сами  по  себе  нейтральны,  но  чтобы  они  стали  живыми  нужен  диалектический  скачок.  И  он  происходит  только  тогда,  когда  знания  становятся  осознанным  двигателем.  Знания  —  это  еще  руда,  которую  надо  обработать  осознанием.  Осознанные  знания  —  это  своеобразный,  интеллектуальный  поступок.  Знания  —  это  своеобразная  матрица,  которая  проецируется  в  поступках  людей.  Убеждения,  включенные  в  волевую  сферу,  рождают  поступок.  Нет  совести  без  знаний  так  же,  как  нет  культуры  без  социального  опыта.

Социальное  общество  —  это  источник  внешней  и  внутренней  культуры  человека.  Человек  критически  использует  внешнюю  культуру  для  внутренних  убеждений.  Социальное  существует  как  внешнее,  еще  неосмысленное,  бессознательное,  коллективное,  выполняемое,  потому  как  это  надо,  требуемое  со  стороны  родителей,  школьного,  трудового  и  других  коллективов.  И  есть  проявление  социального  на  уровне  осмысленного,  обдуманного,  осознанного  человеком.  Этот  вид  социальности  проявляется  на  уровне  культуры  совести,  внутреннего  убеждения.  По  принципу:  «Я  знаю,  я  понимаю,  что  это  путь  добра,  поэтому  я  поступаю  по  совести».  Этот  путь  не  оставляет  сомнений  и  внутренних  противоречий,  и  он  сегодня  наиболее  реальный  для  благосостояния  общества,  его  жизнедеятельности.  Социальность  есть  качество  общества  с  его  нравственным  укладом,  это  и  определенная  принадлежность  личности  к  обществу  как  носителя  этих  качеств.

У  каждого  исторического  общества  всегда  есть  конкретные  нравственные  проблемы.  Сегодня  общество  «требует»  от  человека,  как  и  всегда,  выполнения  наиболее  общих,  общечеловеческих  норм,  а  с  другой  стороны,  ставит  перед  ним  проблему  освоения  новых  знаний,  умений  и  навыков  (культурное  умение  пользоваться  автомобилем,  компьютером,  интернетом).

Совесть  предполагает  знания,  которые  являются  изначальным  структурным  её  элементом,  а  их  усвоение  и  соблюдение  связано  с  реальными  их  проявлениями.  Поэтому  культура  совести  не  терпит  невежества  (незнания).

Диалектика  культуры  совести  заключается  в  том,  что  знания  должны  стать  в  руках  человека  социально  значимыми,  социально  ценностными  и  социально  гуманными.  В  каждую  историческую  эпоху  культура  совести  пополняется  новым  содержанием,  которое  отражает  особенности  сегодняшних  инновационных  открытий.  Сегодня  мы  на  грани  не  только  величайших  открытий,  но  и  неотвратимых  катастроф.  Культура  совести  общества  зависит  от  знаний,  от  гуманного  их  применения  и  использования.  Культура  совести  спасет  мир.

Категориально-понятийную  структуру  совестологии  можно  представить,  как  самостоятельную  социальную  систему  программ,  знаков,  кодов,  содержащих  и  несущих  информационную  специфику  деятельности,  поведения  и  общения  общества  и  личности.  Это  развивающаяся  система  межличностных  и  межобщественных  отношений,  содержащая  социальный  опыт  людей  во  всех  сферах  их  деятельности. 

Философский  аспект  совестологии  предполагает  знания,  которые  фиксируют  наиболее  общие  атрибутивные  характеристики  социальных  объектов,  включаемых  в  человеческую  деятельность.  Эти  знания  представлены  в  виде  базисных  структур  человеческого  сознания,  с  одной  стороны.  Их  атрибутивные  особенности  фиксируются  в  категориях  социального  пространства,  социального  времени,  движения  и  причинности,  т.  е.  в  наиболее  общих  категориях  культуры.  Эти  категории-универсалии  характеризуют  объекты  человеческой  деятельности.  С  другой  стороны,  философский  аспект  совестологии  предполагает  знания,  которые  характеризуют  человека  как  субъекта  деятельности.  Эти  категории  культуры  в  наиболее  общей  форме  выявляют  ценности  и  цели,  совесть,  свободу,  справедливость  и  другие  качества  личности  и  характеризуют  в  целом  систему  социальных  отношений.  Словом,  совестология  предполагает  знания,  которые  реализуются  в  отношениях  человека  к  природе  и  в  отношениях  его  к  обществу.

