Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2021 г.)

Наука: Психология

Секция: История психологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Косых Г.В. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗНАЧИМОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНОГО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 5(44). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 117-126.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗНАЧИМОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНОГО В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Косых Галина Вячеславовна

канд. психол. наук, доц. кафедры психологии и социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский институт экономики и социального управления,

РФ, г. Воронеж

THE HISTORICAL ASPECT OF THE SIGNIFICANCE OF THE SCIENTIST'S PERSONALITY IN THE CONTEXT OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF SOCIETY

 

Galina Kosykh

Candidat of Psychology Science, Associate Professor of the Department of Psychology and Humanitarian Disciplines, Voronezh Institute of Economics and Social Management,

Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

В работе рассматриваются методологические подходы к рассмотрению явлений в философии, психологии и естественных науках. Делается акцент на подходы в развитии психологического знания. Излагается суть психологических школ и направлений, сформированных трудом отдельных ученых, отстаивавших свою научную позицию в меняющемся с точки зрения социокультурного развития обществе.

ABSTRACT

The paper considers methodological approaches to the consideration of phenomena in philosophy, psychology and natural sciences. Emphasis is placed on approaches to the development of psychological knowledge. The article describes the essence of psychological schools and trends formed by the work of individual scientists who defended their scientific position in a changing society from the point of view of socio-cultural development.

 

Ключевые слова: методология, психологические школы и направления.

Keywords: methodology, psychological schools and directions.

 

Исследования работ историками ученых, развивавших философское, естественное и психологическое направления знания, показали, что в историческом процессе просматривается логика развития знания, соотносящегося:

- со сменой ключевых проблем науки, например, о природе происхождения и взаимоотношении психического и физического в понятиях «душа», «сознание», «психика»;

- с изменением предмета и методов;

- с формированием категориального строя, который отражает предмет и содержание новых научных представлений;

- с развитием методологических принципов адекватных изучаемой проблеме;

- с установлением взаимосвязей с другими науками.

Социальная ситуация развития общества влияет на направление развития научного знания, что более отчетливо просматривается в эпоху Средневекового периода. Не смотря на это, значимым условием развития науки во все времена была и остается личность конкретного ученого, работающего и творящего в определенный социокультурный период развития общества.

В методологии истории психологии существует несколько направлений воззрений на мир, формирование которых, прошло сложный период научного становления, благодаря непреклонности ученых в отстаивании собственного видения в науке. Теперь, как и ранее, это те установочные понятия, исходя из которых, ученые подходят к анализу и трактовке наблюдаемых явлений [1; 2; 3].

Самым первым представлением о мире и его устройстве было философское воззрение, получившее в последствие название «анимизм», что в переводе с латинского «anima» означает «душа» или «дух» и рассматривается как вера в скрытые за видимыми вещами души или призраки, которые покидают тело с последним дыханием.

В ранний Античный период возникла гипотеза атомистического строения мира, которой изначально придерживались Левкипп и Демокрит. Изменение представлений о структуре мира привело к смене анимистических воззрений на представления, получившие название «гилозоизм». Представление о гилозоизме ввел в науку Гераклит (VI-V вв. до н.э.), в переводе с греческого оно означает: hylo – вещество, материя; zoe – жизнь. То есть, гилозоизм является учением об универсальной одушевленности материи, когда природа представляет собой единое целое, наделенное жизнью, в этом случае ощущение и мышление присущи всем формам материи. Данного научного воззрения придерживались: в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) – Телезио, Дж. Бруно; в Новое время (XVII - начало XVIII вв.) – Ф. Бекон, Г. Галлилей, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк; в XVIII веке во французской и немецкой научной мысли - Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. Фейербах. В России XVIII века позицию гилозоизма поддерживали М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев; во второй половине XIX века – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Творческая мысль ученого движется в пределах познания и общения, она является самостоятельной величиной и явлением, и без активности которой развитие науки было бы невозможно. И все же в последнее время все более развивается феномен коллективного исследовательского труда, который приобретает различные формы, одной из которых выступает научная школа. Научные школы существовали на протяжении веков, появление научных школ прослеживается со времен периода Античности. В этот период свою научную школу развивал Сократ, Аристотель, существовали группы философов, объединившихся в «школу стоиков» и «школу киников».

В современной версии понятие научной школы неоднозначно, и под ее именем фигурируют различные типологические формы, например: научно-образовательная школа, или университет; школа как исследовательская группа; школа как направление в определенной области знаний.

Наука в качестве деятельности теперь рассматривается не только как производство идей, но и образование и воспитание в определенных научных традициях людей. Без этого не было бы эстафеты знаний, передачи традиций, а, тем самым, и достижения новаторства. Когда каждый новый прорыв в непознанное возможен благодаря предшествующему достижению, даже если оно в процессе развития научного знания опровергается.

Рассмотрим несколько научных платформ, сформировавшихся в процессе развития исторического знания, и существующих в качестве методологической базы в трудах современников.

Идеализм представляет собой философское мировоззрение. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального мира. В трактовке идеалистов истинность бытия принадлежит не материальному, а духовному началу – разуму и воле. Идеалистическими были единые концепции Веданта, Конфуцианство. Идеалистических взглядов придерживались такие ученые, поэты и философы, как Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Дж. Беркли, Т. Браун, Д. Юм, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

Материализм является философским воззрением, утверждающим первичность материального мира и вторичность духовного. Приверженцы материалистической точки зрения признают материальную субстанцию основой бытия. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя, тогда как духовное начало, сознание определяются как продукт и свойство высокоорганизованной материи какой является мозг. В философский период развития психологии  направления наивного материализма придерживались: Лаоцзы, Ван Чум, последователи школы локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур.

Соотношение материалистического и идеалистического воззрений, применяемого в практике подхода к научному знанию, отражено  в понятиях: монизм, дуализм, писхофизический параллелизм, плюрализм.

Монизм – точка зрения, согласно которой существует первооснова, составляющая сущность и психического, и физического в природе, в единстве мироустройства. Придерживаясь монистической точки зрения, ученые и философы занимают в своих рассуждениях о причинах сущего одну из позиций либо идеалистическую, либо материалистическую.

Дуализм – учение, согласно которому материальная и духовная субстанции являются равноправными началами. В наибольшей степени позиция дуализма характерна для философских воззрений Р. Декарта и И. Канта.

Р. Декарт отвергал существование единой субстанции, он говорил о том, что для души и для тела имеется два различных первоначала. Признав независимость тела и души, Р. Декарт столкнулся с необходимостью пояснить, как они сосуществуют в человеке в качестве единого целого. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. В этом взаимодействии тело влияет на душу, провоцируя в ней появление «страдательных состояний», как он говорил – «страстей». Страсти в его понимании представляли собой чувственные восприятия, представления и эмоции. Душа приводя тело в страдательные состояния, заставляла его как работать как машину и как машину изменять ход своего направления.

Г. В. Лейбниц придерживаясь дуалистических взглядов, отрицал положение Р. Декарта о возможности воздействия души на тело и тела на душу. Он считал, что душа и тело функционируют по разным законам, то есть независимы друг от друга, несмотря на то, что их действия создают впечатление об их взаимозависимом взаимодействии. Г. В. Лейбниц объяснял такой эффект божественной мудростью, проявляющейся в «предустановленной гармонии» между психическим и физическим. Душа и тело, являясь независимыми сущностями, ведут себя как запущенные с величайшей точностью пара часов, показывая одинаковое время, так, что создается полное впечатление их взаимодействия. Идея предустановленной гармонии получила название психофизического параллелизма.

Р. Декарт заложил основу еще одного направления в психологии – рационализм. Рационализм – учение, согласно которому всеобщность и необходимость являются логическими признаками достоверного знания, они не могут выводиться из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий присущих уму от рождения (теория врожденных идей Р. Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков – предрасположений ума. Опыт оказывает лишь стимулирующее действие для их появления. Данного философского воззрения придерживались в своих работах в VII веке – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц; в VIII веке – И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

В противоположность рацоналистическому направлению появились направления «сенсуализм» и «позитивизм».

Сенсуализм – учение, признающее ощущение как отражение объективной реальности, единственным источником познания. Сенсуализм может быть стороной познания при условии единства абстрактным мышлением. Сенсуалисты-материалисты: К. Гельвеций, Т. Гоббс, П. Гольбах, Л. Фейербах. Сенсуалисты, принимающие субъективный идеализм: Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Р. Авенариус, А. П. Богданов.

Этап развития ассоциативной психологии приходится на конец XVIII – середину XIX вв., в этот период появляется первая психологическая школа – ассоциативная, предметом изучения которой являются сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств, и поведение (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Д. Юм). Термин «ассоцианизм» был введен Дж. Локком, тогда как само понятие об ассоциативных связях, то есть связях между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, использовалось еще Аристотелем, сформулировавшим и первые законы ассоциаций. Так, Аристотель говорил о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктами ассоциации. В этот же период в психологию привносится «метод проб и ошибок» и появляется концепция адаптационной функции психики Ч. Дарвина.

Позитивизм – направление, утверждавшее единственным источником истинного, подлинного знания, могут быть лишь конкретные эмпирические науки. Позитивисты отрицали познавательную ценность философского исследования. Философия как наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления стал Огюст Конт (1798-1857), который ввел этот термин в 30е гг. XIX века.

В середине XIX века направление позитивизма поддерживали – французский медик и анатом А. Литре, немецкий математик П. Лаффитт, британский экономист, социолог, философ Дж. Милль, английский социолог, философ, развивавший идею эволюционизма Г. Спенсер; в конце XIX века – австрийский философ и теоретик науки, физик и физиолог, Э. Мах, швейцарский философ Р. Авенариус. В этот период, называемым в истории этапом экспериментальной психологии (середина XIX в. – начало XX в.), психология приобретает статус самостоятельной науки. В. Вундт в 1859 году открывает в Лейпцигском университете первую экспериментальную лабораторию, после чего практика открытия экспериментальных лабораторий распространяется по всему цивилизованному миру, в лабораториях исследуются элементарные психические процессы, их связи и законы. Появляются первые тесты (А. Бине).

В начале XX века был отмечен этап развития неопозитивизма, поддержанный учеными – немецко-американским философом Р. Карнап, английскими философами А. Айер и Б. Расселом, австрийским философом Л. Витгенштейн, американским специалистом в области нейробиологии мозга Дж. Остином.

После того как В. Дильтей в работе «Описательная психология» 1894 года разделил все научные дисциплины на науки о природе и науки о духе, первые из которых нацелены на объяснение своего предмета, а вторые – на его понимание, место психологии стало одним из слагаемых ее методологического понимания, в котором «духовное» начало все более вытесняет «природное». Вопрос о том, относится ли психология к естественным или гуманитарным наукам и, соответственно, что должно являться ее методологией, был весьма важен для понимания и разработки учеными того времени. Анализируя развитие научного знания в области психологии, можно видеть, что исключительность и ценность ее в качестве научного знания заключается в межпредметном характере ее тематических разработок. Экспериментальную основу и подход к обработке материала психология берет у естествознания. Из философии черпает подход к анализу становления мировоззрения, вопросов нравственного развития, основанного на интериоризации ценностей, к порядку интерпретации материала и принимает, выработанные на протяжении веков философские методологические принципы. Поэтому психологию принято называть естественно-научной дисциплиной по методам исследования и гуманитарной по своему содержанию.

Этап методологического кризиса в психологии в 1910 – 1930-е годы характеризуется появлением нескольких предметов изучения в психологии, возникновением различных подходов, формированием и развитием школ, а также выделением различных отраслей внутри психологического знания - обучения, профессиональной деятельности, управленческой деятельности и др.

Такое многообразие взглядов учеными-психологами этого периода переживалось как кризис молодой, прошедшей на тот момент сравнительно небольшой путь становления и начинающей все более активно развиваться, науки. Современными историками психологии этот временной отрезок рассматривается как этап расцвета психологического знания, заложившего фундамент для дальнейшего развития системного психологического знания. В этот период появляются: первые теории и концепции личности; теории научения; развивающего обучения; первые экспериментальные исследования познавательных процессов; экспериментальное изучение личности и др.

В исследование личности вводятся новые парадигмы культуры и социального окружения. Французская социологическая школа, представленная работами Г. Штейнталя и М. Лацаруса, начинает свое активное развитие благодаря работам антропологов и этнологов. Французский исследователь Л. Леви-Брюль отрицает, существовавший в науке постулат об одинаковости мышления всех народов, и вводит концепцию дологического (мистического) и логического (современного) типов мышления, параллельно присутствующих в сообществе людей разных культур. Американский антрополог М. Мид на базе большого практического материала, доказала, что социализация на тот момент считавшихся отсталыми народов возможна. И что отсталость это не физиологическая для них составляющая, а лишь образовательно-воспитательная запущенность.

З. Фрейдом подробно разрабатывается психоаналитическая теория и метод психоанализа, способствующие лечению психических расстройств, которые ранее считались необратимыми заболеваниями.

Первые проективные тесты появляются благодаря соединению интуиции и научного знания учеными: швейцарским психиатром и психологом Г. Роршахом и швейцарским психологом М. Люшером. Г. Роршах предложил проводить исследование личности с применением разработанной им в 1921 году методики, получившей название «Пятна Роршаха», он же ввел в научное употребление термин «психодиагностика». М. Люшер защитил докторскую диссертацию на тему «Философская антропология, психология и культура», во всем мире известен как разработчик проективной методики исследования эмоциональных состояний человека. Методика позволяет работать не только как диагностика в целях консультирования клиента, но ее так же активно используют маркетологи, применяя цветовую гамму в целях увеличения продаж.

Социокультурная значимость его творчества ученого помимо критерия его личного вклада в науку, оценивается и по критерию создания им научной школы.

М. Н. Шатерников - ближайший ученик И. М. Сеченова, - говорил о его роли в науке, о том, что в качестве главной заслуги И. М. Сеченова необходимо отметить то, как он с огромным успехом сумел привлечь молодежь к самостоятельной разработке научных вопросов и тем положил начало русской физиологической школе. Таким образом, М. Н. Шатерниковым подчеркивается деятельность И. М. Сеченова как учителя, сформировавшего у тех, кому посчастливилось пройти его школу (на лекциях и в лаборатории), умения самостоятельно разрабатывать свои проекты, отличные от его собственных.

И. М. Сеченов, как основоположник физиологии и объективной психологии в России, создал не только научно-образовательную школу, в один из периодов своей работы он руководил группой учеников, образовавших школу как исследовательскую группу. Такого типа школа представляет особый интерес для анализа процесса научного творчества, так как именно в этих обстоятельствах обнаруживается решающее значение исследовательской программы в управлении этим процессом. Создание программы исследовательской деятельности является огромной заслугой и величайшим творением личности ученого. В ней отражается результат, который в случае ее успешного исполнения будет представлен человечеству в образе открытия, позволяющего вписать имя автора в историческую книгу научных достижений. Разработка программ исследования предполагает осознание ее автором проблемной ситуации, созданной логикой развития науки и наличием орудий, оперируя которыми, можно найти решение.

Этап развития психологических школ 1940 – 1960-х гг. В это время К. Роджерсом создается гуманистическое, а В. Франклом экзистенциальное направления в психологии. Предмет психологии в этих направлениях связан с внутренней сущностью личности самих ученых, переживших сложные периоды своего жизненного пути, после чего ими были сформулированы личностно-значимые идеи, заинтересовавшие большое число людей в мировом сообществе. Под руководством Ж. Пиаже начинает развиваться направления генетической и когнитивной психологии, предметы изучения которых связаны с познавательными процессами, развитием психических функций, сознания, интеллекта, этапами переработки информации. Появляются опросники, первые экспериментальные методы изучения интеллекта (Г. Айзенк, В. Векслер). Развиваются и совершенствуются психотерапевтические технологии.

Этап развития современной психологии (с 1970-х гг. по настоящее время). Основная тенденция современной психологии – стремление к объединению и синтезу достижений различных школ. Для этого периода характерно развитие предмета психологии в рамках определенных психологических школ, совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик. Каждые пять лет система психологической науки пополняется новой прикладной отраслью психологии, например, психология миграционных процессов, акмеология, психология экстремальных ситуаций. Расширяется тенденция к созданию междисциплинарных областей знания на стыке психологии с другими науками, среди которых современная социальная психофизиология и психогенетика.

Психологическая наука никогда не стояла в стороне от проблем, в которые погружалось общество. И современное общество не лишено проблем, способ решения которых рассматривает и разрабатывает сообщество ученых-психологов. По общепринятым оценкам специалистов, в настоящее время перед человечеством стоит несколько глобальных проблем, таких как: нарушение экологии; учащение техногенных и природных катастроф; вторжение исследований в область генетики человека посредством биотехнологии и биоинженерии; проблема всеобщей информатизации; возрастание экстремизма. В связи с этим возникают новые исследовательские отрасли психологии:

- развивающие методологию формирования экологического сознания; выстраивающие перспективы анализа генных основ психологических характеристик;

- разрабатывающие новые реабилитационные технологии в экстремальных ситуациях;

- решающие проблемы эргономической безопасности и взаимодействия с виртуальной средой;

- исследующие духовно-нравственные проблемы формирования личности в современном обществе.

Научные школы – исследовательская группа или направление в науке, – не являются изолированными образованиями. Они входят в научное сообщество эпохи, которое сплочено своими нормами и принципами. Иногда эту сплоченность обозначают термином «парадигма» - образец, правило, пример, который указывает на те задачи и методы их решения, которые сообщество ученых считает обязательными для всех, кто в него входит. Парадигма объединяет когнитивное и социальное в деятельности. На нее ориентируется в своей деятельности ученый, хотя он и не является простым исполнителем тех правил, которые она предписывает.

Изучение личностных качеств самого ученого позволяет проникнуть в лабораторию творчества, проследить происхождение и развитие новых замыслов и идей.

 

Список литературы:

  1. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан. – Москва : Академический Проект : Фонд «Мир», 2005. – 576 с.
  2. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2004 - 544 с.
  3. Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней / П. Саугстад. – Самара : Издательский Дом «Барах-М», 2008. – 544 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.