Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 июня 2011 г.)
Наука: Филология
Секция: Теория литературы. Текстология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ МИФОЛОГЕМ В СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В древние времена отношение людей к событиям прошлого всегда было окутано тайной и магией, и это выражено в мифических представлениях каждого народа. Миф есть выражение первоначального миросозерцания, и является осмысленным представлением о мире, жизни и человеке.
В мифе пространство и время взаимосвязаны. То есть, как не существует времени без пространства, так и не существует пространства вне времени. С этим фактом читатель сталкивается, знакомясь с произведениями современной литературы.
Миф сначала формируется в человеческом сознании, а затем реализуется, материализуется в образах искусства. Люди представляют окружающий мир живым. Миф, кажущийся нам сказочным, фантастическим, - это реальность для людей того времени и особый, пожалуй, самый удобный способ познания мира. Сегодня имеющиеся мифические тексты помогают определить взгляды древних людей, их познание мира и человека.
По мнению российского учёного-филолога, историка культуры, а также основателя исследовательской школы теоретической фольклористики Е.М. Мелетинского, мифические повествования являются "кирпичами" «мифического мира», формировавшимся в мифической древности. Мифическое время - "предыдущее", "начальное" время, "начало" cвремени. Это «накануне» настоящего времени, время до времени, то есть, время, которое кончается там, где начинается отсчет настоящего времени. История начинается с момента завершения мифа. Тем не менее, нет древней истории и культуры, без мифологических мировоззрений. Миф и литература связаны в понимании и выражении мира.
В мифе пространство и время взаимосвязаны. То есть, как не существует времени без пространства, так и не существует пространства вне времени. С этим фактом читатель сталкивается, знакомясь с произведениями современной литературы.
В мифе форма и содержание составляют тождественность, а значит, главная особенность мифа - обобщение и изложение явлений природы и событий в обществе. В мифологическом сознании нет четкой границы между субъектом и объектом, вещью и знаком, пространством и временем. Тождественность выражается всюду, во всем мире.
Каждый народ имеет богатую культуру, а миф - это начало культуры. Мифы предоставляют информацию не только о прошлом, но и о будущем. Мы должны принимать их не как выдумки, а как рассказ о реально произошедшем. В силу того что миф охватывает все сферы первобытного общества, не может быть сомнений в его действительности и реальности. Единство человека и общества выдвигается на первый план, при этом человек находится в гармонии со своим внутренним миром - его действия совпадают с внутренней реальностью. В мифе в то же время тождественны философские, научные, религиозные, нравственные идеи. Миф, представляющий собой первичное знакомство с миром, в то же время является началом времени, основным центром создания первичных образов. Несмотря на небольшой объем, у каждого мифа своя логика: "Дороги, поиски, ведущие к мифу, обнаружение скрытых в его смысле мира чудес и знаний относится к логике. Логика чуда является частью логики мифа". [5, с. 4].
Мифология есть средство выражения человеком самого себя. Миф - самая древняя и извечная форма проявления творчества. Системы мифов, мифология различных типов отражают в себе различные формы и типы культуры человечества.
Мифология Азербайджана имеет древнюю историю. Представление о борьбе двух начал, двух богов – Ахурамезды и Ормазда, представляющих собой Добро и Зло, Свет и Тьму, - долгое время считалось наивной верой народов некоторых стран Ближнего Востока, а также Азербайджана.
В Азербайджане широко распространены мифы и легенды, отражающие победы положительных образов, воплощающих в себе идеи и желания народа. Большинство таких легенд нашли свое отражение в народных эпосах и сказках и в других фольклорных образцах. «Книга моего Деда Коркута», эпос «Кероглу», сказки и другие устные формы народного творчества - очень ценные источники для изучение мифологии Азербайджана. Первые исследования, касающиеся азербайджанской мифологии, были проведены еще в ХIX веке. Ученый-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Восточный факультет СПбГУ) Мирза Казым-Бек исследовал основные правила изучения азербайджанской мифологии. В собирании и систематизации азербайджанских мифов большое значение имел журнал СМОМРК, изданный в Тифлисе.
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всём протяжении её истории. Своеобразное изучение литературы как формы общественного сознание обусловлено ее привязанностью к мифу. Если рассмотреть древнюю азербайджанскую литературу и азербайджанскую литературу средних веков, увидим, что ее содержание носит характер эпоса, сказки. Происхождение всех форм эпос, сказок непосредственно связано с мифологическим эпосом, мифологическими легендами и мифами о создании мира.
В наши дни в азербайджанской литературе отмечено созданием прекрасных произведений с использованием мифологических образов. В качестве примера можно привести роман Юсифа Самедоглы «День казни», повесть Анара «Белый овен, черный овен», рассказ «Сказка о хорошем царе», роман Эльчина «Махмуд и Марьям», роман Мювлуда Сулейманлы «Кочевье».
Элчин Галибоглу в своей статье «Тюркская мифология как основа нашей культуры», рассмотрев творчество Рамиза Ровшана, пишет: «В творчестве Рамиза Ровшана мы сталкиваемся с чудесными мифологическими образами. Поэт смотрит на дерево, летящую птицу и как-то в его памяти всплывает такое чувство что, это дерево является его предком. В действительности такое родство человека с растениями, птицами, деревьями в целом с окружающим миром обусловлено мифологическим сознанием. Значит, мифы живут в нашей памяти, время от времени пробуждаясь активным образом, вступают в наше сознание» [4].
Все творчество известного азербайджанского писателя, поэта, драматурга, литературного критика Камала Абдуллы основано на определенной мифологической системе. Бести Элибейли в статье «В тайне» отмечает: «Миф является для Камала Абдуллы вторым миром. И он использует этот ирреальный мир как ключ, как код, в мир неизвестности и тайн» [2].
В творчестве современного писателя Камала Абдуллы нашли свое отражение не только большинство этапов историко-литературного процесса азербайджанской литературы конца ХХ – начала ХХI веков (после критического реализма на пути от модернизма к постмодернизму), но и основные типы мифов.
Большинство исследователей, с типологической точки зрения, делят мифы народов мира на три группы:
1. Космогонические мифы.
2. Этиологические мифы, или генеалогические мифы.
3. Календарные мифы.
Космогонические мифы — мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени.
Этиологические мифы, или генеалогические мифы неразрывно связаны с космогоническими мифами. Их конкретное содержание включает различные мотивы: от создания первого человека, его существования на Земле до появления законов ведения государства. Например, широко распространенный среди тюркских народов ряд мифологических сюжетов относится именно к этой категории («Огузнаме», «Сорока-девица», «Мать-олень», «Серый волк»).
Календарные мифы и ритуалы обычно занимают значительное место в мифологической системе, потому что тексты из этого цикла непосредственно связаны с жизнью общества. Следовательно, уже в сформировавшемся Космосе бытие конкретного общества регулируется с помощью этих текстов. Отношения этноса к категории времени проявляется в них же.
Камал Абдулла в основном обращается к космогоническим мифам (Зевс, Танат, Геракл, Афродита, Гера и др.). В плане времени большинство его рассказов сопровождают элементы (ночь, утро и др.) календарных мифов, символизирующих начало света и тьмы. «Утро медленно наступило» («Решение»), «Утро уже наступило, было» («Возвращение Илиш»), «На долину Наггул медленно наступил вечер» («Сказка Гюли гах-гах ханум») и др.
Асиф Гаджилы в своей статье ««Неполная рукопись», или «Целость неполного»» о романе Камала Абдуллы пишет: «Я сказал бы, что роман Камала Абдуллы «Неполная рукопись» в литературной среде, которая находится в застое, зародил оживление, можно сказать, панику. В азербайджанской литературе «Неполная рукопись» - пример интеллектуально-философского отношения к мифу, эпосу и истории » [1, с. 52-54]. До этого произведения о Шах Исмаиле было написано несколько романов. Хотелось бы отметить что, те произведения остались в рамках информации, сказки-эпоса, и в силу этих обстоятельств раздвоение личности Шаха Исмаила остается тайной. А роман «Неполная рукопись» является серьезном шагом в направлении выявления Правду о гармонии мифа и нашей истории, и сделать этот шаг удалось именно благодаря уничтожению табу и привлечения мифа в ее поиске».
Список литературы
- Асиф Гаджилы. Камал Абдулла: Морфология выбора. - Баку, Мутарджим, 2010, с. 132.
- Бести Алибейли. В тайне. - 525-ая газета. 2009, 28 февраль
- Повествования, мифы и легенды. - Баку. «Восток-Запад», 2005, с. 304.
- Галибоглу Элчин. Тюркская мифология как основа нашей культуры. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: www.stib.tk
- Голосовкер Ю.Е.. Логика мифа. - Баку, «Мир книг», 2006, с 316.
дипломов
Оставить комментарий