Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ефименко Н.Л. РАЗВИТИЕ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 1(29). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 6-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ефименко Наталья Леонидовна

магистрант 2 курса Белгородского государственного национального исследовательского университета,

РФ, г Белгород

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации занятий по развитию ритмопластики в условиях современной дошкольной образовательной организации, обобщено понятие ритмопластики и выделены некоторые особенности развития ритмопластики у дошкольников.

ABSTRACT

This article discusses pedagogical conditions of organization of work on development of rhythmoplastik in modern pre-school educational organizations, summarizes the concept of rhythmoplastik and highlighted some peculiarities of the development of rhythmoplastik preschool children.

 

Ключевые слова: ритмопластика, педагогические условия, физическое развитие.

Keywords: rhythmoplastik, pedagogical condition, physical development.

 

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в последнее время возрастает число физически ослабленных детей, а именно согласно статистическим показателям НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН за последние время число детей дошкольного возраста без нарушений развития сократилось практически в 5 раз, составляя только 9% от общего числа детей, которые поступают в начальную школу. Согласно данным Института только около 7% современных дошкольников абсолютно здоровы, около 35% страдают различного рода хроническими заболеваниями, более 50% обладают функциональными отклонениями. По этой причине проблема ухудшения здоровья современных детей является национальной и становится приоритетной на государственном уровне. Согласно Постановлению президента РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», закону «Об образовании», Национальной доктрине образования, Федеральной программа «Развития образования до 2020 года», а также Конвенции о правах детей именно в дошкольном возрасте происходит закладывание основ здоровья, физической выносливости и работоспособности, осуществляется развитие двигательной активности, по этой причине усилия современных дошкольных образовательных организаций должны быть направлены на то, чтобы укрепить здоровье ребенка, культивировать ценности здоровья, сформировать осознание важности ведения здорового образа жизни. Одной из современных технологий, которые применяются в современных дошкольных образовательных организациях, которая направлена на выше озвученные задачи, включая формирование потребности движения, профилактику здоровья и коррекции отклонений является ритмопластика.

Важно начать анализ поставленного вопроса с определения понятия «ритмопластики». Сегодня данное понятие не имеет точного определения, так как связано между несколькими отраслями наук, а именно философией культуры, психологии, педагогики, искусствоведения, художественного исполнительства, арт-терапии и так далее. Изучением данного понятия занимались А.Н. Ветлугина, Т.А. Вендрова, И.Г. Малкина-Пых, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, К.Тарасова, Б.М. Теплов и другие.

Автором термина «ритмопластика» является педагог Э.Ж. Далькроз, который отмечал, что это способность выражать эмоциональное и образное содержание музыки за счет двигательного моделирования музыкальной формы и ритма. В его педагогической системе сказано, что: «Выражение структуры и содержания произведения музыкального характера происходит за счет применения пластики тела, где ритм – это движение, а без пластического ритма не может восприниматься музыкальный ритм» (9).

С точки зрения известного психолога Б.М. Теплова: «Музыкально-ритмическое чувство заключается в том, что восприятие музыкального произведения может сопровождаться определенными движениями, которые точно передают ход музыкальных движений» (11, c.99).

С точки зрения В.Коэн и Т.Е. Вендровой часть восприятия дошкольниками музыки – это движения (корпуса, головы, рук), которые позволяют не только запоминать элементы музыкального произведения, но и являются способом познания музыки. Особенно это важно в период дошкольного детства, когда у ребенка осуществляется укрепление физического здоровья, а также происходит гармонизация эмоционально-волевой сферы, развивается мышление, творческий потенциал, музыкальность ребенка. О значимости развития ритма у детей дошкольного возраста также пишет И.Г. Малкина-Пых, которая уверена в том, что развитие ритма у ребенка способствует развитию личности дошкольника (3, c.61).

Опираясь на результаты исследований И.Г. Малкиной-Пых, Л.В. Абдульмановой, О.П. Радыновой и других мы можем выделить следующие педагогические условия развития ритмопластики у детей дошкольного возраста, а именно:

  1. Применение музыкально-ритмических средств. Развитие ритмопластики – это комплекс различных средств, которые способствуют гармоничному развитию детей дошкольного возраста, а именно музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, танцы и так далее. Важно принимать во внимание, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста игра, как отмечали А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие. Влияние творческих и ролевых игр на развитие ребенка доказано Н.Я. Михайленко, Т.А. Марковой, а А.И. Сорокин доказал эффективность подвижных игр в физическом развитии детей (5).

Для развития ритмопластики наибольшей эффективностью обладают музыкальные игры, так как по мнению Н.А. Ветлугиной музыкальная игра интересна не только как процесс, а как результат. Ребенок в процессе включения в музыкальную игру ищет характерные действия персонажей, которые соответствуют развитию музыки. По мнению автора образ созданный в музыкальной игре формирует переживание ребенка, появление и воплощение игрового образа (4, c.88).

  1. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям ФГОС ДО организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО- это актуальная задача, так как процесс организации среды позволяет педагогам эффективно развивать индивидуально-личностные особенности дошкольников, принимая во внимание потребности, склонности, интересы, двигательную активность.

Частью образовательной среды является развивающая предметно-пространственная среда, которая представлена специально организованным пространством, то есть участками, помещением, материалами, инвентарем и так далее, которые направлены на развитие детей и коррекцию недостатков развития (1).

  1. Включение родителей в процесс образования в ДОО. В период дошкольного детства освоение образца и норм поведения и деятельности соединяется у ребенка, а также закрепляется со значимым взрослым, то есть родителей или педагогом. С точки зрения М.И. Лисиной отношение к себе у дошкольника происходит за счет влияния взрослого, так как общение со взрослым формирует внутренний мир ребенка, чувства и переживания (8, c.122). Телесно-пластические отношения детей дошкольного возраста с их родителями – это основа формирования отношения к окружающему миру, где взрослый занимает роль, так называемого, «играющего партнера».

Таким образом, анализ источников по проблеме развития ритмопластики дошкольников в условиях современной дошкольной образовательной организации позволил нам выделить ряд педагогических условий, реализовав которые будет эффективно построен процесс развития ритмопластики дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Абдульманова Л.В., Мезенцев В.В. Формирование основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
  2. Аджимуратова З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 655-658.
  3. Вендрова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн [Текст] / Т. Вендрова // Искусство в школе. - 1997. - № 1. - С. 61-65
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967 - 200с.
  5. Дрень О. Е. Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности// Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 5. — с. 186.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2001. - 400 с.
  7. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия [Текст] : справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: ЭКСМО, 2007. - 752 с.
  8. Нечаева Т.Б. Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Нечаева Татьяна Борисовна;[Место защиты: Уральский государственный педагогический университет].- Екатеринбург, 2015.- 163 с.
  9. Сечкина О. К. Формирование чувства ритма у ребенка на ранних этапах онтогенеза// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — т. 11. — 2009. — № 4. — С. 142–144.
  10. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей /К.В. Тарасова. - М.,1988.- 176 с.
  11. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теп-лов // Б.М. Теплов / отв. ред. Э.А. Голубева; РАН Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003.-282 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.