Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2011 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Самохин А.Н. НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САРАТОВСКАЯ ГАРМОНИКА В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-НСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САРАТОВСКАЯ ГАРМОНИКА В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-НСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ

 

Самохин Алексей Николаевич

преподаватель СОКК, г. Саратов

Е-mail: qqwert25@yandex.ru

 

Каждый народ имеет свою, тысячелетиями складывающуюся культуру, которая является основой национального сознания. Корни этой культуры питают духовность и национальное самосознание народа, помогают в быту, поднимают дух в борьбе с врагами. Русский народ имеет богатейшую традиционную культуру, основой которой являются высочайшие духовные и нравственные ценности. Важнейшей её частью являются национальные музыкальные инструменты, среди которых центральное место занимает гармонь.

В России гармонь появилась в середине ХIХ века и, получив широкую популярность, конструктивно изменяясь, распространилась по всей России. Гармонь изготавливалась мастерами-умельцами, которые, исходя из особенностей народной песни той или иной местности, изменяли конструкцию инструмента [6, с. 3]. Назывались они по имени города, где они изготавливались: «саратовские», «вологодские», «елецкие», «тульские», «череповецкие» и другие. Будучи неприхотливой и лёгкой в овладении игрой, гармонь полюбилась и прочно вошла в жизнь, в быт разных слоёв населения. В 30-е годы ХХ века широкое развитие и распространение получает баян. По всей России открываются классы баяна в музыкальных школах, появляются самоучители игры на баяне и разнообразный нотный материал. Вследствие этого гармонь теряет свои позиции, уходит на второй план, уступая дорогу в развитии баяна [2, с. 67–82]. Но в суровые годы Великой Отечественной войны гармонь снова заняла своё место в духовной жизни народа. Это ярко проявилось на фронте, где она скрашивала фронтовые будни бойцов, вселяла им веру в победу. В послевоенные годы баян получает массовое распространение из-за более выразительных и технических возможностей, чем гармонь. Постепенное конструктивное совершенствование баяна, высокое профессиональное мастерство баянистов делают возможным исполнение на нём практически любой инструментальной музыки. Тем не менее, гармонь вообще, и саратовская в частности не потеряли своё предназначение в традиционной музыкальной культуре, продолжая наполнять души народа любовью и вдохновением. Какими ласковыми эпитетами не наделил саратовскую гармонь народ: саратовская певунья, саратовский соловей, гармошечка-говорушечка, гармонь-отрада, а за её небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами этого типа, её часто называют уменьшительно — гармоника. Звучание саратовской гармоники нравилось многим независимо от рангов и статусов [3, с. 171–175]. Так Алексей Толстой признавался в любви к саратовской гармонике: «Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души. А вот за что и почему, не знаю. Захватывает и пьянит, всего берёт гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках. Не случайно в народе прозвали её саратовским соловьём и говорят, что голос её больного поднимает и мёртвого оживляет» [7, с. 30]. Корифей баяна И. Я. Паницкий, творчество которого оказало огромное влияние на всё баянное исполнительство, с теплотой говорил о саратовской гармонике, которая вносила в душу атмосферу праздника. В юности он познакомился и овладел этим музыкальным инструментом, а «в юбилейные дни своего 75-летия исполнил на саратовской гармоники, подаренной по случаю дня рождения, несколько пьес, сочинённых перед выступлением: вальс, марш, мазурку, польку, тарантеллу. Иван Яковлевич многие годы не прикасался к гармони, но заставил звучать её так, как она до этого ещё не звучала: с высоким благородством и поэтичностью, с тончайшими нюансами и полифоническими красками» [1, с. 126–127]. Великая русская певица, Лидия Андреевна Русланова в своих выступлениях часто пела под саратовскую гармонь с колокольчиками. 2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под саратовскую гармонь для победителей свои знаменитые «Валенки». Вот как описывает историю рождения саратовской гармоники саратовский поэт Николай Егорович Палькин в своей книге «Окрасился месяц багрянцем»: «Обрела она себя, свою самобытность в середине прошлого столетия (ХIХ века — примечание автора). В ту пору в руки саратовских умельцев попали две гармони — немецкая и тульская. Попиликали на них наши земляки и поморщились: звук слабый и высотный диапазон как бы зажатый. Нет, сия штуковина не для волжской души! Начали мастера — скоморохи колдовать. Начали лечить-подлечивать, облагораживать слабодушную гармонь на свой лад. Старались привести её в чувство братья Николай и Григорий Карелины, Пётр и Василий Куликовы. Были с ними заодно два Ивана — Иван Сахаров и Иван Урюпин. Освежили голоса, но не настолько, чтобы ничего не осталось тем, кто шёл за ними. В начале уже нашего века вкладывали свою душу в гармонь Михаил Карелин, Хрисанф Артемьев, Михаил Темяков и Владимир Кураев. Иван Сахаров специально ездил на Валдай и заимствовал валдайские колокольчики, приспособив их на левую клавиатуру. Получился инструмент с уникальным колоритом звучания, который невозможно спутать ни с каким другим» [5, с. 87–93] Теперь вместо семиклапанной она стала 10 и 12 клапанной, а на грифе левой клавиатуры появились, вместо двух, четыре клавиши с озорными колокольчиками. На грифе правой клавиатуры нажав на одну клавишу можно извлечь два различных звука, в зависимости от направления движения меха. Все гармоники были однотональные т.е. играть можно в одной тональности в которой настроены голоса гармоники — в мажоре и параллельном миноре (например, очень часто встречаются гармоники в тональности C-dur и соответственно в параллельном миноре a-moll), что играло немаловажную роль в ансамблевой игре на гармонике.

В музыкальную практику начинают входить модификации саратовской гармоники, придающие ей неповторимый стиль и колорит. Это миниатюрные гармоники, которые делались в форме сапожка, мини гармоники и получившие в народе название «сапожок», «черепашка» и другие. Внешний вид гармоники имел и имеет сходство с волшебным ларцом из многочисленных русских сказок. Корпус отделывался под серебро и мельхиор, металлическими узорами по углам и витьеватой резьбой по всем деревянным элементам корпуса. Мех изготавливался из цветного атласа. С первого взгляда это изделие привлекает взгляд и завораживает. Саратовская гармоника продолжила своё развитие в руках талантливых организаторов этого дела. Среди них первое место следует отдать Е.П. Портнову, который оказал большое влияние на становление сольного и ансамблевого исполнительства на саратовской гармоники, воспитавшего на базе Саратовского дворца культуры профтехобразования таких виртуозов-исполнителей, как Евгений Яркин, Рустам и Рафаил Рахматулины, Александр Недовесов и других.

В доме культуры посёлка Дубки Саратовского района Саратовской области много лет функционирует ансамбль саратовских гармоник «Серебряные колокольчики», который возглавляет Заслуженный работник культуры РФ Е.М. Нахов, автор единственного «самоучителя игры на саратовской гармоники» [4, с. 3–7]. С 1960-х годов в Городском Дворце пионеров работает ансамбль «Колокольчик», который возглавляет С.Н. Попов [7, с. 30–34]. В этом коллективе сменилось уже пять поколений участников. В 1964 году при дворце культуры «Мир» Саратовского завода электронного машиностроения создан и работает ансамбль «Волгари», который многие годы возглавлял Заслуженный работник культуры РФ Юрий Викторович Смольянинов. В состав коллектива входили такие музыканты-виртуозы как Сергей Абрамов, Сергей Шалимов, Пётр Ширяев и другие. К большому сожалению, в настоящее время этот коллектив распался, так как изменился собственник дворца культуры, который не пожелал брать на свой баланс малодоходный коллектив. Это далеко не полный список коллективов и музыкантов, которые посвятили себя продолжению народной традиции. Саратовская гармоника побывала во многих странах мира, имея большой успех. Пройдя две войны, коллективизацию, годы застоя саратовская гармонь продолжает радовать широкую публику.

 

Список литературы: 

  1. Галактионов В. М. Паницкий или Вечное движение: жизненный и творческий путь И.Я Паницкого. М.: Советский композитор, 1996 г.
  2. Максимов Е. И. Ансамбли и оркестры гармоник: учебное пособие. М.: Советский композитор, 1974 . — 174 с.
  3. Михайлова А. А. К вопросу изучения традиционных саратовских гармошечных наигрышей //Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сборник научных трудов. Выпуск III. Саратов: Научная книга, 2007. — 189 с.
  4. Нахов Е.М. Самоучитель игры на сартовской гармонике: учебное пособие, ноты. Саратов: Детская книга, 1994. — 159 с.
  5. Палькин Н. Е. «Окрасился месяц багрянцем…». Саратов: Региональное Приволжское издательство Детская книга, 1999. — 192 с.
  6. Саратовские переборы. Репертуарный сборник пьес для ансамблей саратовских гармоник: ноты, партитуры. Вступительное слово В. П. Ломако. Саратов: Саратовский областной центр народного творчества, 2005. — 74 с.
  7. Суняйкин С. И. Саратовская любимица //Влияние творчества И. Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: материалы всероссийской научно-практической конференции. //Ред. сост. Д. И. Варламов. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2006. — 112 с
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий