Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2018 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гизатулина А.А. КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФОРМА ИНТЕРНЕТ АГРЕССИИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(16). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 75-79.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФОРМА ИНТЕРНЕТ АГРЕССИИ

Гизатулина Анастасия Александровна

канд. социол. наук, доц. Челябинского государственного университета,

РФ, г. Челябинск

CYBERBULLING AS A FORM OF INTERNET AGGRESSION

 

Anastasia Gizatulina

сandidate of Sociological Science Associate Professor of Chelyabinsk State University,

Russia, Chelyabinsk

 

Ключевые слова: кибербуллинг, интернет-агрессия, подростки, психологическое насилие.

 

Сегодняшнее место ежедневной коммуникации отличается насы­щенной принципиально иной специфичностью, а, непосредственно, её популяризацией во Всемирной паутине. Для современного взрослого поколения, выросшего без компьютера, умение поддерживать связь благодаря голосовым сообщениям, моментальным уведомлениям, созданию Интернет-бесед, содержащих большое количество людей, опирается на ранее полученный опыт взаимодействия в реальной жизни, однако сегодняшние несовершеннолетние школьники овладевают двумя способами общения почти в одно и то же время.

Что касается молодых людей, целесообразно утверждать о существенном переходе во Всемирную сеть их интеграционных процессов в социальную систему. Здесь подразумевается коннект с незнакомцами, объединения людей по общим интересам, изучение разных общественных слоёв и общепризнанных мерок.

Все без исключения референтивные процессы, совершающиеся в реальном социальном мире, своего рода «копируются», в некоторых случаях обостряясь, а в некоторых – восполняясь виртуальными коммуникациями, но в каждом варианте обретая обновленные особен­ности. Несмотря на это, опираясь на историю, Сетевое пространство, несомненно, второстепенно с учётом реального Бытия, поэтому возможно предполагать и противоположное воздействие – переход процессов общения и установленных норм, протекающих и известных в Сети интернет, в коммуникации материального мира.

Возникновение Сети интернет предоставило возможность реали­зоваться «виртуальной реальности», которая явилась для большого числа людей источником новой информации и обнаружила вспомога­тельные общественные способности. Неизвестность, разрешенная во Всемирной паутине, дает возможность людям виртуально общаться с другими людьми, изменяя свой статус и личность, без опасения неблагоприятной критики или общественных наказаний, какие бы произошли во время реальной коммуникации.

Зачастую анонимность используют подростки, желающие, с одной стороны, выяснить подробности своей личности, своего характера, и это носит в какой-то степени положительный характер, так как является полезным для более легкой и быстрой социализации. Но, с другой стороны, коммуникация в Интернете образовала опасности малознакомых вариаций решений ситуации. А именно, умолчание своей личности ускоряет случай соприкосновения ребенка в Социальных сетях и, вероятно, в действительности с кем-либо, действующим аналогичным образом, создавая выдуманную личность.

Анонимность ослабляет свойственную многим степень стесни­тельности и приводит к таким образам действия, как, к примеру, откровенность, которая редко проявляется в материальном мире. Также она уменьшает степень индивидуальной надежности, совестли­вости и обязательств, что делает притворщика частью информативной сферы, в которой не составит труда избежать враждебности оскорбленного.

Ввиду вездесущего применения Всемирной паутины и осущест­вляющихся благодаря ей процессов общения образовывается проблема негативного воздействия данного рода общения на жизнедеятельность пользователей и развития у них чувства защищенности.

Кибербуллинг – современный, стремительными темпами охваты­вающий зарубежные страны, а также Россию вид преследования и издевательств, задействовавший главные ресурсы Всемирной сети, а именно неизвестность, большое скопление людей, с целью враждебного притеснения других.

Несмотря на то, что случаи проявления кибербуллинга можно встретить в любой социальной группе, больше всего ситуаций, связанных с Интернет-травлей, наблюдается в подростковой среде, когда под влия­ние кибербуллинга попадают дети школьного возраста, поддающиеся Интернет-насилию со стороны своих сверстников и одноклассников [2]. Дело в том, что в данном виде «коммуникации» её участники не видят друг друга напрямую, а значит вероятность появления чувства жалости и сострадания нападающего к своей жертве очень мала.

Возможность использовать кибербуллинг в своих отнюдь не положительных целях нападающему представляется весьма удобным, поскольку таким образом не происходит никакого физического насилия, и ответственности за последствия такой травли можно избежать.

Кибербуллинг хорошо подходит для тех подростков, которые чувствуют неуверенность в себе, делая что-то в одиночку, кто предпочитает прятаться за спинами лидеров, успокаивая себя тем, что их поступки – гораздо хуже [5, с. 21]. Так называемое субъективное чувство неполноценности и собственной ущербности, которое подросток пытается восполнить через проявление агрессии по отношению к сверстнику или ребенку младше него.

Другой причиной, по которой подростки прибегают к исполь­зованию кибербуллинга, является неосознанное стремление к своему превосходству над ровесниками. Комплекс превосходства тесно связан с первой причиной проявления кибербуллинга, упомянутой выше, потому что в данном случае ребенок также испытывает свою неполно­ценность, прибегая к психологическому защитному механизму. Чем сильнее он переживает неуверенность в себе, тем выше и принципи­альнее для него достижение своего превосходства [1].

Обычно индивиды осознают себя как независимую социальную единицу и действуют исходя из личных потребностей и целей. Но нередко бывает так, что групповая идентичность в человеке гла­венствует над индивидуальной, и тогда люди в большей мере способны поддаться «эффекту толпы», забывая о своих убеждениях и принципах.

Применительно к феномену кибербуллинга доминирование групповой идентичности над индивидуальной превращает участников в сильную группу, работающую как единый механизм с повышенным порогом «дозволенности» в угнетении членов так называемой «контр-группы». Здесь начинает работать принцип «кто не с нами, тот против нас» [5, с. 21].

Говоря о кибербуллинге как о достаточно серьезной социальной проблеме общества в эпоху глобализации, мало кто рассматривает проблему семейных взаимоотношений как одну из важнейших причин, побуждающих подростка к проявлению агрессии. Нехватка внимания со стороны родителей, отсутствие рамок дозволенного или, наоборот, слишком жесткая дисциплина в семье могут привести к тому, что ребенок, находясь в поиске решения своих проблем с родителями, может выплеснуть свою злость и агрессию в пространство социальных сетей.

Издевательства в сети могут быть гораздо хуже, чем в школьном дворе, потому что киберхулиган может скрываться за ником или за анонимной атакой на социальные сети, за неопознанным звонком или сообщением от анонима. Подобно тому, как акты физического насилия ставят под угрозу физическую безопасность, кибербуллинг угрожает психическому здоровью подростков [4, с. 299]. Причем в список последствий кибербуллинга могут входить не только негативные эмоции (стыд, страх, тревога), но и суицидальные попытки и завершенные суициды [3].

Таким образом, появление такого феномена в современном об­ществе, как кибербуллинг, обусловлено наличием особых социально-информационных условий, способствующих его распространению. На сегодняшний день кибербуллинг рассматривается как одна из самых серьезных проблем современного общества. Безусловно, существуют примеры программ по снижению числа проявления кибербуллинга как у взрослых, так и среди подростков и детей школьного возраста, которые были успешно применены. Но устранить данный вид пресле­дования и издевательств полностью довольно трудно. Если взрослые сами могут найти в себе силы справиться с такого рода «вниманием» к своей персоне, то детям и подросткам нужна помощь со стороны родителей.

 

Список литературы:

  1. Глоссарий. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychologies.ru/glossary/10/kompleks-prevoshodstva/ (Дата обращения: 13.12.2018).
  2. Исследование кибербуллинга в современном мире [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028679 (Дата обращения: 13.12.2018).
  3. Кибербуллинг [Электронный ресурс]. – URL: https://postnauka.ru/longreads/86459 (Дата обращения: 13.12.2018).
  4. Макарова Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления [Электронный ресурс] / Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова, Е.А. Махрина // Российский психологический журнал. - № 3, 2016. – с. 293‑311. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-kiberbullinga-kak-formy-internet-prestupleniya (Дата обращения: 13.12.2018).
  5. Шевко Н.Р. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях [Электронный ресурс] / Н.Р. Рожкова, И.И. Исхаков // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – Том 2 (3), 2017. – с. 19‑22. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-kiberbullinga-v-sotsialnyh-setyah (Дата обращения: 13.12.2018).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.