Культурные  универсалии  рассматривают  два  основных  типа  связей  и  отношений:  субъект-объектные  и  субъект-субъектные  отношения  человеческой  жизнедеятельности.  Они  представляют  целостную  систему,  в  которой  выражены  наиболее  общие  представления  об  основных  особенностях  и  компонентах  человека  и  человеческой  жизнедеятельности,  о  месте  человека  в  мире,  о  его  социальных  отношениях  и  духовно-нравственной  жизни.  Система  универсалий  культуры  совести  (знаний)  охватывает  всю  полноту,  все  многообразие  конкретных  форм  и  видов  поведения,  общения  и  деятельности  исторически  конкретного  общества.  Эта  категориально-смысловая  модель  мира  включает  социальное,  философско-мировоззренческое  и  ценностно-аксиологическое  содержание,  и  которая  пополняется  и  изменяется  в  ходе  предметно-практической  и  духовно-предметной  деятельности  людей. 

Ключевым  звеном  совестологии  как  социально-философской  системы  является  человек  как  творение  и  творец  культуры.  Он  становится  человеком  только  благодаря  усвоению  социально-культурного  опыта.  Процесс  овладения  опытом  осуществляется  путем  социализации,  обучения  и  воспитания.  Своеобразие  этого  процесса  заключается  в  том,  что  происходит  сложная  состыковка  биологических  программ,  характеризующих  его  индивидуальную  наследственность,  и  надбиологических,  социальных  программ.  В  процессе  деятельности,  основываясь  на  уже  созданных  и  познанных  программах,  человек  способен  создавать  новые  нормы,  образцы,  идеи,  которые  вызваны  соответствующими  потребностями  общества.  Любые  изменения  в  культуре  возникают  только  благодаря  творческой  активности  личности  и  ее  потребностей.  Индивидуальный  опыт  людей,  если  в  нем  нуждается  общество,  превращается  в  социальный,  который  закрепляется  в  конкретных  феноменах  культуры.  Таким  важным  качеством  человека  и  его  социально  составляющим  является  культура  совести,  где  знания,  помноженные  на  убеждения,  становятся  нормой  жизни.  Этот  социальный  феномен  есть  продукт  эволюционно-сознательного,  коллективно-идентифицированного  становления  человека.

Философский  аспект  совестологии  позволяет  наметить  относительно  предельные  основания  отношений  человека  к  миру,  выработать  продуманную  систему  духовных  ценностей,  определяющих  социальную  и  личностную  программу  человеческой  жизнедеятельности  с  её  смысловым  содержанием  и  направленностью.  Совестология  не  просто  выступает  как  констатация  сущего,  а  как  цельное  теоретическое  обоснование  программы  действия  человека  в  мире  и  реализации  «должного».  Она  формирует  мировоззренческое  сознание,  органически  связанное  с  нравственностью,  с  личностным  достоинством  человека.  Она  подвергает  критико-рефлексивному  анализу  систему  человеческих  ценностей,  рассматривает  человека  как  высшую  ценность,  как  субъекта  должного  в  контексте  бытия.  Социально-философский  аспект  совестологии  рассматривается  и  как  вид  духовной  деятельности,  непосредственно  сопряженный  с  социальной  практикой  конкретной  эпохи,  ориентированный  на  решение  тех  задач,  которые  наиболее  актуальны.  В  современных  условиях  эти  задачи  связаны,  прежде  всего,  с  выработкой  сознания,  предполагающего  ответственность  людей  перед  лицом  глобальных  процессов,  от  которых  зависит  выживание  человечества.

Совестология  предполагает  развитие  морального  мышления  в  отношениях  между  людьми,  определяет  приоритетные  цели  и  направления  в  решении  социально  значимых  проблем.  Проблему  культуры  совести  можно  решить  только  в  комплексе  социальных  задач,  касающихся  удовлетворения  материальных  и  духовных  потребностей  людей.

Значимость  культуры  совести  объективно  актуализируется.  Преимущественное  обращение  к  культуре  нравственности,  к  форме  морального  сознания  вызвано  необходимостью  перехода  к  рыночно-частным  отношениям.  Опираясь  на  опыт  познавательного,  ценностного  и  практического  освоения  мира,  осмысливая  и  перерабатывая  мировоззренческие  идеи,  совестология  ставит  проблему  воспитанной  человеческой  совести.  Дефицит  совести  особенно  остро  ощущается  сегодня  с  развертыванием  глобальных  информационно-технологических  преобразований,  с  решением  экологической,  демографической  и  продовольственной  проблем.

Культура  совести  особенно  важна,  так  как  она  формирует  личностно-нравственное  мировоззрение,  и  она  связана  с  духовно-практическим  становлением  личности.  Она  как  маяк  напоминает  о  личностно-мировоззренческой  ориентации,  поведенческо-поступочном  содержании  личности.  Ясно  одно,  что  культура  совести  как  внутренне-порядочное  качество  человека  есть  порождение  межличностных  отношений,  есть  продукт  и  механизм  социальных  форм  организации  и  деятельности. 

