Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 ноября 2019 г.)

Наука: Психология

Секция: История психологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Борисова Н.В. «НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (ИНТЕРВЬЮ С М.И. ВОЛОВИКОВОЙ) // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(27). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 112-115.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (ИНТЕРВЬЮ С М.И. ВОЛОВИКОВОЙ)

Борисова Наталья Владимировна

канд. психол. наук, ст. научный сотрудник ФГБУН Институт психологии РАН

РФ, г. Москва

Работа выполнена в рамках Государственного задания ФАНО РФ № 0159-2019-0006.

 

Интервью с главным научным сотрудником Института психологии РАН, доктором психологических наук Маргаритой Иосифовной Воловиковой. Вопросы интервью подготовила и задавала старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук Наталья Владимировна Борисова.

1. Маргарита Иосифовна, в своих работах Вы указываете, что С.Л. Рубинштейн был первым в отечественной психологии, кто «так предельно остро и определенно обосновал роль нравственного закона в жизни человека». Согласны ли Вы, что его философско-психологическая концепция личности в плане этической доминанты является уникальной не только в отечественной психологии, но в мировом масштабе?

Уникальная, но не единственная. Этическая доминанта отличает концепцию Л. Кольберга морального развития личности. Ж. Пиаже принадлежит открытие феномена «веры в имманентную справедливость», которую он, правда, относил к начальному этапу морального развития личности.   Вообще основания западной науки и культуры христианские. Даже такие богоборческие по своим истокам направления как психоанализ и гуманистическая психология отталкиваются от христианства, отрицая его и споря с ним. Другое дело, что «марксист» Рубинштейн на самом деле отразил в своих работах, особенно в последней из них «Человек и мир», православные ценности, характерные для отечественного менталитета.  

2. С.Л. Рубинштейн писал о «нравственном законодательстве». Вы используете термин «нравственный закон». Встречали ли Вы подобную терминологию в работах других психологов? Или ранее живших или современных?

Термин «нравственное законодательство» я встречала только в работах Рубинштейна. Понятие «нравственный закон», по-моему, использовал в 1980-е годы Анатолий Цеденович Гармаев в книге «Нравственная психология и педагогика».

3. Может ли этот термин закрепиться в психологии, войти в научный оборот?

Сможет ли он закрепиться, я не знаю. Но уверена, что для психологической науки очень важно, чтобы он закрепился, поскольку всякая наука ищет законы, а нравственный закон, безусловно, является важнейшим законом жизни человека.

4. В своих работах нравственные законы Вы сопоставляете с нравственными заповедями, «“записанными” в сердце человека». Я понимаю, что это сложнейшие феномены, которым сложно дать психологическую интерпретацию, но все же, как бы Вы охарактеризовали хотя бы в общих чертах «нравственный закон» в рамках психологических категорий?

Стоит воспользоваться открытой Жаном Пиаже «верой в имманентную справедливость» и включиться в существующий уже поток исследований возрастных и иных особенностей этой веры в безусловность действия нравственного закона, означающего, в конечном итоге, главенство духовного над телесным и душевным планами бытия. Тамара Александровна Флоренская ввела в психологическую науку понятие «духовного Я». В паре с ним использовалось понятие «наличного Я». Флоренская подчеркивала, что существующие методики диагностики личности имеют дело только с наличным Я, духовное Я им недоступно, но может приоткрываться в диалоге. Т.А. Флоренской и М.Ю. Колпаковой показано, как духовно ориентированный диалог может восстанавливать диалог самого человека со своей совестью – духовным Я.  

5. Можно ли сказать, что этот термин объединяет некие сверхличные универсальные имманентные человеческой природе феномены?

Да, несомненно так.

6. Мною рассматривались проблемыпсихологическом наследии С.Л. Рубинштейна и отечественного мыслителя И.А. Ильина. Удивительно, но идеи Ильина в области правового сознания личности, а именно развитие теории «естественного права», созвучны представлениям Рубинштейна о существовании имманентных человеческой природе нравственных законов. Представитель советской психологии и религиозный мыслитель очень похожи в своих взглядах: такие феномены как совесть и любовь – центральные в их творчестве. Как Вы можете это прокомментировать?

Советский психолог С.Л. Рубинштей был не вполне советским. Он как личность и как исследователь сформировался до революции, как и Ильин, впитав культуру прежней России, а также европейскую культуру научных исследований, поскольку докторскую диссертацию Рубинштейн готовил и защищал в Германии. В Россию (ставшую СССР) вернулся после революции, поэтому мог видеть проблемы нового строя, истоки которых были в нарушении нравственного закона любви к человеку. А Ильин унес с собой в ссылку за границу знание основополагающих ценностей и приоритетов многовековой российской культуры, сохранил их и приумножил. Не случайно его работы вернулись в постперестроечную Россию, чтобы нам помочь вспомнить, кто мы. У Рубинштейна были свои отношения с Богом. От юношеских вопросов (дневник) до «Человека и мира».  

7. Наверно, подобную схожесть взглядов можно объяснить особенностями российского менталитета?

Да, это верно. Только Ильин вывез из России самое ценное – православное мировоззрение, а Рубинштейн шел путем ума всю жизнь и в конце создал прекрасный христианский по духу текст, который он в том же «Человеке и мире» назвал марксизмом.

8. Маргарита Иосифовна, Вы проводите теоретические и эмпирические исследования нравственной элиты. Не возникало ли у вас желание применить биографический метод по отношению к жизненному пути кого-либо из ее представителей?

Интересная мысль. Но пока это исследование представлений о нравственной элите. Очевидно, что потребность в нравственном образце у российских людей экзистенциальная.       

9. Кто бы Вас лично мог заинтересовать в этом плане?

В прежней России любимым и популярным чтением в народе были жития святых. Максим Горький сохранил эту традицию давать высокие образцы жизни, организовав серию «Жизнь замечательных людей», существующую до нашего времени.  Мне интересны все, жившие в переломные эпохи и сделавшие правильный нравственный выбор. Особенно интересны и поучительны опубликованные дневники или письма.

10. В своих работах Вы указываете, что нравственная психология в настоящее время уверенно оформляется как самостоятельное направление психологической науки. Каковы признаки или критерии этого нового этапа развития нравственной психологии, имеющей, как Вы отмечаете, богатую предысторию в отечественной и мировой гуманитарной традиции?

Один из признаков сейчас очевиден – появление серии книг по духовно-нравственным проблемам психологии. Другой признак – привлечение все большего числа исследователей к данной проблеме, о чем свидетельствует количество участников научных конференций не только из Москвы, но и из других российских регионов. Организуются и развиваются исследовательские центры, один из которых находится в Курске.  

11. Предполагает ли формирование нового направления команду специалистов?

Думаю, она сейчас формируется. И один из путей такой работы – обсуждение в научном сообществе на страницах журналов, на конференциях.

12. Мой личный опыт дает мне основание предполагать, что психологов, ориентированных на подобную тематику довольно мало. Я имею в виду людей, целенаправленно двигающихся в этом направлении. Нравственная проблематика является сверхактуальной сегодня в ситуации духовного кризиса, но, к сожалению, не входит в круг современных трендовых направлений. Есть ли у нее перспективы?

Мне нравится Ваш молодой задор и решимость. Хорошо бы организовать конференцию молодых ученых, целиком посвященную духовно-нравственным проблемам. Может, у Вас это получится? Вы совершенно правы – нравственная проблема в современном мире самая актуальная и поэтому перспективная.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий