Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2020 г.)
Наука: Психология
Секция: Гендерная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Сегодня повсеместно мы наблюдаем примеры гендерных искажений: в ряде стран легализованы однополые браки; все больше на второй план отходят традиционные «мать» и «отец», вместо них сторонники легализации однополых браков используют «родитель номер 1» и «родитель номер 2». Если еще 30 лет назад люди c нетрадиционной ориентацией скрывали свои наклонности, сегодня же знаменитости открыто говорят о своих однополых союзах (музыканты Элтон Джон, Джордж Майкл, Рикки Мартин, итальянские дизайнеры Стефано Габбано и Доменико Дольче, и другие).
И в нашей стране мы видим проявление таких тенденций: попытки придать легитимность однополому браку, заключенному за рубежом [5], активная пропаганда однополых отношений.
В этом контексте особую важность и актуальность приобретают психологические исследования гендерной проблематики, проблем понимания процессов идентификации и трансгенерационных факторов, которые играют роль при выборе половой идентификации, гендерной роли.
Активисты, поощряющие однополые союзы, популяризацию нетрадиционной ориентации, не учитывают, что в своем развитии индивид должен пройти фундаментальные процессы структурирования личности, которые затем образуют создание базисной структуры Собственного Я ребенка. Эти базисные структуры включают в себя процесс расширения репрезентационного мира ребенка, что затем позволяет ему воспринимать себя и объект более дифференцированными, независимыми индивидами с собственным, отличным от другого миром, а также интеграцией различных функциональных способностей. Успешное прохождение стадий психосексуального развития, в процессе сепарации – индивидуации, открытие «женского» и «мужского» [10] приводит к формированию психики, функционирующей на генитальном уровне, что означает способность индивида к принятию собственной идентичности, разницы полов и поколений, а также способности устанавливать отношения с целостным объектом.
В случае патологии идет задержка и нарушение в этом процессе структурообразующих идентификаций, что приводит к формированию дефицитарности и искажениям в психической структуре, оставляя ребенка в позиции зависимости от функциональных услуг ухаживающего объекта, а также не дает возможности достижения константности Я и объектов[2].
Термин «гендер» изначально заимствовали из лингвистики c целью обозначить различия между биологическим (совокупность физических и морфологических особенностей) и социальным (ориентированным с самого начала на пол) развитием.
Задачей введения понятия гендер ( англ. - род ), или социальный пол было закрепление в языке устоявшейся идеи о том, что социальные особенности полов определяют исторические и этнокультурные условия, соответственно, биологический пол (sex) не предполагает естественности, заданности тех или иных ролей мужчин и женщин.
Термин «гендер» позволяет говорить о том, что в дополнение к биологической основе существуют социально-детерминированные представления о мужчинах и женщинах, оказывающие большое влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, мужчины и женщины.
Содержание понятий «быть мужчиной» и «быть женщиной» меняется вместе со сменой поколений, различается в зависимости от расовых, этнических, религиозных групп, социальных слоев. Свидетельство этому можно найти в исторических и этнографических исследованиях.
Так И.С. Кон пишет о книге французской исследовательницы Элизабет Банистер, в которой собраны свидетельства того, что материнский инстинкт — миф, присущий лишь определенной стадии развития общества: «Мы не обнаружили никакого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, ее истории и от Истории» [3].
Краткий экскурс в историю позволяет сделать вывод о том, что в первобытном обществе ребенок принадлежал не родителям, а всей родственной группе.
Раннеклассовое общество характеризует широкое распространение института «воспитательства», когда дети, иногда сразу после рождения, передавались в чужую семью и до определенного возраста даже не знали, кто их биологические родители. Данные факты выступают за культурно-историческое представление о женственности - мужественности.
Проблема полоролевой социализации, включающая в себя процессы формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология и медицина. Основные понятия, характерные для данной тематики: «гендерная идентичность» и «гендерная роль», «гендерные стереотипы».
Гендерная идентичность является частью самосознания, описывающей переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я.
В любом обществе подразумевается, что разнополые дети будут вести себя по-разному, а потому и общение c ними различается. Начинается все c момента рождения, когда на основе гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол, который и задает направление, в котором следует воспитывать ребенка.
Таким образом, гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки.
Гендерная роль подразумевает дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры их существование обусловлено определенной половой символикой и гендерными стереотипами маскулинности и фемининности.
Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».
Все гендерные стереотипы можно объединить в три группы.
Первая группа – стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. Подавляющее большинство обычных людей абсолютизируют психофизиологические и социальные различия полов, приписывая маскулинности активно-творческое, а фемининности – пассивно-репродуктивное начало.
Вторая группа стереотипов – семейные и профессиональные роли, «соответствующие» полу. Женщинам приписывают главенство семейных ролей (мать, хозяйка), мужчинам – профессиональные. Соответственно, мужчин в первую очередь оценивают по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи, детей.
Третья группа гендерных стереотипов характеризуется различиями в содержании труда: женщины традиционно заняты в экспрессивной сфере деятельности c преобладающим исполнительским и обслуживающим трудом. Мужчины — в инструментальной области, c главенствующим творческим, созидательным руководящим трудом. Широкое распространение этот стереотип получил благодаря концепции «естественной взаимодополняемости полов» Т.Парсонса и Р.Бейлза [3].
Гендерным стереотипам присуща жизнестойкость и прочная укорененность в сознании подавляющего большинства людей c последующим их воспроизводством из поколения в поколение. Наиболее популярные стереотипы усваиваются c детства, когда особенно высоко влияние основных институтов социализации: родители, сестры, братья, сверстники, школа, средства массовой информации.
В психологии сложилось несколько основных подходов к изучению механизмов полоролевой социализации, особенностей формирования полоролевых предпочтений и некоторых типичных для пола личностных характеристик: традиционная психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория идентификации, теория когнитивного развития, «новая психология пола».
Сторонники психоаналитической концепции признают, что мужская и женские модели поведения диаметрально противоположны по своим качествам. Типичному мужскому поведению присущи активность, агрессивность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность, женскому – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность.
З.Фрейд полагал, что гармоничное развитие личности возможно только в тех случаях, когда она следует выше обозначенным моделям, без нарушения ее (личности) половой идентификации. Основным фактором в процессе полоролевой социализации считается идентификация ребенка с родителем одного с ним пола, а также, преодоление специфических конфликтов, главный из которых – «Эдипов комплекс» (у мальчиков) и «комплекс Электры». Согласно этой теории, мальчикам сложнее разрешить «Эдипов» конфликт, так как это предполагает разрыв первичной идентификации мальчика с матерью. При нормальном развитии мать, включая в диаду мать-младенец третьего-отца, позволяет ребенку сформировать свой собственный мир психических представлений и развивать пространство, в которое можно будет в дальнейшем интегрировать представление о родителях как о супружеской паре.
При патологии отец, то есть третий, радикально исключен, аннулирован, форклюзирован из желаний матери. На практике это такие матери, которые используют мужчину как частичный объект, то есть его семя, обесценивая его как личность и аннигилируя отношения с ним, таким образом, атакуя пару.
Такая мать, не принимает естественные процессы сепарации, что исключает развитие внутрипсихического пространства ребенка, порождая симбиотический психоз [2].
Сторонники теории научения особое внимание уделяют приобретению половой роли, типичного для пола. Именно после ее усвоения у ребенка возникает половая идентичность. Данная теория берет за основу модифицированный принцип бихевиоризма – принцип обусловливания.
Таким образом, заключают представители данной теории, полоролевое поведение ребенка зависит от родительских моделей и от подкреплений, даваемых поведению ребенка родителями: положительных – за соответствующее полу поведение, и отрицательных – за противоположное.
Альберт Бандура считает, что родители начинают « тренировать» ребенка задолго до того, чем сам ребенок способен наблюдать и различать модели обоих полов [7].
Ролевая дифференциация начинается сразу после рождения и подкрепляется каждый день: разные цвета одежды, выбор имени, различные набор игрушек – родители четко указывают пол ребенка как ему самому, так и окружающим.
Концепция «идентификации» — вариация вышеназванной теории социального научения, уходит своими корнями в психоанализ. При этом сторонники теории «идентификации» считают, что некоторые модели поведения не могут быть объяснены c позиции теории социального научения, так как приобретаются спонтанно, без тренировки или подкрепления.
Дж. Каган утверждает, научение идет через идентификацию посредством наблюдения, но имеет свои отличия:
1. при идентификации усваиваются не дискретные акты поведения, а комплексный интегрированный образец поведения;
2. идентификация происходит спонтанно без всякого подкрепления;
3. поведение, приобретенное в процессе идентификации довольно стабильно;
4. идентификация основывается на интимной личной связи с моделью научения [9].
Когнитивно-генетическая теория уделяет особое внимание формированию половой идентичности ребенка через интерпретацию им отношений с окружающими. По мнению сторонников теории, сначала ребенок усваивает половую идентичность, а затем учится вести себя соответственно полу. То есть ролевая дифференциация является следствием усвоения когнитивных структур.
Л. Кольберг предполагает, что основы полоролевых установок формируются не биологическими инстинктами и непроизвольными нормами культуры, но теми сознательными и бессознательными паттернами, которые ребенок вынес из своей семьи [4].
Таким образом, первый этап в процессе усвоения половой роли — самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. На следующем этапе ребенок оценивает позитивно те вещи, действия, формы поведения, которые связаны с его половой ролью. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает в нем положительные чувства, так происходит процесс самоидентификации.
В раннем развитии половой роли выделяются три процесса: 1. Ребенок узнает, что существует два пола; 2. Он включает себя в одну из двух категорий; З. На основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.
По мнению сторонников данной теории, для усвоения гендерной роли особое значение имеют полоролевые стереотипы, функционирующие как схемы, организующие и структурирующие соответствующую информацию.
Таким образом, полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивный процесс, способствующий обретению половой идентичности. Что противоречит мнению авторов, считающих, полоролевые стереотипы вредными, так как они слишком упрощают ощущение реальности и ограничивают развитие личности. Потому что человек, усвоивший стереотипную роль мужчины или женщины, значительно обедняет свое сознание и поведение. Это приводит к формированию в психике диффузной идентичности с путаницей полов и поколений.
В когнитивно-генетической теории подчеркивается тот факт, что основные формы познавательной организации с возрастом изменяются. Кристаллизация первичной половой идентичности происходит в возрасте между двумя и семью годами. Ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем открывает неизменность пола во времени, и, наконец, у него возникает понимание констатации пола. Половая типизация происходит у детей только тогда, когда они осознают необратимость своей половой принадлежности. Но половая дифференциация поведения начинается у детей гораздо раньше, чем складывается устойчивая половая идентичность.
Наличие ранних половых различий обуславливается усваиванием сознательный и бессознательный паттернов в истории своей семьи и тем, что родители передают им как «психический мандат», четко простроенный в играх и литературе, сказках и фильмах паттерн разницы гендерных ролей и понимание разницы поколений [1].
«Новая психология пола» сформировалась на западе в 70-е годы. Главная идея теории – основное значение в формировании психологического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества.
Дж. Стоккард и М. Джонсон придерживаются мнения, но главенствует психологический пол, усваиваемый прижизненно и формирующийся под давлением классовых, этнических, расовых половых ролей и сопутствующих им социальных ожиданий.
Социальные требования настолько категоричны при определении схемы половых реакций, что не теряют своего значения даже в тех ситуациях, когда половая принадлежность не играет никакой роли.
Возникновение «новой психологии пола» стало возможным после публикации исследований, опровергающих основные положения традиционных исследований. Это:
- работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий;
- исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших могущество эффекта социализации;
- концепция андрогинии С. Бем, показавшая несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и фемининности.
Е. Маккоби и К. Джеклин, проанализировали 1600 исследований, в которых изучались психологические половые различия, и пришли к выводу, что фундаментальные врожденные различия в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались (например, активность, конкурентность, способность к творческой деятельности как черты, присущие мужчинам, и пассивность, эмоциональность, зависимость, как черты, в большей мере, присущие женщинам), отсутствуют.
Дж. Мани и А. Эрхард исследовали гермафродитизм – врожденное состояние неопределенности, двойственности репродуктивной системы организма (прежде всего наружных половых органов), когда однозначное определение пола как мужского или женского невозможно либо затруднительно [4].
Эксперименты с гермафродитами привели к корректировке понимания биологического пола. Исследуя группу гермафродитов с генетическими мужскими половыми признаками, ученые разделили детей на пары. Каждый ребенок из пары перенес операцию и гормональную терапию: один стал ребенком мужского пола, другой – женского. Соответственного их воспитывали как мальчика и девочку.
Дети, воспитанные как мальчики, усвоили традиционные мужские роли и женились на женщинах; дети, воспитанные как девочки, выросли, осознавая себя женщинами, их дальнейшая жизнь и сексуальный опыт соответствовали возрастным нормам.
С. Бем [8] предложила концепцию психологической андрогинии, что внесло существенные изменения в представления о маскулинности и фемининности.
Андрогиния обозначает людей, которые успешно сочетают в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества, что позволяет индивидам меньше придерживаться половых ролей и присущих им нормам и правилам, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.
Андрогинного субъекта отличает более богатая вариативность полоролевого поведения, в отличие от приверженцев стереотипов или недифференцированных личностей.
Если раньше считалось, что маскулинные и фемининные черты строго дихотомические, взаимоисключающие, то со временем распространилась идея совокупности маскулинно-фемининных свойств. Например, сила и энергичность мужчины не предполагала обязательной грубости и агрессии, а женская конформность не шла рука об руку c пассивностью.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Понятие гендера – это сложный социальный конструкт, основанный на продуцируемых обществом полоролевых различий, ментальных и эмоциональных характеристиках.
Гендерные различия формируются через социализацию, воспитывающую разные навыки и качества, разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли, стереотипы. В таком ключе понятия мужчины и женщины сводятся к выполнению предписанной обществом половой роли и соответствию определенным стандартам.
Стереотипы и стандарты полоролевого поведения не являются константой – идет смешивание мужских и женских ролей, отход от современных традиций.
Список литературы:
- Евсеева М.Л., Чибис В.О. Психоаналитический взгляд на роль матери и отца при формировании нормы и патологии в процессе развития // Психическое здоровье. – 2010. - № 12. – С. 75.
- Евсеева М.Л. Некоторые специфические аспекты формирования половой идентичности//Психическое здоровье – 2012.- №8. С. 69-75.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. – С. 336.
- Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М: Изд. МГУ, 1977.
- Чем закончилась попытка зарегистрировать однополый брак в Москве /Сайт BBC NEWS/русская служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/news-42839472 (дата обращения: 13.12.2020).
- Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Наука, 1976.
- Bandura A, Wolters R, 1965.
- Bern S. Sex role adaptabiliti one consequence of psychological androginy Y. of Pers. And soc. Psychol. – 1975.
- Kagan Y., Mussen P.H. Essentials of child development and personality. - New York.: Harper row, 1980.
- Spitz, Rene F. The psychologenic diseases in infancy. Psychoanal. Stud. Child 6:255, 1951; Spitz, Rene A., The First Year of Life. New York: International Universities Press, 1965.
дипломов
Оставить комментарий