Совестология  —  это  относительно  самостоятельная  область  знаний  философии  культуры.  Она  необходима  для  осмысления  фундаментальных  человеческих  потребностей  и  выработки  на  их  основе  жизненных  целей.  Одна  из  важных  функциональных  особенностей  культуры  совести  —  это  выбор  свободы  поведения  с  соблюдением  закона  социального  соответствия.  Носитель  культуры  совести  —  это  личность  как  субъект  и  объект  общественных  отношений.

В  совестологии,  следовательно,  содержится  главный  принцип  объяснения  культуры,  где  человек  есть  носитель  гуманной  культуры,  мера  культурно-совестливых  отношений.  Этот  принцип  направлен  на  сознательную  деятельность  субъекта,  на  реализацию  его  человеческой  сущности  —  творить  добро,  держать  ориентир  на  развитие  гуманной  экономики,  политики  и  системы  образования.

Социально-философский  принцип  совестологии  основывается  на  субъектно-объективном  характере  общественного  детерминизма,  ведущая  роль  в  котором  принадлежит  субъекту  культуры,  творящему  и  живущему  в  естественно-искусственной  среде.  Культура  совести  связана  с  социально-деятельным  принципом,  содержащим  в  себе  целенаправленную  перспективу  формирования  ответственного  субъекта.

Философский  аспект  совестологии  рассматривает  культуру  совести  как  пространственно-временное  поле  возможностей  человеческого  разума,  чувства  и  воли,  а  также  пути  гармоничного  развития  души  и  тела,  необходимого  для  становления  и  развития  человека.  Совестология  предполагает  нравственную  культуру  общества  и  личности,  говорит  о  преемственности  культуры  совести  и  важности  её  формирования,  не  забывая  о  межличностной  культуре  гуманизма  и  альтруизма.  Сегодня  массовый  и  односторонний  человек,  человек-робот  —  продукт  технологического  прогресса.

Совестология  как  наука  о  совести  и  о  её  формировании  —  это  путь  к  высшему  совершенству:  к  добру,  истине  и  красоте.  Это  идеально  заданный  треугольник  общества  содержит  в  себе  общечеловеческую  цель.  Нам  известно,  что  ценности  непосредственной  жизни  имеют  значимость  только  тогда,  когда  они  включены  в  систему  общественных  отношений,  когда  за  ними  стоит  реальная  цель  с  её  гуманным  содержанием.  Если  же  эта  общезначимая  цель  перестает  существовать  для  человека,  то  это  путь  в  никуда.  Духовная  жизнь  —  это  путь  реализации  принципа  совести,  это  путь  с  осмысленным  существованием.  Для  человека  необходимы  знания,  убеждения  и  воззрения  высшего  порядка.

Сегодня  на  человека,  на  его  духовный  мир  воздействуют  разные  факторы:  динамичные  темпы  самой  общественной  жизни,  влияние  массовой  культуры,  процессы  глобализации  и  другие  явления.  Меняется  образ  жизни  человека,  но  проблема  формирования  и  воспитания  культуры  совести  остается  актуальной. 

Совестология  находит  в  культуре  совести  любовь  и  уважение  к  ближнему,  не  рассуждая  о  заслугах  этой  личности,  рассматривая  другую  личность  как  социальную  ценность.  Она  исходит  из  совокупности  мышления,  чувствования,  воления  и  творения  добра  и  в  этом  её  высокое  жизненное  назначение.

 

Список  литературы:

  1. Егоров  А.В.  Совестология  как  научная  область  знаний  (о  культуре  совести).  В  мире  науки  и  искусства:  вопросы  филологии,  искусствоведения  и  культурологии  /  Сб.  ст.  по  материалам  междунар.  науч.-практ.  Конф.  №  1(44).  Новосибирск:  Изд.  «СибАК»,  2015.  —  120  с.
  2. Егоров  А.В.  Философия  совести  в  воззрениях  Г.В.Ф.  Гегеля  как  актуальная  проблема  современности.  «Актуальные  вопросы  общественных  наук:  социология,  политология,  философия,  история»:  Сб.  ст.  по  материалам  междунар.  науч.  практ.  конф.  (23  марта  2015  г.)  №  3(44)  г.  Новосибирск,  Изд.  СибАК,  2015.  —  74  с.
  3. Маркс  К.  К  критике  политической  экономии.  —  М.:  Изд-во  Политическая  литература,  1984.  —  207  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом